Автобус

Терек!
Если в Чеченской Республике, еще можно найти  людей, которым по той или иной причине неизвестно, что это название  реки,  то уж точно не нашлось бы никого, кто бы ни знал о  футбольной команде «Терек».  Если говорить про меня, то я знаю о существовании этой команды еще с  детства. Завидев почтальона, я бежал к нему навстречу, чтобы скорее  получить  свежий,  пахнущий типографской краской,  номер  газеты «Грозненский рабочий»  и нетерпеливо  просматривал  результаты футбольных матчей, радуясь за успехи    своей команды и огорчаясь, узнавая о поражениях.    Но тем самым «Тереком», удивившим футбольный мир,  эта команда стала только с недавнего времени.  Таким же мощным потоком, которым отличается одноименная река,   команда влилась  в футбольную элиту страны.

Отсутствие  собственного стадиона в первые годы возрождения футбольного клуба, а самое главное отсутствие столь необходимой поддержки зрителей в родных стенах, не  стала преградой  для «Терека». Хотя стоит отметить, что игры  этой команды  даже  в самых отдаленных уголках страны не обходились без   поддержки  болельщиков, преодолевавших  немалые расстояния, чтобы насладиться лицезрением футбольных баталий.  А если игра проходила в соседних регионах, то  здесь уж и говорить нечего.   Масса болельщиков из Чеченской Республики устремлялась туда, чтобы воочию увидеть в деле свою любимую команду.

Если мы начали говорить о расстояниях, которые приходилось преодолевать болельщикам, то самое время  поговорить  о том,  каким образом они преодолевались. В голове проносятся мысли о самолетах, машинах и поездах, но больше всех  вспоминается старый добрый автобус.  Если читатель  не забыл название этого рассказа, он не удивится тому, что дальше речь пойдет именно об  автобусе.   

Начнем с рассуждений  о том, что  представляет собой это транспортное средство.  Ни для кого не  секрет, что  автобус  вмещает в себя большое количество людей.   Когда садишься в этот транспорт  видишь множество незнакомых лиц,  иногда можно встретить своих знакомых. В автобусе  есть свои хорошие и плохие стороны.  Езда в нем, тем более  в городе с многочисленными автомобильными пробками, и столь же многочисленными затяжными  остановками - это достаточно скучное времяпровождение.  А все дело в том, что каждый человек в автобусе  думает о своем. Ему нет дела до остальных пассажиров, которым, кстати говоря,  тоже нет до него никакого дела. Каждый скучает, думает, рассуждает  о чем-то личном. Отсутствие общей идеи делает этих людей-пассажиров, столь близко находящихся друг к другу в тесном пространстве разобщенными, одинокими и  раздражительными.   

Другое дело  автобус с футбольными болельщиками.  Это единый сгусток  энергии, все составляющие которой,    направлены только в одну сторону. В сторону футбола. А если быть точным,  в сторону своей  любимой команды. Если планеты вращаются вокруг солнца, то мысли  футбольных фанатов  крутятся вокруг  мяча, такого же круглого, как небесное светило.
      Оказаться  среди этой «энергии», одновременно  интересно и рискованно.
Интересно  потому что в атмосфере всеобщего энтузиазма забываешь о насущных проблемах,  мысли о которых теряются и  гаснут  в потоке слов и фраз, тема которых Его Величество - футбол.

Что касается риска, то он присутствует везде, где какая-нибудь  группа людей консолидирована вокруг общей идеи и отстаивание ее  значительности и превосходства над всеми остальными  считается   первоочередной и  святой обязанностью. Стремясь оказаться в подобной группе, любой человек должен проникнуться объединяющими ее убеждениями, пропитаться  ими   насквозь, так, чтобы они  стали  частью  его самого. Иначе его  ждет катастрофа, которая может выразиться в  уличении  во лжи и неизбежно следующим за ним  позорным изгнанием.

Почему я говорю так уверенно?  Да потому, что  я сам   оказался в аналогичной ситуации.

