Муж, Жена и Она

                Лилия Ахмедова

                Памяти моего учителя 
                Рената Исмаилова посвящается


Муж, Жена и Она
Комедия

Действующие лица
Муж, 35-45лет
Жена, примерно ровесница мужа
Она, младше жены лет на 10-12
Действие первое

Жена
Ты долго думал? Ты вообще, понимаешь, что ты сейчас сказал?! Как такое могло прийти тебе в голову? Или может быть, это она тебя надоумила?

Муж
Я сам. Как ты не можешь понять, у нас нет другого выхода! К тому же это временно…

Жена
Нет ничего более постоянного, чем временное, это тебе известно? А ты обо мне подумал? Ты меня спросил?

Муж
Я тебя спрашиваю.

Жена
Ты меня не спрашиваешь, ты меня ставишь в известность, перед фактом, так сказать. А если я против, если я…? Я выброшу все ваши вещи в окно, поменяю, замки….я поставлю капкан….медвежий…чтобы вы оба охромели на левую…нет, на правую ногу…

Муж
Почему на правую?

Жена
Чтобы все видели, что вы - два дурака – пара!

Муж
И тебе станет легче?

Жена
Намного! Намного легче. Почему я должна одна мучиться? Вам будет весело, а мне нет, пусть всем будет плохо.

Муж
Это глупо.


Жена
А то, что ты предлагаешь – нет? Это умно. Это же кому рассказать – засмеют.

Муж
Об этом не надо никому рассказывать

Жена
Это почему? Я всем расскажу.

Муж
И станешь для всех посмешищем.

Жена
А сейчас я не посмешище.  Я жена в отставке. Я должна с любовью и лаской принять твою будущую жену в своем собственном доме, кормить из своей посуды, укладывать на свои простыни и подушки, может быть ей еще отдать мое любимое одеяло?

Муж
Одеяло можешь оставить себе. И твоего нам ничего не надо, мы себе все купим.

Жена
Скажите, пожалуйста, какие мы гордые! Они себе все купят! И заставят своими вещами мои шкафы, у меня в доме нет свободного места, для посторонних вещей.

Муж
Это, между прочим, и мой дом. Не забывай об этом.

Жена
Временно. Временно. Как только суд  даст развод, даже прищепки перестанут тебе принадлежать.

Муж
Какая ты мелочная.

Жена
Было у кого поучиться. К  тому же начиная новую жизнь, вы купите себе все новое, чтобы ничто, ничто не напоминало тебе о старой жизни, чтобы ничего не напоминало тебе обо мне…Да, чтобы забыл раз и навсегда, что я есть, что я была, что…..

Муж
Перестань плакать, тебе нельзя волноваться, у тебя сердце…

Жена
А что это ты так за меня волнуешься? Тебе же лучше, умру, останешься здесь жить, а на деньги, накопленные на новую квартиру, поедете в свадебное путешествие.

Муж
Мы и так поедем.


Жена
Как…. вы поедете….? А у нас с тобой не было свадебного путешествия…У меня  даже свадебного платья не было…

Муж
У студентов не бывает свадебных платьев, и не бывает свадебных путешествий….Зато помнишь, как было весело. Мы на всю неделю ушли в горы, вся наша компания…А помнишь, как мы свернули не туда, и чудом не сорвались с обрыва. А Мишка сказал, что теперь-то нас даже смерть не сможет разлучить…

Жена
Наврал. Пошутил… Он тогда был очень веселый. Он же ухаживал за мной, дарил цветы и мой любимый шоколад…

Муж
А почему ты не вышла за него замуж?

Жена
Потому что тогда замуж выходили за любимых, а не за деньги.

Муж
Ну, зачем ты так? Она любит меня не из-за денег. Или ты считаешь, что меня не за что любить? (украдкой бросает самодовольный взгляд в зеркало.)

Жена.
Считаю, что не за что. Это зеркало кривое, оно преувеличивает мнимые достоинства, а если их нет - приписывает…

Муж
Какая ты все-таки… с тобой никогда ни о чем нельзя договориться.

Жена
Ах, ах, ах…Агнец божий…Мистер покладистость…Таких упертых ….козлов мне еще не доводилось встречать.

Муж
Вот и найди себе другого, лучше.

Жена
И найду!

Муж
И найди!

Жена
И найду, найду, вот у меня тут все записаны, адреса, телефоны, стоит позвонить, прибегут как миленькие…

Муж
И про Мишеньку своего не забудь!


Жена
Не забуду. А чего это ты так разволновался? Мишеньке я в первую очередь позвоню.

Муж
Он тебе не подходит, он тебе не пара.

Жена
Это почему это он мне не подходит? Как раз очень подходит. Он знает, чего я хочу, и сделает все, чтобы мне было хорошо.

Муж
Вот поэтому ты вышла замуж за меня. Твой Мишенька наскучит тебе через пару недель, своими сюсями-пасюсями…Ты таких терпеть не можешь.

Жена
К Мишеньке это не относится.

Муж
Относится, относится, еще как относится! Если бы не относилось,  ты бы сейчас жила с ним в Америке.

Жена
А у меня аллергия на Америку, мы бы остались жить здесь. Купили бы за городом дом, завели собаку, большую, лохматую, она бы подавала лапу. Я бы выращивала цветы, морковку, знаешь, как морковка полезна для здоровья, ты не знаешь, ты ничего не знаешь, и не понимаешь. Как это хорошо, свежий воздух, речка, грибы…

Муж
И комары, тучи комаров, они закусают тебя так, что ты станешь похожа на китайца. А потом все твое тело покроется синяками…

Жена
Я намажусь «Комарексом» или лосьоном «Тайга» …

Муж
Ты представляешь, как ты будешь пахнуть? Каждый день! Уф!

Жена
Перестань меня нюхать…

Муж
 «Jaodore»? Это те, которые я тебе подарил?

Жена
Нет, это которые я сама себе подарила, твои закончились пять лет назад. С тех пор я не помню, чтобы ты дарил мне духи.

Муж
Ты сама сказала, что лучше не надо, потому что я всегда дарю не то…



Жена
Разумеется, твои духи притягивали ко мне исключительно женщин! Ах, какой удивительный аромат, как называется ваш парфюм, я хочу такой же…

Муж
А! Тебе хотелось, чтобы запах привлекал самцов? Ах, как вкусно вы пахнете, как нежный цветочек, посреди серых будней нашей жизни. Чтобы вились возле тебя, как кобели возле…А ты бы хихикакала  от удовольствия.

