Технократ. Глава 1 Разоблачение

Даже механизм диктатуры - не перпетуум мобиле.
Станислав Ежи Лец



Я подскочил к окну и, дернув за ручку, закрыл жалюзи. Через полсекунды за окном послышался свист вертолетных винтов. Я на всякий случай прижался, как мог, к стене, а шум все нарастал и нарастал, и, когда я уже было подумал, что все пропало, он начал стремительно удаляться и, наконец, исчез совсем. Я с облегчением перевел дух и подумал, что не стоит вообще оставлять окно открытым. Рано или поздно наступит момент, когда я не успею его закрыть, и тогда мне конец. С другой стороны с зашторенным окном постоянно сидеть нельзя’— это может вызвать подозрения, и квартиру нет-нет, да и проверят. В любом случае риск. Но в моем деле иначе нельзя. Возможно, когда-нибудь ночью за мной придут, и...
Меня передернуло от этой мысли. И в этот момент раздался тот самый стук в дверь, с которого все началось. Я обмер. Два шумных удара в дверь, словно били не кулаком, а ладонью. Каждый житель города знает, что означает такой стук. Я встал на стол и, пошарив рукой, достал со шкафа свой любимый «Браунинг» сорокового калибра. Страшно подумать, сколько пуль из него вылетело, сколько жизней им было отнято. Ни то, ни другое по пальцам пересчитать было нельзя. Этот пистолет остался еще с «лучших времен», как я их называю. Тогда все было по-другому...
Стук повторился, уже более настойчиво. Я на цыпочках подкрался к двери и осторожно посмотрел в глазок. Я увидел невысокого мужчину крепкого телосложения, который переминался с ноги на ногу и нервно оглядывался по сторонам. На нем была серая куртка, а на голове — кепка с длинным козырьком, не позволяющим разглядеть лицо. Тем не менее, этого человека я сразу же узнал.
Я аккуратно положил пистолет на пол и, выждав момент, когда он смотрел в сторону, резко рванул дверь на себя, схватил его за воротник, втянул в квартиру и тем же молниеносным движением захлопнул дверь.
— Эй, какого...
Я зажал ему рот и вполголоса проговорил:
— Тихо ты! Хочешь, чтобы все соседи сюда сбежались?
Он испуганно помотал головой. Я отошел и хорошенько оглядел его. Глазок не позволял разглядеть некоторые детали, теперь же я смог увидеть, что куртка моего незваного гостя сверху донизу заляпана песком вперемешку с какой-то грязью.
— Деннис, что случилось?
Деннис тяжело вздохнул, отвел глаза, пробормотал:
— Накрыли нашу явку на северной окраине...
— Что?
— Кто-то сдал нас, Рик, — продолжал Деннис. — Сегодня ночью нагрянули Наблюдатели, и...
— И что? —нетерпеливо спросил я.
— Троих наших схватили, мне и Адаму удалось бежать.
Он потупился.
— За что тебе так стыдно? — спросил я.
Он быстро поднял на меня глаза.
— С чего ты...
— Да у тебя на лице написано!
— Точно...забыл...
— Так что случилось?
Деннис все мялся.
— Да говори же! — не выдержал я.
— Видишь ли, — пробормотал он, потирая висок, — мне теперь кажется, что они специально дали мне уйти, а потом следили...
— И ты привел их сюда?!
— Прости, я не должен был...
— И это все, что ты можешь сказать?! Ты же...ты... — я задыхался от негодования.
У меня были все основания злиться на него в этот момент. Не один, не десять и даже не пятьдесят раз я втолковывал ему и другим моим единомышленникам, язык не поворачивался называть их учениками: в случае раскрытия прятаться только в тех местах, куда ты больше ни разу не придешь. И так, пока полностью не убедишься, что слежка отсутствует. Конечно, глупо было бы полагать, что не будет никого, кто умудрится пренебречь этим, без преувеличения, главным правилом. Напротив, я знал, что рано или поздно это случится, потому практически никто не знает, где я живу. Но только не Деннис! Уж кто-кто, а он-то должен знать, как осторожны мы должны быть в нашем деле. И как он мог забыть? Положим, можно было списать все на стрессовую ситуацию: человек попадает практически в экстримальные условия и, за неимением возможности спокойно спланировать свои действия, делает так, как подсказывает инстинкт — держаться ближе к более сильному, в данном случае, ко мне. Вполне логично,  но на ум мне вдруг пришла другая возможность, вполне вероятная, несмотря на свою чудовищность. А Деннис все бормотал:
— Прости, я не должен был....я...
— А ну-ка погоди, — прервал я его.
Он замолчал и то ли с надеждой, то ли с отчаянием посмотрел на меня. А я резко присел, схватил с пола пистолет и через мгновение направил его на Денниса.
— Эй, ты что? — Деннис хотел попятиться, но стена помешала ему это сделать.
— А может, ты сам их привел? Договорился, мол, моя голова в обмен на твою, а?
— Да ты что! — вот теперь отчаяние четко просматривалось на лице. — Да я в жизни...
