Дядя Павел

В 41-ом Павла, которому не было 18-ти лет, не взяли на войну: не призывный возраст.  Он вместе с другими сельчанами  рыл оборонительные окопы. Во время одного из налетов  был ранен в ногу осколком разорвавшейся бомбы,  и  ногу пришлось ампутировать. Павел освоил протез и не очень распространялся о своей инвалидности. На фронт он попал в 1943 году. Но расскажу все по-порядку.

Он  был  человеком широкой натуры, улыбался,  посверкивая  сбоку золотым зубом. Как сейчас помню: мы с сестрой и  папа со своим братом, Павлом отдыхаем на берегу речки. У нас с сестрой в руках  букеты огромных ромашек. Потом я видела дядю Павла на фотографиях, которые он присылал родителям. Однажды он приехал к нам в гости (мы жили тогда в Белоруссии).
Аня, жена Павла, работала медсестрой в больнице. Ее фотографии и сейчас висят на доске почета в больнице, где она проработала всю свою жизнь. Об этом мне рассказала  двоюродная сестра.

Немцы захватили Киев, потом родное село Мирополье. Несколько немцев  жили  в доме родителей. У Павла была ученая, дрессированная собака. И однажды, когда немцы поздно возвратились с вечеринки, она бросилась на них. Вскоре после этого немцы согнали жителей на площадь поселка. Самый младший брат, Сергей, испугавшись, стал убегать. Ему велели остановиться, а он не послушался, и был смертельно ранен. На глазах у Павла.

В 43-м наши войска победно вошли в Сумы, в Мирополье. Русские офицеры из разведроты снимали квартиру в доме  родителей Павла.   Молодому человеку  хотелось пойти на войну,  и он стал просить офицеров, чтобы они зачислили его в роту добровольцем. «А что ты умеешь делать?» - спросили его. – «Все!» - ответил он.  «Если добудешь бутыль самогона – зачислим!» - сказал офицер.  Побегал по селу туда-сюда – нашел! И Павел был зачислен пулеметчиком в разведроту. Молодой человек, что знал он о войне? В Брянских лесах, зимой, разведрота попала в немецкое окружение.
Держались три месяца. Когда закончились  все съестные припасы, начали резать коней. Вскоре не было  чего есть -  голодали: жевали кору деревьев, траву: чтобы работал желудок. К счастью, им повезло найти замаскированный погреб партизан: солонина, хлеб, зерно, мука, сахар.
Павел участвовал в боях за  освобождение Праги.  Был награжден медалью «За освобождение Праги» . Победу  встретил в Праге. Отбиваясь в засаде, потерял своего боевого друга: "Просвистел осколок... Я лежу живой, а друга убило. Чудом остался живым". На фото Павел с другом, у обоих одинаковые награды.
Недавно на сайте «Подвиг народа»  нашла:  Павел Кочура был представлен к ордену Славы  III  степени, имел медаль «За отвагу» и другие награды.
Когда пришли с войны, Павлу  было  20 лет, Дмитрию - 24, младшему их брату, Анатолию – 16. Люди жили впроголодь. Хозяйство облагалось большим налогом: поросенка держали и резали в погребе, чтобы не сдавать и чтобы никто не знал.  Если не платил налог – изымали скот.  Однажды вечером пришли за налогом,  стали ругать мать семейства за неуплату.
- Нечем платить, - сказала мама.
- Как это нечем? А ну, пошли в сарай, посмотрим!
Тут Павел, который затаился на печи, слез с нее и говорит:
- Куда?! Вы знаете, что я инвалид войны? - и спустил на них собаку, приговаривая: "Да я вас сейчас постреляю! Это все моё!" Словом, выгнал сборщиков податей, защитил мать. С той поры перестали приходить.
Было тяжело, но все понимали и знали: страну надо было поднимать из руин.
Павел имел два ордена Славы. За каждый орден  каждый месяц давали по 12 рублей.
На эти деньги можно было жить. Но впоследствии (в 1948 году) эти выплаты прекратили, ордена потеряли ценность. Павел пошел учиться на часовщика, шил обувь.
 Павел встретил и полюбил девушку, Аню: темноволосая, маленького росточка, она чем-то напоминала мне Эдит Пиаф. Аня работала медсестрой в больнице. Она и помогла Павлу исправить группу инвалидности с  третьей на  вторую, чтобы он мог пойти работать в шахту: рабочим-шахтерам неплохо платили. Понятно, никто не знал о его инвалидности. Однажды в забое сошла с рельсов вагонетка и стремительно стала двигаться на рабочих-забойщиков. Тогда Павел подставил ногу под колеса - все ахнули!  А он, улыбнувшись, успокоил всех, показав  протез ноги. Только тогда и узнали, что он инвалид.
Когда дядя Павел работал в шахте, ему предлагали вступить в партию, но он отказался. У него был бунтарский характер, он никому не подчинялся, мог выпить, подраться. «Митька у нас начальник, а я рабочий человек. Могу жить и без партии, я и без нее знаю, что мне делать. Родину и мать надо защищать, и я защищал, в первых рядах».
Аня,  любя Павла, приспосабливалась к его характеру.

