Воспоминания. Наша Майя

                Глава 7 Наша Майя.

               Внуки мои, вы же не будете отрицать, что от классного руководителя, от его отношения к  своим подопечным  во многом определяется ваше душевное равновесие в нашем мире. Мире, где царят добро и зло, мире, где нравственные устои утратили свою былую значимость.   В мире, где роль  умного, мудрого, любящего тебя наставника просто необходима.

   Таким мудрым  наставником для меня и моих девочек-сокурсниц была наша классная  Майя Исааковна Трембовлер. Пятнадцатилетними  провинциалками   свалились  мы  на голову нашей  Майе.  Я, как сейчас, помню нашу первую с ней встречу. Она,  высокая ростом, большая, похожая  на  Белую медведицу, суетилась  между нами.  Ее  приятная улыбка и  очень добрые глаза  уже  излучали   любовь к нам,  ее подопечным. Она  не упускала из внимания ни одной из нас. Она  как рентген,  смотрела  в самую душу. И сразу было понятно, что  ложь и обман во взаимоотношениях с нею она не допустит.  Майя  сразу расположила   к себе  своей открытостью.  Мы полностью доверились ей, и только ей.
  В ее руках мы были как пластилин с хорошей внутренней структурой.  Наш нравственный  стержень не был поражен коррозией. Безусловно,   из-за отсутствия опыта и нашей наивности допускали  жизненные ошибки, но они не разрушали наши личности.. Она иногда  мягко, а иногда и жесткой форме     корректировала наши  мысли и деяния.   Майя  жила нами, она любила каждую из нас и по-матерински заботилась как о физическом нашем  здоровье,  так и о духовном.  Кто-то больше нуждался в ее помощи, кто-то меньше. Но она знала , не могу даже предположить, каким образом, чем живет каждая из нас. Возможно, она была очень тонким психологом.  А возможно, она умела просто любить.  Думаю, и тем и другим наградил ее Господь. В каждой из нас она уважала личность, уважала человека. В общении с нами она была только на ВЫ.
• Майя  приходила мне на помощь в самые трудные моменты моей студенческой жизни.
• Я страдала кожным заболеванием.  Это меня страшно комплексовало и мучило.  Девочки знали, что у меня псориаз, но, думаю, все равно  опасались за себя. Любое кожное заболевание неприятно не только для страдающего им, но и для окружающих больного. У меня была зимняя форма псориаза. Нехватка солнца  и витаминов отражались на моем здоровье.
• Я уже училась на 2 курсе.  Мы сидели на трудах за одной партой с Клавой Якимовой. Она нечаянно измазала руку клеем. Шелушение на коже она приняла за псориаз.  После урока по группе  потянулись перешептывания. Валя Ваганова сказала мне по секрету, что Клава   заразилась от меня моим кожным заболеванием.  Девочки меня стали сторониться. Я расстроилась.  Убеждать Клаву, да и девочек в том, что это просто невозможно, не было смысла. Я приняла  решила:  бросить учебу и   уехать домой. Так  я и сделала.
• Целую неделю пробыла я дома, куда только не водила и не возила меня моя мама . Ни одна лечащая бабка не дала утешительного прогноза. Мой псориаз навсегда останется со мной. К концу недели пришло письмо от Клавы,  в котором она просила прощения и передавала  просьбу Майи Исааковны о  возвращении меня обратно на учебу.  Перед моим  приездом Майя    рассказала о моей проблеме  своей соседке по дому – директору Свердловского  кожно-венерологического института.
• .Меня обследовали, ничего утешительного не сказали,  дали справку, что для окружающих моя болезнь неопасна. Майя взяла меня под свою опеку.  Она поддержала меня, провела беседу с девочками и до конца моей учебы по-матерински  заботилась о моем  здоровье.   
• Мне вспомнился еще один случай. У меня врос ноготь на ноге, палец опух, сильно болел. Я даже не могла ходить. Майя Исааковна отправила меня к хирургу, но не одну. Она знала, что после операции мне нужна будет помощь. Первый раз со мной ходила Оля Викулова, но я струсила, когда мне врач сказал, что ноготь нужно удалять.  Я встала с хирургической кушетки и ушла. Но палец не давал мне покоя. Через два дня меня уже хромающую и еле идущую провожала до больницы Валя Ершова. Мне удалили ноготь, Валя довела меня до общежития. До вечера я лежала . Вечером непонятно по какой причине у меня открылось кровотечение из пальца. Кровь не останавливалась. Было десять вечера. Майя Исааковна до сих пор была на работе. Девочки позвали ее, она вызвала скорую помощь, мне поставили укол, снова сделали перевязку, кровь остановилась. Майя Исааковна в течение часа сидела возле меня. Когда она поняла, что мое здоровье вне опасности, она пошла домой. А был уже двенадцатый час ночи.   Она  никогда не считалась со своим личным временем,  она жила нами.

