Возвращение Кашпировского. Часть 1
Именно это осознавание произвело на общество если не эффект внезапно взорвавшейся «информационной бомбы», то по крайней мере эффект «взорвавшегося рассудка». Ибо как то, что происходило во время телевизионных сеансов гипноза, так и в особенности последующая общественная дискуссия по поводу этих сеансов обнажили то, что доселе было скрыто от внимания публики. А именно, один из скрытых механизмов социального управления – тотальный конформизм, основанный на внушаемости массы людей, инфантильном состоянии нашего тогдашнего общества. Конечно, в теории все это было изучено, но известно лишь узкому кругу специалистов, знакомых с классическими трудами В. Райха и Э. Фромма, к тому же применительно к западному обществу. То, что подобные явления существуют «у нас» в еще большем объеме, и масса людей становится объектом психологического программирования не по принуждению, а добровольно, потому что в этом подспудно нуждается, стало шокирующим открытием для радетелей демократии и выгодной находкой, основой бизнес-планов – для нарождающегося слоя предпринимателей. Кашпировский стал первым «массовым целителем», а затем по проторенной им дорожке, в поисках славы и кассовых сборов, прошли тысячи последователей.
Выходит, что феноменальная популярность телевизионных, а потом очных сеансов А.М. стала симптомом определенного состояния нашего общества, состояния массового сознания. А именно, она, как лакмусовая бумажка, высветила такие психологические черты советского общества, как социальный инфантилизм, конформизм и патернализм, благодаря которым масса населения пребывала в состоянии «взрослых детей», пребывающих в поиске тех, кто заменит им «родителей». Иными словами, возьмет на себя руководство их жизнью, выполняя свои «воспитательные» функции в форме явных или скрытых внушений. Причины этой базовой черты советской ментальности сложны, поскольку в их происхождение, благодаря инерционности массового сознания и его культурно-исторический обусловленности, внесли разные исторические эпохи. Здесь и социально-педагогические плоды тоталитарной власти, и даже психологическое наследие крепостного права: отменить – отменили, а перевоспитать забыли... Не всем же, как гениальному А.П. Чехову, удалось «по капле выжимать из себя раба». Это и откликнулось историческим «эхом» много лет спустя.
Таким образом, можно говорить о социальном «феномене Кашпировского», связанном не только с личностью самого доктора, сколько с реакцией общества на сеансы массового гипноза и их популяризацию в СМИ, и проявившейся в бурном росте публичного интереса к гипнотической практике, преувеличенных ожиданиях аудитории и росте ее внушаемости. Важно, что в наши дни этот феномен переживает второе рождение.
Глядите на экран, не переключайтесь на рекламу
Собственно, основой для подобного утверждения послужило возобновление телевизионных выступлений Кашпировского, на сей раз – на канале НТВ. Понятно, что «гипнотический» проект НТВ, в отличие от советского телевидения 80-х, имеет не идеологическую, а рыночную подоплеку. По-видимости, он точно выверен, и буквально «по-снайперски» нацелен на потребности зрительской аудитории. И дело не только в ностальгии, в желании преданных поклонников Кашпировского вспомнить переживания 20-летней давности и «вернуть молодость». Народ сегодня требует не только зрелищ, он ждет чудотворных телевизионных исцелений – опять же, утверждаю это не по наитию, а на основе обратной связи, получаемой от телезрителей и читателей. Именно такой, утилитарный мотив лежит в основе интереса телезрителей к «целительским» программам: люди хотят не только развлечений, связанных с гипнозом (как в шоу «Гипноз» на ТНТ) или «непознанными» явлениями человеческой психики (как в «Битве экстрасенсов» на том же ТНТ, вступающей аж в восьмой сезон), а именно практического, лечебного результата.