Детей, к сожалению, бог им не дал, и они помогали племянникам, детям Дмитрия, очень хотели удочерить мою сестру. Да кто ж отдаст родное дитя! Разве погостить на каникулах.

Каждый год Павел, работая шахтером, получал отпуск и имел возможность отдыхать в санаториях Крыма. Всего, по его подсчетам, он побывал в домах отдыха 22 раза.
Однажды  Анна и Павел решили расстаться. Павел познакомился в санатории с женщиной, но потом вернулся к жене. Судьба.

Тетя Аня рано умерла: ей было всего 52: сахарный диабет. Видно, нелегкой была ее жизнь, как и жизнь всего поколения в целом. После смерти жены  Павел сильно запил, продал (читай: пропил) всю мебель, но потом одумался, пришел в себя. Что смотреть в окно из городской квартиры? Отдал свою благоустроенную квартиру в Донецке племяннице, а сам решил  жить в селе, на природе. Сначала приехал к родственникам в Сумы.
Узнав, что из Германии в Украину не нужна виза, мы с мужем  решили поехать на Украину. Как хотелось встретиться с дядей Павлом! Я уже предвкушала, как расспрошу, узнаю дорогие сердцу детали жизни дяди и его братьев! Приобрела красивый черный блокнот, с японскими иероглифами, означающими понятие «простота» - буду все записывать! И тут по эмейлу, накануне поездки,  пришло сообщение: дядя умер. Непроходимость кишечника, а на трубках он не хотел жить – выдергивал их. "Дети приедут", - говорил он.
Со слов племянницы, речь дяди живая, искренняя:
- Нелька, что это ты наварила? Один буряк! Голодовка, чи шо? !
Фасоль любил в борще. Бедные, несчастные, один буряк едят!  Знал бы, сало привез. Давай завтракать! Неси все, что надо для завтрака.
Павел   помогал  родным   убирать урожай, и все с шутками-прибаутками: они-то и помогли ему познакомиться с  Натальей. Она заинтересовалась, почему это соседка все смеется за работой, так и познакомились. Время спустя Павел и Наталья, как говорится,  сошлись и  прожили вместе 20 лет.
Наталья заходит во двор, открыв   калитку огорода, на котором растет кукуруза. По лицу женщины видно, что некогда она была хороша собой: тонколицая, застенчивые движения. Ныне трясущиеся от старости руки. Со слезами в голосе  она признается:
»Как тяжело стало одной...» И уже в доме, где пахнет летней жарой чем-то неизьяснимым,  говорит:" Не голый, не босый, мог бы еще пожить." Я спросила:
»Он говорил что-нибудь перед смертью?» - «Даже не балакав, и речи не вел. Говорил: Наталья, я хоть и умру, а до тебя все равно прийду.  Оттуда никто не возврашался. Говорил : мне плохо. Пекло внутри. Хотел холодной воды выпить. От операции отказался.
Из рассказа знакомого, знавшего Павла в последние годы его жизни в поселке Низы:
" В день получения пенсии - все знали - его встречали и просили денег. Давал. А еще, любил купаться: снимет протез, разгонится на одной ноге и - в воду!»
На встречу с дядей мы опоздали на две недели. Последние 20 лет он жил в поселке Низы, там и завещал похоронить себя.  Мы побывали на его еще свежей могиле. Налили ему, по обычаю, рюмку его любимой сливовки.
И хотя мне хотелось бы побывать в местном архиве, я понимала, что стоит жара,
 мы , все трое, устали и даже не предложила своим спутникам эту идею. Я подумала: «Вот приеду в следующий раз и тогда...» Кто же знал, что случится впоследствии на Украине и что встреча с ней будет далеко не скоро.

