Эволюция алфавита

              Мой прадед Саид, родившийся в Бухарском Ханстве, окончил религиозную школу (мактаб) при квартальной мечети и медресе. А потому, нет ничего удивительного в том, что он в подлиннике читал классиков персидской поэзии, поскольку писал на арабице.
              При деде - Абдулло - произошла так называемая революция, в результате которой Бухарский Эмират был преобразован в БНСР (Бухарскую Народную Советскую Республику). Прежний алфавит был отменён и объявлен контрреволюционным. Проблема утраты культурной преемственности меньше всего интересовала большевистских лидеров.
              Чехарда с азбукой на этом не закончилась: мой отец - Бахшилло - застал удивительные времена, когда с конца двадцатых и  вплоть до сорокового года прошлого века письменность перешла на латиницу.
              Я же, был рождён уже в Бухарской области Узбекской ССР, где вовсю торжествовала кириллица.
              В начале 90-х годов ХХ-го столетия, советская республика провозгласила независимость и превратилась в государство Узбекистан. Казалось бы, логично вернуться к исконным корням, то есть, к арабице или - так называемому - старо-узбекскому. Ан нет. На волне "самостийности" и - похоже - особых дружественных отношений с Турцией, латиница окончательно "нокаутировала" кириллицу. Таким образом, моим племянникам пришлось заново зубрить неизвестную им прежде азбуку.
              В итоге, сегодня, спустя почти два десятилетия, приходится сталкиваться с забавными образцами пещерной грамотности. А, если быть по точнее - абсолютной безграмотности. Вот уж, где воистину воцарилось "вавилонское столпотворение языков"!
              Вся официальная документация в стране ведётся как на латинице, так и на кириллице; отдельные лозунги и вывески читаются также двояко, а кое-где попадаются забытая арабица и даже английский.
              И, всё бы - ничего... Однако, некоторые названия заставляют нормального человека крепко поломать голову и призадуматься относительно грамотности населения. Причем, грамматические шарады встречаются практически на каждом шагу. К примеру, я долго не мог понять, куда нас с вами призывает проехаться следующая вывеска (см. фото), где крупными буквами выложено «Едем». Оказалось, что в ... Рай! Да, да: призвав на помощь  свою эрудицию, путём несложных умозаключений, я наконец догадался, что имеется в виду «Эдем».


             «Мы не ра-бы, ра-бы не мы!» - учились писать на изящной арабице наши деды и прадеды, опираясь на азбуку А.Я.Шнеера, во времена ликбезовской кампании, которой скоро исполнится сто лет.
             «Ма-ма мы-ла ра-му» - сидя за удобными партами Эрисмана и высунув кончик языка, старательно выводило на кириллице в советскую эпоху наше поколение.
             «Мы едем, едем, едем в далёкие края...» - оптимистично устремлён, вероятно, в будущее весёлый лозунг сегодняшнего подрастающего поколения.
              Что ж: похоже, уже приехали...


Рецензии
Приехали, это точно!) В "Едем"!)))
И в этой, такой грустной и нелепой глупости, Вам удалось найти смешное!) Это - Дар!
Спасибо, дорогой Голиб!
Мне грустно не столько от того, что позабыли, но главным образом от того, что в последний год не пишете почему-то... Быть может, заняты, и не до того. Но прошу Вас, не пренебрегайте этим своим даром. Вас ценят и любят. Вы на многих страницах - в избранниках). И это не суетность. Это дань уважения этому Вашему Дару.

С теплом и пожеланиями самого доброго,

Яна Голдовская   27.09.2009 13:48     Заявить о нарушении
Уважаемая Яна!
Во-первых, спасибо огромное за Вашу оценку, которую Вы даёте моему творчеству: искренне тронут и польщён.
Ну, а во-вторых, почему это Вы вдруг решили, что я забросил это дело? Нет, конечно. И подтверждением сказанному являются мои самые последние работы, ссылки на которые я прилагаю ниже:
Заколдованный круг - http://www.proza.ru/2009/09/21/1149
Нормальный мужик - http://www.proza.ru/2009/09/26/240
Осколки бухарского фольклора - http://www.proza.ru/2009/09/26/540
Фая - http://www.proza.ru/2009/09/26/1094
Другое дело, что у меня и в самом деле, порой, случаются перерывы в творчестве (как, наверное, и у многих здесь пишущих), и я сам страдаю и переживаю. Но, тем не менее, стараюсь строго следовать следующему правилу: если не пишется, не надо тужиться и искусственно выдавливать из себя, поскольку, всё равно, ничего путного из этого не выйдет.
А писАть мне нравится. И чем далее, тем - более. А ещё, с неменьшим удовольствием мне нравится учиться у других. Не скрою: иногда такая зависть охватывает. По-доброму, если можно так выразиться. В такие моменты, я радуюсь вместе с автором и это мне даёт стимул, стараться лучше работать над собой и над своими произведениями.
С теплом и признательностью к Вам,

Голиб Саидов   27.09.2009 14:27   Заявить о нарушении
Удивительно, дорогой Голиб! Но у меня тот же подход, экспромтный, и те же ощущения от талантливого автора!))) Радости и беспокойства. неуверенности... Но потом это проходит. потому что у каждого своя ниша, повториться просто невозможно. и в этом - особенная прелесть сайта. Такие открытия!
Я воспользуюсь вашими ссылками, но отчего не вижу их на вашей странице? Вы печатаетесь и на другом сайте? Тогда всё хорошо. И я очень рада, что творчество продолжается...
С уважением, Яна

Яна Голдовская   27.09.2009 18:16   Заявить о нарушении
На сайте "Бухарский квартал Петербурга" я размещаю избранные вещи, в то время, как на "Прозе" - всё. Исключительно с целью зафиксировать свои авторские права.
Всех Вам благ, уважаемая Яна!

Голиб Саидов   27.09.2009 18:25   Заявить о нарушении