Если мы   начали говорить про футбол, а затем про автобус, то сейчас самое время поговорить о том и другом. Только объединив две эти темы,   удастся рассказать  историю,  одним из главных героев которой,  являлся я сам.
Итак, начнем с погоды!
Стоял не по-летнему прохладный, июньский день.
Мы с моим другом Махашем, бесцельно прохаживались  по   центральным улицам  Грозного,  когда  увидели  роскошный  автобус,   из окон которого развевались во все стороны флаги футбольного клуба «Терек».  Заинтересовавшись этим зрелищем, я  взял за локоть  своего товарища и потащил его  в сторону приглянувшегося мне  автобуса. Вокруг автобуса теснились  молодые люди,  среди которых в основном были наши  ровесники. Если бы стояла задача описать толпившихся здесь ребят, то это не составило бы большого труда.  Можно было сказать, что все они на одно лицо. Главной объединяющей их чертой были, прежде всего,  глаза. У всех они горели одинаково. В них читалось предвкушение.   
 Прислушавшись к разговорам   этих  парней,  я понял две вещи. Во-первых, привлекший мое внимание  автобус, специально  забронированный для болельщиков, отъезжал через полчаса в г. Пятигорск, где вечером должен был состояться  матч с участием  команды «Терек». Во-вторых,  в  автобусе  оставалось  два  свободных места. Причем проезд  в обе стороны был бесплатным, если не считать того, что  за сущие копейки рекомендовалась  приобрести  брошюры с  зарисовками на футбольные темы.

В мои намерения не входило  присутствовать  на матче.  Дело в том, что интерес, который я испытывал к футболу в детстве, как то незаметно  покинул меня со временем.
         Поездка в Пятигорск, также не вязалась с моими планами,  однако дух авантюризма  настойчиво шептал мне, что я должен  сесть в этот автобус.

- Не возьмут, -  сказал  Махаш, уверенным голосом, когда я предложил ему  бесплатный экскурс в  Пятигорск.
- Почему это не  возьмут, - начал спорить я,  чувствуя при этом, что  азарт завладевает мною.
- Выгонят! -  опять, с присущей ему немногословностью,  скептически произнес Махаш, - узнают, что мы не болельщики  мигом  выпроводят из автобуса.

Около  десяти минут мне понадобилось для того, чтобы  уверить своего друга в том, что  мы  легко можем сойти за болельщиков.   Наконец, я стал говорить  ему, что если   в радиусе нескольких километров   есть кто-либо достойный  быть болельщиком «Терека»,  то это,  несомненно, я.
- Что они знают про «Терек»! – говорил я,  указывая взглядом на  парней, толпившихся возле автобуса. – Я болел за эту команду еще в то время, когда они  бегали по дворам,  пиная  босыми ногами консервные банки,  не зная о существовании футбольных  мячей.
Наконец, Махаш  стал соглашаться с моими доводами.
- Да я сам не прочь прокатиться до Пятигорска, -  проговорил он, - но надеюсь, ты не намерен  идти на матч. Если да, то я пас. Езжай сам в свой Пятигорск. Но если мы поедем туда, просто так, чтобы погулять и повеселиться,  то я, так и быть,  согласен.
Дела было сделано. Мне удалось  пробить брешь в упрямстве Махаша и, чтобы закрепить достигнутый  успех я буквально затолкал своего друга в автобус. 
***
Наш автобус доехал до Пятигорска далеко после обеда.

Покинув автобус на конечной остановке, мы с моим товарищем, незаметно от болельщиков  растворились в толпе  и через короткий промежуток времени оказались в центре  города. 
          Я не буду обременять читателей  рассказами о том, как мы с Махашем провели время в славном городе Пятигорске. Могу сказать только то, что никому из нас не пришлось раскаиваться.  Уже, вечером, боясь опоздать,  мы взяли такси  на оставшиеся у нас  деньги и приехали к нашему автобусу, в котором, как оказалось,  почти все уже собрались. 

