СКИФиЯ

Блик ятагана лег мне шрамом на лицо…
Но я мечом достал врага до  сердца…
Я бил стрелою сквозь кольцо
кольчуг врагов и пришлых иноверцев…

Я отвечал войной  врагам не раз,
оставив  в их стране пустыню,
чтоб вырвать неба вражеский топаз,
не глядя враг когда остынет…

Кричали в ужасе враги,
сбежав в  ночную степь, как дети…
А мне ласкали душу ковыли,
когда я шёл домой к Данапрису сквозь степи…

Блестя мечами и щитом
я брал Ниневию Ассура…
Разбил я Персию потом,
Ершалаиму стал безжалостным авгуром…

Я пил вино  любовных ласк
из тел наложниц, как из глины…
Как воин умер я в прекрасный час,
взлетая вещим погребальным дымом…

Как много масок золотых сейчас
в краю моем любимом стынет!

Колышут ветры в небе ковыли…
Дуб полон силы в царской роще…
Курлычат, возвращаясь, журавли…
И ветер время по степи полощет…

На счастье золотая пектораль
висит над млечностью туманов…
И если есть в миру Грааль,
то только тут, среди курганов!

Звезды полярной царский страз
глядит с курганов неба дивных;
где оберег - мой древний глас;
где рожь колышется под синим;
где небо чище, чем алмаз;
где никогда Ярило не остынет;
где вам строкою говорю сейчас:

- Мы снова будем на вершине!


.
.
ИЗ ИСТОРИИ СКИФОВ

* Скифы и родственные им народы, по данным исторической науки, владели большей частью украинской земли около 1500 лет, начиная с I тысячелетия до н.э. Власть скифских царей к IV веку до н.э. распространялась на земли от Северного Причерноморья и Придунавья до прикаспийских степей. Некоторые ученые современности считают, что союзы скифских племен контролировали всю Великую евразийскую степь, которая простирается от Украины до Дальнего Востока. Скифы упоминаются уже в первой половине VII в. до н. э. в ассирийских клинописных текстах, как народ проникший из Причерноморья через Западное Закавказье на территорию Передней Азии.
Скифы, или, как они сами себя именовали, сколоты, оставили в славянском языке слова «шаровары» (так скифы называли свои брюки), «собака» и «Днепр». Скифы впервые в истории человечества одомашнили коня, создали колесо и повозку, в которой они жили, ставя их круговым лагерем в степи, усовершенствовали верховую езду в такой степени, что она позволила им создать конное войско. Скифы создали караванную торговлю, которая еще до рождества Христова связала Грецию, Китай и Индию многочисленными путями. Торговля позволила вождям сосредоточить в своих руках несметные богатства, на которые нередко посягали соседние империи, — греки, римляне, персы и китайцы.

Общественный строй ранних скифов иногда называют военной демократией - это переход от родо-племенного общества к государству и сословному разделению. Демократия сохраняется в виде народного собрания, а война становится главным источником богатства, которое позволяет выделившейся знати закрепить свое господство.
Предкавказскую степь скифы разделили с савроматами - своими родственниками и восточными соседями. Начиная завоевание новых территорий, скифы столкнулись с другим объединением иранских кочевников - киммерийцами. Проиграв скифам войну, киммерийцы уступили им причерноморские земли и отправились походом на юг - в Закавказье и Переднюю Азию. Следом за ними в 70-е гг. VII в. до н.э. в богатые страны Азии ворвались скифы. Разгромив Урарту, Ассирию, Мидию, они дошли до Сирии и Египта. «Скифское царство», созданное в Закавказье, служило базой для войн и набегов. Первым царем, который возглавил скифов в переднеазиатских походах, был Ишпака. Следующий грозный царь скифов - Партатуа. Его сын и наследник Мадий совершил последний грандиозный поход, завершившийся двадцативосьмилетним господством скифов в Азии.

