Некоторые проблемы истории... Март 1998 г

                Ф. Эльдемуров

     Некоторые проблемы истории создания славянской письменности
     ===========================================================
    
     Несколько лет назад, на IX-х Зигелевских чтениях, я имел честь

сделать доклад, посвященный эзотерике русского письма. Речь в нем шла

о том, что буквы современного русского алфавита, c весьма неожиданной

точностью, копируют собой изображения на картах Старших Арканов Таро.

Человеческие фигуры или предметы, изображенные на картах Таро, своими

позами, формой или расположением, по существу иероглифически идентичны

соответствующим буквам кириллицы. В тех рисунках карт, где упомянутое

иероглифическое сходство по форме отсутствует, всегда есть определенное

сходство в символике. Причем, это неожиданное и пока до конца не

объяснимое копирование идет строго в порядке следования как русских

букв, так и Арканов, не меняя его ни в той, ни в другой из этих двух

знаковых систем.
    
     Иными словами, строение широко известной в мире предсказательной

и магической системы Старших Арканов Таро, по всем ее отправным точкам

оказывается практически полностью идентичным таковому системы русского

письма.

     Получается, что мы с вами пишем и читаем ни чем иным, как картами

Старших Арканов Таро. Одним из наиболее вероятных объяснений этому

следует, очевидно, считать версию, что изначально таинственные Старшие

Арканы представляли собой не что иное, как пособие для обучения

славянской грамоте, то есть - своеобразную азбуку в картинках.


     Более того. Из практической работы с картами Таро, на которых

вместо обычных фигур и предметов были изображены русские буквы,

выясняется, что в предсказательной практике они "работают" ничуть не

хуже, а временами и гораздо лучше, чем канонические Арканы.

     Мне неоднократно задают вполне законный вопрос:

     Что же, по-вашему, выходит, что Кирилл и Мефодий изобрели...

игральные и гадательные карты?

     В качестве ответа на него, вспомним, как игроки, так и

гадалки обычно используют в своей практике не Старшие Арканы, а

другую часть Таро, а именно - Арканы Младшие. Всем известные, наши

обычные карты и есть эти самые Младшие Арканы.

     Но не могло ли сложиться так, что и наши обычные карты когда-то

служили совсем иной цели, а именно - цели обучения? "Обучать играя" -

этот древний принцип широко применялся в средневековье.

     Вернемся ко временам Кирилла и Мефодия.

     Докириллическое славянское письмо, как это можно считать уже

доказанным, имело в своем составе,

     во-первых, неустроенный набор греческих и латинских лигатур.

Людям надо было как-то общаться друг с другом письменно.

Это еще отнюдь не было оформившейся окончательно системой письма,

но, как считается, именно на основе этого набора знаков, Константин

Философ (он же Кирилл) сумел создать первую русскую азбуку. Этот набор

символов использовался конкретно для письма.

     Во-вторых, у славян, имелась еще одна своеобразная знаковая

система в виде "чертов и резов". Однако использовались "черты и резы"

не для письма, как это иногда ошибочно понимают, а для гадания и

счета.

     Один из древнейших биографов Кирилла и Мефодия, болгарин

Черноризец Храбр указывает на бытовавшие у славян "черты и резы",

как на систему знаков, которыми славяне "чьтеху и гатааху". Прошу

обратить внимание на эти, последние слова Храбра, которые подчас

трактуются неверно. Разумеется, слово "гатааху" означало в древности

"гадали". Однако, слово "чьтеху" вовсе не означало "читали". Дело в

том, что слово "читать" в то время  означало "с ч и т а т ь".

     Прошу вас отметить, что если обучение письму и могло бы обойтись

без обучения тайным дисциплинам (хотя, во все века грамота и считалась

делом магическим), то оно никогда не обходилось без параллельного

обучения  с ч е т у .

     Что должны были обязательно учитывать люди, которые считают,

в частности - деньги?

     Четыре непременных финансовых реальности.