Довольные поездкой, а главное самими собой мы  сели на свои места и откинулись на мягкие сидения.
       ***
Мотор автобуса, везущего нас домой,  весело гудел. То и дело проносились рядом огоньки, сверкающие в окнах  многочисленных придорожных строений. 
         Надо сказать, что после весело проведенного дня было немного скучновато. Чтобы, как-нибудь занять свой досуг, я читал журнал, который успел купить в Пятигорске.  У сидевшего рядом со мной  Махаша журнала не было, а уступать ему свой я, конечно же,  не собирался, о чем,  по правде сказать, в последующем  я пожалел.  Моему другу ничего не оставалось, как  просматривать  футбольные брошюры. Он  с  отрешенным  видом, без всякого интереса смотрел на фотографии футболистов.  Заинтересовавшись одной из самых больших  фотографий, мой друг толкнул меня в бок, тем самым отрывая от  интересного чтения.

- Ну,  чего тебе? – обернулся я к своему товарищу.

- Кто это? -  спросил  Махаш, выразительно указывая пальцем  на  фотографию футболиста с ярко выраженной кавказской наружностью. Мой друг указывал пальцем  на фотографию ни кого-нибудь, а капитана футбольной команды «Терек» Дени Гайсумова. В следующий момент я заметил недоумевающий взгляд  парня в большой  белой папахе, который сидел  сбоку от нас в непосредственной близости. Было очевидно, что тот  понял суть вопроса, заданного Махешем. Мне стало жутко!  Я начал думать о том, что столь удачно начавшийся день, может закончиться для меня и моего друга весьма безрадостно,   если я не найду выхода из создавшегося положения. Палец Махаша, как перст судьбы все еще указывал на злополучную фотографию и  столь не к месту заданный им вопрос завис,  где то в воздухе, не дожидаясь ответа.

Я собрал всю свою волю в кулак.
- Да не похож, - произнес я достаточно громко, - чтобы мог услышать наш сосед в папахе, отличающийся излишней любознательностью. – Я бы даже сказал,   совсем не похож.  Я  и сам  с трудом узнал нашего капитана Дени Гайсумова, - произнося   имя и фамилию футболиста,  я с силой  наступил на ногу Махаша. Тот, поморщившись от боли,   удивленно посмотрел на меня и, видимо, страшное выражение моих глаз  дало ему понять, что он совершил какой-то опрометчивый поступок. Быстро отложив брошюру Махаш, притворно зевнув несколько раз, откинулся на спинку сидения. Я сделал то же самое. Через минуту я погрузился в сон. Все события этого дня  помелькали в моем  сне. Все кроме футбола. 
От сонного состояния меня отвлек   Махаш, которому, видимо,  надоело притворяться спящим,  и он стал с кем-то созваниваться.
-  Какой счет? - услышал я голос  своего товарища, громко разговаривающего по телефону. Было понятно, что его собеседник спрашивал о результатах игры, очевидцем которой, как он полагал,  являлся мой друг, у которого,  кстати говоря,  была, на мой взгляд, вредная привычка повторять вопросы, заданные ему по телефону. Когда я услышал слова Махаша, произнесенные им слишком громко, чтобы они могли стать  достоянием лишь моих ушей,   от охватившего меня еще минуту  назад  сонного настроения не осталось и следа. Я был уверен в том, что слова Махаша услышали как минимум пять болельщиков, которые сидели от нас ближе всех стальных, не говоря  уже о нашем соседе в папахе, которого я уже начал откровенно ненавидеть. Испытывая сильнейшее внутреннее напряжение,  и всеми силами стараясь соблюдать внешнее  спокойствие,  я  ждал, что дальше скажет  Махаш. От  его ответа, на озвученный им же самим вопрос, зависела наша судьба. В моей голове мелькнуло  шекспировское   выражение  «Быть или не быть», которое   весьма и весьма подходило к данной ситуации.
- «Один - ноль», - громко и торжественно произнес Махаш. У меня отлегло от сердца. Я легонько наступил на ногу Махаша, давая ему понять, чтобы он  оставил эту опасную тему. Но видимо  мой друг собирался реабилитироваться  за промашку, которую он допустил с фотографией капитана  «Терека», решив доказать мне и остальным лицам, присутствовавшим в автобусе, что  интерес  к футболу является неотъемлемой частью его существования.
- Отличная игра, - кричал он в телефон, не забывая при этом подмигивать мне и  нашему любознательному соседу. – Наши  носились по полю,  как  ветер, сметая все на своем пути. Ох, как несладко пришлось сопернику! Ох, не хотел бы я оказаться на их месте!...
Мой друг, почувствовавший азарт, стал то и дело восхвалять игру «Терека», говоря при этом, что ему трудно говорить, так - как он посадил голос на стадионе.