Жена
Вот именно! Чтобы мужчины меня замечали.

Муж
А так они тебя не замечают? Хоть раз было, чтобы мы пришли в гости или на вечеринку, и кто-нибудь не намылился тебя провожать до дома, сколько раз тебе объяснялись в любви в моем присутствии, и ни разу ты не остановила этих нахалов!

Жена
Зато ты, как дикий налетал на несчастного донжуана, хватал за грудки, и, потрясая им в воздухе, кричал – это моя жена! Оставьте ее в покое! Ты всегда все портил! Ты не давал мне насладиться моментом…

Муж
Чтобы однажды ты ушла от меня навсегда?

Жена
Нет, чтобы дождаться, когда ты сам от меня уйдешь. Если бы! Так он еще притаскивает еЁ в мой дом!

Муж
В наш дом.

Жена
В мой. Твоим он перестанет быть сразу после развода.

Муж
Как бы то ни было, постарайся к завтрашнему дню освободить нам южную комнату.

Жена
С какой стати?

Муж
Потому что нас двое.

Жена
Обойдетесь, северной. Или поставлю капкан.

Муж
Хорошо, пусть будет северная. Скорее бы уж суд состоялся. (уходит)



Жена
Я попрошу судью, чтобы он потянул процесс, как можно дольше, чтобы вы помучились, может, тогда ты одумаешься! И отдашь мне еще и машину.



Действие второе
(у них два огромных чемодана, и много маленьких коробок, пакетов, и цветы – большой красивый букет)

Муж
Ты не бойся ее, это она так для вида кричит и ругается, а на самом  деле она очень хороший человек. Она все понимает, вот только характер невыносимый.

Она
Как же ты тогда прожил с нею столько лет?

Муж
Знаешь, бывают такие люди, от которых трудно отказаться, как от вредной привычки. Вот куришь, и думаешь: вредно, а все равно куришь, так и она…

Она
А я тоже твоя дурная привычка?

Муж
Ты моя хорошая привычка. С тобой я обрел новую жизнь, я, наконец, занялся спортом, сходил  к стоматологу – теперь меня хоть в рекламе снимай, вместо трех пачек в день я выкуриваю всего две с половиной. Я чувствую себя двадцатилетним мальчиком.

Она
Да ты и так выглядел очень молодо. Гораздо моложе моего старшего брата, а ведь он младше тебя.

Муж
А сколько лет твоему брату?

Она
Тридцать. Но он выглядит на все сто пятьдесят. (корчит рожицу, мрачного и хмурого человека.)

Муж
Ничего-ничего, вот он встретит такую же красавицу и умницу, как и я, и станет молодцом – удальцом.

Она
Не станет. Его жена от себя никуда не отпустит. Он у ней как привязанный, он порядочный, он ее никогда не бросит, для него семья – это святое.

Муж
А я значит, не порядочный? Для меня семья не святое?


Она
Ну, что ты…Я не это имела ввиду…конечно, ты порядочный…ты вон сколько с ней прожил, и даже разводиться сначала не хотел….

Муж
Не хотел. Но она сама виновата. Жила бы себе спокойно, нет, она не может жить под одной крышей с человеком, который ей изменяет. Если бы  всех, мужчин, которые хоть раз изменили женам, выбрасывали на улицу, то в домах жили  бы одни женщины и дети.

Она
А ты хочешь, чтобы у нас был ребенок?

Муж
Нет…вернее я хотел сказать, что да, но не сейчас…сейчас, понимаешь, такая ситуация…переговоры затянулись…и строительство дома, в котором находится наша будущая квартира, временно заморожено…

Она
Как? Как это заморожено?

Муж
Какие-то проблемы с местными властями, незаконное строительство, нарушение экологии или что-то в этом роде…в общем пока власти не получат взятку, в доме будет девять этажей, а наша квартира на двенадцатом.

Она
А жена твоя знает?

Муж
Ты что! Не вздумай проболтаться. Она думает, что мы к новому году уедем…В общем, мужайся девочка, моя жена не подарок, но жить с ней можно, ты главное не спорь с ней…Пусть думает, что она в доме хозяйка…

Она
А я кто?

Муж
А ты …в общем подружись с ней….временно…ну, все пришли…(крестится)

Она
Ты что верующий?

Муж
Нет, просто очень страшно…Ты ее не знаешь, она не предсказуема…Сначала мне это даже нравилось…

Она
А я предсказуема?

Муж
Еще как, иногда мне кажется, что я слышу все мысли, которые мелькают у тебя в голове. Ах, ты солнышко мое. Ну, пошли (снова крестится).



Действие третье
 Ярко освещенная комната, красиво сервирован стол, изумительный аромат, возбуждающий аппетит. Жена – выглядит потрясающе, она в хорошем настроении. Напевает песню Аллы Пугачевой

Жена
Без меня тебе любимый мой лететь с одним крылом……
Ты ищи себя любимый мой, хоть это так не просто…..
Ты найдешь себя любимый мой, и мы еще споем…..

Звонок в дверь
Входят Муж и Она.

Муж
Это тебе.

Жена
Вы что этим букетом, лестничную площадку подметали?

Муж
Ну, зачем ты так, мы просто долго поднимались, у нас же нет лифта.

Жена
А вы бы носильщиков наняли…

Муж
Познакомься…Это…

Жена
Здравствуйте, «это»…А вы ничего, миленькая…и не дурочка судя по всему. И с телесами у нас все в порядке: грудка, попка, ножки не кривые, зубки не гнилые, косметики мало, волосы натуральные, поздравляю муж, редкий экземпляр.  Где ты ее откопал?

Она
Мы познакомились  на конференции, я переводчица.

Жена
Переводчица - уводчица. Запомните, дитя, не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы с тобой поступали другие… Все вернется, наши поступки как бумеранг. За все придется заплатить, за счастье, за радость, за любовь…

Муж
Перестань, никто никого не уводит, я сам ухожу.

Жена
А что ты тогда делаешь в моем доме? С этой…Как вас зовут, солнышко?



Она
Лиза. Елизавета. Елизавета Маркова.

Жена.
А при регистрации вы возьмете фамилию мужа?

Она
Конечно. Ведь так принято.

Жена
А вам нравится его фамилия? Я вот предпочла остаться на своей.