     Во-первых, это прямые денежные расходы.

     Во-вторых, это расходы попутные, (утряски, усушки, транспорт и

прочие хлопоты).

     В-третьих - доходы.

     В-четвертых - расходы на личные нужды.

     Давайте вспомним, какая из систем счета могла быть присуща

временам Кирилла и Мефодия. Учтите, что тогда в Европе были не

известны ни арабские цифры, ни те приемы счисления, которые были

открыты несколько веков спустя. Это был только всего-навсего IX век.

     Во времена Кирилла самой совершенной системой счета все еще

оставалась римская.

     Римляне, считая, применяли ровно 14 основных номинаций:

     I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X;

     а также:

     L, C, D и М.

     Первые десять служили для обозначения чисел от 1 до 10,

вторые 4 - чисел больших разрядов.

     В каждой из четырех мастей Младших Арканов мы имеем:

10 цифровых Арканов от 1 до 10, а также, в классическом Таро,

четыре так называемых придворных карты (напомню, что здесь к

известному всем набору: валет+дама+король прибавляется валет-кавалер

или всадник).

     Как теперь становится ясным, они должны соответствовать:

     L - валету-Лакею (или Пажу),

     С - валету-Кавалеру (по-латыни пишется через С),

     D - Даме,

     М - Монарху (Королю, Фараону).

     Масть Мечей (пик) могла служить для символического обозначения

прямых денежных расходов. Посохи (трефы) - расходы попутные. Монеты,

динарии или  ц е х и н ы  (бубны)  - доходы. Чаши (черви) - личные

нужды.

     Таким образом, система Младших Арканов (или, еще раз напомню

- обычных наших карт) изначально должна была представлять собой

своеобразную обучающую игру, что-то вроде популярной сейчас "игры

в бизнес".

     Просто и остроумно задуманная обучающая знаковая система, вне

всяких сомнений, могла вполне традиционно перерасти рамки чистого

обучения и постепенно превратиться в игровую и гадательную. Тем более,

что и времени для этого превращения было предостаточно - не менее 200

лет, а то и более.

     Другое дело - что из этой игры со временем сделали люди. Впрочем,

если в наше время находятся охотники гадать на косточках домино или

играть на деньги в шахматы, то сие неудивительно.

     Теперь я хотел бы обратить ваше внимание еще на некоторые аспекты

истории, которые, хотя бы и косвенно, свидетельствуют о том, что

гениальная игра Таро могла иметь общие корни возникновения со

славянской системой письма.

     Кирилл и Мефодий достаточно долгое время провели в Венеции.

     Венеция - город, основанный венедами, племенами праслявян.

У этого города имелись многочисленные и проверенные временем

связи с Русью. Цехины (вспомним - масть цехинов или бубен) - монеты

именно Венецианской Республики. В Венеции же были найдены одни из

самых ранних вариантов карт Таро. Там же в средние века было популярно

обучение грамоте с использованием азбуки в картинках. Если учесть, что

в Европе, как и на Руси, искони пользовались особой популярностью 

б у к в и ц ы - то есть, буквы, исполненные в виде людей, животных,

предметов... - то я, честно говоря, уже не вижу причины, почему со

временем система обучения письму не могла превратиться в систему

Арканов Таро.

     Впрочем, не исключен, конечно, и такой поворот событий, что

превратить обучающую грамоте и счету знаковую систему в ситему

чисто игровую и гадательную могли, и, скорее всего, должны были не

сами Кирилл и Мефодий - люди духовного звания, сколько кто-нибудь из

их учеников или последователей, которых было достаточно много и в

Моравии, и в Болгарии, и в Венгрии, и везде, где им случалось

бывать.

