Два скрытых цадика

     Холодным, ветреным, дождливым октябрьским днем в дверь дома богатого хасида раздался робкий стук. Слуга открыл. На пороге сторит бедный еврей, а с ним женщина. Тут и хозяин подошел. Поздоровались.

     - Проходите в дом, люди добрые, небось замерзли и промокли? - спросил хозяин.
     - Благодарствуем. Мы наслышаны о твоей доброте: никогда путника за дверью не оставишь. – Сказал еврей, и двое вошли.
     - Кто вы, откуда и куда путь держите?
     - Я был извозчиком, но лошадь пала, подводу из-за нужды продали, и теперь мы с женой идем к старшему ее брату. Авось, он нам поможет снова стать на ноги, хоть он и не шибко богат.
     - Сделайте привал у меня, люди добрые. Обогреетесь, одежду просушите, отдохнете. Завтра суббота. Не откажите в любезности быть моими гостями.

     Три дня прожили путники в доме хасида. Ели и пили все лучшее, что есть в богатом доме. Подтверждая репутацию сказочно щедрого и добродетельного богача, хасид на прощание подарил бедной чете лошадь и телегу, на которую нагрузил без счету одежду и всякий домашний скарб. Растроганный гость обнял хозяина.

     - Хасид, слушай мое слово и верь ему. Нет у тебя полного счастья, ибо нет детей. Через год Господь осчастливит тебя сыном. И вырастет сын и станет большим знатоком Торы и великим праведником. – Торжественно провозгласил гость.
     - Кто же ты на самом деле, добрый человек, коли можешь так далеко глядеть вперед? – спросил восхищенный хозяин.
     - Придет время – услышишь обо мне, а пока – прощай, - сказал бедняк, помог жене своей взобраться на телегу, и гости тронулись в путь.

     Растроганный богач со слезами на глазах смотрел вслед удалявшемуся прорицателю.
     - Извозчик оттого посулил нам самое желанное, что сам получил от тебя это же, - авторитетно заметила жена хасида.
     - Нет, женушка. Это я предвидел, что услышу от гостя самое желанное, а посему и не поскупился на подарок.

                ***

     Таинственный гость был скрытый цадик, который вскоре обнаружил себя во всем величии мудрости и святости и стал известным повсюду хасидским раби. И вот диво: сбылось предсказание мудреца, и жена богача родила через год сына. Мир не просто существует, он наполнен тайнами.

     Младенцу нарекли имя Дов. Мальчик подрос, и изумительными успехами в учении и не по-детски благородным поведением продолжал подтверждать светлое пророчество. А что отец его, богач? С годами померкла звезда удачи богатого хасида, и он обеднел. Пришел его час, и умер он, успев, однако, сосватать Дову богатую невесту.

     Женившись, юный муж жил на хлебах у тестя и днями напролет сидел за книгами и поглощал мудрость Святого писания. А тесть, человек хоть и состоятельный, но простой и малоученый, гордился обретенным его семьей почетом.

     Как-то тесть призвал к себе затя и говорит: ”Любезный мой Дов! Я старею, и трудно мне одному управляться с торговыми делами. Не пора ли тебе стать верным моим помощником, а затем и наследником? Сумей вместить в часы свои вечность Торы и бренность прихода-расхода. Благословен тот, кто нашел свое место в жизни, а большего и не надо. Молодому же все по силам.” Задумался зять: “Тесть прав. Пора спускаться на землю.” И очень скоро и очень недурно преуспел на новом поприще.

    В местечке, где жил Дов, своего раввина не было. Но не станешь ведь по всем поводам, а их не мало, ходить к городскому раввину! Вот и обращались евреи к просвещенному земляку с любыми вопросами – ведь он образован в Священном писании, успешен в делах и праведен в жизни. И всегда уносили с собой дельный совет. Задумали люди избрать его раввином. Но одно дело послушать человека и высказать мнение, а другое дело занимать пост и быть мудрецом и советчиком по должности. Чтобы решиться на такое, сам советчик нуждается в совете. Поэтому отправился он к великому цадику, тому самому хасиду, вещее слово которого предварило появление кандидата в раввины на белый свет. 