Вопрос о географии Скифии сложный. Различают две ее большие части: восточную, степную, между Доном и Днепром, включая северный степной Крым, занятую кочевниками, и западную, заселенную земледельческим населением, в основном до Приднестровья и частично - до Буга. Западная граница расселения скифов постоянно менялась. Влияние скифской культуры распространялось в период IV—III вв. до н. э. далеко на запад, в Карпато-Дунайскую область и фракийский мир, и на север. Более стабильной была восточная граница расселения скифов. По сведениям Геродота, она проходила по Дону, разделявшему скифов с савроматами.

К востоку от скифов находилась территория савроматов. Она была обширна, границы ее изменялись со временем, особенно на западе, где савроматы очень рано начали проникать в земли, занятые скифами, но в общих чертах эти границы выглядели следующим образом: Нижнее и частично Среднее Поволжье, Заволжские и Южноуральские степи, Северо-Западный Казахстан. В конце IV в. до н. э. савроматы освоили территорию степей до Северного Кавказа и Дона. Скифы разделялись на несколько крупных племён. По сообщению Геродота, господствующими были Скифы царские, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали Скифы -кочевники. Между Ингулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили Скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга, близ г. Ольвия обитали каллипиды, или эллино-Скифы, севернее их — алазоны, а ещё севернее — Скифы–пахари или Ории. Границы расселения отдельных племён Скифии (особенно Скифов-ориев) неясны. Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у скифов союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства рабовладельческого типа во главе с царём. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению С. способствовала их война с персидским царём Дарием 1 в 512 до н. э. (о войне с Дарием вы можете прочесть в моем рассказе "Сон в руку": http://proza.ru/2008/07/06/331)На рубеже 5—4 вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. К 40-м гг. 4 в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.

Сильная военная мощь скифов могла образоваться лишь на крепкой социально-экономической базе их царств. Такая база у них была. Более 2,5 тыс. лет тому назад в скифских землях был более теплый климат, скифы имели развитое земледелие, животноводство, рыболовство, производство тканей, сукновальных и кожаных товаров, изделий из металлов, керамики, дерева, военного снаряжения и изделий из золота.

Продукция скифов по своему уровню и качеству ни чем не уступала греческой. Скифы полностью обеспечивали себя всем необходимым. Они вели подземную добычу золота, серебра, меди, железа и других полезных ископаемых. Основная добыча золота велась в местах выхода плутоновых потоков, которые охранялись загадочными грифонами. Производство литья у скифов было на высоком уровне. Геродот сообщает, что при царе Арианте в VII в. до н.э. скифы отлили медный котел емкостью 600 амфор и толщиной стенки в 6 пальцев. Отливался он южнее Новгород-Северского на Десне, а спрятан при нашествии Дария к востоку от Десны. Медная руда добывалась там же. Спрятаны где-то в Румынии и скифские золотые реликвии: обоюдоострая секира, чаша и плуг с ярмом.
В Скифии были развиты торговля, сухопутные и водные торговые пути по сибирским и европейским рекам, Северному, Каспийскому и Черному морям. Кроме колесных повозок и боевых колесниц со времен Прометея скифы строили льнокрылые морские и речные корабли на верфях Енисея, Оби, Волги, у устья Печоры и т.д. Значительно позднее из этих мест Чингисхан брал мастеров для строительства своего флота (для завоевания Японии). Скифы иногда прокладывали подземные ходы под крупными реками, используя технологию горнорудного производства. Тоннели под реками прокладывались в Египте и других странах. О подземных ходах под Днепром сообщалось неоднократно в печати.

