Зомбирование искусством

Итак, продолжу тему влияния на наше общество массового внушения, или «зомбирования» - которое, увы, в последнее время приобрело весьма широкое распространение. Когда в сознание людей в массовом порядке происходит внедрение информации, которую они усваивают некритично – в дальнейшем самих этих людей разным способом «используют». Причем внушение сегодня происходит не напрямую, а замаскированным способом – благодаря «вирусному» информационному «заражению». По сути, это «зомбирование» происходит хотя и без ведома его «объектов», но внешне чуть ли не добровольно, путем массового самовнушения. Благодаря информационным технологиям люди в массовом порядке внушают нечто самим себе и окружающим – потому, что сами этого хотят, и считают происходящее весьма ценным/ полезным/ интересным.
Наряду с «зомбированием» в социальных сетях, таким же образом может происходить «зомбирование» искусством. Конечно, искусство имеется в виду не высокое, а приземленное – массовое, в «потребительском формате»: современная эстрадная музыка («попса»), примитивная вульгарная кинопродукция, подростково-эротизированные комиксы и анимэ, «бульварное» чтиво.
И в продолжение темы о «звуковом зомбировании», рассмотрим оное на примере «попсовой» музыки. Об актуальности темы мне напомнил leoramschtain, который пишет про "нейро-музыкальное программирование" (по аналогии с НЛП). И это по сути верно: ведь при воздействии музыки добавляется еще один механизм программирования психики человека – непосредственное воздействие на мозг набора определенных ритмов. Вследствие фундаментальных законов работы мозга, эти ритмы усваиваются, связываются с определенным  психическим состоянием -  и при повторном прослушивании могут подобное состояние вызывать.
И в отличие от произведений истинного искусства, воздействие которых «очищает душу», пробуждает сложные образы и возвышенные чувства, помогая задуматься о важном, произведения потребительского, массового псевдоискусства не помогают думать – а помогают НЕ думать. Они создают упрощенное псевдомедитативное состояние «безмыслия», давая человеку возможность на время «отключиться» от реальности (отгородиться от мыслей – так же, как с помощью алкоголя или наркотиков) и «разжигая» примитивные эмоции. (Понятно, что подобное «прощение» действительности в дальнейшем не упрощает, а усложняет человеку жизнь.) В этом качестве, кстати, музыкальное и т.п. «зомбирование» может использоваться и для идеологических манипуляций, помогая отвлекать людей от актуальных социальных проблем и забивая им головы через примитивные песенные тексты некими рифмованными девизами, «инструкциями для жизни» - по сути, формулами внушения для управления массовым сознанием и поведением.
Во время психологического тренинга я провел небольшой эксперимент по сравнению стойкости запоминания эмоциональных состояний, связанных с эстрадной музыкой, которую люди прослушивали много лет назад, и силы эмоционального воздействия последней – так сказать, «рейтинг музыкального зомбирования». Во время состояния релаксации, вспоминая события 20-летней давности, участники тренинга прослушивали музыкальное «ассорти», составленное из фрагментов нескольких десятков шлягеров конца 80-х, а впоследствии описывали свои ассоциации, возникшие эмоции. По моим ожиданиям, наибольший отклик должны были вызвать кумиры тех лет - Пугачева и Цой. Но… ничего подобного. Для большинства участников наиболее ярко отпечатавшимся в памяти и вызвавшим наибольший эмоциональный отклик музыкальным «импринтом» стали «жалИстливые» песни «Ласкового мая». На втором месте – зажигательно-танцевальная молодежно-дискотечная «Ламбада».
Как, почему подобная «музыкальная халтура» оказывает прямое воздействие на людей десятки лет спустя – когда, казалось бы, должна быть давно забытой? Я обсудил парадоксальные результаты с композитором  oleg_emirov - он считает, что все дело в эффекте массовости. Чем примитивнее шлягер – тем шире его аудитория в период «взлета», на пике  популярности. Я же все-таки думаю, что секрет успешности музыкального «зомбирования» - именно в примитивизме, в усвоении мозгом простых ритмов, заменяющих движение мысли простыми ритмичными телодвижениями.

А как Вы считаете?

Обсудить в блоге http://re3.livejournal.com/232427.html


Рецензии