                ***

     Дов сидит напротив седобородого мудреца. Высокий лоб в морщинах. Выцветшие от старости, но всевидящие глаза. И добрая улыбка.
     - Раби, я прожил у тебя неделю. Ты говорил со мной и слушал меня. Я весь открыт перед тобой, как на ладони. Я вновь задаю тебе мой вопрос: “Достоин ли я быть раввином?”
     - Дорогой мой Дов! Ты весь передо мной, как на ладони. Я вижу, что не ошибся, предсказав твоему покойному отцу, мир праху его, большое будущее его сына. Не торопись становиться раввином в твоем маленьком местечке. Ты станешь раввином в большом городе. Но твоя миссия в этом мире значительнее любой почетной должности. Твое призвание – целить человеческие души.
     - О, раби, не слишком ли высоко ты меня возносишь? – спросил Дов, чувствуя, как сердце его переполняется радостью и гордостью.
     - Нисколько, мой мальчик. Я ясно вижу твой путь.
     - Как мне следовать этим путем, раби?
     - Взгляни на самое большое, самое мощное, самое заметное дерево. Как оно стало таким? Когда-то оно было маленьким жалким семечком. Оно лежало в земле, и люди попирали его ногами. Дерево было “ничем”. Так и тебе, Дов, чтобы исполнить уготованное Небом предназначение, придется испытать, что значит быть “ничем”.
     - Раби, я должен отправиться в добровольное изгнание, ходить в рубище по городам и весям, творить добро людям, стать скрытым цадиком?
     - И я прошел этот путь, мой мальчик. Учись терпению. Не вожделей значительности, если положение твое ниже твоих достоинств и бойся ничтожности в положении, что выше их.

                ***

     Уж не первый год скитается Дов. Помогает простым людям. Собирает пожертвования на богоугодные дела. Убеждает богачей не скупиться на помощь, а бедняков не стыдиться принимать ее. Вселяет надежду в души страждущих. Утешает немощных и больных. Забывшим стыд сыновьям напоминает о бедствующих матери и отце. Невежественных отцов вразумляет, чтоб отдавали сыновей учить Тору. Да разве есть предел добрым делам? Нет, как нет недостатка в грехе и зле. Увы, куда ни кинь – везде уместно приложить добродетель.

     Многие, очень многие знают странствующего праведника. Его ждут, на него надеются, о нем говорят. В мире, где столько бед, у доброй молвы вырастают крылья. Все верят, что он творит чудеса. Отдав свое сердце людям, все реже гостит Дов в собственном доме. Жене тяжело. Бедность – ее удел. Ропщет ли она? Никто не знает. Община помогает женщине и двум ребятишкам.

     Завертела, далеко увела дорога скрытого цадика, и чем дальше уходит он от родных стен, тем громче зовут и нетерпеливее ждут его люди. И год, и два, и три он в пути. “Слава приобретенная – лишь залог еще большей славы будущей. Хотя, прочь эти мысли! Ведь известно, что истинная добродетель не озирается на славу.” – Думает неутомимый путник. “Не забыл ли обремененный великой миссией муж облик жены своей?” – думает, утирая слезы, его супруга.

     Дошли до Дова слухи, что местечко его сказочным образом преобразилось. Проложена дорога, рубят лес, дымят высокие трубы, шумит ярмарка, кипит торговля. Не местечко, а город. В памяти всплыли кое-какие слова цадика. “Вот уж семь лет, как я, поступая по слову великого раби, всем сердцем стремлюсь исполнить предназначенное мне Небом. Не пришло ли время для новой беседы с мудрецом? – размышлял Дов.