•     Майя  была интеллигентным человеком.  Своим личным поведением  она воспитывала  нас.  Больше всего она боялась, чтобы мы были   честны и порядочны во всем. Она ревностно охраняла наше целомудрие. Майя   была  искренна с нами, любила всех без исключения, приобщала нас  к искусству. Она была заядлая театралка. Свою любовь к театру она передала и нам. На своих уроках она ненавязчиво  учила нас  житейской мудрости.
• Стараясь сохранить наше душевное равновесие,  изо дня в день во время бесед с нами  она   очищала сердца наши от всего наносного, ненужного для нас. Знала каждый наш шаг, чем и кем мы на время  были увлечены, внимательно следила за тем, чтобы , не дай Бог, не  скатились до порочности. Она знала, как говорил великий поэт, “порок любезен нам. ” В ущерб своих уроков  вела с нами долгие беседы  и надеялась на то, что мы будем достойным отражением ее нравоучений.  Думаю, она гордилась нами, когда каждая из нас, помня ее  уроки,  в жизни стремилась к совершенству в нашей нелегкой работе - учить других.
•   А ведь   все  мы были разные, и к каждой  из нас она умела подобрать  свой ключик. Дверцы нашей души всегда были открыты для приятного общения с ней.  Мы не были так искренни со своими родителями, как с ней. Ее глаза, большие,  цепкие, с лукавой хитринкой и всегда  добрым расположением ко всем нам  остались в моей памяти на всю жизнь.   Мне  и сейчас кажется  , что я нахожусь на исповеди у нее.  Я  опять слышу ее  ненавязчивый  вопрос:
•   - Зина, что с Вами происходит. Вы мне не нравитесь. Вас что-то мучает. Расскажите мне. Я постараюсь Вам помочь.
•    Мне казалось иногда, что она  видит нас насквозь. Стоило ей только посмотреть в наши глаза. А их  спрятать от ее цепкого взгляда просто было невозможно.  В них  она видела   и лукавство, и деревенскую  наивность, и юношескую влюбленность. Ей нравилось, что  в них не было лжи и неискренности.
• Она  любила всех девочек нашей группы, болела душой за все наши проблемы.  Она в полном смысле этого слова блюла нашу внутреннюю чистоту. Майя   учила « смотреть в себя, вокруг себя, ввысь, а может быть еще и выше».  Именно она отражает суть педагогического воздействия на нас, будущих учителей, а главное Человеков.
•   Год назад не стало нашей наставницы. Она умерла в одиночестве, дожив до восьмидесяти лет. Но сегодня,  размышляя о ее последних годах жизни, я не удивляюсь тому, как она их  прожила. Она была на порядок выше  всех нас, учившихся у нее и работавших с ней. Она как святые отшельники выбрала для себя затворнический путь. Майя  до конца своих  дней  продолжала также много читать, работать над собой и готовить себя к той, другой, Вечной жизни. Ее квартира , по рассказам моей сокурсницы Оли Викуловой,  вся была завалена книгами и журналами. Это было единственное ее богатство и утешение ее интеллигентной душе.
•   Вчера  Майя  приснилась мне во сне.( 18.12.2008г) Ее лик я  увидела  в серой  толпе людей. Как ни странно, но  именно в  серой и многолюдной толпе  она была как и в жизни  яркой и счастливой.. Я даже не помню ни одного лица этого многолюдного собрания.  Среди безликой серости  на меня смотрела улыбающаяся, счастливая Майя.  Ее  глаза, все такие же большие, цепкие, с лукавой хитринкой   излучали все тот же заряд добра, нежности и любви.  Меня поразило то, что   лик  ее был  ярким, цветным. Это был лик  святой Майи .   
• Царство Вам Небесное, дорогая Вы наша,   Майя Исааковна. Вместе с Вами на Небесах Валя Ершова и Галя Тонкушина,    мои  девочки- сокурсницы. Не знаю, какие беседы Вы там ведете, но знаю одно, что  черточки между  годами  вашего   пребывания  на нашей  грешной земле – это не то, что от Вас осталось . Они не являются отражением вашей жизни. Вы заслужили гораздо большего. Я уверена, что Ваша душа воскресла,  и Господь за ваши деяния на земле  наградил вас блаженной Вечностью.  Да будет так!
•    Дорогая Майя, Ваша мудрость, умение чувствовать человека и сопереживать вместе с ним, ваша искренняя любовь и забота о нас, Ваш энциклопедический  ум и природная интеллигентность – это то доброе, вечное, что  навсегда поселилось в сердцах сотен и сотен ваших выпускников, и, безусловно, в моем сердце.


Рецензии
Вам повезло, Зинаида Геннадьевна, встретить такого человека на своём пути. Причём, встретить тогда, когда это было нужнее всего. Молодым и неопытным, оторвавшимся от родителей, провинциалкам всегда трудно приходится без наставлений и помощи.

Зинаида Геннадьевна, хорошо написали о хорошем человеке.

С уважением,


Татьяна Збиглей   02.02.2014 12:08     Заявить о нарушении
Татьяна, спасибо за добрые слова. Господь не дал ей собственных детей, поэтому всю свою нерастраченную любовь она отдавала нам и по-матерински нас опекала. И не только нас, все последующие после нас выпуски. С уваж. Зинаида.

Зинаида Малыгина   02.02.2014 15:36   Заявить о нарушении