Н-и-щ-а-я

                НА  МОСКОВСКИХ  УЛИЦАХ


 
                Я  познакомилась  с  ней  в   библиотеке.
                Она  была  очень интеллигентной,  аккуратной  и  порядочной  женщиной...
                Приходила  в  библиотеку  где-то около  полудня  и  всегда, непременно, здоровалась  со  всеми   работниками  библиотеки...
                Потом  она    присаживалась  на  стул  около  журнального столика,  неспеша  доставала  из  своей старенькой  сумочки  книги....
                Каждая  книга у неё  была  аккуратно  вложена  в  полиэтиленовый пакетик...
                Такое  бережное  отношение  к  библиотечным  книгам  было удивительным  и  непривычным  для  нас... К  библиотечным  книгам всегда  было  хамское отношение  и  эти  книги  быстро  выходили  из  строя...
                Из  библиотечного  формуляра  мы  знали,  что эта  немолодая  женщина   жила  на  пенсию,   а  раньше  работала  учительницей  в  школе...
                Брала  она  домой  всегда  две-три  книги,  в  основном  что-нибудь  из  классики...  Но одна из взятых книг,  которые  она  выбирала себе  для  чтения,   обязательно  была  сборником  стихов... Притом  сборники  выбранных  стихов  были  разных  эпох, -  и  иногда  даже  из  современной  поэзии.
...
                Говорила  она  мало,  голос  у  неё  был  тихий и слабенький,  и  сама  она  была  самым  скромным  и  ненавязчивым  посетителем...
                Я бы,  глядя  на  неё,  никогда бы  не подумала,  что  она  работала   преподавателем,   так  как  в нашей   библиотеке   учителя   были  основными  читателями  и  вели  они   себя  довольно  свободно,  раскованно  и   даже   часто  с  властной  ноткой  в  обращении  с  окружающими...
                Да  и  голос  у  всех этих  преподавателей  был  далеко  не  тихий,   что  вполне  понятно...
                Попробуй  тихо  поговори в  школьном  классе,  -  кто  тебя  слушать  будет ? 
                В  школе любой  учитель,  волей-поневоле, потихоньку  "звереет"  и  вскоре  становится  диктатором  и  очень нервным  человеком...
                Мало у  кого из  учеников  осталось  хорошее отношение  к  своей  школе,  а  уж  что  о  "своих"  учениках  думают  учителя!  - лучше и  не  спрашивать...
                Кто  кому  больше  нервов  "попортил"  за  годы  учёбы, -  трудно  определить... Учительский  труд  очень  нелёгкий... Но  и  ученикам  тоже  "не сладко"  живётся... Слишком  большие  нагрузки  заложены  в  учёбе  и  не  всем  детям  это  под  силу... Наверное  из-за  этого  и  возникают  конфликты...
                А  всё-таки  иногда  бывает,  что  встречаются  и  хорошие  учителя... Это  уж  как  кому  повезёт...  Это  похоже  на  лотерею...
                А вот  насчёт  хороших  учеников, - затрудняюсь  ответить...По  себе  сужу...У  нас  был  очень  "трудный"  класс  с  45 учениками... Что  пришлось  пережить  нашей  первой  учительнице ? - страшно  вспомнить !... Но  и  у  нас  об  этих  школьных  годах  осталось   чувство  горечи  и  разочарования...

                Но  это  лирическое  отступление  совершенно  не относится  к  данной  истории...
                Я  не знаю,  каким  преподавателем,  - хорошим  или  нет, -  была  наша  тихая  посетительница  в  свои  былые  годы...И любили  ли  её ?
                Но  сейчас  она  выглядела  такой слабой  и  беззащитной,  что  невольно  хотелось  чем-нибудь  ей  помочь,   что-нибудь  сделать  для  неё.
                И  вскоре такой  случай  представился...
 
