Незаконченное

НЕЗАКОНЧЕННОЕ ОТ ФАБЕРЖЕ

* * *
Одна моя хорошая знакомая – человек очень интеллигентный и образованный, творческая натура – художник и реставратор по фарфору, неплохо знающая и ювелирное искусство, и историю - на любой вопрос о том или ином моменте истории, художественном экспонате, как и просто людской судьбе - частенько любит говорить, в переносном, конечно же, смысле: «Ну, это не Фаберже. Не Фаберже это!» В её эталонной обыденности - это слово, а вернее Имярек – наивысшая оценка и не только художественно-ювелирного мастерства, но и многого другого. Ну почему именно так, думается мне порой. Ну нельзя же всё и всех измерять именными мерками одного единственного мастера. И таковых немало на нашей памяти. Как и их работ. И действительно много. Но ведь и ассоциативно - именно это и только это имя связано с  подарочными пасхальными яйцами. Образчиками необыкновенной ювелирной красоты. И это действительно высочайшее искусство.

Но, мне как и ей поминается ныне совсем другая история. Хотя отчего же другая – ведь имя Фаберже, ни для кого не секрет,  зачастую связывалось и с царской семьей.То о чем хочу рассказать сегодня, я услыхала по радио. Не помню – кто и кого интервьюировал, но меня потряс этот репортаж.

Разговор зашел об одном из последних подарочных яиц Фаберже. Оно было заказано в 1917 году в честь выздоровления царевича Алексея. Кажется, оно предназначалось – Александре Федоровне. Да так ли это важно теперь – кому именно оно предназначалось сыну или его царственной матери.. Это могло быть очередным шедевром,  как - «Синее созвездие цесаревича». Небесная сфера - насышенно-голубого цвета, а вернее будет сказать – синий шар, покоится на непрозрачно-белом облаке из горного хрусталя. Гравировкой нанесены положения звезд к моменту рождения Алексея. Планировались еще и часы, и бриллиантовые звезды. Но, то ли они не были сделаны, то ли пропали - неизвестно куда, в общим их нет.
Подарочное «Созвездие» незакончено мастером и потому не было и подарено.  Стремительность революционного времени хаотично вырвала из этих замыслов дарения - не только драгоценные изыски, но и самое понятие неприкосновенности жизни.
Пески небытия поглотили и заготовки подарочного яйца Фаберже. И только в 2001 году детали этого  ювелирного полуфабриката почти, что случайно отыскались в фондах минералогического музея   - куда попали, возможно, именно из-за недостаточности ценовой стоимости поделочного материала – синего стекла и хрустальной подставки.
В стране, где человеческая жизнь ничего не стоит, такие мелочи и вовсе не имели цены.
Остается только благодарить проведение и тех людей, что сумели сохранить эти удивительнейшие ювелирные фрагменты – в осколках нашей общей с вами и индивидуально-личной драмы - людей давно минувшего века. Небесно-синим отблеском этой самой сферы на белоснежном хрустальном облаке… радостно-былого величия… отцовских надежд и материнских чаяний – сгинувших в горниле бездумно-кровавых, страшных  годин.

Голубая сфера-
В облаке хрустальном,
Звезд несчетна мера-
Символов ментальных.

Было бы все в радость -
Но бедою стало,
Как венцом страданий
Судьбы повенчала.

Отчего бездумье
Так карает строго,
Посягнув на святость -
Данную от Бога?

Господи всесильный,
Вразуми людей -
Жизнь дороже смерти,
Выше всех идей.

Но шагнув поспешно,
Закрывая дверь,
На контроль-погрешность
Бьют в живую цель.

У кровавой эры -
В мире не хрустальном,
Зла несчетна мера -
Символом печальным.



И напоследок добавлю:
возможно, я бы и не вспомнила о том именно сегодня – 17 июля, в день памяти невинно убиенных членов семьи российского царя Николая II, если бы в очередной раз не услышала возглас моей приятельницы. Делясь впечатлениями, какой-то виденной ею эпохиальности работ, она в порыве беседы с обычностью манер и пристрастия художественных оценок, воскликнула: «Это ли Фаберже?! Ну, не  Ф а б е р ж е -  э т о!» И подумалось, а ведь и вправду - что же такое «настоящий» и «ненастоящий» нарицательностью этого имени... в её философcки-критичном понятии исследователя истории искусства и людских судеб? Это глубина политической интриги в непреодолимости драматизма судеб? Или неординарность мастерства изобразительного ювелирного таланта. А может быть и то и другое, что для нас - современников, должно открываться в той или иной - авторской работе?
17.07.2009

История 1-я НЕЗАКОНЧЕННОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ, Людмила Солма, 2009







*) Примечание:
*Синий - темно-голубой (один из основных цветов, и он же символизирует - небо)
**чужое фото из Интернета: http://www.fmm.ru/faberge_egg/faberge_egg.html


Рецензии