Павла похоронили в селе Низы, в котором он прожил  последние 20 лет и где завещал похоронить себя.
 
Низы

Побывав на Сумщине в поселке Низы,  узнала, что здесь жил, отдыхал и творил Петр Ильич Чайковский. Он написал в Низах отрывки из оперы «Вакула», первое действие «Опричников», создал главы из «Руководства по практическому изучению гармонии». Одна из улиц поселка названа его именем.
Петр Ильич так говорил о Низах: «Я очень люблю место, где нахожусь теперь. Это долина чудесной речки – Пселла. Она протекает рядом с домом, в саду, заросшем вековыми деревьями, очень старом и красиво распланированном… Здесь много прекрасных уголков».
Поселение  Низы основал казачий полковник Герасим Кондратьев, который основал и Сумы.
 В Низах  сохранилась усадьба, принадлежавшая некогда потомкам Герасима Кондратьева. Они были не так богаты, однако 5-ю -6-ю тысячами десятин владели. Николай Дмитриевич Кондратьев, как и Чайковский, закончил училище Правоведения в Петербурге, однако дружны они не были, знакомство было наглядным, более тесные отношения в училище у Петра Ильича сложились с поэтом Апухтиным. Представил Кондратьева и Чайковского друг другу Алексей Голицын.
После этого у молодых людей завязалась переписка, переросшая в многолетнюю дружбу. Первый раз Чайковский побывал здесь в 1871 году, и с тех пор приезжал сюда чуть ли не каждое лето. В семье Кондратьевых к Петру Ильичу относились со всей сердечностью. О самом Кондратьеве композитор писал: «У меня много приятелей, но таких, с которыми душу отводишь, как, например, с Кондратьевым, - совсем нет». В имении дорогому гостю выделили отдельный флигель, где поставили рояль, здесь Петр Ильич много работал. Видимо, прекрасный дом с садом прямо на берегу реки, будили в нем вдохновение.
Каждому из членов семьи  Кондратьева Чайковский посвятил музыкальное произведение: самому Кондратьеву – цикл пьес «Вечерние грезы», жене – «Салонный вальс», дочери Надежде - «Вальс-безделушку», а  гувернантке Надежды француженке Эмме Жентон был посвящен «Сентиментальный вальс».
Другие места на Украине, связанные с именем Петра Ильича Чайковского: в Каменке, где жила с мужем родная сестра композитора, и в имениях подруги Петра Ильича Надежды Филаретовны фон Мекк в Браилове (Винницкая область) и Копылове (Киевская область).


* Медали «За отвагу» и «За боевые заслуги» были учреждены 17 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР.
Первыми удостоились этих наград воины, сражавшиеся у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Медалью «За отвагу» в числе первых были награждены воины-пограничники Н. Е. Гуляев и Б. Ф. Григорьев за мужество и героизм, проявленные при охране государственной границы.
В годы Великой Отечественной войны медалью «За отвагу» было награждено свыше 4  миллионов воинов , а медалью «За боевые заслуги» более 3 миллионов воинов.

На фото Павел с боевым другом. Прага. 1945. Друг погиб.


Рецензии
Валя, прежде чем писать,посмотрела ещё раз на лица героев.
Долго жила в Германии, там таких благородных и добрых лиц не видела ни у кого.
Спасибо за рассказ о герое. Царствие Небесное и вечная память.
ПОКА МЫ ИХ ПОМНИМ, ОНИ ВСЕ ЖИВЫ!!!!!!
С уважением
Иралео

Ирина Склярова   24.02.2017 11:59     Заявить о нарушении
ПОКА МЫ ПОМНИМ, РОДНЫЕ НАШИ ЖИВЫ!
Вечная память!

Валентина Томашевская   24.02.2017 16:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.