                ***

     Вечер. В доме раби не светится ни одно окно. “Странно, - подумал Дов, - что раби не сидит над книгой Торы в этот час.” Долго стучал он в дверь, наконец выглянул седой человек со свечой в руках.
     - Кого тебе надобно, странник? - сросил человек.
     - Я пришел к раби.
     - А кто ты такой будешь? – вновь спросил человек и осветил свечой лицо путника.
     - Я ученик его, - сказал Дов и увидел, как задрожала рука старика, и пламя свечи забилось в двух крупных слезах на его щеках.
     - Нет более с нами раби, покинул нас великий цадик, мир праху его.
     - Аминь, - неосознанно сорвалось с языка Дова, и тут он вполне проникся страшным смыслом свершившегося. Похолодели руки и ноги, прошиб холодный пот, сердце замерло от ужаса.
     - Как зовут тебя, добрый человек?
     - Дов.
     - Проходи в дом. Незадолго до смерти раби приготовил для тебя конверт.   
     Трепетными руками Дов взял конверт, сломал печать. Не письмо, а короткая записка. Обращаясь к равному себе, мудрец не расточает слова: “Твое местечко превратилось в большой город. Раввина достойнее тебя не найти.”

                ***

     Вот показались родные места. Все знакомо и незнакомо ему. Радость растворила горе в сердце скрытого цадика. Скоро, скоро встретит его на пороге дома любимая супруга, и как дым растает мучительно долгая тоска по милым чертам. И зазвенят детские голоса. 

     При въезде в бывшее местечко, там, где стояла старая ветхая синагога, выросла новая – бревенчатая и двухэтажная. “Здесь я буду говорить с людьми, здесь люди будут говорить со мной,” – подумал Дов и вошел в дверь. Все тот же слуга при синагоге.
     - О, неужели это ты? Вернулся? – воскликнул слуга, и испуг промелькнул в его глазах.
     - Я вернулся, чтобы более не покидать родных мест. Не узнаю наше местечко!
     - Да, да, много воды утекло. Как долго не было тебя с нами!
     - Почему ты отводишь взгляд, не смотришь мне в глаза?
     - Давай присядем, Дов, - сказал слуга, сел на лавку и указал собеседнику на место рядом с собой. Тревога шевельнулась в сердце вошедшего. Он остановил на слуге вопрошающий взгляд.
     - Как долго не было тебя с нами, слишком долго, - повторил слуга.
     - Не томи! Немедленно говори!
     - Ты овдовел, Дов, - сказал слуга глухим голосом. Воцарилось долгое молчание.
     - Как это произошло?
     - Кто знает? Бедняжка ни на что не жаловалась. Только все говорила, что душа болит. Доктор подтвердил.
     - Где дети?
     - Их забрали к себе ее старики.
     - Проводи меня на могилу.

     Они вышли из синагоги. Шли молча. По дороге на кладбище им навстречу промчалась нарядная карета.
     - Это едет наш будущий раввин, - сказал слуга и, словно извиняясь, добавил: “Слишком долго тебя не было с нами, Дов.”
     “Он прав. Слишком долго. Хоть поступал я по предписанному мне, но результат, как видно, от судьбы. Теперь мне здесь не место.” – Подумал скрытый цадик.
 
 Книгу сочиненных мною хасидских рассказов и сказок "Поющие золотые птицы" можно КУПИТЬ ЗДЕСЬ:
https://www.lulu.com/shop/search.ep?keyWords=++&type=
(ввести название книги или имя автора Дан Берг)   
      
 


Рецензии
Интересная притча, но с концовкой не согласна. Ваше право ставить последнюю точку, но... Если уж праведник обещает что-то, то он видит будущее. Даже раскаявшегося грешника Б-г прощает, а у вас он наказывает праведника. Мне кажется, нестыковка.

Батья-Надежда   21.11.2017 23:01     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Батья.
Приятно, когда читатель размышляет над прочитанным.
Может быть, вы и правы. Но не обязательно.
Во-первых, праведник он не во всем праведник.
А во-вторых, пути господни неисповедимы.
Еще раз благодарю.

Дан Берг   22.11.2017 09:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 55 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.