***

Философия развивающейся гармонии: картина мира
1. Существовать в качестве чего-либо значит находиться в отношении к чему-либо. Такая форма существования (а других нет) называется соотношением (коррелятом).
2. Любое так или иначе существующее (как материальное, идеальное, актуальное, потенциальное, конечное, бесконечное и т.д.) называется сущим.
3. Мир есть совокупность сущих.
4. Философская наука онтология изучает атрибуты (неотъемлемые характеристики) мира и любого сущего, которые отражаются в категориях (всеобщих понятиях).
5. Философская картина мира (и любого сущего) является категориальной картиной, отражением категориального «каркаса», всеобщей структуры бытия (существования).
6. Мир и любое сущее в разных отношениях являются бесконечными (не имеющих границ) и конечными (ограниченными другими сущими).
7. Мир и любое сущее в разных отношениях обладают атрибутами изменения и устойчивости, являются становящимися событиями и упорядоченными системами. Картины мира, в которых абсолютным основанием бытия объявляется либо устойчивость (картина Платона), либо становление (картина Ницше-Хайдеггера) являются односторонними.
8. Изменение, порождающее новое, обладает двумя тенденциями: к гармонии (взаимодополняющему единству сущих) и  к дисгармонии (когда взаимодействие сущих ведет к разрушению гармонии и участников взаимодействия). Первая из них ориентирована на добро, вторая на зло. Ни одна из них не является абсолютно ведущей.
9. Наличие бесконечности возможностей развития и разнонаправленность последнего обусловливает невозможность абсолютной гармонии  и делает драматизм и даже трагичность развития его имманентной (внутренне присущей) чертой. Но это не означает отказа от ориентации на возрастание гармонии. Следует отказаться как от абсолютизации таких атрибутов развития как новизна, борьба, отрицание (что в разных формах представлено у Ницше, в марксизме, постмодернизме), так и от абсолютизации гармонии (иллюзий «окончательного» разрешения всех противоречий, что на деле ведет к стагнации). Ориентация на тенденцию добра требует ориентации на развивающуюся гармонию – прохождение «по лезвию бритвы» (любимый образ И.Ефремова) между Сциллой обожествления становящейся новизны  и Харибдой абсолютной упорядоченности. Требуется соблюдение меры при постоянном выходе за пределы меры.
10. Мир и любое сущее в разных отношениях обладает такими атрибутами как повторяемость, неповторимость и присутствие-сопричастность. Эти характеристики соответственно определяют основные способы существования или виды бытия: объективная реальность (материя), субъективная реальность (в основе которой лежит душа или экзистенция индивидуального бытия) и трансцендентная реальность (дух или трансценденция). Полнота бытия обеспечивается неповторимостью творчества субъективного начала в создании информационных программ, регулярностью объективных условий и средств, и целостностью, задаваемой присутствием духа в душе и сопричастностью души к духу. В современной философии предлагаемых вариантах картины мира наблюдается определенная односторонность, связанная с недооценкой самостоятельного значения объективной реальности (феноменология, образ «голографической вселенной»).
11. Перечисленные выше характеристики относятся не только к человеческому существованию, но к любым уровням мирового бытия; все так или иначе одушевлено и одухотворено, имеет свои информационные основания функционирования и развития.  Человек осваивает объективную реальность посредством науки и техники, субъективную с помощью искусства и нравственности, трансцендентную – посредством религиозного чувства. Полноте бытия соответствует полнота человеческих отношений к бытию.
12. Мир и любое сущее во всех способах существования обладает иерархичностью и «параллельностью» в соотношении сущих. Иерархичность означает «встроенность» различных уровней существующего друг в друга (к примеру, от элементарных частиц до нашей вселенной), а «параллельность» - возможность относительно независимого существования сущих и миров. Дело в том, что в объективной реальности присутствие систем более высокого уровня во входящих в них подсистемы представлено не бесконечностью всех структурных характеристик, но только тех, которые их объединяют, а индивидуальности различных душ могут переживать себя как часть целого по отношению к различным духовным целостностям. Так что в разных отношениях все и связано и не связано, что является условием открытости развития,  свободы выбора и творчества. Это обстоятельство, как мне представляется, игнорируется в становящейся ныне фрактальной картине мира. По мере освоения мира человеком он предстает все более многомерным.
   Подробнее см. работы автора: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии в 3-х частях. Ч. 2: онтология. СПб. 1999; его же. Бытие идеального. СПб. 2003; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004; его же. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию). СПб. 2006. Работы размещены на сайте: http://vasagatovskij.narod.ru


Рецензии