Туман. Методы промывки мозгов для молодёжи

Не самое ли позорное невежество ––
воображать будто знаешь то, чего не знаешь?
Платон

   А  сейчас  поговорим  про  кое-что, безусловно, интересное. Вот  вам  пример  следования  моде  на  наукообразность  в  мистических  вопросах. Подход  старый, возраста  нашей  цивилизации. Но  покрой  современный, с  учётом  неплохой  светской  эрудиции.

             Основы психологии вампира   (ишь  ты, ну-ну! заголовок - полдела)

"Главное, что надо помнить в данном случае - вампиром становятся не с чистого листа, уже что-то из себя представляя, и присущие вампиру новые чувства и мотивации, как бы накладывается на уже существующий психологический рисунок личности. Однако Собой с дополнительными способностями (как он возможно планировал ДО) человек уже не будет, - Маскарад есть во многом игра в то, насколько человек способен принять это Новое.
Что Новое? - навскидку я выделил бы несколько факторов, которые влияют на отличие ментальности вампира от ментальности человека. Они могут проявляться постепенно, но рано или поздно берут свое, и чем старше вампир, тем отдаленнее он от человека.
      Долголетие. Оно отличается от долголетия эльфа, у которого ритм жизни изначально замедлен. Здесь же ритм меняется после Становления, и к осознанию бессмертия человек должен привыкнуть, точнее - свыкнуться с этим. У человека нет механизмов против психоэмоциональной перегрузки, вызванной грузом лет и бременем воспоминаний, и бег его жизни интенсивнее даже для бессмертного. Следствием этого является определенная склонность к депрессии и меланхолии. Однако в любом случае многие проблемы, волнующие людей кажутся куда менее значительными - бессмертие придает цинизма.
Архаичность. Как говорил Симон Исидро, в жизни вампира есть два этапа серьезной психологической ломки: первый - когда уходят все близкие тебе люди; второй - когда безнадежно меняется и уходит в Лету близкий тебе мир, психология и традиционный уклад. Не случайно в V:TM РС все же играют неонатов, у которых мир еще не канул в небытие. Вампир может не страдать ностальгией или ее контролировать, но живет он по понятиям своего времени, и учитывать новое естественно тяжело. Собственно, именно потому общество вампиров, управляемое Древнейшими, будет более феодальным - стоящие во главе будут управлять им по привычкам своего времени.
Чувство избранности по отношению к людям. Вампиру есть с кем себя сравнить - в первую очередь с собой до Становления. Как оно будет развиваться в дальнейшем, конечно зависит от самого вампира и его прижизненных качеств, но в любом случае, несмотря на то что каждый вампир был когда-то человеком, у него есть основания воспринимать людей как что-то на ступеньку ниже. Выше и импульс, подстегивающий мысли о себе как Сверхчеловеке, которому в отношению меньших позволено все.
Голод. Выбора "пить или не пить" не стоит - вампир должен потреблять кровь, иначе помрет, да и сверхспособности обычно тоже связывают с количеством крови (не только в V:TM). А это означает становление иной планки ценностей, в которой человеческая жизнь имеет куда меньшую цену (подобно тому, как человек конца ХХ века привык к большему уровню окружающего насилия, чем старшее поколение), и иное отношение к людям вообще. Древние, утратившие человечность, действительно отдалились от людей настолько, что воспринимают их не более чем как пищу и даже не испытывают при питании особенных эмоций - так же как человек ест котлету.
Паранойя. Рано или поздно вампир понимает, что люди не только котлеты на ножках, и что в принципе они могут Придти, когда ты окажешься не готов. Ибо при всей крутости вампира есть моменты, когда он абсолютно уязвим (чаще всего на солнце). Готового к бою вампира завалить сложно, но постоянное ожидание подвоха стимулирует паранойю и недоверие, а у более взрослых на это накладывается и многовековые/многоходовые интриги.
Вместо заключения. Анализ составляющих образа вампира и причин его популярности.
Первое, что можно отметить, - интерес к вампиру проявляется в конкретные исторические периоды, связанные с концом века, чувством непонятного будущего и связанным с этим брожением умов. Это - романтизм начала 19 века, декаданс конца 19 - начала ХХ и современная нам готика. Такой период возникает на рубеже веков, в миг смены культур, когда появляется упоение эстетикой увядания и игр со смертью.
Затем, вампир оказался очень приятным противником. Во-первых, он очень кинематографичен. Во-вторых, с точки зрения законов жанра вампир представляет собой очень удачное сочетание набора сверхъестественных способностей и уязвимостей, делающих возможность его уничтожения реальной не только для группы сверхкрутых героев, но и для простых людей. В отличие от демона, при всех своих особенностях вампир вполне убиваем - надо только знать как или удачно выбрать время.
Кроме того, как было подмечено, вампир несет в себе персонификацию ряда фундаментальных страхов, набор этот очень удачен, и составляющие его элементы можно выделить.
Смерть - вампир не только причиняет смерть, но и находится за ее гранью. А поскольку человек всегда боится того что он не понимает или не может контролировать, живой мертвец, как некое противоречие естественному порядку вещей, воплощает собой страх неведомого, того что лежит За - как убить единожды уже убитого? Бледная и холодная кожа, мертвые глаза являются внешними проявлениями этого образа.