Муж
Лизанька любит меня, не смотря ни на что…Да, Лизонька любит меня.

Жена
А я не люблю, не люблю твою фамилию. Елизавета Чудикова, я бы лучше застрелилась.

Она
А вы тоже Лиза?!

Жена
Елизавета Геннадьевна Романова.

Она
Очень приятно. А вы покажете комнату, где мы будем жить? Мы очень устали, переговоры были не из легких, мы даже поесть не успели, а у вас так вкусно пахнет….

Жена
У меня будут гости. Все это я готовлю сама. А вы умеете готовить? Ваш будущий муж
большой гурман и привереда.

Муж
Она научиться.

Жена
Не надейся, что я стану кормить тебя все это время. Берите ваши пожиточки, и идемте. Если бы я знала, что у вас так мало вещей, я бы половину своих оставила в шкафу.
Уходят

Жена (возвращается)
Да во вкусе ему не откажешь. Девочка редкостная. Везет же  дуракам, и за что их любят, бабников…Нет, ну, форменная скотина, мало того, что она напоминает меня в молодости, так ее еще и Лизой зовут. Скотина. Однозначно.
  Тебе чего?

Муж
Не дашь пару бутербродов? мы очень голодны, с утра ничего не ели.

Жена.
Нет. Отсутствие пары бутербродов испортит мне сервировку. Сбегай вниз, в круглосуточный магазин, там полно полуфабрикатов.

Муж
Ты же знаешь, что я не ем пищу из пакетиков.

Жена
Я знаю, что теперь меня это не волнует, у тебя есть будущая жена, пусть она и печется о твоем здоровье.

Муж
Тебе, что жалко бутербродов?! Неужели ты можешь оставить голодными двух людей?

Жена
Вы не люди, вы мои  потенциальные враги, я должна вас ненавидеть, вы вторглись на мою территорию, и еще требуете бутербродов, тем более, когда я жду гостей…

Муж
Ты могла бы пригласить их в другой день. Надеюсь это не Мишенька?

Жена
Мишенька.

Муж
И это для него ты так нарядилась? А разрез нельзя было поскромнее…и декольте…. слишком открытое…дай бутерброды…он все равно ничего не станет есть…если, ты, конечно, не переоденешься….Ты что его собираешься соблазнить?! Я понял! Ты хочешь отомстить мне!

Жена
Какие страсти! Может, еще сцену ревности закатишь? Пусть Лиза посмотрит, что ожидает ее в недалеком будущем. Лиза! Вы знаете, что Отелло, рядом с ним просто сомнамбула? Вы знаете, что каждому, кто посмотрит на вас дольше минуты, грозит смерть, из пистолета его прадедушки, которым тот застрелил его прабабушку. Ревность - это у них наследственное. От чувства собственной неполноценности.

Муж
Прекрати меня оскорблять! И тем более мою родню. Я твою не трогаю.

Жена
Потому что тебе повезло, и я круглая сирота.

Она
У вас никого нет?

Жена
Никого, кроме этого предателя.

Муж
Я не предатель. Я сразу тебе во всем признался.




Жена
И мне, конечно, от этого намного легче. Больной, у вас рак, это неизлечимо, мы будем бороться, но это не поможет. Лиза, в борьбе есть смысл, когда есть смысл, а я его не вижу…Садитесь, Лиза, за стол. Сейчас я подам курицу, она уже готова…

Муж
Ты же сказала, что ждешь гостей.

Жена
А ты, что хочешь здесь остаться навсегда? Я терплю вас до нового года, учти. И вы, Лиза, учтите. Что с вами, вы поперхнулись?

Она
Нет, спасибо, все хорошо…

Жена
Новый год  я встречу полноправной хозяйкой этой квартиры. Ура! (уходит)

Она
Ты говорил, что она непредсказуема, но чтобы настолько…

Муж
 Привыкай, ты как-то говорила, что тебе не хватает в жизни экстрима, и острых переживаний – твоя мечта сбылась…Зато готовит она – пальчики оближешь.

Она
Мне казалось, что такие женщины вообще ничего не умеют делать.

Муж
Эта – исключение. Кажется, мне везет на исключения, вот и Лиза сказала, что ты редкостный экземпляр.

Она
А как ты нас станешь различать?

Жена
Очень просто. Я буду Елизавета I, а вы, соответственно, Елизавета II. Не волнуйтесь, вас он будет называть солнышком, он, когда влюблен, других имен не признает.

Она
Вкусно! Научите? Я совсем не умею готовить…

Жена
А что же мама вас не научила?

Она
Мама умерла, когда мне было два годика, а папа почти сразу за ней, меня брат вырастил, и его жена. Они говорили: учись, Лизка, хоть ты у нас умная будешь, вот я и училась…




Жена
Дорогой, ты опять собираешься жениться на сироте? Это патология…или ход конем….Хорошо, Лиза, я научу вас готовить, но с условием – вы каждый день будете мыть посуду и выносить мусор. Весь перечень претензий я сообщу вам постепенно. А сейчас за нового члена семьи – Елизавету вторую! Ведь как бы не глумилась над нами жизнь, семья – это крепость, оплот…Как кто-то сказал: это то место, куда мы приходим зализывать раны. Давайте, чтобы их было как можно меньше.


Действие четвертое

  Жена ходит по квартире с колокольчиком, и звонит, особое внимание она уделяет углам. Входит Она.

Она
Ой, а что это вы делаете?

Жена
Изгоняю злых духов. Они терпеть не могут звона серебряных колокольчиков

Она
А почему именно серебряных, а не бронзовых и не золотых?

Жена
Потому что серебро – благородный метал, целительный. В отличие от золота, оно не вызывает лихорадку жадности, а жадность – это такой порок, когда человек теряет свое лицо, ради обогащения он готов на все, на предательство, убийство, он готов унижаться, лицемерить. Вот вы, Лиза, готовы ради богатства на это?

Она
Нет.

Жена
(выполняет упражнения, напоминающие йогу или ушу)
Нет. Это потому что у вас ничего нет. А когда появиться, то сначала возникает естественное желание сохранить, а потом приумножить. И вот тогда-то жизнь и заканчивается. Человек хапает больше, чем ему нужно, но не может остановиться. Нет, он, конечно, может, но для этого нужно осознать, но кто посмеет назвать себя жадным, или трусом, или предателем, так мы и катимся, катимся, катимся….не разбирая дороги…набиваем себе шишки, сворачиваем шеи…Лиза, помогите мне зажечь свечи…

(зажигают свечи, их очень много)

Она
А это тоже, чтобы злых духов изгнать? А разве они бывают?

