Инцидент

  Я долго думал, как назвать эту миниатюру и не мог найти более подходящего слова, полностью определяющего написанное,хотя я и противник иноземных словечек, но некоторые так влились в нашу речь, что без них и не обойдёшься.
 В конце восьмидесятых я приобрёл хату в селе под Мироновкой и имел удовольствие ездить туда электричкой, переполненной пассажирами.И вот в этот раз ехал в вагоне наполненным, как дачниками, так и селянами. Рядом сидела женщина и я, как человек общительный, завёл с ней беседу с обычных тем о погоде и делах житейских. Напротив меня сидел мужчина средних лет с характерной внешностью сельского интеллигента, ковбойка, помятый пиджак и , конечно, галстук не первой свежести, а на голове, типичный атрибут, летняя шляпа с полями, изогнутыми немыслимым образом.Он неприязненно смотрел на нас, видимо, что то осуждая. Наконец он не выдержал и обратился ко мне на украинском языке:
- Мне стыдно вас слушать, живёте на Украине, а говорите на русском языке.
Мы умолкли и удивлённо посмотрели в его сторону. Хотелось ответить также бестактно, но я сдержался и сказал:
-Извините, но это наше дело на каком языке нам говорить, а во-вторых я русский и говорю на своём родном языке. Вы, что меня не понимаете и нужен переводчик?
Он не стал продолжать дискуссию и только недовольно хмыкнул.Его реплика отбила интерес продолжать беседу и мы на некоторое время замолчали.Он не мог успокоиться и стал искать поддержки у соседа, который ответил ему, что это его не волнует. Было начало июня и довольно тепло, а в вагоне даже душновато. Все были одеты по-летнему и его одеяние в данной ситуации выглядело несколько нелепо, но он уже привык и считал, что этим выделяется от безграмотной толпы.Посидев немного молча и не утерпев он отпустил свой комментарий ни к кому не обращаясь:
- Как это жить на Украине и не говорить по-украински. Езжайте себе в Россию и говорите там, как хотите.
Это было начало 90-х годов, когда и в Киеве в транспорте можно было встретить выкрики:
 - Поганые москали, съели наше сало, выпили нашу горилку!
Я не удержался и спросил его:
-Кем Вы работаете, что берётесь судить об этом?
-Я учитель украинского языка и литературы, живу вот тут на Черкассщине.
"Да, я не ошибся в своих предположениях",подумал я  и вдруг осенило задать ему вопрос на засыпку:
- Скажите, панове,почему город Черкассы так называется?Вы такой ретивый защитник ридной мовы и должны это знать.
Наступила молчаливая пауза и все пассажиры, которые слышали мой вопрос, с большим интересом ожидали его ответ. но не дождались. Он ничего не нашёл лучшего, как встать и пройти в тамбур.Все обернулись ко ине с любопытством одна из женщин сказала:
-А правда почему?Мы же тоже здесь живём и никогда не задумывались об этом.А Вы знаете, так скажите.
Я улыбнулся и решил провести экскурс в историю возникновения наименования города.
-Я и сам не знал, пока не прочитал повесть"Минин и Пожарский"писателя Шкловского Б.В. , который был и историк.Там было написано, что черкасы проживали по правому берегу Днепра
и они построили этот город. Затем под водительством польского пана Ходакевича они пошли с поляками в Москву сажать на престол Марину Мнишек и Лжедмитрия, но были разбиты Пожарским и Мининым, стоявшим во главе народного ополчения.Их раскидало на Волгу, Дон и Яик. Украинские историки этот факт скрывают от народа.Мне было это интересно, так как хотел узнать происхождение моей фамилии Черкасов. Я из волжских черкасов, как выяснилось. Так, что это родная земля моих предков, но вот языка украинского тогда тут не было. Это другой вопрос и мне надо выходить.
Все встали и начали готовиться к выходу.Я пошёл к тамбуру и в проходе встретил учителя, который взглянул на меня с нескрываемой ненавистью, а я подумал"И откуда это?Мы же славяне и Русь пошла отсюда? Не понимаю!"


         


Рецензии
Я родилась и выросла в Таджикистане , хорошо владею таджикским языком , это тоже вызывало Очень много ИНЦИНДЕНТОВ . Постепенно дойду и до их описания ...)))

Раиса Пацук   24.09.2009 18:03     Заявить о нарушении
Зрей милая, зрей. Я родился в РОссии , учился и работал, а теперь Украина. Созрел. Спасибо!

Володя Черкасов   24.09.2009 18:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.