Через земли Скифии пролегали оживленные торговые пути из Китая, Индии, Персии в северные районы и Европу по Енисею, Оби, Волге, Днепру, Северным морям, которые функционировали вплоть до XVII века н.э. На их берегах тогда были города с храмами и шумными базарами. Сейчас помним только последнюю Мангазею (XV-XVII вв.), где весной цвели сады, шумели базары, кипела жизнь. Предания сообщают, что около 200 км к югу от Кустаная находился у скифов-ариев великолепный город – подлинный Аркаим – на пересечении торговых и миграционных путей народов. В тех местах от города остались многочисленные памятники и свидетельства, покрытые культурным слоем земли.

В этих местах около 3 тыс. лет тому назад родился и вырос пророк Заратуштра. Получив хорошее образование от скифских жрецов и войдя в отчуждение со всем, что его окружало, он переселился в Персию, где разработал новое направление в религии – Зороастризм. Заратустра первый вероучитель-пророк Ближнего Востока (если не считать Моисея), практически современник Будды, Лао-Цзы и Конфуция, предшественник Христа, жил и проповедовал в YII – YI веке до н.э. Монотеистическое учение зороастризма оказало большое влияние на формирование трех самых крупных монотеистических религий: иудаизма, христианства и ислама. Например, в учении зороастризма: первый человек Йима был изгнан из Рая за грех, день рожд. мессии-спасителя Митры отмечался 25 декабря, было причащение хлебом и вином, олицетворявшим кровь и тело Митры…. Однако, как  часто бывает с пророками и мессиями, он тоже не прижился в Персии и был убит. Но Заратуштра внес свой вклад в разрушение единого мировоззрения, уводя людей в мир ограниченных знаний и взглядов.

А теперь ниже о  невероятном и мистическом.

Геродот Гераклийский сообщает, что легендарный Прометей – это реальная историческая личность, он был скифским царем (около 3,6 тыс. лет тому назад). Древнегреческие источники сообщают, что при Прометее приручили быков к пахоте и другим тяжелым работам, а лошадей запрягли в колесные повозки и боевые колесницы. Для того чтобы получить некоторое представление об уровне развития скифов необходимо вспомнить то, что написано о деяниях Прометея и Зевса, осуществлявших вместе внедрение различных новшеств в жизни людей. В древних источниках говорится, что Прометей дал людям искусство нового письма и счета (очередная реформа письма для забвения прошлого Золотого века, при котором правил Крон – отец Зевса). Письменность была и ранее, в легендарной Атлантиде, Египте, на Востоке, задолго до рождения Прометея и Зевса. Сведения об этом имеются в Тибете, Гималаях, Египте. Известно, что скифы вели переписку с персидскими царями Киром II и Дарием, с Александром Македонским. Скифия с древнейших времен обладала письменностью и большими Знаниями. Не зря территория Скифии  привлекла к себе внимание своей сакральностью многих выдающихся людей мира. Большое впечатление на греков производили приезды скифских жрецов, философов и других образованных людей. Так, например, скифский жрец Абарис делал достоверные предсказания о землетрясениях, успокаивал бурные ветры, усмирял речные и морские волнения. На привезенной стреле Аполлона Гиперборейского, он переправлялся через реки, непроходимые места, перелетая над ними по воздуху. Во время путешествий он совершал очищения и изгонял моровые болезни. Скифы имели систему образования и воспитания. Другой знаменитый скифский жрец Мерлин в Англии удивлял людей способностью творить чудеса. Он принял участие в строительстве культовых сооружений в Стоунхендже, легко перемещая и устанавливая громадные камни-менгиры, с которыми не могли справиться сотни людей. Он говорил, что на его родине в Скифии жрецы творят значительно большие чудеса. Мерлин родился в III в. до н.э. севернее Днепровских порогов, которые являются руинами каких-то циклопических сооружений.