Жена
Лиза, вы верите в Бога?

Она
Нет.

Жена
Вот видите. А если бы верили, то знали, что духи есть: и злые и добрые. Они борются за каждую душу. Мы слышим их голоса…Вот вы – один голос говорит вам, что вы разбили семью, уводите чужого мужа, и вам вроде совестно, а другой голос говорит: а что тут такого, ведь он сам уходит, и жена, будь она хорошая, смогла бы его удержать…Я тоже раньше думала, что от хороших жен не уходят. Полная чушь! Того, кто хочет уйти нельзя удержать, и нельзя удерживать – это его право, право свободы выбора. Мы всегда перед выбором, каждый день, каждую минуту…Неправда, что человека можно заставить сделать что-то хорошее или плохое без его личного согласия…

Она
 (берет два разных предмета, или одинаковых, но разных по цвету)
Моя бабушка, когда я была маленькая, рассказывала, что в каждом из нас сидят два человечка: черный и белый. Они все время дерутся. Но белый, он слабее, и знает это…и вот когда мы совершаем хорошие дела – побеждает белый, а когда плохие – черный...

Жена (зажигает ароматные палочки, и окуривает ими квартиру)
Какая прелесть! А у вас была бабушка? Знаете, я где-то прочитала, что от бабушек человеку достается три четверти всей любви, и только четверть от родителей. И те, у кого не было бабушек обделены любовью до конца дней, как бы их потом не любили, им кажется, что никто их не любит…И семьи таких людей некрепкие, эгоизм мешает, человеку нечего отдать, потому что он  ничего не получил…он не умет, не знает как, он строит отношения – ты – мне,  я – тебе.
А любовь, семья - это бескорыстный труд, на благо ближнего.

Она
А вы всегда это знали?

Жена
Если бы всегда, вас бы тут не было. Я скажу вам банальную вещь, ценность чего-то можно понять, только потеряв это что-то.  Берегите, Лизонька, то, что имеете, и оно всегда будет с вами.

Она
А почему вы не сберегли?

Жена
Как вы думаете? Я думала, что от таких, как я не уходят…

Она
Я бы не ушла.

Жена
Спасибо. Только не надо меня жалеть. Пожалуйста. Я не чувствую себя несчастной, я не чувствую себя обиженной, я принимаю жизнь такой, какой она есть. И вам советую. На всё свои причины, мы хлебаем то, что сами заварили…(звонок в дверь) О! Бегите встречать!

Муж
Привет, солнышко! Тебя здесь никто не обижал? Привет. Опять травишь злых духов?

Жена
Нет, стараюсь вас поскорее выкурить, давно не ждала нового года с таким нетерпением.

Муж
А как же материализация мыслей? Представь, что наш дом достроен, и мы с радостью покинем твои королевские чертоги. Елизавета Геннадьевна верит в материализацию мыслей  - о чем подумал, то и получил…А еще в свободное время она разгоняет над городом облака.

Она
Правда?

Муж
Особенно в ясную погоду. Солнышко, пойдем на кухню, я ужасно есть хочу. Что у нас на ужин?

Жена
То же, что и вчера. Батон нарезной, молоко в пакетиках и два яйца всмятку. С такой работой, Лиза вряд ли научится готовить. Приготовление еды требует времени, так что один, самый верный путь к твоему сердцу, Лизе проложить не удалось.

Муж
Наши чувства строятся не на животных инстинктах! Главное не это!

Жена
Это с каких это пор? Кто все время говорил, что дом без еды, как колодец без воды? Лиза, поделитесь секретом, как вам удалось так быстро изменить его мнение? Или, может быть, с чувством голода к тебе пришло просветление?

Муж
Перестань, ерничать! Ты невыносима!

Жена
Вот именно! Я сама могу передвигаться, а выносимой я стану, когда умру.

Муж
Что за чушь ты несешь?

Жена
Это не чушь, это каламбурчик! Лиза, так и быть приглашаю вас сегодня на ужин, с моим мужем.
Но в следующий раз имейте в виду: молоко, хлеб и яйца – продукты несовместимые. И предпочтение нужно отдавать свежим овощам и фруктам, особенно, если вы хотите проводить бурные ночи, не смотря на трудные переговоры. Пучок укропа и петрушки в день, и ваш огородник  всегда готов возделать ваш приусадебный участок.

Муж
Какая же ты пошлячка! Солнышко, пойдем мыть руки.

Она
Спасибо вам.

Жена.
За что?

Она выходит. Жена одна. Из ванны тихий смех, шепот, звук поцелуев, хлопнула дверь северной комнаты.

Жена
Сегодня у них на ужин любовь! А у меня йогурт с клубникой…….. Алло! Да, это я….Нет…Почему бы и нет? Хорошо…через час…у парадного…
 

Действие пятое


Муж
Где ты вчера была? Почему ты не сказала, что  уходишь, мы волновались, мы не спали…

Жена
Вы и так не спите каждую ночь.

Муж
Перестань! Это не смешно.

Жена
А, по-моему, очень даже смешно, муж, бывший, но еще муж, приводит в дом к жене свою будущую жену, и требует от старой жены послушания, он хочет, чтобы она отчитывалась перед ним и спрашивала разрешения, чтобы выйти из дома. У тебя нет на это никакого права.

Муж
Есть. Я несу ответственность за тебя, и твою безопасность.

Жена
За безопасность у нас отвечают соответствующие органы. Так что волнение твое было совершенно напрасным…

Муж
Но ты надеюсь, сходила не напрасно?

Жена
Не твое дело!

Муж
Мое, я пока тебе еще муж.

Жена
Ты мне уже не муж. Или ты вообразил себя султаном в гареме, и уже подыскал третью жену, когда новая надоест, еще моложе? Зачем ждать, когда окончит институт, нужно хватать сразу, после школы, а старых жен на помойку, в утиль, как морально и физически устаревших.

Муж
Это ты говоришь  о старости? Не прибедняйся, пожалуйста! Ты отлично выглядишь, и никто тебе не даст больше 29.

