Равнение на середину
- Знаешь, что это означает.
- Канешна - проволока колючая.
По радио литературная передача "Тайные знаки культуры. "Ромео и Джульетта". Делаем погромче.
- Кто написал, - спрашивает Андрей.
- Шекспир Уильям, деточка. Хочешь почитать. Может, в подлиннике. Ты ведь английский учишь.
- Не, лучше в переводе...
- В чьем деточка, - Маршак, Лозинский, Пастернак.
- А можно Гоблина...
***
Постучали снизу. Из ада, где школьника варят в тудностях русского языка и литературы. Наказали. Теперь читает по шесть страниц. В день. Туго идет.
С другой стороны, можно понять подрастающее.
Столько усилий, чтобы прочесть страницу. Минут пять. В позе саламандры. И сколько информации в битах. Или байтах. Кот наплакал.
...Длинная, черная машина резко затормозила прямо у парадного. Оттуда вышли два одинаково хмурых, странно одетых господина. Радушно улыбаясь хозяин сделал шаг навстречу, но свирепый взгляд вновь прибывших...
И вот школьнику, которому нюансы не доступны, необходимо продираться сквозь бытописание к событийному ряду. А там ничего существенного.
За пять минут мультика, миллион событий. Прилетели, смешно выпрыгнули, один растянулся, а тут артиллерия. И снаряды смешные, говорящие. Все цветное, искрящееся. Плюс звук. Прикольный. Музон. Полный восторг.
Как думаете, что выберет ребенок десяти лет. Хмурые книжные или мультик на огромном экране. Ответ очевиден.
Убедить в пользу чтения словами, извините. Разговор в пользу бедных.
- Хочешь Кота в сапогах почитать,
- Зачем, давно мульт посмотрел.
***
Как, подскажите, скромное домашнее расшить бисером. Сделать внезапным, очаровательным. Проявить себя героем. Отстоять честь, достоинство. Защитить свободу, в конце концов. Добрые дела, порывы души.
Вскочить на коня резвого, пришпорить, рвануть. Подвески, мельницы, Марго, Англия, Барбадос.
Сперва извольте, господин хороший, по долгам рассчитаться, обязанности исполнить. Здесь и сейчас.
Угасло, пропало, стухло. сразу. Остались диван и блинчики с творогом.
Вспоминая институт, наткнулся. Оказывается, учили не сдавать, а быть. Исследователем.
Теперь подвиги и счастье-борьба направлены на школьника. Вернее, на попытки приспособить чадо под современное школьное.
Чем, надоумьте, убедить нормального ребенка выучить, а потом применить грамматическое правило. Под страхом чего.
Не любит писать от руки. Напрягает. Сел за комп, все набрал, почерк по-боку, ошибки редактором подчеркнуты.
Каким образом несмышленому научиться любить потрепанный глобус, когда Гугл-Плэнет на обложке.
Раньше многие дети, особенно из необеспеченных, в школе узнавали новое. Например, в пятом классе учитель истории назвал на вы. Потолок закачался. Многие жили стесненно. Без телефона, телевизора, отдельной комнаты и письменного стола. А в школе чисто, вежливо, по форме. Новое, неведомое, интересное.
Вчера посетил родительское. Обычная школяндра, полы качаются. Слава богу, чистенько. Парты, шкафы, глобус, доска, мел. Как-будто в семьдесят четвертый попал.
А ему, девяносто восьмого грэ, зачем в семьдесят четвертом учиться. Теперь сидим, выдумываем мотивацию.
Кивает, все понимает ...
***
Яичница. Два яйца и кусочек масла. Разогреть сковородку, растопить масло, разбить яйца, поджарить до готовности. Все.
На это необходима энергия. Если подать в два раза больше, сковородка докрасна, масло выстрелит, яйца обуглятся. Меньше - сковорода холодная, масло - оплавленным кусочком, яйца несъедобные.
Хотя в отличии от перегрева, можно прибавить «газу», и все станет на свои места, ибо необратимых последствий не наступило. В любом случае, избыток разрушительнее недостатка.
Сколько усилий нужно для понимания, и есть ли закон необходимого количества при заданном качестве. Если человек не может выучить таблицу умножения или правила перехода улицы, у него либо не работает инструмент - мозг, либо противонаправлено внутреннее усилие. И тут сколько не прикладывай, результат будет отрицательным. Так система образования год от года выдает печальные результаты.
Как быть. Не учить, не понуждать, не стимулировать... И да, и нет одновременно. Увеличивая количество стимулов, развращаем. Уже специально будет упираться, сознательно. Мало плясали, еще хочу. Исключая, ставим в положение правонарушителя. Не сделал – вне нормы, и раз заступил, то пусть, - ничего не изменишь.
