Я слушаю первый концерт Чайковского...

      
        Я слушаю Первый концерт Чайковского для фортепьяно с оркестром. Я слушала его десятки раз "вживую" и в консерватории и в Концертном зале имени Чайковского. Я слушала его и с нашими и с зарубежными исполнителями в сопровождении самых лучших симфонических оркестров. Теперь я слушаю, а вернее смотрю на ДВД фильм "Играет Ван Клиберн".
        Я смотрю на пианиста из теперь такого для него далёкого 2009 года. Я любуюсь его юностью и мастерством. Меня трогает его романтизм и увлечённость игрой на инструменте, полная самоотдача. Никакого зала вокруг. Никого нет. Только он,Ван Клиберн, и фортепьяно. Нет, конечно ещё этот необъятный и такой понятный для всех концерт. Эта музыка, покоряюющая с первых тактов. Завораживающая в средней её части и такая оптимистичная в конце произведения, что слёзы выступают у меня на глазах от радости жизни ,от любви; от этого ледохода по реке, когда взламываются льдины и убегают куда то. Идёт Весна. Весна моей страны. Ван Клиберн играет Первый концерт Чайковского . Играет в 1958ом году. Он американец. Мы русские. Но и тогда и теперь, когда я смотрю фильм и слушаю великую музыку, ничто нас не разъединяет, а наоборот, мы становимся с Америкой ближе. Музыка может всё!


Рецензии
Глубокоуважаемая Грива!

Ваше восхищение Первым фортепианным концертом Петра Ильича Чайковского в исполнении Вана Клиберна можно понять.
Пластинок с этой записью в 1961 г. было продано более 1 000 000 экз. – событие, неведомое в мире классической музыки до того и – по сей день!

Вы поместили свою заметку в раздел «история и политика», утверждая, что «Музыка может всё!». В случае с Клиберном было, всё-таки, несколько иначе. В тот год ДОЛЖЕН был победить американец: в советско-американских отношениях витал дружественный «дух Кэмп-Дэвида».

Последующая исполнительская судьба В. Клиберна не была столь блестящей, как музыкальная судьба других победителей конкурса Чайковского по классу фортепиано. Владимир Ашкенази, Григорий Соколов, Владимир Крайнев, Андрей Гаврилов, Михаил Плетнёв и другие, по моему мнению, достигли большего.

Но, исполнение указанного Вами произведения удалось Клиберну особенно хорошо. Вы будете удивлены, однако я выскажу вот такое предположение о причине этого.
Вам в этой музыке слышится весна, ледоход. Другим – что-то иное. Транскрипция музыки текстом невозможна, скорее – размытыми в очертаниях образами.

ЧТО хотел выразить Чайковский в звуках (и между ними) и ЧТО вычитал в партитуре Клиберн – этого нам не узнать. Для меня интересно, что оба – и композитор и интерпретатор – оставались холодны к женщинам.
Не буду развивать свою мысль далее. Вы, уверен, поняли, ЧТО я хотел оттенить – эстафету особых чувств…

Ваш,

Согрива   12.09.2009 18:51     Заявить о нарушении
Да, конечно, я вас поняла.Но яоб этом не думаю и не хочу думать, потому что любовь, на мой взгляд, сама по себе неважно к мужчине или к женщине, не даёт творчеству того, что даёт любовь к жизни. Любовь к жизни -это высшая мера творческого человека. А любовь к кому то, зачастую к недостойному тебя человеку, не приносит особой пользы творчеству. Так вот. В Первом концерте Чайковского ячувствую его любовь к жизни, к весне.

Грива   12.09.2009 23:58   Заявить о нарушении