Вдруг в этом потоке слов,  столь щедро сыпавшихся из уст моего друга,  я  услышал, как он в очередной раз повторил вопрос,  заданный ему  по телефону.
- Кто забил гол!?
В следующее мгновение я вспомнил слова  Махаша о том, что он посадил  голос. Видимо голос действительно подвел моего друга. Ибо он молчал.  Вернее он не молчал,  а стал покашливать. Кашель не мог продолжаться вечно, и вслед за ним, все-таки,   наступило  молчание. Я посмотрел на  того самого парня в пресловутой папахе и увидел, что его внимание приковано к моему незадачливому другу. Оглядевшись по сторонам,  я заметил, что  и остальные болельщики живо заинтересовались моим товарищем, видимо заразившись той любознательностью, которую я уже отметил у нашего соседа.  Они тоже смотрели в его сторону и, видимо, дожидались, что тот ответит  своему собеседнику.   Тактику, которую избрал  мой друг в этой ситуации,  можно было бы назвать одним словом -  «молчаливая».  Но,  увы,  эта запоздалая тактика  принесла бы свои плоды еще минуту назад, однако, в данной ситуации  моего друга, а вместе с ним и меня, могли спасти только активные действия.  Я снова  взял инициативу в свои руки и стал говорить о том, что неважно, кто именно забил этот  единственный победный  гол.
- Это победа всей команды! – восклицал я, подбадривая Махаша, который  затравленно сидел,  прижимая  телефонную трубку к своему уху. Близость неминуемой кары, отняла у него все силы.
***
Я всегда считал себя находчивым человеком. Моя находчивость, несомненно,  и на сей раз принесла свои плоды, дав возможность мне и моему  другу выиграть  несколько десятков километров, которые мы проехали  в уютном  автобусе.
           Об этом я рассуждал,  шагая  по  пыльной обочине  федеральной трассы  Ростов – Баку. 
Когда болельщики  предложили нам добровольно   покинуть их благородное общество, мы  спорить не стали. Я лишь попросил   время для того, чтобы туго завязать шнурки на своих кроссовках,  думая о том нелегком пути, который  предстояло пройти мне и  Махашу.  Последнее, что я увидел, выходя из автобуса,  был  сочувствующий взгляд  водителя,  лицо которого отражалось в зеркале.  Сопереживая нашей горькой участи, водитель, однако, не преминул нажать на нужную кнопку, чтобы в угоду нашим гонителям открыть двери   автобуса, провожая нас в темноту ночи.
          Не думайте,  что я стал порицать своего друга.  Я просто не успел этого сделать. Как только  мы вступили  на грешную землю, а светящийся автобус исчез в темноте, как некая святая обитель,  исторгнувшая  из себя двух наших первых пращуров,    Махаш напустился на меня, извергая поток слов, позабыв свою обычную лаконичность.
- Я так и знал! -  восклицал он,  - что из этой   идеи ничего не получится. Вечно ты впутываешь меня в истории. Гуляли бы мы себе по Грозному и гуляли! Пятигорск, Пятигорск! Вот тебе Пятигорск! – Произнося последние слова, - Махаш указал на дорогу, теряющуюся в темноте.
         Мой друг  на едином выдохе произнес эти слова и, не давая мне опомниться  и ответить на столь нелепые обвинения в  мой адрес,  быстро  зашагал  за автобусом. Я поплелся за ним.
       