                Как-то,  зайдя  в  библиотеку,  она  попросила меня  помочь  ей  найти  на  полке  сборник  поэтов  Серебряного  века...
                Библиотека у  нас  была  новая,  как  впрочем и  район,  поэтому  я  знала,  что  кроме  Блока,  вряд ли  у  нас  что-то  ещё  есть...
                Просмотрев  картотеку  я,  конечно,  ничего  не нашла,  но  пообещала  ей  всё-таки  достать  книгу  поэтов  Серебряного  века...
                У  меня  мама  всегда  очень  любила  поэзию  и  поэтому за  многие  годы  у  нас  дома  собралась  неплохая  библиотечка  книг  русских  и зарубежных  поэтов...
                Когда  я  ей  принесла  из  дома  небольшую  книжечку,  бедная  старушка  чуть  не  прослезилась,  -  она  даже  посветлела  и  помолодела  от  радости... И  готова  была  меня  расцеловать....
                Я  не ожидала,  что она  так  обрадуется  этому  скромному  сборнику  стихов,  и  поэтому  решила  ей  его  подарить...
                - О нет-нет... Я  не  могу  принять  такой  дорогой  подарок... Вы  молодая  и  не  знаете  цену  этой  книжечки...  Это  очень  редкое  издание... После  войны  э т и х  поэтов  п о ч т и  не  печатали ...
                - Да  их и  сейчас  не очень-то  печатают... Но  Вы  оставьте  эту  книжку  у  себя... У  меня  дома  есть  ещё  сборники   этих  поэтов, - Блок,  Брюсов,  Хлебников,  Гиппиус...
                - А  Ваша  мама  не  будет  против ?
                - Нет,  конечно,  - она  же  мне  подарила  всю  свою  библиотечку... Но  я  у  неё  спросила  разрешение... Так что Вы  не волнуйтесь... она  разрешила...
                Вот  так  мы  и подружились...
                С той  поры  она  стала  чаще  приходить в  мой  библиотечный  зал  и  мы,  когда  не  было  посетителей,  подолгу  разговаривали  друг  с  другом  на  разные  темы....
                Постепенно  я  узнала   историю  её  жизни...
               
                Анна  Павловна,  -  так  звали  её,  -  была  коренной  москвичкой,  притом  в седьмом  или  девятом  поколении.... Она знала  старую  Москву  также  хорошо,  как  и  свою  родословную...
                Из  поколения  в  поколение  вся  её  семья   жила  в  центре  Москвы,  -  и  были  в  её  роду  и  купцы,  и  врачи,  и  юристы,  и конечно,  учителя... Она  же  была  теперь  третьим  поколением  учителей... Но  после  гибели  её  единственной  дочери  эта  линия  неожиданно  оборвалась...

                История  гибели  её  дочери  была  очень  печальной  и  она  неохотно  говорила  об  этом...
                После  смерти  дочери  Анна Павловна  осталась  совершенно  одна...  Вся  её  родня,  та  что  осталась  в  России  после  революции,  погибла  во  время  войны...  Теперь  она  доживала  свой  век  в  полном  одиночестве...
                Именно  из-за  своего  бесконечного  одиночества  Анна  Павловна  долгое  время  боялась  уйти  на  пенсию...
                А  потом  начались  непонятные  события  в  стране....  Горбачёв,  ГКЧП,  Ельцин  и  прочие  авантюристы  сломали  судьбы  многих  людей...  Вся  страна  оказалась  на  грани  гибели,  а  народ  в  нищете...

                Зарплату не  платили,  в магазинах  было  пусто  и  жить  было  не  на  что...   Люди  голодали,  уходили  из  жизни  от  отчаяния  и  огромная  масса  детей  стала  беспризорной  и  безнадзорной...В  стране  царил  хаос...

                Анне  Павловне  пришлось  продавать  свои вещи... Всё,  что  было  в  доме  более-менее  ценное,  ей  пришлось отдать за  гроши... Иначе  бы  она  не  выжила... Такая  судьба  постигла  в  то  время  очень  многих  москвичей...
                Жила  она тогда  на  Арбате,  -  на  Старом Арбате...
                Дом  стоял  как  раз  напротив  гостиницы "Прага"..
                Дом  был  старый,   каменный   и   крепкий,  дореволюционный,  с  большими  комнатами  и  высокими  лепными  потолками,  -  уютный  и  давно  обжитый...
                Все  соседи  знали друг  друга  лет  по  сорок,  если  не  больше... Все  вместе  в  этом  доме  они  пережили  войну... Вместе  растили  детей  и  хоронили  своих  родителей...  Давно  и  дружно,  очень  хорошо  они  уживались  и  всегда  помогали   друг  другу... В  беде  и  в  радости  они  все  были  всегда  вместе...