— А что, — я усмехнулся. — зачем им пешка вроде тебя, если есть шанс схватить ферзя?
— Ты не хуже меня знаешь, что Наблюдатели никогда не пойдут на сделку ни с кем из нас, даже за такую цену! — Деннис позволил себе повысить голос. — И потом, если бы я их привел, мы с тобой сейчас бы не разговаривали, тебя бы уже давно везли в фургоне с темными стеклами!
Я опустил оружие, отвел глаза.
— Ладно, — пробормотал я. — Будем считать, что я тебе поверил.
Некоторое время мы молчали.
— Что делать будем? —  наконец спросил Деннис.
— Это я у тебя должен спросить, — проворчал я. — Ладно, забыли. Когда вас накрыли?
— Около двух часов назад.
— Так, значит, Адам сможет скрываться не более двух часов, в уходе от погони он слабоват, к сожалению...еще час его будут раскалывать, значит полтора часа у нас есть гарантированно. Вот что мы сделаем: сейчас иди в душ, от тебя несет черт знает чем, а я пока все подготовлю.
— Для чего?
— Нам надо наведаться в другие явки, пока Наблюдатели не узнали о них.
— Погоди-ка, — Деннис замотал головой. — А если Адам проговорится раньше?
Я снисходительно посмотрел на него.
— У него в запасе есть пара-тройка фальшивых адресов. Надеюсь, у него хватит ума выдать сначала их. Главное, — чтобы он не перепутал их настоящими. Все, иди. Даю тебе пять минут.

Ровно через сорок минут мы уже стояли у подъезда одного из домов на окраине. Центр Города, который в народе звался Большим Городом, окружало кольцо районов, так и не восстановленных после войны. Все строения, улицы были здесь разрушены, а то, что уцелело, угрожало рухнуть в любой момент. Эти места так и называли — Руины. Эти районы были необитаемы, потому служили идеальным местом для наших сходок. Но были и свои минусы. Если в Большом Городе главная опасность — быть обнаруженным, то на Руинах ты ежесекундно подвергаешься опасности быть заживо погребенным под тоннами бетона. Оглядывая дом, я вдруг вспоминаю о неоднократных обещаниях Мастерской застроить часть Руин, расширив таким образом Большой Город, но, кажется, у них так и не хватило сил, а, может быть, смелости перейти, наконец, от слов к действию. Мельком я подумал, что они, возможно, специально оставляют Руины нетронутыми, то ли чтобы продемонстрировать свою власть: «Вот что будет с теми, кто не подчинится!», то ли в качестве символа собственных достижений: «Вот что бы было, если бы не мы!»
В любом случае, Руины — это осколок прошлого, вечное напоминание о тех далеких и страшных событиях. Я пытаюсь представить, как это было, когда Деннис трясет меня за плечо.
— Рик! Ты что, уснул?
— Извини, я задумался просто. Прикрой меня.
С этими словами я достал из кобуры все тот же «Браунинг», подошел к двери подъезда и потянул ее на себя. Несмотря на наличие кодового замка, она поддалась без малейших усилий. Все работающее, что здесь было, перестало быть таковым много-много лет назад.
В подъезде было сыро, неприятно. В этом доме значительная часть крыши отсутствовала, а как раз накануне прошел сильный дождь, и теперь с лестницы изредка срывались капельки воды и отправлялись в долгий полет, чтобы приземлиться на пол первого этажа, разлетевшись в стороны микроскопическими брызгами. Казалось, сама природа оплакивает погибших здесь.
— Пойдем, — сказал я, и мы стали осторожно подниматься по лестнице. Я шел впереди, Деннис, как обычно, прикрывал.
Как оказалось, осторожность эта была совершенно лишней. В доме, судя по всему, никого не было. Нам это только на руку. Поднявшись на четвертый этаж, я прошел по коридору и толкнул дверь с номером 169. Странно, но она не двинулась с места — видимо, из-за капризов погоды ее так перекосило, что она стояла теперь в распор дверного проема. Недолго думая, я выстрелил по два раза в те места, где крепились петли и выбил дверь ногой.
— Ты че творишь? — заорал Деннис, который только что преодолел последний лестничный пролет. — Я уж думал, тебя тут расстреляли!
— Все в порядке, — успокоил я его. — Просто дверь не поддалась.
— А если у тебя консервная банка не открывается, ты тоже по ней палить начинаешь? — поинтересовался он.
Я пожал плечами и вошел в комнату. Почти всю ее площадь занимала огромная лужа, и это было странно, поскольку потолок был цел, а представить себе дождь, который идет под таким большим углом было трудновато, тем более, что окно здесь было абсолютно целым.
— Так, где там наш тайник? — спросил Деннис.
— Между седьмым и одиннадцатым кирпичом, если я не ошибаюсь.
Я ощупал стену возле седьмого слева кирпича и с удовлетворением обнаружил спрятанную щель. Такую же я нашел и справа от одиннадцатого кирпича, после чего взялся за них и потянул на себя. В отличие от двери, крышка тайника поддалась без труда. Я аккуратно поставил ее на пол, поднял глаза и отпрянул. Из ниши в стене смотрел на меня стеклянными глазами Майк. Он был среди тех, кто попал в засаду сегодня утром. Лицо его было все в крови, сочившейся, должно быть из длинного глубокого пореза на лбу.
