Юродивый

Какие в жизни моменты запоминаются сильнее всего?  Яркие...счастливые...радостные?  Нет. Крепче всего оседают в памяти моменты твоего несчастья, боли и позора. Почему? Да потому что за них ты краснеешь всю свою жизнь и расплачиваешься глубоким и тяжёлым раскаянием. И хотя в этих историях порой ты бываешь не столь виноват, как другие  - зачинщики и подстрекатели, но душе от этого ничуть не легче,  и вина не покидает твоё сердце до конца твоих дней. О том и мой рассказ.

Случилось это много лет тому назад в солнечной столице Армении – городе Ереване.  В то время мне было  10 лет, и мы жили в  собственном доме на улице Чаренца. Мы только что приехали из России, и я быстро  влился в новую  для меня незнакомую жизнь. Во дворе было немного ребят, но все они приняли меня очень тепло и дружелюбно. Один из них – самый старший, весёлый и остроумный стал для меня вскоре закадычным другом. С ним мы и проводили все дни напролёт: гоняли  футбол, ходили в кино и просто играли во дворе в разные игры. У него была масса достоинств, и  он был очень озорной. Был авторитетом и   душой компании – и мне это нравилось. Я был горд тем , что такой парень, как он, считал меня лучшим из лучших.

Но проходили дни за днями,  и я  стал замечать, что мой друг часто переигрывает : бросается камнями в птиц,  поддразнивает за спиной старших и насмехается над одним инвалидом с нашей улицы. Инвалид был мужчиной средних лет, очень худой и сутулый. Одна нога его была намного короче другой, и оттого его походка была покачивающейся и напоминала ходьбу сильно пьяного человека.  И голова калеки всегда была наклонена в бок,  в сторону больной ноги – то ли оттого, что шея была свёрнута, а то ли от хромоты. Говорить он не мог, а только издавал какие-то странные звуки , похожие на мычание или вой, и то иногда, когда ему давали милостыню и подаяние  на улице, вероятно в знак благодарности за сочувствие. В глубине души я был проникнут состраданием к этому больному человеку, но все ребята, и особенно мой друг, смеялись над ним и дразнили Юродивым.  Они рассказывали о нём разные нелепые истории, что он когда-то  много пил и свалился в канаву – оттого и стал таким дураком;  что его родители бросили, и он воспитывался в дет. доме, где и потерял последние мозги. Не знаю верил ли я тогда всему сказанному, но помню одно  - негативные чувства быстро возрастали, и я становился по отношению к инвалиду всё более бессердечным.

И вот однажды, когда  мы с ребятами собрались на крыше сарая моего друга,  он решил всех развлеч, притащив из сада корзину с гнилыми яблоками  и предложив нам ими посбивать пролетающих голубей. За меткое попадание был назначен приз в $ 1 . Я не хотел принимать в этом участие, и тогда мой друг достал самое большое яблоко и указал на проходящего Юродивого со словами « Вон идёт самый большой индюк нашего двора. Подбей его. Не струсишь, получишь   лично от меня $2 и наше всеобщее почтение  и уважение, а также   звание лучшего стрелка. Если конечно попадёшь...»  Под всеобщим напряжённым пристальным взглядом ребяческих глаз, я взял неуверенно в руки яблоко и замер в нерешительности: душа всеми силами  протестовала, но гордое глупое сердце ехидно обманывало: « Брось! Что тебе с того – он же всё равно глупый и ничего не понимает. А ты станешь в глазах друзей храбрецом» ...И я бросил.

Яблоко попало прямо в лоб. Юродивый схватился за ушибленную голову , присел на колени, и жалобно заскулил как зверёк попавший в капкан. А все ребята хором дружно схватились за животы, покатываясь со смеху. Не смешно было только мне. Но тогда я ещё не знал, что это было лишь началом моих мучений от угрызений совести. Всю ночь я не смог сомкнуть глаз – в ушах стоял дерзкий смех , а в глазах искажённое от боли лицо больного невинного человека. Я хорошо понимал, что я стал источником зла и насилия, и к человеческой боли калеки я добавил ещё одну боль. Этой ночью я как нигогда презирал себя и ненавидел своего друга, да и всех остальных дворовых ребят. А на утро я решительно сжёг грязные деньги и решил без промедления порвать с подобной мнимой дружбой.

 Чуть же позже я узнал правду о Юродивом от нашей соседки. Оказывается,  когда он был подростком на его глазах сгорел  дом с его родителями, а он спасая свою грудную сестрёнку, так сильно был зашиблен горящей балкой, что стал колекой. Воспитывались они с сестрой  и вправду в дет. доме, но потом когда девочка подросла и вышла замуж, то взяла брата к себе. Не могу передать с каким сердцем я всё это выслушал.  И после рассказа я принял решение помогать больному: я угощал его самым вкусным, что было в нашем доме, и когда пришла пора расстаться с Арменией и вернуться в  Россию, я подарил инвалиду много одежды с плеча своего старшего брата. Одного  я тогда не мог понять -   отчего моя боль и совесть не успокаиваются.  Не понимал я этого долго , и лишь теперь полностью осознал: я не мог попросить у  калеки прощения , да и он не  в состояние был мне ответить, понять и простить. Уж очень он был болен, мой Юродивый! И тема остаётся навсегда открытой, и   рана не зарастает.

Так что решайте сами:  стоит ли идти на поводу каких-либо друзей и устраивать казнь своей душе и расправу своему сердцу . Будьте осмотрительны.  Старайтесь поступать мудро. Не противоречьте совести. Помните всегда, что «плохие сообщества развращают добрые нравы»  1Коринфянам 15:33.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.