Болезнь - вампир часто связан с образом Мора, присутствие которого несет за собой эпидемию. Это связано и с тем, что большинство "охот на вампиров" совпадали со вспышками эпидемий, и с тем, что его укус аналогичен инфекции (заражение, превращающее здорового человека в подобного ему), а "общение" с ним сродни болезни как медленному постепенному угасанию вследствие истечения жизненных сил. А некоторые легенды говорят о том, что вампиризмом можно заразиться даже употребив мясо животного, поеденного вампиром. Помимо этого, там, где вампир выглядит не как живой труп, он имеет достаточно больной или болезненный вид.
Другой образ вампира как метафоры болезни - Импотенция, точнее, страх обессиливания, слабости, потери и истечения жизненных сил, средоточием которых во многих культурах была кровь. Кстати, именно с образом вампира, как метафоры болезни, связано столь распространенное использование чеснока как средства уничтожения и отгона - в средние века чеснок был основным антисептиком, и считалось, что его регулярное употребление помогает не заразиться в случае эпидемии.
Ночь - подсознательный страх темноты как времени хищников. Ряд известных биологов (Г. Панченко) утверждают, что страх перед ночным хищником, особенно большой кошкой, заложен в сознании дневного животного, которым является человек, на генетическом уровне. К тому же в темноте все черное, а невидимый враг всегда страшнее - воображение смотрит в Зеркало Белого Дракона и рисует тебе то, чего боишься более всего на свете именно ты. Ужас Неведомого вообще очень емкое понятие, отличающее готический ужастик от героического похода по монстрам.
Современный человек боится ночи и как времени эскалации насилия больших городов. Ночь играет и роль социальной изоляции, так-как трудовое время ограничивается днем и ведущий ночной образ жизни вызывает подозрения. Но одновременно ночь, лунное небо и тишина притягательны и романтичны. Так складывается обаяние.
Внешние проявления этого архетипа - противопоставление вампиров как детей ночи людям, живущим во Дне, то, против них так помогают огонь и свет, и красные глаза, светящиеся во тьме. Хотя есть интересная деталь - красное свечение есть признак существа изначально дневного, но вынужденно приспособившегося к ночному образу жизни (у изначально ночных цвет свечения зеленый).
Хищник, - точнее Зверь, проявление чувства крови, ярости и инстинктов, которые обычный человек, считающий себя выше животного, стремится подавить (на ум отчего то в связи с этим пришел Бойцовский Клуб). Этот образ проявляется в зооморфности вампира - его клыках, когтях, способностью контролировать животных (как правило, хищников или ведущих ночной образ жизни) или превращаться в них.
Со страхом хищника связан и страх жертвы охоты, и то, что вампир - существо, стоящее выше человека в продовольственной цепи. Таким образом он воплощает порожденный доктриной социал-дарвинизма страх того, что человек перестает быть высшей расой и на смену ему приходит нечто, питающееся ими так же, как люди едят свиней.
Секс - с самого начала легенда о вампире имела отчетливую сексуальную окраску, точнее, была воплощением сексуальной агрессии (вне зависимости от пола вампира) и нарушения запретов. Ранние упыри часто посещают живых любовников, продолжая дарить им близость, и во многих поверьях предрасположением к становлению вампиром была именно сексуальная распущенность. Популярность вампира в пуританской ("леди не двигаются"!) Викторианской Англии была связана с тем, то вампир воплотил запретные аспекты человеческой чувственности, жажду нечеловеческого наслаждения, образ обладания без остатка, "любви до смерти". Процесс пития крови из жертвы часто описывается как удовольствие сравнимое с оргазмом или даже превосходящее его, и почти всегда, когда процесс пития крови уже начался, жертва не в силах сопротивляться. Вампир заменил Дьявола/демона/суккуба в образе демонического любовника из иного мира, дарующего неземное наслаждение, за которое надо платить жизнью.
Отчасти можно выделить и Зло. Вампир - воплощенный пример существа, живущего за счет других. Для общечеловеческой морали, которая как мне представляется, все-таки строится на альтруизме (человек генетически не одиночка, а общественное животное), вампир есть наиболее четкий образ существа, которое не может существовать самостоятельно и функционирует только за счет высасывания жизни из окружающей среды.
Двойник или Тень - из всех монстров современной мифологии вампир наиболее похож на человека, ибо при жизни являлся им. Он сохраняет человеческую внешность, что позволяет ему маскироваться. Их общество - своего рода Тень или отражение нашего, война с ними наиболее остра, усугубленная феноменом вампирского отрицательного обаяния. Отсутствие тени вампира или его неотражение в зеркале - тоже одно из внешних проявлений данного архетипа, равно как и невозможность пересекать текущую воду.
Он монстр большого города и наиболее социализирован, влит в наше существование. Борьба с ними не менее остра чем борьба двух близкородственных видов за один ареал. Не война с чужаками, а война гражданская, отличающаяся большими проблемами и большей напряженностью. Укус и трансформация - словно аналог предательства, в результате которого друг становится врагом, а враг может до определенного времени быть неведом.
Вампир олицетворяет нашу собственную темную сторону, он словно темное зеркало, в которое мы можем смотреться и видеть там Того Себя, Каким Ты Никогда Не Будешь. Он не НЕчеловек, а АНТИчеловек, отсюда и острота противостояния. Борясь с ними, мы боремся с этим в себе, лишний раз вспоминая, что самый страшный монстр этого мира - человек. В общем, еще раз перефразирую авторов Маскарада: играя в нежить, мы лучше понимаем суть Человеческого внутри себя".
                К.В. Асмолов [Makkawity]


