Поэзии необходимый миг. Светочъ

Светочъ. Литературный изборник. Общество литераторов «Светоч», Рига, 2007

Запредельный мерцающий – и близкий свет – отражён в строках созвучий авторов альманаха. Тема пересотворения души согласно кристальному строю растворена во всех текстах – прозаических и поэтических, - возможно, дистанция от русского языка в его перенасыщенной стихии помогает слушать и концентрироваться… «Не хлебом единым…», – эти новозаветные строки подошли бы эпиграфом к самому Изборнику, охарактеризовав его духовное и эстетическое направление… В чём-то зыбкое, почти неуловимое… Где суть не в отказе от мира матери, но в поисках света.
«Ночной Лодочник» Михаила Москаленко – не только символ вестника смерти, но и пророка – тот, кого увозят на иной берег: но «…нет, не весло, а луч в его руке», –
В словах ли выразить любовь?
Предпочитаю быть Любовью, –
слиянность внутреннего жеста и воли слов автора – во вкусе, такте и гармонии. От этого –единство образа лирического героя и его устремленности в прошлое и зеркальное будущее, словно лучом интуиции и прозрения слов, которые «Подснежники света».

Бабочкой лёгкой створка окна
в дождь улетает…
...........................
В молитву дождя поезд умчал
песню с вокзала, -
музыку и муку сердца, отмечает Пётр Межиньш, где «России синий символ – Водолей», – пишет Людмила Межиньш в венке сонетов «Радуга Водолея», переполненном капелью и разноцветными озарениями луча Слова, дробящегося о кристалл земного эфира: синее, голубое, фиолетовое, оранж, - предвосхищают поэтам и чутким бессмертным душам
Вход в тайники, небесные миры,
Скрываемые Богом до пор…
И Бог приотворён – доверившимся Духу:
Но Вы, конечно,
не заполните
ничем
ночей в кленовой замети…
Передвигая мебель
в комнате,
пройдите
по аллее памяти… –
пишет Николай Кашин, открывая религиозный смысл в повседневном:
Как бы судьба ни била,
ты людям верь. Люби их и жалей, -
таков его Спаситель в стихотворении «Исповедь»:
Я не мечтал о славе и о троне,
на папертях о милости просил, –
но обратился к Всевышнему сам, приняв полную свободу и ответственность за поступки свои и людей, воскреснув и преображая мир, не переставая вопрошать:
Пришла пора вернуться мне на землю.
Но с чем придти – с добром или с мечом?..
Схожий дуализм – жертвенности в любви и гневе – в стихотворении Натальи Васильевой «Берёза и художник»:
Художник руку жмет карандашу,
и чувствует, торчат суки берёзы;
среди рисунков спрятался занозой
ветвистый шум.

Своя позиция героя и персонажа – словно слышимая ими музыка памяти помогает противостоять лицемерию сегодня в строках Владимира Арацкого:
Афанасий Николаевич,
Николаич Нидвораич!
Заново деревня выстроилась,
а война лишь на экране…
Так какого чёрта лысого
ты ютишься в глухомани?
В «Прощании с Лиепаей» Маргарита Дубро вспоминает:
Дождь слезами падает за ворот,
будто отдаёт надолго – впрок.
Эта же мысль о возвращении долгов земных и небесных в рассказе Сергея Воробьева «Вася из Сенегала», когда сомнительные продавец золотого перстня и угощающий пивом на диковинном африканском берегу в далеком уже 1974 вовлекают в фантасмагорию, продолжающуюся и по сей день. С такой любовью к людям и невероятным свойствам их характеров написана проза Сергея Воробьева, чьё письмо ярко и глубинно.
Сергей Кольцов, на первый взгляд, пишет о развоплощении мирского на пути к постижению миру. Но возвращается к земному теплу:
…и стала комната вселенной,
в которой был я одинок.
Да нет, обыденней и проще
был твой негаданный приход.
Уцелеть в одиночестве через гармонию звуков – вот суть, которую так или иначе открывают для себя авторы альманаха «Светочъ»:
А что душа? Вся в синяках,
на сквозняках глазниц оконных
уже не плачет о бездомных,
так и не сложенных стихах, –
обращается через неизреченное молчание Наталья Кошина «К руке, отвыкшей от письма…».
Красота поэзии неповторима – как невосстановимая по сей день «церковь с изумительными мозаичными куполами» в рассказе Людмилы Ершовой «Золотые руки». И в этой свежести искусства, дуновение которого воплощено в строках поэтов литературного изборника, залог непреходящего света, проницающего вечностью души авторов и читателей.

Гости альманаха «Светочъ» – известные, в основном петербургские и московские поэты Николай Переяслов, Андрей Шацков, Андрей Романов, Глеб Горбовский, Евгений Юшин, Владимир Бояринов, Александр Зайцев, Арсений Конецкий, Александр Зайцев, Александр Климов-Южин, Сергей Каргашин, Егор Исаев. Они в чём-то… другие… Наверное, только за земной гранью России можно так трепетно, по-особому чувствовать акварели и чистоту русского Слова и культуры, омываемых Водолеем:
Пока дышу, пока ещё пою
Слова твои на музыку свою,
Мы миссию единства пронесём,
И души от безверия спасём, -
свидетельствует Людмила Межиньш о единстве образа земной и небесной Руси.


Рецензии