Арабские путешественники свидетельствуют о том, что задолго до крещения Киева, они видели у скифов Библию на славянском языке. В известном «Житие» Кирилла говорится, что до крещения Киева, Константин (Кирилл) приобрел в Херсонесе книги «Евангелие» и «Псалтырь», написанные праславянскими (русскими) письменами. Так что сирийцы (!)Кирилл и Мефодий были только реформаторами славянского и русского письма, как и Прометей в древности. Легендарный Прометей (скифский царь) дал также людям огонь, с освоением которого они научились многим искусствам. Но это был особый огонь. И до Прометея люди знали огонь костров, пожарищ, плавки металлов и т.д. в период существования древних цивилизаций подобных Атлантиде и после их угасания. Обычно огонь не был опасен ни для людей, ни для Богов и не из-за него пострадал Прометей. (Кстати. не этот ли божественный огонь снисходит в Иерусалие на Пасху? По свидетельствам моих друзей и других очевидцев, этот огонь первое время не обжигает).

Есть сведения, что Ахилл был скиф. А Геродот не значит Слепой, а Гнур - на скифском - Знатный и был родом из-под Николаева (Газета «СЕГОДНЯ» 13.09.03
Аристопсен Тарентский (около 518 г. до н.э.) считал, что под огнем, который дал Прометей, надо понимать невидимый огонь, подобный душе. Другие сравнивали огонь с нимбом над человеком. В индийских Ведах также говорится об особых свойствах этого огня, который находится внутри тростника, дерева и т.п. Расширяет понятие об огне также слово «пирамида», дословный перевод которого означает «огонь, который внутри». Пирамиды являются инженерно-культовыми сооружениями. Исследования последнего столетия показали, что внутри пирамид действительно существует особый и пока неразгаданный энергетический поток (огонь). Он также присутствует внутри храмов всех религий, в деревьях и т.д. Например, православные храмы – это пирамиды, приподнятые на стенах над землей. Прометеев огонь – это особое образование «холодного» энергопотока, знания о котором находились в руках служителей культа и применялись гиперборейскими жрецами при строительстве храма Аполлона в Дельфах, где «огонь» использовался для пророчества. Этот таинственный «огонь» проявляется во многих сооружениях (курганы, менгиры, дольмены , кромлехи...) и различных культовых устройствах и приборах. В проводимых ритуалах и празднествах скифы использовали и обычный огонь костров.

О стреле Аполлона уже упоминалось выше, но греческие источники указывают, что Прометей и Аполлон летали на колеснице Зевса из Афин в район Рипейских гор (Урал), Гиперборею и Гималайские горы. Верховные жрецы сибирских скифов тоже имели летающую повозку (то, что по воздуху везет). В этом нет ничего удивительного. В древнеиндийских письменных источниках имеются описания и схемы нескольких вариантов летательных аппаратов, а у китайского императора Хуан Ди (II век до н.э.) была реальная летающая тренога (дискообразный аппарат диаметром 6 м, на 3-х опорах) и самодвижущийся наземный транспорт. Хуан Ди знал о могуществе северных царств и с почтением отзывался о них, помня при этом, что агрессия против них заканчивалась поражением. Не исключено, что древние летательные аппараты могли сохраниться до наших дней в подземных хранилищах, о чем имеются упоминания в Восточных преданиях.

Иезекииль (XXXVIII, 2…) сообщает, что слово Магог означает северную страну, также как Рош (Рос), Мешех и Фувал. Народы Магог и Гог имели свое космическое мировоззрение, что вызывало раздражение у христианских пророков. Ученый Гезений считает, что под словами Магог и Гог разумеется тот же самый северный народ, который древние греки называли скифами.

Скифам были ведомы тайны составления целительных мазей, питья и другие загадки врачевания, знания которых приумножались из поколения к поколению. Велик вклад в медицину Прометея и его сына Асклепия, являвшихся скифами.

Более подробно о тайнах Скифии вы можете прочесть тут: http://tzone.kulichki.com/anomal/civil/rus/skifia.html

А теперь вернемся к реально известному.

