Четвертая заповедь Протоиерея Павла Великанова вме

Четвертая заповедь Протоиерея Павла Великанова вместе с Рецензиями коллег.
Казалось бы, нет более странной заповеди, нежели четвертая. Зачем Богу строго-настрого наказывать людей за несоблюдение... выходного дня? Какой религиозный смысл в отдыхе, который является естественной передышкой для всего живого? Или, быть может, это лишь приспособление Заповедей к реалиям человеческой жизни, и только?

Казалось бы, нет более странной заповеди, нежели четвертая. Зачем Богу строго-настрого наказывать людей за несоблюдение... выходного дня? Какой религиозный смысл в отдыхе, который является естественной передышкой для всего живого? Или, быть может, это лишь приспособление Заповедей к реалиям человеческой жизни, и только?

...Наступает шаббат. Для любого еврея это слово — священно. Ведь в этот день Творец почил от дел своих, шаббат и означает — «покой». Еще с вечера пятницы накрыт праздничный стол; всё, что необходимо для торжества, заранее приготовлено. Шаббат — не просто день покоя или безделья, как это может показаться со стороны; нет, это день, когда в доме Бог — полноправный хозяин. Ведь с точки зрения иудаизма, именно благодаря соблюдению субботы еврейский народ смог сохранить свою самобытность.

Для современного человека еврейский церемониал, связанный с шаббатом, кажется забавным. Не зажигать огонь, не варить пищу, ничего не носить, никуда не ходить, не включать электричество, не пользоваться телефоном, телевизором, компьютером, и это далеко не полный список — все эти запреты иудаизма в отношении субботы кажутся, по меньшей мере, странными. Да, уже после Вавилонского плена иудейские законоучители очень жестко определили все границы дозволенного в этот день: не потому ли снова были порабощены евреи, что пренебрегали субботой? Конечно, в этом страхе было больше человеческого, нежели Божественного: и когда Христос сознательно творил чудеса в субботу, исцелял страдавших десятилетиями — это делалось только для того, чтобы показать истинный смысл заповеди о почитании субботы, вернуть к той непреходящей ценности заповеди, которая оказалась глубоко погребенной под мелочностью субботнего церемониала. «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мр. 2:27), — так Господь указывал на место внешнего обряда дня покоя.

                Божественной субботы
                хлебнули мы глоток.
                От празднеств и работы
                закрылись на замок.
                Ни суетная дама,
                ни улиц мельтешня
                нас не коснутся, Зяма,
                до середины дня.
                Еще придут заботы,
                но главное, в другом:
                божественной субботы
                нам терпкий вкус знаком! [Б.Окуджава]


Четвертая заповедь подытоживает обязательства человека по отношению к Богу: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои.  А день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Как ясно следует из самой заповеди, здесь человеку дается определенный принцип отношения к самой жизни. Нельзя человеку не работать — ибо он умрет с голода. Нельзя ему и не отдыхать — иначе он сорвется и погибнет. Но четвертая заповедь устанавливает определенный ритм жизни, который наполняется особым, священным смыслом. Здесь сердцевиной становится то время, когда изгнанный Адам словно возвращается в райский сад, где не было нужды в изнуряющем труде, где весь мир радовался человеку и был ему послушен. Да, это было дано даром — но не отнято совершенно и сегодня. Шесть дней труда — но ради того, чтобы вернуться в Эдем. Шесть дней труда — как свидетельство готовности выполнить повеленное Богом, чтобы исправить роковую ошибку. И каждый раз день седьмой — экзамен, или свидетельство правильности пути. Когда прекращается работа, и праздник открывает свои двери. Когда человеческое, житейское упраздняется — чтобы дать место Богу.

Уже готовит старость
Cвой непременный суд.
А много ль нам досталось
За жизнь таких минут?

Но с Воскресением Христовым в жизни человечества появляется новый рубеж, новая точка отсчета. И если первое время суббота соблюдалась христианами иудейского происхождения, то уже в начале II века акцент субботнего дня постепенно переходит на следующий день — воскресный. Ведь именно в этот день, первый после субботы, христиане собирались для молитвы и причащения. Обращая язычников в христианство, апостолы не требовали от них соблюдения субботы, но собирали их на молитву именно в воскресный день. Постепенно воскресный день стал отмечаться повсюду, а равноапостольный император Константин Великий узаконил этот день как государственный выходной.