— Боже мой! — воскликнул Деннис.
— Они уже были здесь, — процедил я и со всей силы ударил кулаком в стену.
— Гады! — не выдержав заорал Деннис.
И тут до меня дошло. Я бросил взгляд на окно. Абсолютно целое стекло, чистое, как будто только что с завода, и даже рамы нет. Черт! Как я мог не обратить внимания сразу!
Я взял с пола кусок кирпича и швырнул его в окно. Послышался характерный звон, и на пол посыпались осколки.
— Рик, не надо, — предостерегающе сказал Деннис, но я схватил его за плечи и встряхнул.
— Дурак! Откуда здесь новенькие стекла?! Это экран! За нами следят!
Тут Деннис моментально прозрел.
— Бежим! — крикнул он.
Краем уха я уже слышал традиционную низкую сирену Наблюдателей, и уже представлял себе колонну из трех, а то и пяти серебристых с красными полосами джипов, подъезжающих к дому.
— Ну, нет, так просто вы меня не возьмете, — пробормотал я, пытаясь не сбить дыхание.
На втором этаже Деннис рванулся в коридор. Я не спорил, поскольку в бою он ориентировался гораздо лучше меня. Ему виднее, где у нас будет преимущество. Похоже, его план расчитан на то, что нам, в конце концов, придется отступить. Если бы он намеревался драться до конца, то побежал бы не вниз, а вверх.
Расположившись у окна в конце коридора, Деннис жестом указал мне, где я должен сесть. «Он что, подставляет меня?» — мелькнула мысль, когда я сел в дверях одной из квартир («номер 162»,`— отметил я), наведя дуло пистолета на проход и ожидая, пока Наблюдатели начнут действовать. Но они оказались умнее.
За спиной послышалось странное постукивание, и я обернулся. Как раз вовремя, чтобы увидеть гранату которая катилась по полу прямо ко мне под ноги. Я даже успел услышать смутно, словно в замедленной съемке, крик Денниса: «Беги!», но рефлексы сработали быстрее. Одним прыжком я оказался на лестничной площадке, попутно пытаясь сообразить, что хуже: прострелить себе голову, побоявшись быть захваченным в плен или сгореть заживо. Впрочем, я так и не успел додумать все до конца. Ударная волна настигла меня, кажется, даже быстрее звука. Меня подбросило и хорошенько стукло о стену.
Видимо, я на секунду потерял сознание, потому что в следующее мгновение я уже лежал на грязном полу в луже собственной крови. «Вот и все, — подумал я, — вот так бесславно все и закончится». И тут же, словно стараясь отвергнуть эту мысль в голове раздался крик: «Ну уж нет! Вы еще повозитесь со мной!» Титаническим усилием воли я заставил себя упереться руками в пол и приподняться. Нет, все не так уж и плохо. Лежал я все-таки не в крови, а в обычной воде, и тело мое не болело, как я ожидал, — значит, меня не так уж и сильно я ударился.
Посмотрев перед собой, я увидел пылающий коридор, а в конце его — Денниса. Из-за дрожания воздуха над пламенем нельзя было понять, шевелится он или нет. В любом случае я был бессилен ему помочь. И мне вдруг стало все равно, что будет дальше.
Я схватился одной рукой за перила и, хорошенько оттолкнувшись, перепрыгнул через них. Оказавшись на первом этаже, я бросился бежать, не разбирая дороги. Все вокруг было как будто в акустическом тумане: я видел как мимо свистят пули, даже чувствовал идущий от них ветер, когда они пролетали совсем рядом, но ни выстрелов, ни криков Наблюдателей, которые, несомненно были, ни даже собственных шагов я не слышал. Потом я заметил, что в глазах начало темнеть. Наверное, организм пустил всю энергию на бег. Когда я опомнился, то обнаружил, что сижу на полу в каком-то подъезде, еще более грязном, чем тот, в котором был еще каких-то...пять минут? Десять? Час назад? Сколько же времени я бежал? Я прислушался. Не было слышно ничего. Нет, акустический туман рассеялся — листья деревьев шуршали от ветра, снова накрапывал дождь, где-то далеко был слышен лай собаки, но никаких признаков Наблюдателей. Никаких. Каким образом мне удалось так оторваться от них, да еще и на своих двоих?
Неважно. Майк умер. Деннис умер. Адам, Грег, Джеймс тоже, наверное, мервы. И что теперь? Я ведь один остался. Как быть? Все сначала? По всему Городу разбросано пару дюжин наших агентов, но как их найти? Связями у нас заведывал Деннис. Адам был ответственным за оружие, где я теперь возьму пушки, патроны? Это конец.
Нет. Нет! Нет, черт возьми! Надо бороться, не все еще потеряно!
И вдруг я с полной ясностью понял: нужно выбираться из Города. Здесь мне теперь места нет. А после того как выберусь...Что ж, когда выберусь, тогда и разберусь, что делать дальше.


Рецензии