Трезвый праздник в день Усекновения главы Пророка

11 сентября, в день Усекновения главы Пророка,  Предтечи и Крестителя Господня  Иоанна трезвенника, петербургские трезвенники  провели праздник Трезвости.

Отметим, что в Екатеринбургской и Казанской  епархиях уже несколько лет подряд этот день отмечается как праздник трезвости. Связано это с тем, что еще в марте 1914 года Святейший  Правительствующий Синод принял решение в день Усекновения главы святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя совершать Всероссийский праздник трезвости, однако последующие революционные события на долгие годы прервали зародившуюся традицию. Как известно из Священного Писания, св. пророк Иоанн Предтеча "не пил вина и сикера" и не вкушал плодов виноградной лозы, т. е. был абсолютным трезвенником, поэтому именно его память особенно чтят трезвящиеся во Христе.

Инициативу  проведения праздника Трезвости  в этом году подхватили активисты  православного клуба "Бодрствование" при храме во имя иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" на заводе АТИ в Петербурге. Мероприятие началось с чтения Акафиста Иоанну Предтече на галерее храма.

Затем православные трезвенники собрались  в Михайловском зале, расположенном  в здании храма. Выступивший перед собравшимися председатель клуба Юрий Кладиков подчеркнул важность в нынешних условиях идеи православного трезвения, когда русский народ буквально погибает от пьянства и других пороков. Председатель клуба напомнил историю праздника, а также объяснил, почему в своих молитвах православные трезвенники обращаются, прежде всего, к святому пророку Иоанну Предтече.

Затем перед православными трезвенниками  выступил активист клуба Виктор Брязгин, который приглашал на сцену видных членов клуба, принявших в свое время обет трезвости. Каждый из них рассказывал о своем жизненном пути, о преодолении страстей, о воцерковлении, делился опытом борьбы со страстями, сообщал, когда и при каких обстоятельствах он вступил в клуб и принял обет трезвости. Выступавшим были вручены значки Всероссийского Иоанно-Предтеченского православного братства "Трезвение", а также памятные подарки – книги святых отцов, а также экземпляры недавно вышедшей книги основателя современного православного трезвеннического движения России Владимира Михайлова "Я не исчезну просто так…".

Затем православные трезвенники приняли участие в братской трапезе с чаем, сахаром, фруктами, печеньями, конфетами. Ими была исполнена песня автора-исполнителя из Тюмени Сергея Басманова "Предтеча и Креститель Иоанне, моли усердно Господа о нас!", ставшая, по сути дела, неофициальным гимном клуба "Бодрствование". Среди собравшихся – руководитель петербургского православного драматического театра "Странник" Владимир Уваров и главный редактор Православного радио Санкт-Петербурга Василий Стамов.

Завершился  праздник чтением молитвы о здравии  по соглашению, которая творится на Православном радио Санкт-Петербурга ежедневно, в 21.00. На ней поминаются имена крещеных в Православии  людей, сообщенные верующими по телефону редакции радио в течение дня. После молитвы по соглашению участники мероприятия пропели Вечную память первому председателю клуба "Бодрствование" Владимиру Михайлову, почившему три года назад.

Отметим, что собрания клуба "Бодрствование" проводятся еженедельно по вторникам, в 18.30, а по четвергам, в 17.00, проходит чтение Акафиста Иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша".

-------

11 сентября по новому стилю, трезвенники вспоминают Великого Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна. Величайшее предназначение Иоанна подтвердил Иисус Христос, говоря: "Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его." (Мф. гл11, ст.11). Почему же Св. Иоанн был так велик перед Господом, в чем заключалось его величие в соответствии с христианской религиозностью?

Очень хорошо об этом сказал  протоиерей Симеон Вишняков:
"Святой Иоанн был велик перед Господом, а не перед людьми, - в противоположность земному величию; духовно велик, как ближайший предвозвестник и деятельный предуготовитель царствия Божия.

Не будет пить вина и сикера - как назареи, посвященные Богу, у которых было священным обетом не пить ни вина, ни сикера, то есть никакого напитка, приготовляемого, например, из хлеба, яблочного сока, фиников и т.п., способного произвести опьянение и возмущение в мыслях.