                Рядом  с  её  домом,  стоял  такой  же  второй дом...
                Собственно,  такими  домами  был  застроен  почти весь  старый  Арбат...  Все  они  были  в  едином  купеческом  стиле  Х1Х  века,  -  в три-четыре  этажа  с  небольшими  украшениями  на  внешнем  фасаде...
                Старый  Арбат -  это  был  чудом  сохранившийся  уголок  старой  полукупеческой  Москвы... Теперь  таких  уголков  в  столице  уже нигде  не  встретишь... Всё  безвозвратно  уничтожено  городскими  властями и  временем...
             
                Анна  Павловна  ещё  работала  в  школе,  когда  прошёл  слух,  что  вроде  бы  хотят  сносить  их  дома.... И  этот  слух  привёл  всех  жильцов  в  ужасное  смятение  и  породил  панику... Никто  вначале  не  хотел  этому  верить... Разве  можно  трогать  старый  Арбат ?  Это  же  очень  гармоничный  и  давно  привычный  архитектурный  ансамбль...
                К  тому  же  для  многих  жителей  Арбата  эти старые  дома  были  родовыми  гнёздами... И  вдруг  их  родной  дом  будут  сносить! Такого  не  может  быть !!!  Этого  нельзя  допустить...Это  же  настоящее  варварство!

                Хотя  нет ...  Всё  начиналось  так...
На  время  всех  жильцов  обещали  расселить  по  городским  районам,   пока  будут  ремонтировать  их  старые  дома...  Дома  должны  отреставрировать  и  отремонтировать  и  вновь  заселить... Может  даже  прежними  жильцами....

                И  кое-кто  этому  поверил  и  согласился  на  переезд... Но это,  в  основном,  была  молодёжь,  соблазнённая  новыми  квартирами...
                Старожилы  же  совсем  не  хотели  уезжать  из своего  дома,  от  привычного  уклада  жизни,  да  ещё  из  центра  города  на  новые  городские  окраины...
                Общая   опасность  от  выселения   ещё   больше  сплотила  всех  старых  жильцов...   Они  приготовились  к  сопротивлению...
                Они  объединились  и  стали  все  вместе  протестовать,  -  писали  письма,  ходили  по  разным  инстанциям,  подключали  прессу,  чтобы  та  защитила  их  и  их  дома... Но  всё  было  напрасно... Как  видно  городские   власти,  подкупленные  новыми  олигархами,   были  явно  против  жителей...
                И вот  тогда  начались  поджоги...
                По  ночам  вдруг  неожиданно  стали  возгораться  то  одна,  то  другая  квартира... В  основном  первые  этажи... Пожары  тушили  всем  домом... И  после  этого  решили  по  очереди  дежурить  по  ночам  около  дома...
                И  всё-таки  эти  старые  дома  сожгли... Вначале  полностью  сгорел  второй  от  начала  улицы  дом,  а  потом  и  сгорел  и  наш  старинный  дом... Среди ночи...
                Во  сне  сгорела  вся  семья,  - пенсионеры, - муж  с  женой... Остальные  же  успели  спастись,  но  всё  имущество  было  полностью уничтожено  огнём  вместе  с  домом,  -  никто  ничего  не  успел  вынести...
                Да... Всё  сгорело... Мебель, одежда, картины, книги,  -  всё,  что  наживалось  в  течение  многих-многих  лет...

                Только  документы  успели  вынести  с  собой,  так  как  те  были  на  видном  месте,  -  все  жители  давно  предчувствовали,  что  всех  их,  рано  или  поздно,  всё-таки  выживут   из  родного  гнезда... Предчувствовали,  но  никак  не  ожидали,  что  их  решили  заживо  сжечь!  - в  это  никто  не  мог  поверить... Такое  было  впервые...  В  одну  ночь  всех  жителей   лишили  родного  крова... И  сделали  нищими и  бездомными....
               
                Но это  уже  никого  не  волновало ...
                А  на  этом  месте,  где  ещё  недавно  стояли  стояли  уютные  трёхэтажные  дома,  построили  новое  огромное  здание  для  офисов и  банков...
                Вот  так  в  нашей  стране  позаботились  о  простых  людях...
                А  как  изуродовали  старый  Арбат!...Больно  на  это  смотреть... Даже  не  хочется   туда  ходить...

                Не  могу  спокойно  смотреть  на  то,  что   там  делается,  как  меняют  и  ломают  мой  родной  Арбат... Нет,  не  могу  это  видеть!  -  тихо  и  печально  говорила  Анна  Павловна....