Такое вот словоблудие, с претензией. А вот теперь и поглядим, что пихается читателю.
Сразу  заметно, что  писал  современник, возможно, даже  соотечественник. Любопытно, из  каких  источников  автор  брал  материал  для  своего  эссе? Но  дело  отнюдь  не  в  том, насколько  полно  ему  удалось  раскрыть  тему  и  высказаться  самому. Типичный  пример  человека, далёкого  от  религиозных  ценностей, воспитанного  в  стиле  этакого  научного  гностицизма, сплавленного  с  горделивым  самолюбованием. Типичный  продукт  современного  безбожника, но  безбожника  культурного, как  он  сам  считает, некоего  интеллектуального  эстета. Посмотрим  внимательно  на  это  суемудрие, оно  того  стоит.

"Для общечеловеческой морали, которая как мне представляется, все-таки строится на альтруизме (человек генетически не одиночка, а общественное животное),

простите  за  сленг, обалденно  звучит. Человек, значит, животное. Вас  не  коробит? А, теперь  стало  неприятно, да? Может, вам, читатель, всё-таки  будет  комфортнее  думать, что  человек  создан  по  образу  и  подобию  Божию, а  не  член  стада  животных? Как  вы  полагаете, автор, претендуя  на  эрудицию  в  заявленной  теме, мог  быть  не  знаком  с  этой  точкой  зрения? И  тем  не  менее, он  заявляет, что  не  разделяет  её. Пусть  так, он  считает  себя  животным, ну  и  зачем  тогда  полез  изучать  человеческие  проблемы? Или  же, стало  быть, автор  считает  животными  не  себя  лично, а  лишь  остальных  людей. Хороша  позиция, старичок  Сатана  будет  в  восторге. Ещё  вставил  умное  слово  «генетически», чтоб  было  солидно  и  красиво, на  смех  тем, кто  что-то  действительно, будучи  специалистом  в  этой  науке, в  генетике  смыслит. Теперь  кто  мне объяснит, где  в  природе  встречается  такое  явление, как  альтруизм? Это  что  ещё  за  бедовина  такая? Вот  что  есть  любовь  к  ближнему, ясно  без  разжёвываний, а  где  вот  альтруизм  бывает, непонятно. Может, в  стаде  психбольных? А  как  же  инстинкт  самосохранения? И  что  это  за  странная  «общечеловеческая  мораль»? Мораль  бывает  христианская, антихристианская, языческая, ещё  какая  узкая  частность, но  вот  общечеловеческая, извините, может  существовать  только  в  чьём-нибудь  воспалённом  воображении. Скажите-ка  какому  вохаббиту, что  у  него  общая  мораль  с  «неверными», он  вас  зарэжэт, и  будет  абсолютно  прав.
 
"Популярность вампира в пуританской ("леди не двигаются"!) Викторианской Англии была связана "

простите, юноша, вы, видимо, слишком  озабочены (так  есть  же  проститутки), и  о  упомянутой  вами  Англии  знаете  только  из  совковых  анекдотов. Имейте  мужество  читать  книги  по  теме, а  не  рецензии  на  форзацах, которые  вовсе  не  обязаны  отражать  суть  содержания.