Лет сорок назад в Индии люди жили в сточных канавах и мусорных кучах. Бактериальный и вирусологический фоны, детская смертность, отсутствие медицинского обслуживания. Ад.
Но рождаемость побивала все рекорды. Казалось бы, как могут в таких условиях люди заводить детей. Как пережить смерть ребенка, голодное детство, отсутствие элементарной гигиены.
И где стимул. Разве, в отсутствии контрацепции. Нет, в подчинении высшей воле, смирении, принятии судьбы. Отсутствии гордыни и амбиций. Иной порядок, - суть своеволие.
Образование, работа, собственность, социальное положение, семья, комфорт, потребление, развлечения, путешествия, - все эти блага приводят к резкому падению рождаемости.
Хочу счастья. Здесь и сейчас. И не обязан думать о дальнем будущем. В конце концов, законов не нарушаем, налоги платим. Имеем право.
Получается, энергия, необходимая для продолжение рода, израсходована на развитие того, что есть.
Напоминает перегрев сковородки, разве нет. Может быть, отказ человека от обучения - саботаж, есть не просто упертость инфантильной цацы, лень или недомыслие, но необходимая самозащита рода.
***
Андрею совершенно не дается русский. Все проще простого. Оказывается, заставляют писать по правилам первого класса. Прописными буквами, соединенными между собой обязательными к исполнению элементами.
У детей болят руки, думают только о технике. Смысл или содержание записи остается вне. Если пятьдесят лет назад каллиграфия была необходима, то в двадцать первом веке, извините. Весь текст набирается с клавиатуры. Мучение каноническим письмом не оправдано. Да, и не нужно. У бытовой каллиграфии нет перспективы. Это предмет искусства.
Дети не слушают учителя, а стараются написать правильно. Получается, курица лапой.
Вспомните, господа хорошие, наклон прописной буквы канонизирован, форма прописной буквы тоже, а соединительные элементы строго заданы. Времени на это уходит в три раза больше, нежели он напишет то же слово, теми же прописными буквами, но без соединительных. А усилий, не приведи господь.
Может быть, избавить от мук, разрешив писать без соединений. И плечо перестанет болеть, уйдет страх. Перед "не успею", усталостью, болью, родительскими нотациями.
Порок письма от руки заметен давно. Люди некрасиво пишут, ужасно расписываются. Ну что-ж, из всего объема написания, подпись можно и отработать. Тем более для регистрации в электронном виде.
А детишки, которые с малых лет долбят по "клаве", - умный Word подчеркнет ошибку, сделает перенос, укажет на не проставленную запятую, - избавятся от неприятностей. Тем более, писать научили, буквы знают. Дай бог, сосредоточатся на грамматических правилах, синтаксисе, исключениях, литературной основе...
Рукописи не горят, но рукописный способ изготовления текста вымирает. Неотвратимо. Перерождается, превращается в искусство. И слез не надо. Раньше учили греческий, латынь, верховую езду, закон божий. Еще раньше, - стрельбу из лука, метание копья. Многие навыки уходят, замещаются.
Трудно предположить, что через двадцать лет останутся сферы рукописного применения.
Каллиграфия, как вид искусства или ремесла, - да, но как обычный и повседневный способ передачи и сохранения информации, вряд ли.
Дети с удовольствием обмениваются эсэмэсками, трещат по вотсапу, пишут мылом, и регятся на всех сайтах подряд. И там, в электронных глубинах, пишут, смеются, плачут, стенают, хихикают, признаются в любви, назначают встреч. Живут полной жизнью. Что особенно приятно, на русском языке.
К сожалению, русско-говоряще-пишущий интернет не представлены в школе. Его как бы нет.. Развлекалочки, типа.
Ан нет, господа хорошие, никакие не развлекалочки, а настоящий, живой язык. Только, который есть, а не который должен быть, и трижды, который будет
Вроде бы, сам бог велел совмещать реалии свободного развивающегося языка с его академической, консервативно-охранительной основой, - грамматикой, пунктуацией, правильным словообразованием и литературно-разговорной каузой.
Бывшая советская, а теперь и наша школьная система не готова и не может этим заниматься по тысяче и одной причине.
Ну совершенно невозможно объяснить ребенку, который вбивает с "клавы" то русский , то английский тексты, что ему обязательно понадобится (потом когда-нибудь) умение быстро и каллиграфически правильно писать от руки. Смешно даже пытаться.
Давайте, уйдем от электрокофемолок к ручным, станем стирать на доске, гладить чугунным, мыться хозяйственным. Вернемся на шестьдесят лет назад, и скажем:
- Так правильно, ибо канон, остальное от лукавого. Думаю, никто и с места не тронется.