Как первенец, по традиции евреев, Иоанн был посвящен Господу - предполагается, что в это же время он был посвящен Богу и как назорей на всю жизнь. Через 6 месяцев после рождения Иоанна, рождается Сам Христос Спаситель. Весть о рождении Спасителя долетела и до Ирода, царя иудейского, который был первым царем иноплеменником, поставленный римлянами для управления Иудеей. Боясь потерять свое царствование, Ирод приказывает избить всех младенцев мужского пола от двух лет и меньше, надеясь что среди этого избиения погибнет истинный Царь  - Иисус Христос, пришествия Которого давно уже ожидали  иудеи. Это событие - пришествие Бога в мир -  стало венцом спасения рода человеческого самим Господом от  мучительства дьяволом, с этого момента двери потерянного Рая вновь открылись и войти туда может каждый, верующий в Иисуса Христа, Сына Божьего. Иоанн чудесным образом избегает трагической участи избиения. Мать Пророка, Елисавета, силою Божию была сокрыта с младенцем в одной из пещер, где по прошествии 40 дней после мученической кончины Захарии, её мужа, скончалась. Младенец Иоанн остался одинокой сиротой, попечение о нем с тех мгновений принял на себя сам Бог. Иоанн возрастал и подготовлялся Господом для своего главного назначения. Вот что говорит протоиерей Симеон Вишняков: "Внутренняя чистота души Иоанна, глубокое подвижническое его настроение отражались в самой его внешности. Глава его, как назорея, покрыта была длинными волнующимися волосами. Одежду он носил из грубого, жесткого верблюжьего волоса... Чресла его препоясаны были широким кожаным поясом... Пищею для великого пустынножителя служили акриды (побеги и почки молодых растений, а по другим источникам -  растение "рожковое дерево") и дикий, полевой, не сладкий на вкус мед".  Близость Бога, скудость пищи, простота жизни - все служило избранному угоднику Божию в укреплении благочестия и святости.

Время затворничества в пустыне для Св. Иоанна подходило к своему концу. "В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был чертвертовластником в Галилее... был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне" (Лк, гл.3: ст1,2). "Перед призванием своим на проповедь народу иудейскому Предтеча жил по сию сторону Иордана, недалеко от Иерихона, в пещере, скале, недалеко от того места, где евреи чудесно перешли Иордан по предводительством Иисуса Навина при возвращении из Египта в обетованную землю"   (протоиерей Симеон Вишняков), здесь же и начал он свою первую проповедь. О чем же была проповедь Св. Иоанна?  При всем мирном состоянии общества, оно было раздираемо различными религиозными течениями, которые в той или иной мере полагали в свою основу закон Моисея - фарисеи призывали к  исполнению Божьего Закона, основываясь на соблюдение формы как главного условия спасения, садукеи вообще отвергали существование духовного мира и бессмертия души; было много и других сект, которые ещё дальше отошли от учения Моисея и Божих Пророков. И вот в таком мраке лжи и заблуждений, при оскудении благочестия Иоанн, "...возвещал, что утешения, обетованные Израилю, уже готовы излиться на него, уверял Иерусалим, что бедствия, какие он вытерпел под игом вавилонским и под игом римлян, послужили к очищению грехов его, научал иудеев самих себя расположить к тому, чтобы в сердцах своих приготовить путь Господу через покаяние и  обращение к Нему, противопоставлял унижению, отвержению и немощи грешного творения благость, величие, могущество и мудрость Всевышнего, наконец указывал миру на необычайность средств, какие употребляет Господь для достижения своих целей" (протоиерей Симеон Вишняков).

Все проповеди Св. Иоанна имели одну лишь цель - приготовить путь Господу в сердца людей дабы предоставить Господу народ приготовленный. Иоанн, в отличии от других "учителей" того времени, призывал людей к покаянию,  как  к  единому угодному Господу пути примирения человека со своим Творцом.  Этот образ искреннего сердечного, угодного Богу, покаяния он  образно воплощал в крещении приходивших к нему людей на Иордан. Следует заметить, что крещение Иоаново было также прообразом крещения Христова, оно не низводило на крещаемого Благодать, но служило как бы преддверием в таинство благодати и нового закона  Христа. Вот как описывает крещение Иоанна протоиерей Симеон Вишняков: "...между тем как Евангелие весьма ясно указывает, что св. Иоанн останавливался для совершения крещения именно в таких местах, где было много воды; не останавливался он на берегу реки или камне, чтобы совершать крещение над приходящими к нему, но входил сам вместе с крещаемым в воду в самое русло реки или источника, омывал его своими руками, потом, доколе крещаемый находился в воде по шею, возложив на его голову свою руку, требовал, чтобы крещаемый исповедал свои грехи; наконец, погрузив его в воду, выводил на берег, где получивший крещение молился". И вот однажды, среди толпы народа, ожидавшей своей очереди крещения у Иоанна, оказался Тот, у Которого  в руке ключи жизни и смерти, Кто содержит вселенную своею десницею, Кому повинуются Ангелы, Архангелы, Херувимы и Серафимы - Всемогущий Бог, принявший образ раба ради спасения Своего создания. Иисус Христос, истинный Бог наш, достигший тридцатилетнего возраста (возраст, когда по иудейским традициям человек допускался до священнического служения и народного учительства) по закону человеческому приступает к исполнению предопределения Божия на спасение людей. Христос с момента крещения у Иоанна устанавливает истинное крещение, о котором будет проповедано позже - крещение Духом Святым и огнем во оставление грехов и в жизнь вечную. Иоанн наконец-то свидетельствует о пришествии Того, Которого ждали так долго не только иудеи, но и все человечество, Богочеловека, пришедшего в мир спасти грешников, удовлетворив правосудию Божию Своей Непорочной Жертвой.