Жена
Вот! А раньше никто не давал мне больше 25… Все в погоне за молодостью. Никто не любит кислых неспелых ягод, почему же такая неразумность в отношениях. От зеленых фруктов всегда бывает дизентерия, молоденькие девочки до добра не доводят.

Муж
До добра доводят молоденькие старушки.

Жена
В смысле?

Муж
Каламбурчик!

Жена
Ты всегда глупо шутишь.

Муж
Просто у тебя плохое чувство юмора.

Жена
У меня его вообще нет, но понять хорошая шутка или нет, я в состоянии.

Муж
А что ты еще в состоянии понять? Какая ты стала красивая, манящая, тебе идет это платье…

Жена
Перестань…Ты с ума сошел…Увидит…

Муж
Она крепко спит. Скажи «да».

Жена
Нет, я так не могу.

Муж
А я могу. Ну, ты же могла тогда в магазине, когда мы покупали тебе нижнее белье…

Жена
Это было тогда….. Это нечестно.

Муж
Что нечестно?

Жена
Нечестно приставать ко мне, когда твоя невеста спит.

Муж
Невеста, еще не жена.

Жена
Я не могу спать с чужим женихом.

Муж
Я тебе муж, законный.

Жена
«Виртуальный». Убери руки. Ты меня предал. И ее предаешь.

Неожиданно появляется Она.

Муж
Солнышко, это не то, что ты подумала, я тебе все объясню!

Жена
Лиза, между нами ничего не было, и быть не могло, Лиза, куда вы?! Догони ее! Сумасшедший дом! (плачет)



Действие шестое
 Муж идет в кухню.
(комната по-новогоднему нарядна) Она в комнате, прислушивается к разговору на кухне. Сначала  голос Мужа еле слышен, потом неожиданно громко голос Жены

Жена
Я так и знала, так и знала! Дайте воды напиться, а то так есть хочется, что переночевать
негде! Вам палец, а вы всю руку отгрызаете! Может, вы еще меня на улицу выставите?

Она
Она его убьет.

Муж
Успокойся, пожалуйста, это не наша вина.

Жена
Не успокоюсь, как я могу быть спокойна, когда вы тут? Убирайтесь из моего дома, убирайтесь! Я не могу больше так… не могу… не могу… понимаешь?! Ты, ты во всем виноват! Ненавижу тебя, ненавижу…..

Муж
Лиза,..  Лиза, что с тобой?! Лиза, немедленно звони в скорую!



Действие седьмое

Она
Лизавета Геннадьевна, не волнуйтесь, все обошлось. Врач сказал, что вам нужно полежать пару дней. Вас хотели отвезти в больницу, но мы решили, что я сама смогу за вами ухаживать, я училась на медсестру, перед тем как поступить на иняз, подрабатывала сиделкой, делала уколы. Вы не волнуйтесь, пожалуйста.

Жена
Я думаю, что это вы зря волновались, я уже  хорошо себя чувствую. Спасибо, вам, Лиза. И простите меня, пожалуйста…

Она
Что вы! Это вы нас простите. Нам, правда, очень неудобно так долго пользоваться вашим гостеприимством, но скоро дом достроят, все недоразумения улажены, и уже даже одиннадцатый этаж готов.

Жена
А сколько всего, ваша квартира на каком этаже будет?
 
Она
Всего двадцать один, а наша будет на двенадцатом. Я всегда мечтала жить высоко-высоко, чтобы видеть птиц, просыпаешься, и видишь небо, облака, и там птицы…Когда я была маленькой, мне казалось, что я если я буду жить в таком доме, я обязательно научусь летать. Смешно, да?

Жена
Вовсе нет. Ученые, обследовав человека, и изучив его возможности, пришли к выводу: человек не летает потому…потому что не хочет. Не хочет. Не хочет и не летает.

Она
Нас сегодня в посольство пригласили на ужин, я не пойду.

Жена
Почему?

Она
Не хочу. И Вы нездоровы еще.

Жена
Понятно. Лиза, откройте  шкаф в моей спальне, с правой стороны бирюзовое платье, это эксклюзивная модель, батик, вам подойдет…

Она
Нет, что вы, не надо, я не поэтому…я

Жена
Поэтому, поэтому…я вам его подарю, оно приносит удачу. Примерьте, прошу вас. Вы будете в нем неотразимой…

Она
Хорошо. Я надену. Но только один раз.
Выходит из комнаты

Возвращается в платье.

Она
Это платье для королев! Такие носят только девушки с подиума…Мне идет?

Жена
 Думаю, в посольстве будет только одна Женщина – вы. Сегодня вы услышите столько комплиментов, сколько  не приходилось слышать за всю жизнь. Принимайте их сдержанно, с благодарной улыбкой, впрочем, платье само подскажет  как нужно себя вести.

Она
Как это?

Жена (вскакивает с постели )
    Каждая вещь, Лиза, диктует свои правила поведения. В обычных джинсах или домашнем халате никогда не почувствуешь себя королевой, такие вещи ни к чему не обязывают. А в платье с корсетом или газовым шлейфом тебе  кажется, что ты фея, движения становятся легки и плавны, ты словно паришь, ты расточаешь улыбки, в глазах появляется загадочность, ты начинаешь волновать самые холодные сердца, об этом мечтает каждая женщина, оттого так живучи сказки о принцессах и счастливой любви. Я бы запретила их читать всем девочкам и девушкам, всем, кто не вышел замуж.

Она
 Почему?

