Бутафорское сердце клоуна
Как можно рассказать о театре?.. Рассказать об этом странном месте, где обычные, вроде бы нормальные люди, переодеваются, гримируются, нахлобучивают чужие парики и чужие шляпы, меняют жесты, походку, голос… Одним словом, зачем-то становятся другими людьми. Потом говорят чужие слова, что-то доказывают, даже кричат и спорят, бегают, дерутся, мирятся и ссорятся, спасают друг друга… Зачем?! Зачем все эти превращения и перевоплощения? Почему мы, вроде бы тоже нормальные люди, несемся сломя голову в театр - только бы успеть до третьего звонка поуютней устроиться в зрительном зале и в очередной раз с радостью позволить себя обмануть…
Какими словами описать радость встречи с другой реальностью на спектакле Валерия Беляковича «Требуется старый клоун» (М.Вишнеч)? Радость погружения в иной, выдуманный мир, возникающий вдруг в нескольких шагах от нас, такой близкий и такой далекий. Неужели есть на свете слова, способные передать все тонкости, нюансы, все тона и полутона игры актеров Театра на Юго-западе?.. Игры актеров, играющих… актеров! Актеров цирка. Ибо клоуны те же актеры. Они тоже должны натягивать на себя чужие личины и, в великом напряжении выдерживая на себе наши, порой совсем недоброжелательные взгляды, радовать, радовать и радовать нас, волшебством превращений и перевоплощений. Радовать так, чтобы мы забывали о своих проблемах, неприятностях, несчастьях. Радовать, чтобы мы умели радоваться тоже и становились чуть-чуть лучше. Радовать, раздавая себя по крохам, по капелькам... Радовать, тщательно скрывая свою израненную тонкую актерскую душу за смешным гротескным бутафорским сердцем, ради великой любви к нам, своим зрителям, надеясь только на нашу благодарность. Радовать, чтобы, в конце концов, остаться в полном одиночестве, один на один со своей старостью. И только воспоминания… да воспоминания, эти верные друзья, никогда не покидают старого клоуна и могут хоть немного утешить и поддержать слабый огонек надежды на то, что он еще все-таки кому-то нужен. Иначе нет сил жить. Ведь искусство актера, как это ни печально, умирает вместе с его уходом…
Игра?.. Нет, это правда. А может быть, все-таки игра? Ведь в театре сплошные иллюзии и обман! Эти выдуманные герои, эти наклеенные усики, седые пряди, снимающиеся вместе с беретом, нарумяненные носы и щеки (художник по костюмам – А.Задохин). И обещанного циркового номера, который когда-то якобы потрясал многие и многие тысячи зрителей, так и не покажут. И старую афишу, возвестившую когда-то о старом спектакле, никто не увидит. И чемодан, сопровождающий клоуна, окажется вовсе не тяжелым. В нем - лишь обычные опилки, а никакой не цирковой реквизит, о котором столько кричалось. И вообще, это не совсем цирк, вернее совсем не заброшенный старый цирк. И арена – лишь простой канат, уложенный по кругу (сценография – В. Белякович). А опилки… Нет, опилки настоящие. Но и они оказываются не всегда обычными опилками, которыми раньше посыпали арены в цирках. Здесь, в театре, в этом странном месте, опилки тоже играют, и они тоже перевоплощаются. Становятся вдруг землей, песком, чем угодно, только не опилками... И нет ни одного окна. И выхода тоже нет, словно в мышеловке. И кажется, что все кончилось навсегда и навеки. Становится душно и страшно.
Но нет! Вдруг слышатся радостные призывные звуки фанфар (звуковое оформление – А.Лопухов)! И яркий праздничный свет слепит глаза (световое оформление - С.Парозинский)! И почему-то начинаешь верить, что все еще только начинается, что все еще только будет! И успех, и признание, и любовь зрителей. И больше нет ни смерти, не старости, ни поломанной судьбы, ни несостоявшейся любви… Есть только арена, свет прожекторов, звуки циркового оркестра и полный зал зрителей. Еще мгновение и… начнется представление, такое веселое, такое яркое, такое долгожданное! Сейчас, еще минутку, и появятся клоуны, озорные, хохочущие со своими шуточками, заставляющими так самозабвенно смеяться, как бывает только в детстве. Встречайте! Вот Никколо (А.Ванин) рыжий коверный балагур и чудак. Ваши аплодисменты, дорогие зрители! А это Филиппо (В.Коппалов) плакса-белый. Просим любить и жаловать! А вот и ваш любимец… Пепитто (С. Белякович). Бурные аплодисменты! Но… почтеннейшая публика, просим прощения. Уважаемые дамы и господа, увы, вы опоздали. Клоуны сегодня не выйдут на арену... Они больше никогда не выйдут... Время неумолимо. Часы отсчитают положенное количество ударов и… выдающийся цирковой номер превратится в исповедь. Старый цирк в склеп. А опилки в прах… Ведь только в сказке можно все изменить и исправить. В них есть добрые феи. И сказка их стараниями всегда заканчивается хорошо. А жизнь… Жизнь жестока. Но… жестока ли?! Может быть, это тоже игра? И феи, они рядом, стоит только поверить и прийти в театр, дождаться третьего звонка и… радоваться, обманываться и наслаждаться этой сумасшедшей запредельной игрой…
Свидетельство о публикации №209091300943
Спасибо вам .
По-моему , это из Михаила Лермонтова:
Ах , обмануть меня не трудно ,
Я сам обманываться рад...
Будьте здоровы!
Михаил Лезинский 19.01.2010 19:22 Заявить о нарушении
Еще раз спасибо!
Оксана.
Оксана Колабская 11.02.2010 19:50 Заявить о нарушении