Можно зайца научить спички зажигать... 2009 г

…, а тут задача посложнее – зажигать сердца людей», - говорит режиссер Евгений Иосифович Славутин о театре. Любопытно и парадоксально, что этот человек не только Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, руководитель Московского Открытого студенческого театра, но и… кандидат физико-математических наук. Как же так получилось? Почему математик стал режиссером? Почему только оптимист может быть успешным человеком? Как и кто сегодня становится актером? Эти и многие другие вопросы мы обсудили c Евгением Иосифовичем Славутиным в нашей беседе, которая состоялась в гримерке Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна после просмотра спектакля «Сирано».

- В этом мире очень много загадок. Для меня одной из таких загадок до сих пор остается то, что зачастую математики, физики куда более чувствительны к искусству, чем искусствоведы, журналисты. Евгений Иосифович, как Вы думаете, в чем причина?

- А вот задумайтесь, что такое математика? Математика – это виртуальный мир, у математика должна быть очень богатая фантазия, в этом плане математика и искусство очень похожи, ведь искусство тоже создает другие, параллельные миры. Математики остро чувствуют гармонию, красоту другого, выдуманного мира. Может быть, поэтому так и получается.

- А как у Вас появилась любовь к театру?

- Это случилось в детстве, еще до школы. Я помню, как на даче я натягивал белую простыню и воображал себя доктором или Каем.

- То есть сначала вы все-таки были актером, а не режиссером?

- Да нет. Я же сам натягивал простыню (смеется). Даже как-то спектакль сам поставил, совсем в нежном возрасте, - «Снежную королеву». Это было летом, мы бегали, собирали тополиный пух, делали из него снег, и это было самое главное в нашем спектакле – сделать снег (улыбается). И этот снег, я сейчас только сообразил, перекликается со спектаклем «Сирано», который был поставлен недавно. Детское воспоминание о первом спектакле отразилось, трансформировалось. Вообще, ничто на Земле не проходит бесследно. Все впечатления жизни остаются в памяти, суммируются. У кого-то эти впечатления погибают, а художник их снова, и снова проецирует обратно в мир, пытается восстановить, возродить.

- У Вас эти впечатления отражаются в театре. Евгений Иосифович, а как по-вашему, есть ли у современного театра определенные цели, задачи?

- Сейчас одна из задач искусства в целом – просветительская, то есть искусство может и должно донести красоту слова, поэзии, чувства до зрителей, которые, надо сказать, истосковались по этому. Люди устали от развратного гламура, от продажногого искусства, сейчас зрители остро чувствуют, что им необходимо искреннее, настоящее. Сейчас наш театр пытается показать через спектакли архетипы нормального человеческого существования, в общем-то все спектакли студенческого театра о том, как можно счастливо прожить жизнь, как можно радоваться жизни, как можно жить другой жизнью – не той, которой мы в большинстве случаев живем. Обычно человек достигает того, о чем он мечтал, и на этом, его духовная жизнь собственно прекращается, начинается прозябание. И если человек умеет пронести через всю жизнь безумство, то «безумству храбрых поем мы песню». Такие люди всегда замечательные. Я уверен, что как только человек перестает быть мечтателем и художником, он умирает. Не физически – духовно. С этих пор он влачит жалкое, никому, и прежде всего ему, ненужное существование. Мы пытаемся показать, как этого можно избежать.

- В связи с этим, какие герои находятся в центре внимания Ваших спектаклей?

- Нас сейчас интересует герой, который обладает поэтическим строем чувств, его можно называть поэтом, художником – как угодно. Все-таки Россия – страна великой поэзии. Россия - это и Пушкин, и Лермонтов, и Тютчев, и Фет, и Мандельштам, и Маяковский, и Пастернак – всех невозможно перечислить. Такого количества поэтов хватило бы и на сто стран. А сейчас поэзии мало, и это катастрофа!   У нас есть спектакль «Счастливый неудачник», в этом спектакле поэт Вадим Шефнер описывает свое детство. Там раскрывается такая тема: как он стал поэтом, художником, что побудило его писать стихи. Это начало спектакля, и дальше идет история его жизни. Становление такого героя нас как раз и интересует.

- Евгений Иосифович, а если говорить о студенческом театре… Кто Ваши актеры?

- Все наши актеры – это люди, которые учатся на физическом, химическом, психологическом,  филологическом, биологическом и других факультетах. Это люди либо получающие высшее образование, либо уже получившие его. Причем хорошее образование – как правило, университетское, хотя театр открыт для всех москвских студентов.

- Вы руководите театром с 1983 года, за эти годы что-то изменилось? Меняются ли актеры?

- Нет, никаких изменений нет. Молодежь всегда одинаковая – это люди, у которых есть будущее, они в него устремлены, это самый светлый возраст. Это потом уже нам жизнь обламывает крылья. Кстати, театр дает возможность продлить молодость, юношеское ощущение жизни. У нас работают как совсем молодые ребята, так и те люди, у которых и жизнь прожитая за плечами, и они разговаривают на одном языке.

- А есть ли разница между профессиональным актером и непрофессиональным, например, студентом, который пришел к вам в театр без специального актерского образования?

