Бутафорское сердце клоуна

                Спектакль  в Театре на Юго-западе


Как можно рассказать о театре?..  Рассказать об этом странном месте,    где обычные, вроде бы  нормальные люди,  переодеваются, гримируются, нахлобучивают чужие парики и чужие шляпы, меняют жесты, походку, голос… Одним словом,  зачем-то   становятся другими людьми.  Потом говорят чужие слова, что-то доказывают,  даже кричат и спорят, бегают, дерутся, мирятся и ссорятся, спасают друг друга… Зачем?! Зачем все эти превращения и перевоплощения?  Почему мы, вроде бы тоже нормальные люди, несемся сломя голову в театр - только бы успеть до третьего звонка поуютней устроиться  в зрительном зале и в очередной раз с радостью позволить себя обмануть…




      Какими словами  описать  радость встречи с другой реальностью на спектакле  Валерия Беляковича «Требуется старый клоун» (М.Вишнеч)? Радость погружения в иной, выдуманный мир, возникающий вдруг в нескольких шагах от нас, такой близкий и такой далекий. Неужели есть на свете слова, способные передать все тонкости,  нюансы, все тона и полутона игры актеров Театра на Юго-западе?.. Игры актеров, играющих… актеров! Актеров цирка. Ибо клоуны  те же актеры.  Они тоже должны натягивать на себя чужие  личины и,  в великом напряжении выдерживая на себе наши, порой совсем недоброжелательные взгляды, радовать, радовать и радовать нас,  волшебством превращений и перевоплощений. Радовать так, чтобы мы забывали о своих проблемах, неприятностях, несчастьях. Радовать, чтобы мы умели радоваться тоже  и становились чуть-чуть лучше. Радовать,  раздавая себя по крохам,  по капелькам... Радовать,  тщательно скрывая свою израненную  тонкую актерскую  душу за смешным гротескным бутафорским сердцем, ради великой любви к нам, своим зрителям, надеясь только на нашу благодарность.  Радовать, чтобы, в конце концов, остаться в полном одиночестве, один на один со своей старостью. И только воспоминания… да воспоминания, эти  верные друзья, никогда не покидают старого  клоуна  и могут хоть немного утешить  и поддержать слабый огонек надежды на то,  что он еще все-таки  кому-то нужен.  Иначе нет сил жить.  Ведь   искусство актера, как это ни печально, умирает вместе с его уходом…   

      Игра?.. Нет, это правда. А может быть,  все-таки игра? Ведь в театре  сплошные иллюзии и обман! Эти выдуманные герои, эти  наклеенные усики, седые пряди,  снимающиеся вместе с   беретом, нарумяненные носы и щеки (художник по костюмам – А.Задохин). И обещанного циркового  номера, который когда-то якобы потрясал многие и многие тысячи зрителей,  так и  не покажут. И старую афишу, возвестившую когда-то о старом спектакле,  никто не увидит. И  чемодан, сопровождающий клоуна, окажется     вовсе не тяжелым.   В нем -    лишь обычные опилки, а никакой не цирковой реквизит, о котором столько  кричалось. И вообще,  это не совсем  цирк, вернее совсем   не заброшенный старый цирк. И арена –  лишь  простой канат, уложенный по кругу  (сценография – В. Белякович). А опилки… Нет, опилки настоящие. Но и они оказываются не всегда обычными опилками, которыми раньше посыпали арены в цирках.  Здесь,  в театре, в этом странном месте, опилки тоже играют, и они тоже перевоплощаются. Становятся вдруг землей, песком, чем угодно, только не опилками... И нет ни одного окна. И выхода тоже нет, словно в мышеловке.   И кажется, что все кончилось навсегда и навеки.  Становится душно и страшно.
   
       Но нет! Вдруг  слышатся радостные призывные звуки фанфар (звуковое оформление – А.Лопухов)!  И яркий праздничный свет  слепит глаза (световое оформление  -  С.Парозинский)! И   почему-то начинаешь верить, что все еще только начинается, что все еще только будет! И успех, и признание, и любовь зрителей.  И больше  нет  ни смерти, не старости, ни поломанной судьбы, ни несостоявшейся любви… Есть только арена, свет прожекторов, звуки циркового оркестра и полный зал зрителей. Еще мгновение и…  начнется представление, такое веселое, такое яркое, такое долгожданное! Сейчас, еще минутку, и  появятся клоуны, озорные,  хохочущие со своими шуточками, заставляющими  так самозабвенно смеяться, как бывает только в детстве. Встречайте! Вот  Никколо (А.Ванин) рыжий коверный балагур и чудак. Ваши аплодисменты, дорогие зрители!  А это Филиппо (В.Коппалов) плакса-белый. Просим любить и жаловать! А вот и ваш любимец…  Пепитто (С. Белякович). Бурные аплодисменты! Но…  почтеннейшая публика, просим прощения. Уважаемые дамы и господа, увы, вы опоздали. Клоуны сегодня  не  выйдут на арену...    Они больше никогда  не выйдут...   Время неумолимо.  Часы отсчитают положенное количество ударов и… выдающийся цирковой номер превратится в исповедь.   Старый цирк  в склеп. А опилки в прах… Ведь только в сказке можно все изменить и  исправить. В них есть добрые феи. И сказка их стараниями  всегда заканчивается  хорошо. А  жизнь… Жизнь  жестока.   Но… жестока ли?! Может быть, это тоже игра? И феи, они рядом, стоит только поверить и прийти в театр,  дождаться третьего звонка  и… радоваться, обманываться и наслаждаться этой сумасшедшей запредельной игрой…

 


Рецензии
Не нонсенс ли рецензией на рецензию?..Я не москвич , но приятно через вас познакомиться с интересными людьми .
Спасибо вам .
По-моему , это из Михаила Лермонтова:
Ах , обмануть меня не трудно ,
Я сам обманываться рад...
Будьте здоровы!

Михаил Лезинский   19.01.2010 19:22     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за теплые слова! Заходите , пожалуйста еще! Раньше, к сожалению, не могла ответить. Забыла пароль. Теперь все в порядке.
Еще раз спасибо!
Оксана.

Оксана Колабская   11.02.2010 19:50   Заявить о нарушении