Рыбачий. Часть 1. Через перевал

Сентябрь перевалил за свою половину, когда мы собрались отправиться на п/о Рыбачий поохотиться и запастись золотым корнем. В Заполярье это то время, когда природа собирается лечь под снег на долгих 9 месяцев. В 20-х числах сентября земля покроется сначала тонкой снежной накидкой, которая уже не стает, а будет с каждым днём становиться всё выше и выше, говоря о том, что пришла полярная зима. Но пока природа была в ожидании снега, на фоне пожухлой травы и тёмных стволов деревьев, белые куропатки выдавали себя своей безукоризненной белизной. Они целыми стаями разгуливали по лесам, наслаждаясь подмороженной брусникой.

Но наша цель - Рыбачий. Выезд запланировали на 23 сентября. Для поездки подготовили ЗИЛ-131 с кунгом (будка), водителем вызвался ехать зампотех дивизиона Володя. В день отъезда стояло сухое ненастье, это когда небо подёрнуто тучками, которые клятвенно заверяют, что из них не прольётся ни единой капельки дождя. Иногда, сквозь разрывы туч, солнце, вырвавшееся на свободу, заливало всё окрест ярким светом, до боли слепя глаза, т.к. его лучи шли почти параллельно земле, ведь в это время года оно невысоко приподнималось над горизонтом.

Я и п/п-к Олейник (или просто Михалыч) сели в кабину, а остальные участники экспедиции – в кунг. Съехав с трассы, попадаешь в условия, когда Кэмел-трофи покажутся незатейливой детской забавой. Я до сих пор, пройдя этот маршрут на ЗИЛ-131, удивляюсь тому, как там умудрялись проскакивать на "москвичах"! Водные преграды чередовались разливами чёрной жирной грязи. А так же складывалось впечатление, что эту дорогу долго и упорно бомбили, т.к. ямы-воронки чередовались с завидным постоянством через каждые 200-300 метров. И любая из этих ям-воронок грозила тем, что в ней можно было остаться надолго, дожидаясь помощи извне.

Первая остановка вынужденная, по требованию часового-матроса, который охранял территорию склада морских мин. Через территорию склада пролегал участок дороги на перевал. Решив по телефону с начальником караула  вопрос о нашем пропуске, мы могли следовать дальше, но решили перекурить, заодно, дав возможность немного остыть двигателю, контрольная стрелка датчика температуры которого стремилась к критической отметке, а впереди начинался перевал........

Когда-то эту дорогу проложили монахи, но за год до войны по ней прошёл первый советский танк, установив тем самым постоянное сухопутное сообщение с "Большой землёй" (существовал и другой путь - морем). Во время войны эта дорога была занята немцами, которые усовершенствовали и улучшили её. Она была идеальна, но, впоследствии, её взорвали и до нас дошли только иногда видимые фрагменты и придания. Позже появилось "направление" на Рыбачий, которое мы как раз заканчивали преодолевать, выходя на перевал......

Отрезок пути через склад морских мин и подножие перевала прошли довольно ходко. Была небольшая задержка, когда помогли водителю "москвича", возвращающемуся с Рыбачьего, выбраться из грязевой ловушки. Движение по перевалу только одностороннее. По краям дороги камни, обрывчики, которые делают разъезд со встречной машиной делом, практически, неразрешимым или довольно затяжным по времени. Правда, для таких случаев, на значительном удалении друг от друга предусмотрены "карманы", но остроты вопроса по разъезду, они не снимают.

И вот оно первое настоящее испытание нервной системы, особенно водителя. Я очень сожалею, что не взял с собой ф/аппарат, чтобы запечатлеть всё Величие и Красоту открывающейся панорамы. Мы остановились в "кармане" перед участком дороги, которая была высечена в монолите скалы и узка настолько, что по проезду по ней тягача МТЛ, одна из его гусениц нависала над пропастью несколькими сантиметрами. Внизу виднелись контейнера, рамы машин, которые когда-то срывались с этого карниза и, являлись молчаливым напоминанием всем водителям о коварности и опасности этого участка, заставляя быть их максимально собранными и внимательными. По кунгу ширина машины как раз сравнивалась с шириной дороги. Особенность этого места заключалась и в том, что дорога делала небольшой изгиб, что исключало возможность знать о встречной машине. О разъезде на карнизе, естественно и речи быть не могло, а сдавать задом....сами понимаете, чревато. Поэтому, один из нас пошёл на другую сторону карниза; его выстрел из ружья означал, что путь свободен и можно начинать движение.

Володя предложил всем покинуть машину, чтобы в случае чего.... . В его словах был здравый смысл, но мы приняли прямо-противоположное решение - ехать всем вместе, что накладывало на "рулевого" дополнительную ответственность за свою и наши жизни.

Покинув "карман", выехали на карниз и медленно, словно ощупывая колёсами каждый сантиметр, двинулись вперёд. Скажу честно: сердце замерло. Справа отвесная скала, а слева – бездонная пропасть. Ощущение было таким, как бы Вы на самолёте заходите на посадку и, ещё где-то далеко под Вами земля, озёра... Об опасности уже не думаешь, т.к. всецело поглощен и очарован этим удивительнейшим сказочным видом!....

Дальше дорога чередовалась спусками и подъёмами, где главным действующим "лицом" выступают тормоза. Последний затяжной спуск, открывающий шикарную панораму на Мотовский залив, встретивший нас двумя разбитыми дизель-электростанциями, служившими раньше, по всей видимости, для подзарядки аккумуляторов подводных лодок, а может и нет.
Рядом с берегом одиноко стоял сторожевик и полное безлюдье и тишина, нарушаемая лёгким прибоем.

Весь перевал мы прошли часа за два. Первую ночёвку решили провести здесь же, съехав в сторону от дороги к старому разрушенному мосту.


Рецензии
Это Вы о Муста-тунтури?

Ольга Антохина   24.12.2012 19:17     Заявить о нарушении
Про него!)))
СВЕТ

Виктор Светозарский   05.03.2013 00:07   Заявить о нарушении
До чего же приятно,что ни говори, встретить земляка из соседней деревни! Надеюсь, Ваша дальнейшая жизнь сложилась удачно.

О.А.

Ольга Антохина   05.03.2013 09:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.