                После  пожара  мы  разбрелись  кто  куда...
                Я  целый  год  жила  в  школе... Ночевала  в  учительской, -  спала  на  продавленном  диване,  обедала  в  школьном  буфете, умывалась  в  общем  туалете...
                Потом  мне  всё-таки  дали  комнатку  в  Бутове..
                Коллеги  помогли,  - купили  мне  кровать,  стол,  шкаф... Я  уже  к  этому  времени  хотя  и  была  на  пенсии,  но  всё  ещё  работала...  Иначе  бы  так  никогда  и  не  получила  никакой  квартиры... А  так  на  старости  лет  теперь  имею  свой  уголок  и,  как  говорят,  крышу  над  головой.

                Только  вот  и  здесь  тоже  не  всё  хорошо  у  меня  получилось...
                Я - то  жила  в  Бутово,   а  за  своей  пенсией  мне  приходилось  ездить  в  центр  города...   Мне  тогда  в  собесе  и  посоветовали  перевести  свою пенсию  в  Бутово,  чтобы  так  далеко  не  ездить  из  захолустья  в  центр  города...
                Посоветовать-то  посоветовали,    а  не объяснили,  что  пока  будут  мои  документы  переводить  из  одного  городского  района  в  другой,   то  это  займёт  месяц,  если  не  больше...  А  это  значит, что  за  данное  время   никакой  пенсии  получать  не  буду... И  останусь  без  средств  существования...

                А   тут   ещё   перевод  моих  документов  почему-то  затянулся  на  все  три  месяца... Это  было  ужасно... Даже  сейчас  страшно  вспомнить.
                Вот  в  эти  три  месяца  я  чуть  не  умерла  от  голода...
                Именно  тогда  я  и  стала,   как  самая настоящая  нищенка,  просить  подаяние... В  метро... Шла  в  переход  к  часам  пяти  вечера  и  до  девяти  часов   стояла  с  протянутой  рукой...

                Давали  в  основном  мелочь...  Мимоходом  выгребали  из  карманов  мелочишку  и  бросали  мне... А  её,  эту  мелочь,  нигде  не  принимали, -  ни  в  магазинах,  ни  на  рынке,  ни  в  киосках.... Но  что  мне  было  делать ?  Брать  монетки  я,  конечно,  брала,  -  и  этой  денежке  рада  была.  Всё-таки  хоть  на  хлеб  да  молоко  набиралась  небольшая  сумма ...
                Но  вот  что  только  мне  тогда,  за  время  моего  "стояния на  паперти"  пришлось   выслушать,  так  до  сих  пор  неприятно  вспомнить..
                Уж  каких  только  эпитетов  и  оскорблений  я  не  наслушалась... Потом  ночами  не  спала....Плакала.... Умереть  хотела  от  горя  и  обиды...
                Одна  молоденькая  девушка  как-то  сказала мне:
                "Вы бы  лучше,  чем стоять  здесь и  клянчить  милостыню,  пошли  бы  в  няньки  за  детишками  приглядывать..."
                Как  по  сердцу  резанули  мне  её  жестокие  слова...   До  сих  пор  забыть  не  могу...
                Ничего я  ей  тогда  не ответила.
                Растерялась  я  да  и  обида  меня  сильно  захлестнула.
                А  потом  подумала :         
                "Ох, девочка-девочка... Да  я  всю  жизнь  с детишками  вожусь-нянчусь... Но  вот  сил  моих  уже  нет... И  здоровья  нет...  Кто  бы  за  мной  поухаживал...Или  хотя  бы  тот  же  хлебушек   домой  принёс..."

                Не  стала  я  больше  ходить  просить милостыню... И  так  тяжело  и  стыдно  было  стоять-попрошайничать,  а  после  тех  презрительно-злых  девичьих  слов,  не  могу  больше  туда  идти...
 
                Почти  через  день  стала  я  наведываться  в  собес,  -  может  быть  они  ускорят  перевод  моих  документов. Сама  вызывалась  съездить  и  привезти  всё,  что  им  надо,  -  только  бы  ускорить  дело...Но нет... Всё  время только  и  слышу, - нет-нет-нет! Мы  сами  всё  сделаем... И  ничего  не делали.

                Чувствую,  что не добьюсь я  здесь  никакого  толка от  них,  в  этом  местном  собесе...Поехала  в  центр,  в Серебряный  переулок  в  главное Управление....
                А  там  порядки  такие  дикие,  как....
                Ох,  не  хочу  выражаться...