Как сегодня христиане чествуют день субботний? Прежде всего, воскресной молитвой в храме, когда отлагаются все житейские попечения, и главной задачей становится достойно подготовиться к встрече с Христом в Таинстве Евхаристии. Но этим не ограничивается святость воскресного дня: ведь именно в этот день, поставив предел нескончаемым заботам, мы можем вспомнить о тех, кто ждет нашей помощи или доброго слова. Вырываясь из житейской круговерти, мы наконец-то можем ощутить себя свободными для дел благих и вдохновенья, дать нашим близким ту любовь и внимание, на что в будни у нас не хватает ни времени, ни сил.

Над виноградными холмами
Плывут златые облака.
Внизу зелеными волнами
Шумит померкшая река.
Взор постепенно из долины,
Подъемлясь, всходит к высотам
И видит на краю вершины
Круглообразный светлый храм.

Там, в горнем неземном жилище,
Где смертной жизни места нет,
И легче и пустынно-чище
Струя воздушная течет.
Туда взлетая, звук немеет,
Лишь жизнь природы там слышна,
И нечто праздничное веет,
Как дней воскресных тишина [Ф.Тютчев].

Рецензии на произведение «Четвертая заповедь»
Написать рецензию. Курамша   15.09.2009 01:26
Отец Павел! Вас не смущает соседство на прозе с педерастическими текстами? Недавно на главной странице был вывешен опус "сашимилого" что-то типа "Распятие как гомосексуальный символ".
Я пытался привлечь внимание прозарян к провокационности этих опусов, но кроме тихого "хи-хи" в ответ ничего. Неужели педерастическая зараза так глубоко засела в нашем обществе, что уже считается дурным тоном возмутиться наглыми провокационными агитками извращенцев? Почему молчит церковь? Кто-нибудь отдает себе отчет, куда мы зайдем с такой "толерантностью"? Курамша   15.09.2009 01:26.

Написать рецензию. Виталий Иванов   14.09.2009 22:32.
"Одиннадцатая заповедь" http://www.proza.ru/2002/04/17-77.  Верующий. Ну, и?.. Атеист. Что?

В. Десять заповедей и все?.. Раз Вы уже трактуете заповеди, на числе десять Вы, конечно, не остановитесь. А. Общепринятые заповеди - это фундамент, разрушить его и упадет дом. Нельзя отказываться от опыта тысячелетий, миллионов и миллиардов лет, иначе придется начинать с нуля, от зверя, микроба. В десяти заповедях - опыт цивилизации и, думается, всей жизни.
Но странно было бы полагать, что ими можно навсегда ограничиться. Через тысячу, может быть, миллион лет их будет не десять, а, быть может, двенадцать. Заповеди не рождаются каждый год по одной, а вызревают тысячелетиями. В. У Вас-то, конечно, уже одиннадцатая есть?..
А. Есть, и я считаю ее самою главной в человеческом общежитии, да и в целом в природе.
В. Что же Вы назначаетесь нам самым главным? А. Назначить это нельзя. Можно еще один раз подчеркнуть и предложить всем то, что люди благоразумные и так считают давно само собой разумеющимся. "Множественность и соразмерность во всем" - вот главная заповедь. В. Ну что же, видимо, это верно. Хотя не обязательно называть это заповедью. А. Называть это можно, естественно, как угодно. Вообще говоря, это - еще одно правило скучной жизни. Оно, как, впрочем, и десять других, создается для большинства как необходимое условие общественного благополучия, поддержания статус-кво. Однако, движет историю и в ней остается не тот, кто правила соблюдает, а тот, кто их нарушает. Исключения движут развитие мира, руководят им, создавая для него новые правила. Потому заповеди и их нарушение - две необходимые стороны одного процесса. Соблюдать заповеди должно большинство, нарушать же их могут лишь единицы которые, между прочим, рискуют получить от большинства наказание. По сути, можно сказать, они жертвуют собою, рискуя выходить за рамки общепринятого, спокойного, проверенного существования. И они добиваются за дела свои либо особенного по сравнению с большинством наказания, либо - необыкновенной награды!  Виталий Иванов   14.09.2009 22:32.