"вампир воплотил запретные аспекты человеческой чувственности, жажду нечеловеческого наслаждения, образ обладания без остатка, "любви до смерти"

где  у  человека  вы  видели  такие  устремления? У  маркиза  де  Сада  или  Полин  Реаж? Так  это  люди  ненормальные, говоря  мягко  и  толерантно, с  неизлечимыми  психическими  отклонениями, говоря  языком  медиков, педагогов  и  психологов, а  если  не  лакировать, по-честному, то – бесов  в  человеческом  обличье. И  не  надо  пытаться  уверять  аудиторию, что  бесовская  природа  тождественна  с  человеческой, не  то  можете  случайно  крепко  в  морду  получить, несмотря  на  все  вопли  о  свободе  слова.

"К тому же в темноте все черное, а невидимый враг всегда страшнее - воображение смотрит в Зеркало Белого Дракона и рисует тебе то, чего боишься более всего на свете именно ты".

А  это  ещё  что  за  «даю  установку!»? Как  говорится, сам-то  понял, что  сказал? Или  так, «мы  пахали!», да? Медик  бы  сразу  диагностировал  маниакально-депрессивный  психоз  с  галлюциногенной  моторикой. Простите  снова  за  сленг, чем  закинулись? Колетесь  или  нюхаете? А  то  на  белую  горячку  не  похоже, видимо, у  вас  алкоголь  из  моды  вышел.

"из всех монстров современной мифологии "

чего-о?! Ау, мальчик, на  дворе  третье  тысячелетие, торжество  науки, техники, разума, свободного  от  мистического  бреда! Мифология – это  у  диких  примитивных  племён, а  не  у  современного  интеллектуала-умницы, к  каковым  вы  себя  гордо  причисляете. Что, не  нравится? А  я  же  говорю  в  рамках  вашего  мировоззрения, вы  ж  человек  умный. Ну, типа  того, читатель  понял, что

"самый страшный монстр этого мира – человек".

Вы  ведь  того  добиваетесь  своей  речью, верно?! Фридриху  Ницше  в  психушке  в  самом  сладком  сне  такая  победа  бы  не  приснилась. Мартин  Иден  утопился, когда  ему  эту  мысль  подсунули. Знаете, кто  это  такой, наверное. Или  кроме  игрушек  в  компьютере  да  третьесортных  ужастиков  ничем  не  интересуетесь? М-да. Тяжело. И  кто  же  эту  суицидальную  отраву  пытается  замаскировать  под  вкусное  блюдо? Глядите-ка,

"Ряд известных биологов (Г. Панченко) утверждают, что страх перед ночным хищником, особенно большой кошкой, заложен в сознании дневного животного, которым является человек, на генетическом уровне".

Прямо  тезисное  вдалбливание  осуществляется, масштабное  искажение  человеческого  мышления  и  восприятия, то, что  у  политтехнологов  преступной  рекламой  именуется. Так, «а  кто  соблазнит  малых  сих, тому  лучше  бы  мельничный  жернов  на  шею…»! Апостол  Павел  сказал, кто  не  в  курсе. А  теперь  полюбуйтесь, что  эти  юнцы  необстрелянные  сдуру  повторяют:

"еще раз перефразирую авторов Маскарада: играя в нежить, мы лучше понимаем суть Человеческого внутри себя".

Придурки, если  вы  играете  в  нежить, вы  в  неё  и  превращаетесь! И  никакого  человеческого  вам  уже  и  недоступно. Что, избаловались, да, слишком  уютно  живёте, грязи  захотелось? Так  вон, глядите, бомжи  вонючие  в  помойке  копошатся. Несимпатично? А  это  ваши  души  в  таком  состоянии, как  тела  этих  маргиналов, доигрались. Тут  не  убавить, ни  прибавить, факт – самая  упрямая  на  свете  вещь. Значит, так. Кому  ещё  не  хочется  быть  котлетой  для  упыря – бегом  мыться! В  храм, значит, и  каяться! Ну, а  кому  уже  человеком  быть  западло – не  взыщите, война, но  настоящая, без  чуриков  и  перезагрузок, выигравших  не  будет, пощады – тоже. Предупреждаем  один  раз. Стреляем  на  поражение.

"Вампир олицетворяет нашу собственную темную сторону".

ну, вот  ты  и  проговорился, вражина! Братва, вали  супостата! С  нами  Бог!
(и, конечно, два  пулемёта  с  серебряными  пулями – всем  хватит).


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.