Скифы создали уникальные по мастерству украшения из золота и серебра, передавая через них сведения о себе. У них была настоящая страсть к красивым вещам. Они получали удовольствие, украшая себя, своих коней и предметы быта. Их любовь к ювелирным изделиям проявилась во всем. Самые великолепные из них были, естественно, найдены в царских могилах, в которых покойники неизменно украшались золотыми диадемами, головными уборами, поясами, серьгами, кольцами, кручеными ожерельями и браслетами, подвесками, амулетами, бусинами, пуговицами, пряжками и медальонами. Мужчины носили одну серьгу, а женщины — две. Кольца на пальцах носили и те и другие; часто на каждом пальце обеих рук обнаруживают по нескольку колец. Очень популярны были разнообразные амулеты: клыки животных, обладающих магической силой, камни необычного цвета, ассирийские цилиндрические печати.

Жизнь скифского царя была бесконечным спектаклем, в котором традиция заставляла его играть роль божества. Таким же спектаклем были его смерть и похороны. Смерть царя приравнивалась к гибели Вселенной», — писал знаменитый украинский историк и археолог Борис Мозолевский. Скифы чтили своих богов: Тагимасада, Гойтосира, Аргимпаса, а также своих предков, места захоронений своих царей, героев. Над усыпальницами царей и героев скифы возводили пирамиды, курганы, скульптурные изваяния и другие сооружения. Скифы устраивали погребения с тем расчетом, чтобы умерший не знал ни в чем недостатка. Курган — это не просто холм, а сложное сооружение, в котором запечатлены представления скифов о трех мирах — подземном, земном и небесном. Сама насыпь — это земной мир, а каменная баба на вершине — символ вечности. Усыпальница со множеством даров и трупами жертвенных животных, а иногда и людей, пожелавших уйти из мира вместе с царем, — потусторонний мир. Некоторые курганы хранили до 20 кг золотых изделий, в основном это бляшки в виде животных, нашитые на царские одежды. Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты, обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греч. мастеров.

Греки славян обозначали термином «скифы». Название «славяне» долгое время употреблялось только исключительно среди славян же. "Говорящие словами" так они называли  говорящих на понятном языке, а тех, кто не говорил - немцами, т.е. немыми. Упоминания о скифах и их подвигах встречаются у древних писателей еще за 1000 лет до Рождества Христова. От скифов откупались Ассирия и Иерусалим, а персидский царь Кир, покоривший всю Малую Азию, был убит в бою со скифами. Скифские воины, обладая знаниями и опытом предков, проходили особую психофизическую подготовку, которая позволяла им, используя «внутренний огонь», не чувствовать усталости в течение многих часов непрерывного боя. Подобную школу подготовки прошел и Александр Македонский. Была у скифов отработанная система воздействия на психику воинов противника.

Славнейшим героем со стороны греков во время осады Трои был царь Ахиллес. Песнопевец Гомер приписывает ему чудесное происхождение от брака храброго греческого царя Пелея с русалкой.   Позднейший греческий летописец Арриан утвердительно говорит, что Ахиллес был чистокровным скифом, родившимся на берегах нынешнего Азовского моря; он был изгнан со своей родины за необузданность нрава и гордость и поселился в Греции, где скоро прославился замечательной храбростью. Признаками скифского происхождения Ахиллеса, по словам Арриана, были – его русые волосы, голубые глаза и необычайная ярость в бою, а также и скифский покрой его одежды с застежкой. Таким образом, уже во время осады Трои величайший из Греческих героев был скиф. И вот что интересно, отец истории Геродот выяснил, что Гомер – скифское имя Гнур, означащий «знаменитый», хотя по-древнегречески звучащее, как слепец. Вот и думайте сами, кто был Гомер… Об этом есть интереснейшая работа опубликованная в украинской газете «Сегодня» от 13.09.03 николаевского инженера и изобретателя Анатолия Золотухина. Для открытия нужно было всего лишь... - поверить Гомеру. Нашел же Шлиман Трою там, где ее никто не искал, всего лишь заново перечитав «Илиаду»! Анатолий Золотухин сначала поверил академику Бэру, который в середине прошлого века утверждал: Одиссей плавал не в Средиземном море, а в Черном, бухта Листригона — это балаклавская, возле Севастополя. Бэр призывал всех поехать и убедиться. Увы, никто не отозвался, кроме…