Написать рецензию. Русский Инвалид   14.09.2009 13:20.
Надо же, впервые встречаю такую идею про Эдем. Велик мир православной мысли!  Русский Инвалид   14.09.2009 13:20.

Добавить замечания: Сова2002   14.09.2009 15:26.
Инвалид, у вас как с руками дело обстоит? Держать ещё можете? Так вот - держитесь за О. Павла - его хотят у вас отобрать. Урванцева урвать хочет. И дать вам вместо О.Павла М.Павлу.    Сова2002.   

Добавить замечания: Русский Инвалид   14.09.2009 18:03.
Хо-хо, не выйдет у нее ничего! А руки нормально пока, болят только от телефона. Русский Инвалид.  А вообще, флудим мы все тут ну просто безбожно. Русский Инвалид.


Написать рецензию. Ольга Урванцева.   14.09.2009 12:36.
Ах, Павел, конечно, всё можно списать на любовь к поэту, вызвавшую странную рассеянность при выборе цитат: "Ни суетная ДАМА, ни улиц мельтешня". Но у нас с Вами ведь достанет духу принять это как оговорку, свидетельствующую о продолжении внутренней драматической борьбы, правда? Фаллоцентрированная картина мира пошатнулась в некоторых местах. Ох, еще больше оснований предполагать потенциальную возможность, что пелена фаллократии спадет с глаз, и тогда откроется, что мужчины - тоже люди, а не сверхчеловеки какие-то. Кстати, напишите всё же эссе о справедливости, о стремлении к ней уже здесь на Земле, а не, только, уповая на Страшный Суд. Имею в виду - аутентичную теодицею опять же. Кстати, можете и не касаться гендерных аспектов справедливости, понятно, что для Вас в настоящий период - это особенно чувствительные места. Argumentum Ex Silentio, поверьте, для многих это ясно. И всё таки уже сейчас есть достаточно оснований полагать, что Вы сможете быть не только сторонником, но, и горячим приверженцем женского православного священства, наряду с мужским, да хотя бы, потому что Вы, судя по Вашим текстам, небезразличны к гендерным аспектам. Здесь сам собой вспоминается Бёрк:  "Для религии нет ничего хуже безразличия, ведь безразличие — это шаг к безбожию" и "Для торжества зла необходимо только одно условие — чтобы хорошие люди сидели, сложа руки". Ольга Урванцева.   


Добавить замечания:  Нина Милова   15.09.2009 03:58.
По-моему Ветхий Завет и вправду был немного "фаллоцентрический". Там над миром доминировал Бог-отец, а женщина Ева была не больше чем бесплатным приложением к ребру Адама.  Немного лучше выглядит Новый Завет, где Богородица Мария играет центральную роль. Мне даже кажется, что её муж Иосиф становится теневой фигурой, и люди не оказывают ему должных почестей. Но вот один у меня вопрос, кому пришло в голову обозвать Марию девой? Хорошо ещё хоть не девкой, хотя и то и другое почти равная пошлость. В Евангелии о её девственности не было ничего сказано. Таким образом, религия из "фаллоцентрической" стала "плевоцентрической". Намой взгляд и то и другое равный абсурд. Нина Милова.


Написать рецензию. Ольга Скворцова.   14.09.2009 10:36.
С Новолетием Вас, Батюшка! Очень приятно видеть Вас здесь. А читать тем более. Спасибо! Не уходите!  С уважением,  Ольга Скворцова.   

Добавить замечания: Русский Инвалид   14.09.2009 13:23.
Да, действительно. как-то пустовато стало на главной без о. Павла! Русский Инвалид.


Написать рецензию. Татьяна Чехова   14.09.2009 09:05.
Вот именно, остановиться и подумать, и осмыслить, и пойти дальше. Спасибо, Татьяна Чехова.   

Написать рецензию. Сидор Сидорчук   14.09.2009 06:17.
Отсутствие отдыха заканчивается суетностью, истощённостью => озлобленностью. Всё дальше и дальше от Бога. Сидор Сидорчук.

Добавить замечания: Сидор Сидорчук   14.09.2009 06:18.
Посмотрите, пожалуйста, первый абзац - повторяется дважды. Сидор Сидорчук.


Рецензии