За русским Словечком отправимся в путь. Часть 8

СЛОГИЯ – Слог  и Я

«Словесность русская больна,
Лежит в истерике она…» А.С. Пушкин
Приятно вспомнить эти строки! Отчего же скорбью звучат эти строки?
Слово «словесность»  следует понимать как «пустословие, многословие». Но стоит вставить  всего одну букву «Т» и смысл меняется – словесТво – дар слова, велеречие (мудрость).
Чаще следовало бы нам заглядывать в  словари,  а такие были и есть,  только навязывают нам не те, словно затуманивают пеленою смысл слов, искажая их содержание.
Даже словарь Даля  изменился не в лучшую сторону, что привело к нарушению авторских прав его создателя, а главное – истолкование стало современным.  Больно и обидно, что нет возможности прикоснуться к подлинникам.  Патриархия выпускает подобную литературу, что отрадно.  Но даже верующие, вместо того, чтобы научиться читать на церковнославянском языке, сетуют  на трудности, а взамен получают плохой извращенный перевод  многословных толкователей в современной редакции.
С большим удовольствием и трепетным волнением читаю толкование слов из словаря Григория Дьяченко.
Слова имеют разъяснения  таким образом, что имеешь возможность совершить путешествие в историю, событий и восприятия жизни людьми, благодаря которым, мы имеем «языки», живые собеседники нашего понимания и общения. Именно такое отношение к слову, даёт нам пищу уму и наущению мудрости.

***Всем известное выражение: «намотай себе на ус», можно представить в древнем виде, что, не меняя смысла, представляет перед нами более глубокое толкование.
На потай (спрячь, тайно) се (себе) бе (бытность свою)   уз (узы – препятствия, уроки, наущение).

***Выражение, такое знакомое всем: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Но можно, обратившись к древним людям, получить совсем другое, более подходящее толкование:
Благие намерения в немощи ада.  Ад немощен, а не Благо.
***Современные дети получают неверное воспитание словом. Изучение  азбуки, привязанное к восприятию слова от начальной, графически изображённого символа буквы,  приносит вред смыслу, который кроется в корневой системе образования слов.  Детей следует учить слышать речь, а не механически запоминать слова.
Слогiя = буквы  (Рукоп.  собрание гр.Румянцева, № 154,323)
«В  начале  бе Слово (логос) …..», - так начинает своё богословесТвование  Богомудрый Иоанн.
При чтении этих слов, возникает вопрос:
какой смысл, какое понятие соединяется с образом выражения Слово, и почему оно употреблено к лицу Божескому?
Златоуст пишет: «Поелику рождение Сына есть рождение беЗпресТрастное, поэтому евангелист и именует  Его Словом, дабы для того, что есть в тебе, научит тебя тому, что превышает тебя. Как ум, рождающий слов, рождает без болезни, не разделяется, не истощается и не подвергается
чему-нибудь  бываемому  в телах: так и Божественное рождение беЗстрастно, неизреченно, непостижимо, и чудо деления».
«Как ум никогда не бывает без слова, так Отец и Бог не был без Сына», - учит Феофилакт.

***Возникновение споров, а на старославянском «словококоторие» - словопрение. Пресловутый «договор» -  имел другое значение: «словоположение»
.Изучать слова интересно и полезно.


Рецензии