          Не  стану обременять  читателей,   рассказывая о том, каких трудов  стоило мне и  Махащу добраться домой без денег и документов, которых, кстати сказать,  тоже у нас с собой не было, но на одно обстоятельство  все- таки стоит обратить внимание. В ту ночь мы с Махешем  прошагали в течении  двух или двух с половиной  часов, пока не  заметили возле дороги  небольшую  закусочную, двери которой несмотря на позднее время были широко открыты. Не стоит думать о том, что мы  могли шиковать в этом заведении с оставшимися у нас копейками, но мы решили просто зайти туда, посидеть и отдохнуть за  чаем, который мы еще могли себе позволить. В помещении, куда мы зашли,    витал запах свежей выпечки.   Посетителей там почти не было, если не считать парня, сидевшего за самым дальним столом.  Мне показалось, что этот парень пристально смотрит на нас с Махашем. Внимательно посмотрев в его сторону,  я чуть не ахнул.  На  голове этого парня  красовалась  папаха, которую, наверное, я узнал бы из тысячи.
              Я стал рефлекторно осматриваться по сторонам и убедился в том,  что рядом с парнем в папахе больше никого не было. Он сидел один одинешенек,  а на столе перед ним стояла большая тарелка с пирожками.
 - Ну, что вы стоите как истуканы, - окликнул нас наш недавний сосед по автобусу, - идите сюда, присаживайтесь.
 Мы с  Махашем не заставили долго себя упрашивать и сев за гостеприимный стол принялись за  пирожки, не дожидаясь чая.
Тем временем, парень в папахе, который,  конечно же,  не мог не заметить нашего удивления, начал рассказывать о том, как он очутился в этой закусочной, а главное, что заставило его покинуть автобус.
 Оказывается после  разоблачения и изгнания нас с  Махашем в автобусе началась самая настоящая охота на ведьм.  Болельщики вдруг  вспомнили о том, что на стадионе во время игры было всего три папахи, в то время как в автобусе их оказалось целых четыре.  Какая из них  лишняя выясняли недолго.
- А что же ты, постоянно смотрел на нас в автобусе? -  спросил я с досадой.
- Да потому и смотрел!  Я ведь сразу понял, что вы ребята  не те за кого себя выдаете и  хотел, чтобы вы  постоянно были начеку.
– Это мы-то не те за кого себя выдаем!- злорадно усмехнулся я. Сам хорош!  Еще папаху нацепил!  Ты бы еще футболку надел зеленую,  может, не пришлось бы покидать автобус.
- Да уж,  был бы в такой футболке,  может,  и не выгнали бы,- отвечал тот,  доедая очередной пирожок. 
Может многим это покажется странным,  но меня согревала  мысль о том,  что не только мы с моим другом остались в  дураках. При этом  вспомнилась шутливая  пословица:  «Ничего, что корова умерла – плохо, что у соседа  жива»!

   Тем не менее хочу отметить, что с того  самого злополучного дня, вернее  ночи, интерес к футболу  вернулся ко мне.  Сейчас, когда  домашние игры  команды «Терек» проходят  в  Грозном, я стараюсь    не пропускать эти матчи. Находясь среди многочисленных болельщиков,  я  предаюсь всеобщему настроению. Кричу как все и также как все подпрыгиваю от нетерпения, при возникновении  острых моментов на поле. Можно сказать, что я стал настоящим болельщиком.
Во всей этой эйфории, царящей на стадионе  во время игры, бывают  моменты, которые несколько меня смущают.  Стоит мне  поймать,   чей-то  взгляд,  направленный в мою сторону я тотчас вспоминаю  неумолимых болельщиков, которые находились в том самом злополучном автобусе. В эти моменты я нахлобучиваю себе на голову,  специально принесенную с собой кепку,  и продолжаю  наблюдать за игрой, то и дело,  оглядываясь по сторонам.   Правда не узнаю никого, а вообще  кто их знает!  Все они на одно лицо!
 
 








Рецензии