                В  очереди  больше  часа  простояла,  пока  меня записали  и  дали  талончик,  а  потом  с  талончиком  еще  не  меньше  двух  часов  ждала  приёма... И  людей-то  не  так   уж   много  было,   но  нужный  мне  чиновник  где-то  в  других  кабинетах  застрял  и  всё  никак  не  появлялся  на  своём  рабочем  месте.
                Пока  ждала  я  приёма,  сидя  в  вестибюле, невольно  обратила  внимание  на  то,   что  чуть  ли   не  пол-зала   заставлено  какими-то  коробками... И  эти   коробки  соц.служащие  незаметно  уносят  по  своим  кабинетам...
                У  охранника   тихонько  спрашиваю,   что  это  за  коробки ?
                "А,  -  говорит  он, -  это  гуманитарная  помощь  пришла  из  Германии  для  одиноких  и  бедных  пенсионеров... - пояснил  мне  охранник.  - Только  не  получат  они  её,  эту  помощь... Здесь  неделю  назад  вообще  весь  зал  был  завален  этим  добром,  -   протиснуться невозможно  было,  - а  вот  теперь  уже  меньше  стало  этих  коробок  и  ящиков,  -   всё   растащили  по  кабинетам,   а  потом  домой  уносят-увозят...  Мне  вот  тоже  вчера  дали  одну  такую  коробку... И  сменщику  моему дали... Там  хороший  набор, - тушёнка, сгущёнка, шпроты,  копчёная  колбаса... Жить  можно... Только  всё  это  не  для  нас... Это  вот  они  едят,  те,  у  кого  лапы   загребущие, -  всё  никак  наесться  не  могут. Жадность  их  заела... А  мы  только  слюнки  глотаем... Да  ещё  их охраняем... Вот  так-то !"

                - А я  вот  пенсию  получить  не  могу... Мои  пенсионные  документы  где-то  застряли  в  пути...  Видно  чиновникам  некогда  делами  заниматься, -  чужие  подарки  делят  между  собой...-  пожаловалась  я.
                - Похоже,  что  так... Они  не  очень-то  любят работать... Целый  день  из кабинета  в  кабинет  шастают... Я  вот  смотрю  на них  и  зло  берёт... "

                Ничего  тогда  не  решили  в  Серебряном  переулке  и  ничем  не  помогли  мне... Так  и  ушла  я  " не солоно  хлебавши "...

                А  через  месяц  мне  пришлось  побывать  ещё  и  на  Ленинградском  шоссе  в  доме  № 13,  где  находился  ФГУ   -  главное  бюро  медико-социальной  экспертизы  города  Москвы...

                Лучше  бы  я туда  и  не  ходила....

                В   длинном  холодном  коридоре   было  полным-полно  людей... Притом  это  были  инвалиды  с  самыми  разными  группами  заболеваний,  пришедшие  сюда,  чтобы  подтвердить  свою  инвалидность,  а  иные,  в основном  ветераны  войны,  чтобы  получить,  автомашину  с  ручным  управлением...

                Смотреть  на  них  был  невыносимо  тягостно..
                Многие  из  них  были  настоящие  калеки, -  у  кого-то  не  было  руки,  у  кого-то  нет  ног,  третьи  держали  в  руках  бутылочки  с  катетером,  выходящим  из  их  тела,  для  отвода  мочи,  а  четвёртые...  Нет,  это  ещё  ужасней...  не буду  говорить... Нет  сил  смотреть  и  видеть  изуродованных  болезнью  и  войной  тела людей...

                Но самое  ужасное  было  в   другом...

                Отстояв  многочасовую  очередь,  они  входили  в  кабинет,  чтобы  буквально  через  пару  минут  выйти  оттуда  с  гневными  речами  и  со  слезами  на  искажённом  обидой  лице....

                Почти  каждый  второй  получал  отказ...

                Несправедливый  отказ,  так  как  никогда  у этих  несчастных  инвалидов  не  вырастут  ни  ампутированные  ноги  и  руки,  ни заживут  и  не  станут  здоровыми  искромсанные   внутренности  и  харкающие  кровью  лёгкие... Этим  полуживым  бедолагам  отказали  в  элементарном  внимании  и  помощи...

                Бездушные  чиновника  без  угрызения  совести  и  сожаления  переводили  бедных  калек  и  инвалидов  на  более  низкую  ступень инвалидности,  обрекая  этим  несчастных  на  ещё  более  полуголодное  существование  и  заодно  на  отказ  от  необходимого  им  лечения  и  лекарств,  - то  есть  врачи-садисты  обрекали  инвалидов  на  скорую  и  мучительную  смерть...