     Путешествия Кирилла и Мефодия по землям западных славян

удивительно точно совпадают по времени с первым прохождением,

именно по этим землям  ц ы г а н . В Европе цыган первое время

называли "богемцами", потому что пришли они через территорию

средневековой Богемии или Моравии, то есть современной Чехии. Сами же

карты Таро также долгое время называли "богемским Таро". Если мы

вспомним, что в своих странствиях Константин с учениками организовали

не одну школу, то почему бы не предположить, что иные из учебных

принадлежностей, а именно - дощечки или карточки с рисунками букв и

изображениями чисел  могли оказаться в руках тех, кто из всего

материала воспринимал лишь идею гадания?

     Далее, мы не должны упускать из виду еще один, достаточно

важный аспект этой проблемы. Когда составляется новая, серьезная

система письма, то она никогда не может быть составлена кое-как,

как Бог на душу положит. Это - дело глубоко сакральное, ни в коем

случае не могущее быть доверенное простому случаю.

     Константин Философ - личность в истории весьма загадочная. Его

учителем был великий патриарх Византии Фотий, не стеснявшийся занятий

астрологией и магией. Какие сокровища хранила Константинопольская

библиотека, (а Константин Философ был, напомню, библиотекарем самого

патриарха), мы уже не узнаем. Но в ней, вне всякого сомнения, хранились

книги, написанные коптскими и готскими письменами, письменами Востока,

рукописи на санскрите, писанные египетскими иероглифами и т.д. Степень

учености Константина могли бы позавидовать многие из современных

исследователей, это был человек, знавший столько языков и наречий, сколько

пальцев на обеих руках.

     Не могли ли образованные люди того времени уже в то время

вплотную подойти к изучению той науки, что мы сейчас называем

наукой об архетипах? Тем более, что анналы бывшей Римской Империи

должны были содержать в себе неисчислимую массу сведений по

философии, символике, мифологии, истории и языкознанию, не говоря уже

о запредельных дисциплинах.

     Хочу напомнить, что согласно теории архетипов, (которая

подразумевает, что все мировые процессы в своем развитии опираются

на некие строго определенные, общие отправные или опорные точки),

все наборы символов или знаков, (поскольку их строит отражающая все

эти особенности психика человека), в своей основе, должны исходить

из одних и тех же предпосылок. Стремясь к некоему идеалу в своем

построении, системы знаков и символов и приобретают определенное

сходство друг с другом.

     К таким системам могут быть отнесены например: цифры (и

числа), астрологические обозначения, некоторые средневековые системы

знаков и некоторые древние письменные системы. Практика их сравнения

в поисках взаимных соответствий составляет важную часть

многих тайных учений.

     Именно к таким, построенным по архетипам системам относятся

и Арканы Таро и, как это становится понятным, русский алфавит. 

     Мы еще чрезвычайно мало знаем о том, какие истоки лежат в

основе системы знаков, которой привычно пользуемся в повседневности.          

В частности, о деятельности Кирилла и Мефодия мы судим, большей частью

всего из трех крайне неполных, более-менее заслуживающих доверия

источников. Не переведено и не расшифровано огромное количество

рукописей, которые могли бы пролить больше света на события того

времени. Еще большее количество их уничтожено, пропадает, заключено в

закрытых для посетителей хранилищах.

     Быть может, теперь, на пороге XXI века, нам хотя бы косвенным

путем удастся приоткрыть и эту загадочную страницу нашей истории?

     Уже сейчас многие из полученных данных свидетельствуют: применяя

архетипические ключи мы имеем возможность совершенно по-новому

осмыслить науку о том, что привыкли походя называть информацией.

Одним из самых совершенных наборов этих ключей на глазах предстает

наша родная славянская письменность. Мы сможем не взрывать ядерных

зарядов или раскапывать пирамиду Хеопса. Мы получим интересующие нас

данные просто изучая человеческую речь в ее строении и формировании.

     Очевидно, что если сейчас нам дается право заглянуть и в эту,

сокровеннейшую кладезь знаний, то мы и в самом деле заслужили прощения

у Господа. Быть может, это знак того, что именно сейчас от нас ждут

понимания, помощи и поддержки?  Покажет время.


Рецензии