Жена
Чтобы избежать разочарования, оно разрушительно, это равносильно тому, когда  в казино ставишь последние деньги на красное, а выпадает черное. Весь юмор в том, кого бы не предпочла женщина, она выбирает не того, не важно выходит ли она замуж по любви или по расчету.
 Знаете, у Дали есть гениальная картина, на ней изображена молодая женщина, она смотрит в окно, мы видим ее со спины, но это не мешает  проникать в ее мысли, чувствовать, как томиться она в сладостном ожидании, что вот-вот появится некто из ее грез, и  жизнь круто изменится, приобретет новые краски, она умчится с ним далеко-далеко, где нет суеты, быта, где мечты осязаемы также как морской воздух за раскрытым окном, у которого она стоит. Она ждет. Ждет чуда. Это ожидание в женщине неистребимо, самая гордая, самая преуспевающая из женщин ждет. Ждет, что придет он – сильный, уверенный, нежный и чуткий, могучим плечом заслонит ее от бед и проблем, и наступит жизнь как в сказке, где все любят до гроба и умирают в один день, а до этого каждый час их существования был наполнен счастьем и пониманием, заботой и романтическими гуляниями под луной, или даже прекрасными подвигами во имя любви.
Я бы запретила читать сказки девочкам, чтобы  не было больно оттого, что их розовые мечты разрушены безжалостной реальностью. Самый большой и нелепый миф – миф о сильном мужчине. Если бы это было так, Творцу не понадобилось бы создавать Еву, более совершенное существо. Женщина ищет в мужчине защиту, и становится ему опорой. Готовьте свои хрупкие плечики, дорогая моя Елизавета Маркова, для испытаний. Не надейтесь, что мой муж, вернее ваш будущий муж принесет вам много радости, вся радость женская заключается в служении мужчине или детям, своим или чужим, не суть важно, она счастлива, если отдает свою любовь другому существу, даже если это хромая собака из соседнего подъезда, или блохастая кошка из подвала, отдавать, щедро, без сожаления, без ожидания процентов за труды, тогда она по-настоящему счастлива, счастлива видеть, как ее подопечный с аппетитом  уплетает приготовленную ею стряпню и просит добавки, счастлива стелить ему постель, и наблюдать его сон, просыпаться и видеть его снова…


Она
Вы это о животных или о мужчине и детях…

Жена
Лиза, в сущности это одно и то же. От животных нас отличает, умение читать и писать, инстинкты, забитые цивилизацией, живут в нас вопреки всем законам этики и эстетики, и когда вам сложно будет понять чей-либо поступок, или поведение кого-то вам покажется странным, свяжите все с природой инстинктов, рефлексов, с луной, и все станет на свои места, вам не надо будет обижаться и тратить нервы, вам будет все ясно,  а где все ясно, там нет проблем.

Она
А если женщина не последует вашей теории счастливого поведения?

Жена
Посмотрите, Лиза на бабушек с палочками возле продуктовых магазинов, от них невкусно пахнет, глядя на них, сжимается сердце, и все время хочется подать милостыню, будьте уверены, что когда-то они придерживались теории  «Дай. Весь мир должен вращаться вокруг меня, в соответствии с моими желаниями». И поначалу так и было: стоило ей капризно надуть губки, и она получала все, что хотела, но молодость качество непостоянное, она убегает, как молоко  у нерадивой хозяйки, и вот ни молока, пардон, молодости и ни тех, кто прельщался ею. Одиночество, Лиза, хорошо тогда, когда мы сами его ищем. Одиночество – это плата, за эгоизм. Не путайте с отшельничеством и уединением ради достижения высших ступеней духовного развития, одиночество - это медленная смерть,  время, когда ты вспоминаешь, скольким людям ты мог помочь, и не захотел.

Она
Ну, не все же такие…

Жена
Разумеется, не все. Некоторые одиноки, потому что струсили, или предали.

Она
По-вашему, все одинокие старики сами виноваты, и их дети, бросившие их на произвол судьбы, поступают правильно?

Жена
Не горячитесь, Лиза, тот, кто бросил своих престарелых родителей, неизменно окажется в их шкуре, чтобы успеть раскаяться, и вымолить прощения у Бога.

Она
Но ведь Бога нет.

Жена
Вы прелесть! Возможно, вы еще не хлебнули заваренных вами щей,  и не спрашивали со слезами на глазах: «За что, Господи?». Помните, Лизонька, всегда по заслугам…

Она
А если я не спрошу?


Жена
Значит, мы имеем дело с пришествием на землю Иисуса Христа в женском обличии. Не обольщайтесь, чаша наполнится до краев, прежде чем это произойдет…
  Лиза, я, кажется, напугала, вас! Выбросите из головы бред старой больной женщины, думайте о сегодняшнем вечере, сегодня ваш первый бал, вот и принц. Привет. Без поцелуев, могу заразить бешенством, и тогда вас не пустят в посольство.

Муж
Солнышко! Я немедленно спрячу тебя в шкаф, чтобы никто не украл, ты восхитительна, этот цвет так идет тебе, ты как ангел или нежный эльф! Откуда у тебя это роскошное платье?

Она
Елизавета Геннадьевна подарила.

Муж
Да-а-а? что ты задумала, признавайся!

Жена
Посмотрите на этого Пуаро! Вместо того, чтобы купить девушке приличный гардероб, он упрекает меня в злых умыслах.

Она
Просто я сказала, что мы сегодня приглашены на вечер, я никогда не носила подобных вещей, спасибо.

Жена
Пустяки. А теперь можно, я отдохну.

Она
Да, конечно, извините, спасибо…(уходит)

Муж
Не надейся на мою благодарность, я уверен – это часть плана, который ты задумала. Чтобы отомстить мне.

Жена
Ты, кажется, переутомился и у тебя галлюцинации. Я просто хотела порадовать девочку, к тому же это платье не соответствует моему возрасту. Выглядеть молодо, не означает молодиться, только дуры этого не понимают.

Муж
Понятно, избавилась от ненужной тряпки. Сколько я тебе должен, не хочу быть у тебя в долгу?

Жена
У тебя столько нет, это эксклюзив, частная коллекция, это платье единственное в мире, на него зарились многие известные женщины нашей страны, а мне подарили его на день рождения.

Муж
А почему я об этом не знал?

Жена
С каких это пор тебя интересует, откуда появляются вещи в моем гардеробе, может тебе еще список, и чеки предоставить?

Муж
Не паясничай! Я имею право знать о своей жене все!

Жена
Я тебе не жена! Мы уже год не живем вместе.

Муж
Пока суд не состоялся, я твой законный муж!

Жена
Только на бумаге.

Муж
Тебе доставляет удовольствие дразнить меня, да?

Жена
Да. Как привязанную собаку, собака лает, а достать не может.

Муж
Однажды я придушу тебя.

Жена
Сделай это сейчас, пока доктора прописали мне покой. Не отходя от постели, можешь обеспечить мне вечный.

Муж
Вечный что?

Жена
Ну, не вечный же огонь! Вечный покой.
(напевает) Вечный покой вряд ли сердце обрадует…
Что ты стоишь, рука не поднимается?

Муж
Я не понимаю, как можно быть такой несерьезной?

Жена
Серьезность увеличивает количество морщин, а я хочу умереть молодой и красивой.

Муж
Не говори глупости, ты еще нас переживешь.

Жена
Разумеется, именно потому, что я говорю и делаю глупости…

Муж
Ты меня с ума сведешь!