Господь Иисус Христос принимает крещение, Иоанн свидетельствует о Нем как о Том, Которому должно прийти, Спаситель является миру -  с этого момента Св. Предтече должно будет умаляться, он выполнил свое предназначение, приготовил путь Господу в сердцах  и умах людей, пришествие на землю Спасителя совершилось. Прошло около полугода с тех пор как  Христос начал свою проповедь, а тем временем Его Предтеча продолжал проповедовать покаяние. Но конец был уже близок, Святой Иоанн предается Ироду Антипе Пилатом по козням и клевете фарисеев. Ирод Антипа уважал и боялся Иоанна, он с удовольствием слушал его беседы и многое делал по его совету. Но с тех пор как Ирод незаконно женился на  коварной и властолюбивой Иродиаде, которая ради приобретения власти, богатства и роскоши оставила своего живого мужа, родного брата Ирода Антипы, и добившись брака с последним, ввела в грех обоих. Св. Иоанн, исполненный святости и чистоты не замедляет обличить Ирода в гнусном преступлении. Трусливый Антипа, движимый порочными страстями не пожелал расстаться со своей избранницей, а ненависть Иродиады к Пророку, разжигаемая праведным обличением, толкает Ирода заключить Иоанна в темницу, несмотря на страх  и уважение к Святому. Так наступают дни  заточения Св. Иоанна. Но и здесь Иоанн не перестает принимать своих учеников, проповедуя покаяние, свидетельствуя о Пришедшем и обличая порок.  Слухи об обличении Иоанном Ирода в преступлении нередко доходили и до Иродиады, порождая в ней не раскаяние, а страх того, что Антипа, одумавшись, решиться отправить её обратно к своему живому мужу.

Ненависть преступницы росла и однажды пришел момент,  когда жуткое желание мести принесло свой результат - наступил день рождения Ирода Антипы. По случаю торжества собралось много людей,  знатных членов общества. По традиции женщинам не положено было находиться там, где пировали мужчины, поэтому Иродиада проводила свой пир с женами галилейских вельмож. В конце праздника, когда сердца пирующих были опьянены вином, дочь Иродиады - Саломия, одетая изысканно и соблазнительно, под звуки музыки начала танцевать и петь. Вот что говорит об этом Св. Златоуст: "Позорище было сатанинское, побуждением к нему было пьянство и сластолюбие, откуда ничего не выходит доброго; зрители были люди развратные, а дающий пиршество всех бесчестнее; забава была безумная; девица, через которую брак Ирода делался противозаконным и которой надлежало скрываться от света по причине позора своей матери, пышно является в собрании и, отложив девичий стыд, всех блудниц затмевает собою". Разженный плотской страстью от созерцания танцующей девушки и  распаленный вином Ирод  в безумии обещает исполнить все, что ни попросит очаровательная танцовщица,  даже просьбу о половине царства. Саломия, подошла к своей матери и спросила  у неё о том, чего ей нужно было просить. Иродиада наконец-то получает возможность отомстить ненавистному ей Св. Иоанну и она без колебания просит ... голову Святого Пророка! Девица Саломия берет блюдо и возвращается к тому, кто обещал исполнить её просьбу. Её уста произносят зверское желание и Антипа, раздираемый страхом, смущением и тайной радостью, посылает своего телохранителя в темницу к Иоанну. "Праведник, как человек с могучею волею и закаленным характером, готов пострадать за истину, он покоряется распоряжениям своего палача, становится на колени и с молитвою к Богу мужественно переносит удар исполнителя казни... Еще дымящуюся кровью главу Крестителя телохранитель несет в царский дворец и вносит её на подносе   в пиршественную залу и подает Саломии" (протоиерей Симеон Вишняков). Получив исполнение своего желания, девушка удаляется к своей матери. По преданию, Иродиада берет главу Святого в свои руки с безумной радостью и начинает иглой колоть язык Святого - даже мертвого Святого она пытается заставить замолчать.

Иоанну не было ещё 32 лет как он по воле Божьей окончил свое земное странствование для того чтобы проповедать пришествие Христово  всем, находившимся в аду - предваривший рождение Спасителя, предваряет и Его сошествие во ад.


 Интересным событием, связанным с днем Усекновение Главы Иоанна Предтечи, стало  определение Святейшего Синода (№2481) в марте 1914 года установить празднование дня трезвости. Почему был избран именно этот день и почему день трезвости?  Трезвость - это одна из многих добродетелей, в которой человек может подвизаться с целью угодить Богу. Церковь, как заботливая мать, напоминает своим чадам, что как Святой Иоанн своими подвигами воздержания и молитвы достиг Царствия Небесного, так и нам, малым подвигом телесного воздержания необходимо твердо следовать тесным путем за Святым Пророком в Новый град Иерусалим. В этот день принято устраивать крестные ходы, принимать обет трезвости, проводить различные мероприятия, вдохновляющие  людей на это маленькое, но очень важное дело воздержания и бодрствования, которое под силу каждому человеку, живущему в миру. Добродетель начинается с малого,  почему бы и нам сегодня, в этот замечательный и святой день не положить начало трезвости в нашей жизни,  в нашей семье, в нашей душе, ведь от малого до великого - один шаг. Помоги нам всем Господи молитвами Святого Твоего Предтечи и Крестителя Иоанна обрести трезвость душевную и телесную во Славу Твою.


Рецензии