Кто-ж против академической основы, правил грамматических, умения писать, в принципе. Более того, всеми пальцами за. Но против идиотии, связанной с жестким требованием прописного письма. Какая разница, есть ли между буквами соединительные элементы или нет.
И в чем серьмяга прописного слова, - пользуемся же в повседневности печатным.
***
Каждый знает, как воспитывать детей, управлять страной и какую зарплату надо получать. Что следует делать начальству, соседям, сослуживцам и олигархам. Правильно выпивать, и почему не надо курить. Где взять на пенсионеров, и кого на цугундер в первую очередь.
Многое знаем. Например, человечество неправильно развивается,а деньги и власть портят. Других. И если женщина курит, подозрительно, и случайностей не бывает, а за состоянием стоит преступление. Уверены, всему виной обстоятельства, и другим в больше везет. Кстати, незаслуженно.
Верим, знаем, и даже не замечаем, как часто повторяем. Хотя не знаем от чего умер Фолкнер, и так уж ли электрон неисчерпаем. В чем причина раскола на католиков и протестантов, шиитов и суннитов, и почему хасидам нельзя работать. А еще, зачем нужны коллайдеры и управляемый ядерный синтез.
Да, и не нужно, поскольку есть специалисты и интернет. Не знаем поэзии внутренней монголии, песен севера, звука африканских барабанов и шепота равнин Эквадора.
Вот не убрали подъезде не изолировали проводку, не вывезли мусор, не сбили сосульки, не почистили тротуары, не отремонтировали дорогу, не вышли в понедельник, не выучили уроки, знаем. Нечестно, невовремя, неуместно, некрасиво, невыгодно.
И сразу выскакивает зверь "патамушта". Коррупция, лень, казлы, куплено, никому не надо... Такие дела. Чему-то учили в школе, в институте, а научили только этому. Или научились сами. В Университете Повседневных Забот
***
Сочинение пятиклассника, подсмотренное случайно. Андрей написал. Сам. Без всякого принуждения или задания. Называется "Старые друзья"
Однажды встретились два кота. Один чёрный-чёрный, как грязь, а другой белоснежный. Смотрят друг на друга, и боятся, потому что чёрный никогда не видел белых котов, а белый - чёрных.
- Как тебя зовут, - спросил чёрный кот.
- Вася, - ответил белый.
- А меня-Снежок, - неожиданно сказал чёрный.
- Можно спросить, почему ты-Снежок такой чёрный. Наверно, очень любишь грязь.
- Нет, это у меня наследственное.
Ещё несколько минут они простояли молча. Потом Снежок начал приближаться, чтобы обнюхать Васю, и тот пошёл ему навстречу. После тщательного нюхания Снежок радостно посмотрел на Васю и закричал:
- Беляш, ты, что-ли. Не верю своим глазам. Сколько лет, сколько зим...
- Кузя?
- Да, это я, твой одноклассник.
Они ещё целый час вспоминали детство, а потом Снежок, то есть Кузя, пригласил своего друга зайти в гости.
***
Поскольку благоверная захандрила, - странная болячка, когда от любого сквозняка или бутерброда по телу слабость, и в сон клонит, - на меня легло бремя покупок, в том числе, продовольственных.
- Килограмм пельменей, пожалуйста.
- Вам каких - домашних, есть фирменные "патриот", из баранины, с индейкой, картошкой и грибами...
- Одну минутку, - вежливо говорю продавщице, а сам лихорадочно набираю дражайшую, чтобы испросить высочайшее добро.
Покупки покупками, а готовка на младшем, ибо справедливость.
- Дрон, надо пельмени сварить.
- Не-а.
- Это не вопрос, вода закипает.
Пельмени у него получаются хорошо, прям, по циркулю. Упругие, сочные, целехонькие.
- Ты сильно голоден, - кричит он с кухни.
- Смысле,
- Сколько варить,
- Двадцать..., не, лучше восемнадцать, стоп..., пятнадцати хватит, погоди..., сейчас приду.
Захожу, пытаюсь считать. Два, четыре, шесть...
- Так не пойдет, - отрубает Андрюша, - сильно голодный или нет.
- Средне.
Со словами "вот как надо", как заправский кочегар, азартно зашвыривает в кастрюлю две лопаты домашних.
Пельмени вышли отменные, и, предусмотрительно отказав сметане, все равно наелся от пуза. Спасибо за урок, товарищ.
Правда, чего назидать над умельцем - посчитай, сосчитай, рассчитай, когда у него искусство в руках, и душа поет. Не любит считать - так на то и величие.
Сколько мы выслушали сочувственных вздохов и речей от "хороших знакомых" и "близких друзей".