Жена
Почему в будущем – сведешь, ты уже был таковым до нашего знакомства.

Муж
Мы же договорились, не вспоминать этот период, ты прекрасно знаешь, это все из-за работы, нервы не выдержали, с кем не бывает,  сейчас я полном порядке. Нет, ты выведешь меня из себя.

Жена
Было бы неплохо, тебя – двое. Один – ей, другой мне.

Муж
Не понял…

Жена
Что тут непонятного? Если ты выйдешь из себя, значит, ты раздвоишься, и таким образом у каждой Лизы по мужу.

Муж
Господи! Я никогда не пойму, что происходит в ее голове! (выходит)

Жена
Что ж тут непонятного? Логика!

Муж
Солнышко, ты готова? Мы можем опоздать.

Она
 Еще  пять минут..

Муж
Эти пять  могут стоить мне жизни.

Жена
Пять минут, пять минут,
Это много или мало…

Муж
Солнышко, ты не видела мой пистолет?

Она
Ты с ума сошел?!

Жена
Лиза, все правильно, загнанных лошадей пристреливают!  (шепотом) Он же не знает, что я продала пистолет, когда понадобились деньги на разработку его программы. Хороший был пистолет, красивый, новый хозяин аж затрясся, когда его увидел.

Она 
А почему вы не скажете ему об этом?

Жена
Потому что жить хочу.

Она
Как же вам удается так долго скрывать это?

Жена
Переводить разговор на другую тему, это целая наука, Лиза. Идите и поцелуйте его в мочку уха, там, где родинка, тогда я снова буду обязана вам жизнью.

Голос Мужа из соседней комнаты.
Что ты делаешь со мной, негодница, или ты хочешь, чтобы мы никуда не пошли, а?

Жена
Всегда срабатывает.


Действие восьмое

Муж
Ты понимаешь, не время. Давай, подождем, пока не закончится суд, дом уже почти готов…

Она
Ну, вот, как раз вовремя.

Муж
Ну, как же вовремя, я же говорил. Что переговоры еще не закончены, проект висит в воздухе, финансирование зависит от подписания договора. Надо подготовиться, Лиза, такие вещи надо планировать, нельзя так с бухты-барахты…

Она
Ты не любишь меня….

Муж
Почему сразу не люблю?

Она
Если бы любил – обрадовался, а ты хочешь….

Муж
Ну, не плачь, ты молодая, здоровая, в следующий раз…

Она
Следующего раза может не быть…

Муж
Не говори глупости, мы найдем хорошего врача, он все сделает аккуратно…перестань реветь…и подумай о себе…о своей карьере, о перспективах, которые перед тобой открываются, такая удача не каждому перепадает…

Она
Моя удача здесь.

Муж
Все я больше не могу. Я пойду прогуляюсь. А ты подумай, все хорошенько взвесь, и я уверен, ты примешь правильное решение. (уходит)

Приходит Жена
Лиза, вы плакали? Что-нибудь случилось?

Она
Нет, ничего, наверное, аллергия на тополиный пух.

Жена
Лиза, как неумело вы врете. Тополя давно отцвели, и нет у вас никакой аллергии, я это сразу заметила, вы здоровы, как молодая кобылка, глядя на которую чувствуешь себя старой развалиной.

Она
Ну, какая же вы развалина? Вы прекрасно выглядите.

Жена
Выглядеть – не значит быть. А вот вы что-то бледненькая, вам плохо? Раскройте ваши карты!

Она
Какая вы все-таки смешная…

Жена
Потому что я в детстве хотела быть клоуном.

Она
Почему же не стали?

Жена
Потому что когда долго стоишь перед витринами  и прилавками магазинов, и глаза хотят всего сразу и много, а в кармане  дырка, начинает казаться, что обладание благами и комфортом и есть цель твоей жизни, и только когда у тебя всего много, начинаешь понимать, что лучше бы ты стал клоуном…

Она
Не понимаю…

Жена
Вот и хорошо. Лиза, что с вами?

Она
Тошнит немного.

Жена
Лиза?



Она
……

Жена
Какой срок?

Она
Четыре недели.

Жена
Отговаривал? Скотина…Лиза, не вздумайте, я вас умаляю… Дня не проходит, чтобы я не сожалела о содеянном…Сначала ты не думаешь об этом, но потом… ты видишь коляску с младенцем, и думаешь: он бы мог уже родиться, потом думаешь, что сейчас бы он уже пошел, потом оглядываешься на малышей и думаешь, как  здорово гулять с ним за ручку, покупать ему игрушки и сладости, и самое печальное, этого не будет уже никогда…
      Каждый прожитый тобою год делает его старше, в конце-концов, из маленькой клеточки вырастает человек, он существует лишь в твоем уме, в твоем воображении, но он живой,  живой укор на всю жизнь, ибо ты лишила его жизни, лишила его права родиться и пройти свой путь. Лиза, какой бы тупиковой не была сегодняшняя ситуация, знайте, Бог уже позаботился о вашем ребенке, и предначертал ему судьбу.  Душа поселяется раньше, чем застучит сердечко вашего ребенка, не губите душу, Лиза …Не становитесь убийцей….

Она
Я подумаю.

Жена
Помните, мужчина оказывает давление, но решение принимает женщина.  И …вы можете рассчитывать на мою помощь…в случае чего…



Входит Муж с букетом цветов и бутылкой шампанского.

Муж
А вот и я! О чем вы тут секретничали, шпионки?

Лиза
Я буду рожать.


Действие девятое

Она
Лизавета Геннадьевна, ну зачем вы так тратитесь?

Жена
Я не трачусь я делаю себе приятное, осуществляю свою давнюю мечту…я бы скупила весь детский мир…Ну, посмотрите, разе не чудо? Это Дашеньке, это Настеньке…это Дашеньке…Это Настеньке….ну-ка дай послушаю…тук-тук-тук! Кто, кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет? Ой-ой, смотри – смотри ножками дрыгают, наверное танцуют…все точно будут балеринами. На сцене Большого театра Дарья и Анастасия Марковы! Не вздумай брать его фамилию…Дарья и Анастасия Чудиковы звучит ужасно…

Муж
Опять подстрекаешь?

Жена
А ты не подслушивай! А чего это ты светишься, как начищенный армейский сапог?