— Есть выражение Энштейна:   «Наука - есть бегство   от   очевидного». Очень точно сказано. Говорю это, как ученый-физик, автор более двух десятков изобретений. Самые высокие авторитеты давали мне ни положительные, ни отрицательные заключения, а так —«полоцательные», мол, все правильно, только ты не прав. Трудно, конечно поверить, что наполненные мифами произведения  основываются на четких фактах. Так, ученые не верят, что Одиссей — не кто иной, как сам Гомер, и слепым никогда не был. Еще отец истории Геродот  выяснил, что Гомер - скифское имя Гнур, означающее «знаменитый», хотя по-древнегречески звучащее, как слепец Им непонятно, откуда точность дат происходящих событий и, тем более — рождения и смерти поэта. Я исследовал это 23 года и выяснил где Гомер родился и погребен на острове Березань— для меня уже давно не гипотеза, а доказанный факт. И я берусь это доказать любому.

Но вернемся к скифам.
Особенно прославились скифы своим далеким походом, предпринятым ими с огромным количеством всадников около 630-го года до Рождества Христова, от берегов Днепра и Дона через Кавказские горы, Армению, Персию и Малую Азию вплоть до далекого Египта.

Поход этот продолжался 28 лет и доставил громкую известность его участникам. При своем движении скифы, гарцуя на легких конях и предавая все огню и мечу, наводили такой ужас на встречающиеся на пути народы, что многие из них, не вступая в бой, спешили откупаться богатыми дарами от грозных завоевателей. На своем победоносном пути скифы подчинили себе Мидийского царя Киаксара и заставили его платить себе дань; затем они направились к Ассирии, и ассирийскому царю пришлось откупиться от них бесчисленными сокровищами своих дворцов. От Ассирии скифы повернули к западу, к богатым городам Финикии, проникли по морскому берегу в область Филистимскую и направили по ней свое шествие на Египет. Видя это, египетский царь Псамметих вышел им навстречу с богатейшими дарами и упросил их удалиться назад. Тогда скифы повернули опять на север и вторглись в Иудею, где предавали все сожжению и смерти. Они едва не захватили и сам город Иерусалим, чего ежечасно ожидал трепетавший за свою судьбу Иудейский народ. Но молодому Иудейскому царю Осии вместе с главным царедворцем удалось отвратить беду от столицы и с помощью своих сокровищ умолить скифов пощадить священный город.

* ЗОЛОТАЯ ЦАРСКАЯ ПЕКТОРАЛЬ - ДРЕВНЯЯ КАРТА ВЕЛИКОЙ СКИФИИ (IV в. до н.э., уменьшено, на черном фоне снизу справа). Пектораль - это большое нагрудное круглое украшение: 30,6 см. в диаметре, весом 1,15 кг золота 585 пробы. Она найдена известным украинским археологом Б. Мозолевським 21 июня 1971 г. в кургане Толстая Могила в Днепропетровской обл. Украины. Находка датирована IV в. до н.э. Признанный шедевр мирового искусства.


Рецензии
Юджин, Ваше "стройное здание" понравилось. Уважаю людей, мыслящих вне рамок рутинных направлений имеющихся в мире знаний. Спасибо! Н.С.

Наталия Сафронская   25.09.2013 09:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталия!

Пытаюсь найти свой лучик света в моей темноте...

Если есть желание, приглашаю на новую статью "1 ч. Патология в искусстве, благо или зло?" : http://www.proza.ru/2013/09/24/982
и её продолжение http://www.proza.ru/2013/09/25/61

С уважением,

Юджин Папуша   25.09.2013 15:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.