- Я не делю актеров на профессиональных и непрофессиональных. Это очень скользкое и двусмысленное деление, потому что в слово «профессия» не понятно, что входит. Я убежден, что актер должен быть творцом, художником, поэтом. А профессионал… Иногда для халтуры хорошо быть профессионалом. Пришел, показал, что все вроде бы нормально, отыграл-отбарабанил, получил за это деньги и ушел. Это жалкая сторона актерской профессии. И если мне скажут, что я профессиональный режиссер, я обижусь. Вот Пушкину бы сказали, что он профессиональный поэт. Ну конечно, профессиональный, но причем здесь это? Он поэт – это более высокое звание, чем профессионал. Все великие актеры, которых я лично знал, были людьми абсолютно преданными творчеству, они были бесконечно увлечены своим делом, поэтому и нам нравилось то, что они делают. Да, они были высокими профессионалами, но это не главное. Все-таки профессионал – унизительное слово для художника, это значит, что у него таланта нет, но зато он профессионал. А профессионализм – это скорее навыки. Для актера талант, одухотворенность, вдохновение решают все дело. Конечно, можно зайца научить спички зажигать, но только спички, а тут задача посложнее – зажигать сердца людей. А это уже ни с какой профессией не связано.

- Ваш театр непрофессиональный принципиально?

- Да, и это значит, что он создан специально для тех людей, которые талантливы, увлечены искусством, это люди, которые, продолжая заниматься своей профессией, хотели бы заниматься еще и творчеством.

- Евгений Иосифович, а вы не могли бы рассказать об устройстве театра. Я, например, знаю, что у вас есть еще и учебная студия, не все актеры сразу попадают в спектакли?

- Естественно, ведь человек не может с улицы прийти и сразу выйти на сцену. Конечно, нужно сначала получить какое-то представление о театре, понять, зачем человек хочет выйти на сцену – для того, чтобы ему хлопали, аплодировали, для того, чтобы прославиться, чтобы о нем говорили, или для того, чтобы поделиться сокровенными переживаниями со зрителями. Часто случается так, что студенты приходят к нам на спектакли, затем понимают, что хотят исполнять роли, тогда они приходят к нам на трехмесячный курс актерского мастерства, который я веду уже лет сорок (смеется). Потом уже кто-то понимает, что да, это ему нравится и он хочет этим заниматься, а  кто-то понимает, что, в общем, это интересно, но слишком много времени отнимает, кто-то понимает, что это не его. Кстати, никогда нельзя заранее сказать, есть ли у человека актерские способности, никакая комиссия, и это мое глубокое убеждение, не может сказать, кто из тех людей, которые приходят, талантлив, а кто нет. Это познается только в процессе работы. Поэтому кастинги, которые проходят в театральных вузах, абсолютно бессмысленны. Надо набирать всех, а потом отсеивать.

- Но ведь в театральных вузах конкурс порой составляет несколько сотен человек на место. Всех не наберешь…

- Зато испорченных судеб не будет, понимаете.

- А Вы всех берете?

- Мы принимаем всех. Мы можем набрать тридцать пять, пятьдесят человек в группу, потом она, конечно, сокращается. Мы набираем два раза в год, то есть ежегодно около ста человек могут испытать на себе это удовольствие – удовольствие позаниматься актерским мастерством. И потом какая-то часть остается, причем, меньшая часть. Для тех, кто прошел трехмесячное испытание, работа продолжается. Изначально все спектакли мы ставим как учебные. И когда эти спектакли уже как учебные работы состоялись, актеры уже чему-то научились, тогда можно показать спектакль публике. Работа, которую вы сегодня видели, «Сирано», - поэтическая фантазия на тему знаменитой пьесы Эдмона Ростана, этот спектакль мы делали два года. Люди при этом менялись, не  все выдерживали. Разные люди подхватывали роли. Илья Кожухарь, исполняющий сейчас главную роль, подключился год назад, до его прихода эту роль репетировал другой актер.

- Евгений Иосифович, расскажите, как Вам удается раскрыть личность? Ведь известно, что многие из тех, кто прошел школу Вашего театра, становятся в жизни успешными людьми? Вот Максим Галкин, например.

- Я думаю, это само собой происходит. Успешным человек может стать только тогда, когда у него позитивное представление о мире, понимаете? Успешным не может быть человек, который ненавидит окружающую действительность, окружающих людей – ведь они ему платят тем же. И о какой успешности в таком случае может идти речь? Успешность – это когда я люблю этот мир, этих людей, и если кто-то виноват, то это не его вина, а его беда. Такая формула отношений. Понятно, что мир не покрашен розовым цветом, но, тем не менее, розовые очки просто необходимы для того, чтобы быть и художником, и успешным человеком.

- А поэт, художник, по-вашему, успешный человек?

- Конечно, художник -  это успешный человек. Я убежден, что это самая успешная форма существования на Земле. Быть творцом значит оставлять после себя что-то, что нужно другим людям, к чему все время будут возвращаться. Вот Пушкин – успешный человек (смеется), несмотря на трагический конец, Булгаков – очень успешный человек. А вот, скажем, бизнесмены, миллионеры… прочитайте биографию любого из них – они все очень несчастные люди, в финале никто им не благодарен. За исключением некоторых. Вот Форду, наверное, многие благодарны. Он открыл огромное количество рабочих мест, развил индустрию, сделал лучшую машину и так далее. Но, думаю, там не все к деньгам сводилось, а скорее к идее, к любви к машине, к желанию создать что-то такое, чего не было еще на Земле. Это тоже творчество.

- То есть актеры счастливые люди?

- Да. Я уверен в этом. Во всяком случае, в нашем театре. Как в других – я не знаю… (улыбается).

Опубликовано в альманахе "Отечество", лето 2009


Рецензии