                И  это  было  ужасно... И  страшно... И  необъяснимо  жестоко...

                Именно  тогда  я  и  подумала :

                "Да,  я  бедна  и  почти  нищая, - я  часто  бываю  полуголодной,  -  но  я  ещё  хожу  и  живу,  а  не  мучаюсь  и  не  страдаю,  как  эти  беззащитные  инвалиды...
                Да  я  уже  стара   и  у  меня  накопилось  за всю  мою  жизнь  немало  болезней,  но я  всё-таки  не  так  беспомощна,   как  они,  обреченные  властью  и  чиновниками  на   страдания  и   смерть...

                А ведь  эти  люди  когда-то  были  здоровыми  и  строили  наше  государство  и  воевали,  защищали  это  нашу  страну  и  всех  нас...
                и  вот  плата  за  всё,  что  они  сделали  для  своей  родины,  не  жалея  ни  сил,  ни  здоровья,  ни  жизни....

                А  теперь они  никому  не  нужны...
                И  я  тоже  никому  не  нужна...
                Но  я  не  хочу  умирать !
                Я  хочу  ещё  жить  и  видеть  этот  мир.
                И  я  говорю  сама  себе,  -  живи,  пока  есть  силы  жить...  Живи  и  радуйся  каждому  дню,  какой  бы  он  ни  был  этот день...
                А если  станет  плохо,   очень  плохо,  -  оглянись  вокруг  и  увидишь,  сколько  рядом  людей,  которым  ещё  хуже,  чем  тебе...
                И   может   быть  тебя   это  утешит   и  успокоит   при   мысли,   что  ты  не  самый  несчастный   человек  на  этом  белом  свете...
                Жизнь  человеческая  очень  короткая  и  пролетает  она  до  обидного  быстро... И  в  ней  столько  горя,  столько  страданий.
                И  всё-таки  она  прекрасна,  хотя  бы  потому,   что  даётся  она  нам  всего  один  раз...
                И  надо  выпить  эту  чашу  жизни  до  самого  конца... Потому  что  потом  не  будет  ничего... Только  пустота  и  полное  забвение..."
               
               

               
               
               


Рецензии
Лена!
Снова герой Вашего рассказа - бабушка.
Старушка-учительница с дворянскими корнями,родословной и любовью к серебрянному веку...
Создается картина вымысла и реальности 50 на 50.
Интересно,Вы поднимали судебную практику о пожарах в центре Москвы?И в частности случаи на Арбате?!
И еще,зачем приравнивать покойного Ельцина и ныне здравствующего Горбачева к своре авантюристов?!
Зачем бывшая учительница поехала на инвалидную комиссию - то же не понятно...
Да и речь то у нее не совсем учительская.Начитанные и образованные(читай интеллигентные) люди так не говорят, (тем более преподаватели столичных школ):"Ох,девочка-девочка", "Не солоно хлебавши", "Вот так-то", "Ох-ой", "Я-то","Ой не хочу выражаться"...
Последний монолог Вашей героини-Реквием со слов "Именно тогда я и подумала..." полное противоречие со всем содержанием вышеописанной Вами жизни бывшей учительницы - Анны Павловны (не Керн случайно?)с 90-х годов.
Почему она раньше не подумала???
Арматуров Константин.
13.11.10.



Константин Арматуров 4   13.11.2010 00:55     Заявить о нарушении
Столько вопросов... Вряд ли моя Вера Павловна (Не Керн )дворянка, - она об этом не говорила.
Этот рассказ не вымысел и поджоги были реальными. Я видела эти дома и видела, как их сносили и как плакали бывшие жильцы...
Что Ельцин, что Горбачёв, - оба предатели нашего народа и продали страну за "тридцать гривенников"...
А речь у Веры Павловны обычная, как у всех нас. Может на уроках она говорила иначе... С нами она говорила простым языком и особо ничем не выделялась.
В инвалидную комиссию ездила для подтверждения своей инвалидности, так как после пожара она тяжело заболела и попала в больницу, откуда её выписали с инвалидностью 2-й группы...
И я не поняла Вашу последнюю строчку - "Почему она раньше не подумала ?" - О чём ? О своей нищете и судьбе ? А кто об этом думает и ждёт ??? - О жизни ? - но кто может знать её ???

Элен Ру   13.11.2010 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.