Индикатором настроений зрительской аудитории может служить отношение к проекту Первого канала «Малахов+» – многолетней востребованности этой целительской программы (пишу об этом не понаслышке, а зная ситуацию изнутри, после почти двух десятков эфиров). На широких просторах постсоветского пространства десятки миллионов людей, в основном старшего возраста, регулярно смотрят эту передачу, построенную по принципу самолечения: «Сделай сам!» Среди того, что зрителям предлагается сделать вслед за ведущими и героями программы, основное место занимает фитотерапия – лечебные «травки-муравки», диета, оздоровительная гимнастика и прочие рекомендации по здоровому образу жизни.
Однако, это не исчерпывает интересов аудитории «целительских» телепрограмм.
Масса людей хотят другого – не просто услышать советы по улучшению здоровья, а получить результат «под ключ», так, чтобы все необходимое… сделали за них. Хотят «все и сразу», ищут чуда, в полном соответствии с представлениями поклонников языческих религий – и порой действительно находят его, благодаря механизмам внушения и самовнушения. Такое «чудо» выздоровления оказывается возможным, и с точки зрения науки ничего мистического в нем нет – подобное происходит, когда удается разбудить собственные целительные силы организма благодаря психотерапевтическому воздействию. Особенно наглядно «чудо» мгновенного исцеления проявляется в отношении психосоматических заболеваний, когда у человека возникает инсайт, «озарение» - он видит свою болезнь в истинном свете, и оказывается способен через нее «перешагнуть», избавляясь от многочисленных самовнушенных симптомов. Конечно, описание конкретных механизмов психосоматического оздоровления выходит за рамки данной статьи (читатели могут узнать о них подробнее в моем руководстве «Психосоматика и телесная психотерапия»).
Прийти же к желанному результату, к освобождению от болезни, можно разными путями. Первый путь – рациональный, за счет осознавания глубинных причин, психологических «корней» недуга. Собственно, ранее это предлагал сделать телезрителям «первопроходец» телевизионной рационально-разъяснительной психотерапии, доктор Курпатов. Однако, похоже, что массовая аудитория к такому подходу оказалась не готова, то ли в силу недостатка культуры, то ли вследствие инфантильности ожиданий. «Наш» телезритель, он же – заочный пациент, хочет идти другим путем! Нам подавай «панацею», от всех болезней, причем так, чтобы излечение наступило сразу и навсегда. И главное, чтобы при этом ничего делать-то не требовалось – разве что, включить телевизор. Прозвучит с экрана «волшебное» слово, польется на страждущего поток «лечебной энергии» – и смоет все хвори и напасти, как будто и не бывало. Так, как это было когда-то в детстве, когда разбитая коленка переставала ныть после материнского прикосновения, а прочие детские хвори как будто бы уходили после народных водных процедур, сопровождаемых наговорами в духе: «Как с гуся вода, так и с дитятки – худоба». Вот на чем основываются «оздоровительные» ожидания сегодняшней телевизионной аудитории. Во-первых, на психологическом «возврате в детство», регрессии. Ибо вспоминая о своем детстве/ юности/ молодости, проживая заново соответствующее телесное состояние, человек на время отвлекается от сегодняшних «приобретенных» болезней – ведь раньше, в те далекие годы, этих недугов еще не было… А во-вторых, ожидания телевизионного исцеления связаны с оживлением у многих зрителей «магического мышления», с иррациональными механизмами веры и мечты. По сути, взрослые люди пытаются вернуть детскую веру в сказку – чтобы на сей раз «сказку сделать былью» уже по-взрослому, в надежде получить от нее практический результат.
Конечно, применительно к отдельно взятому человеку описанное представляет собой всего лишь психологические «детские игры для взрослых», возникающие по большей части спонтанно, неосознанно. Когда же мы представляем ситуацию на уровне коллективном, то в силу массовости упомянутых настроений они выступают как социально значимое явление, описанное как иррационализация массового сознания и связанное с отсутствием у многих людей ясных жизненных ориентиров, рождающим неуверенность в будущем и стремление к поиску «защитника», к сильному плечу которого можно «прислониться», чтобы оградить себя от жизненных трудностей. Впрочем, подробный рассказ об этом – предмет последующей публикации.
Свидетельство о публикации №209091800139