Муж
Девчонки, пляшите, свершилось! Сим-салабим-абра-кадабра! Оп! Солнышко, мы можем переезжать хоть завтра, вот ключи от нашей квартиры!

Она
Ура! Ура!

Жена
Лиза, не прыгайте вы так, а то не дай Бог чего–нибудь …

Она
Ура! Ура! Наконец-то мы уедем отсюда!…Лизавета Геннадьевна, не обижайтесь, я не потому что здесь плохо…

Жена
Что вы, деточка, я же все понимаю, на вашем месте я бы прыгала до потолка…А ты как всегда все делаешь не вовремя…

Муж
Я-то чем не угодил? Ты всегда мною недовольна…

Жена
Ты всегда подаешь повод…

Она
Лизавета Геннадьевна, вы куда? Надо же отметить это дело…

Жена
Как-нибудь без меня. Вы тут посоветуйтесь, когда будете выезжать,  не забудьте оставить ключи. (уходит).


Действие десятое

В комнате бардак, но если присмотреться это груды детских вещичек, игрушек, книжек, среди всего этого Жена.  Одна. Входит Муж.

Жена
Тебя не учили звонить в дверь? Что за дурацкая привычка. Я же просила оставить ключи, здесь не проходной двор.

Муж
Да, ключи…извини…я забыл…я нечайно….вот возьми, пожалуйста…


Жена
Ты что пьяный? А! так ты, наверное, дочек обмывал? Можно поздравить, папаша?

Муж
Можно.

Жена
Ты что не рад?

Муж
Рад. Очень рад. Они премилые, такие же курносые, как Лиза…что я теперь буду делать? (тихо плачет)

Жена
Ты чего? переутомился, перенервничал? сейчас мы тебе валерьянки накапаем…Тоже мне проблема, выпишут Лизку, будете девчонок растить, я к вам приходить буду, если пустите…Я вот книжки читаю, как за детьми ухаживать…я же вам не чужая все-таки….Да что с тобой?!

Муж
Лиза….

Жена
Что?

Муж
Они не спасли ее….

Жена
Что? Что ты сказал?

Муж
Они сделали все, что смогли…

Жена
Почему ты не позвонил мне, ты же знаешь у меня большие связи…

Муж
Я боялся, я боялся оставить ее, я думал, если я буду рядом, все обойдется…она все поняла и улыбалась…старалась подбодрить меня…Она просила передать тебе, чтобы ты простила ее…
Я не знаю, что мне делать…(плачет)

Жена
Я знаю. Когда можно будет забрать девочек?

(в зале смех)
конец.

Лохвица, 04.09.06               


Рецензии
Я всё-таки надеялась, что ты её не убьёшь... Первые признаки её смерти замаячили тогда, когда она заговорила о детях, но я эту мысль отогнала. А когда он начал настаивать на аборте, я подумала, что со сцены должен будет уйти именно он. Так и увидела бурчащую и заботливую Жену, суетящуюся около Неё и её ребёнка, из окна виднеется недостроенный дом, а их муж либо свалил куда-то, либо спился от "радости", либо погиб каким-нибудь геройским способом...
И вот ещё что странно - почему-то при прочтении мне лучше всего удавалась роль мужа, он мне увиделся наиболее цельным типажом, барышни получились очень карикатурными. Жена, женщина от которой не уходят, якобы полна мудрости, вперемежку с мелкой мстительностью и приступами щедрости, и Она, ну просто ангел во плоти, искреннее, тупейшее создание, ничего, слаще морковки не пробовавшее... Муж на их фоне выглядит более настоящим и живущим, с более человеческими реакциями, и его зависимость от Жены так же сильна, как его желание вырваться из-под власти манипулятора-Жены.
Несмешная комедия о взрослении за чужой счёт.

Константинова Елена Сергеевна   16.09.2009 02:36     Заявить о нарушении
Интересное мнение, совсем как-то не вяжущееся с тем, о чем я хотела сказать. У меня нет плохих героев, как это принято, потому что в жизни мы все хорошие, со своей правдой, но иногда вмешивается нечто, и все теряются в догадках: почему?
Почему чистое, доброе существо всегда выглядит глупо, а человек прячущий свою боль- мстительным, Мужчина дважды проявляет эгоизм, и остается умницей и жертвой...
а смерть была внезапной, она не входила ни в чьи планы, так распорядились свыше
спасибо за внимательное прочтение.

Лилия Ахмедова   16.09.2009 09:39   Заявить о нарушении
Лилия, я всегда на стороне того, чья позиция выглядит наиболее слабой, то есть - наименее понятой и прощённой. Сама ситуация трагична, но интересна, как читателям, так и героям. Жена с нескрываемым любопытством вмешивается во всё, что можно, при этом наглым образом пользуется ролью жертвы и манипулирует Мужем, Муж, уставший давным-давно бороться с неврозами и сменой настроения, нелогичностью и иррациональностью жены, находящийся под постоянным следствием, всё, что им сказано, постоянно используется против него, находит похожую противоположность, продолжающую с ним строить планы и жить после его домогательств к Жене на Её глазах... Бедная Она в слезах ушла со сцены, даже не устроив приличной истерики!
Немного подумав, я пришла к выводу, что финал - то, что надо, вполне закономерно, что Она исчезла, оставив этим двоим подарочек в виде 2- милых девочек, вряд ли бы они без Неё смогли решиться на что-то, помимо самолюбования.
Лилия, мне страшно понравилось, узнаю себя во всех, поэтому так яро возмущаюсь! Я, когда злюсь, тоже становлюсь такая вся невероятно правильная, умная, красивая, как Жена, чтобы не показать своего бессилия и уязвимости. Хотя, в тех же целях использовать бессилие и уязвимость можно с гораздо большей эффективностью))) А когда я в ситуации зависимости, то невозможно во мне увидеть ничего, помимо исключительного ангела, и мои рассуждения в такие периоды таковы - раз уж хватило дурости вляпаться в это, надо дурой и доигрывать, авось прорвёмся...
Много написала, но уж больно в цель попали твои образы. Есть, над чем работать! Благодарю от всего сердца за такие чёткие указатели!

Константинова Елена Сергеевна   17.09.2009 00:31   Заявить о нарушении
Никогда не привыкну к тому, как люди реагируют на мои тексты - каждый свое видит, удивительно. Наверное, есть что-то чего я не улавливаю, а другие чувствуют.

Лилия Ахмедова   17.09.2009 00:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.