- Как в армию..., и что..., неужели ничего нельзя сделать,
- Что именно,
- Ну, не знаю - отмазать, справку добыть.
- Он, слава богу, здоров, спортивен, образован, готовился, хотел поступить в военное...
- Я своего сына никогда-бы не отпустила,
- Плохие родители, - что есть, то есть.
Конечно, сердце не на месте - недавно болел, и что там ждет... Обычные родительские переживания.
Однако, как это ни странно звучит, мужчинами не рождаются. И ничего более важного, чем самостояние, честь, достоинство и мужество, до сих пор не разумею.
***
Спецназовец. Милитарист. Недавно послали тринадцать кэгэ конфет. На всю роту. Мы - глупые родители, дедушки и бабушки - гордимся. И переживаем. А шесть лет назад совсем загнобили...
Русский. Орали, умоляли, занимались дополнительно. Читали классиков с выражением, декламацией и применением навыков актерского мастерства. Писали диктанты, изложения. Снова диктанты и снова изложения. Повторяли правила, синтаксические расклады и грамматические анализы. Проходили тесты. Воз и ныне там. Пациент тих и стабилен. Нуль.
Училка давно махнула - подрастет, поймет. Глядишь, вообще отменят за ненадобностью.
По плану ученик должен за праздники переписать войну и мир, выучить онегина, повторить сто двадцать три правила и сделать разбор пятидесяти словечек. Мне достались пустяки. Таблица умножения, правила с дробями, треугольники, топология Минковского, группы Ли, Гильбертовы пространства и несобственные интегралы.
Разумеется, стало жалко. Ей.
- Надо чем-нибудь порадовать, придать позитива.
- Дай подзатыльник и скажи, что уходим гулять.
Сказано-сделано. Выйдя из дома - прощальный взгляд вверх. Болезный, который, как мы были уверены, погружен во глубину наук чудесных, радостно кидал мешочки с водой. Галилей. Пришлось подняться и поблагодарить.
Пятнадцатилетний капитан-бомбардир понуро кивал. Да, он понимает, что может попасть в автомобиль, человека или собаку. Да, он представляет последствия такого попадания. Да, он больше так не будет. Нет, ему не пять лет. Нет, он дорожит отношениями с мамой. Нет, он не дебил...
На следующий день сердце мамы сдалось.
- Милый, хочешь чего-нибудь вкусненького.
Милый проорал "пыцца" и нырнул в комп, а счастливая мать кинулась в пиццерию.
Через полчаса две огромные пиццы красовались на столе. Чадо слупило пару кусков плюс всю картошку, попило из под крана, торжественно объявило "надо делать уроки" и снова ушло на глубину.
Год назад приобрели встроенную кухню, в том числе, варочную панель. Туда и поставили коробки. Учуяв запах Федя и Сеня стремительно взлетели. В инструкции по эксплуатации написано про самый надежный в мире механизм защиты от несанкционированного доступа. Они инструкции не читали, поэтому включили сходу.
Младший, увидя котов на плите, выставил обоих и закрыл дверь. Все, мышеловка захлопнулась. Через некоторое время появился запах. Горелого.
Подумали, вентиляция. Промыли фильтры. Усилился. Высунулся в окно, не помогло. Запаха стало больше. Открыли входную. Аромат прибывал по экспоненте. Наконец, дверь на кухню - оттуда повалило синими клубами. Очаг.
....какой козел поставил пиццу на плиту... все ваши котики любимые... кто допускает котов на кухню... на хрена дверь закрыли... иди, расцелуй своих котиков... дай волю, все спалите...
Через час все отмыли, проветрили, поужинали бутербродами, отбыли в лес, отгуляли свои километры и вернулись. Подходя к дому, довольные и счастливые, посмотрели наверх.
Черная, шуршащая, крутящаяся и брызгающая во все стороны, она летела прямо на нас. Разорвалась метрах в двух. Только кроссовкам досталось. Чуть-чуть. Снайпер.
Свидетельство о публикации №209091500621
Множить формы бытия...
Наша обычная средне-средняя школа) устарела абсолютно, есть другие, но их мало, и найти-угадать оптимальный вариант очень трудно, иногда - почти невозможно...
В маленьком городе Тюбингене, куда сейчас начала ездить в гимназию( это 5 класс) моя внучка, была выбрана из шести одна гимназия - по многим параметрам, не буду перечислять...
Но что делать, когда выбора нет?...
С сочувствием и пониманием,
Ваша Яна
Яна Голдовская 19.09.2009 12:25 Заявить о нарушении
Спасибо за участие, за понимание. Будем прорываться:))
Адвоинженер 19.09.2009 16:35 Заявить о нарушении