Вояж

        Позвонили со стекольного завода. Нужно сырьё для производства стекла - белила цинковые. В долг никто не дает, а на банковском счете нет денег. Белил осталось на несколько дней. Придется гасить печи и останавливать производство. Это финиш. Катастрофа.
        Тогда была простая схема работы. Поскольку денег у завода не было, в ответ на поставки сырья заводчане отгружали продукцию. Что с ней делать – не их проблемы. А Сергей в высоком темпе разбрасывал товар по магазинам бывшего СССР. Магазины же перечисляли деньги куда скажут. В основном заводам - производителям сырья. По законам это допускалось.
        Договоров с магазинами было множество. Они заключались не видя партнера, часто по факсу.
        Друзья говорили, мол что ты делаешь? Тебе никто не будет платить.
        Но кто не рискует, тот не пьет шампанское. Всё получалось хорошо. А потом, в торговле тоже нормальные люди. Цены были приемлемые, а сроки оплаты щадящие и очень выгодные для магазинов. Никто не хотел терять поставщика. 
        Правда, иногда оплату задерживали, и просили войти в положение, а кто-то не желал платить вообще. Таких было совсем немного. С ними разговор был отдельный, порой жесткий и проблемы решались.
        Но теперь на стекольном заводе наступал край.
        А из Ростова, оттуда, где делают белила, не обещали ничего хорошего. Их склады пустые. Цех становится на профилактику на месяц. И ещё очередь на пару месяцев. 
        Посылать в Ростов кого-то из заводских снабженцев - пустое дело. Надо ехать самому и найти шанс. 
        Тогда на юг никто не стремился. Шла чеченская война. Автомашину могли остановить по любому поводу. Запросто делали обыск и полную разгрузку. Для тех кто спорил или сомневался на постах ГАИ были устроены обезьянники – помещения за решеткой. Проезжая через очередной пост надо было обязательно дать мелкую взятку и считать, что тебе на этот раз повезло.
        Хозяева транспорта, услыхав о поездке на юг, сразу поднимали цену за милицейский беспредел. Но был Саша, водитель и хозяин фуры, которого он знал. У Саши машина старая, но в порядке, есть дополнительный бак. Саша толковый парень и хороший водитель, в Ростов ехать он не боится и клиентом дорожит. И Саша знает Сергея. Сергей лишнего не заплатит. Но он хозяин груза. А таких попутчиков водители уважают.
        Был январь.
        Перед поворотом на Хотынец машину остановили два мента в полушубках. Саша вышел на переговоры. Вернулся озадаченный. Менты попросили сала и хлеб и взамен предложили бутылку водки. Бывает же такое. Саша дал, что они просили. Водку не стал брать, постеснялся. И напрасно.
        Они так спешили, что Саша не успел залить в баки зимнюю солярку.
        Не обошлось.
        Назавтра ударил мороз. От холода густело топливо и отказывал двигатель. Фуры дальнобойщиков стояли десятками по обе стороны дороги. Над трассой стоял дым. Водители жгли покрышки и пытались разогреть баки. Густело и у них, и они не ехали, а ползли. Саша выкручивался как мог, и нашел способ. Он менял старые фильтры на новые, а старые сушил в кабине. И они по - немногу ехали.
        Потом холод отступил, или остался позади.
        Кажется в Павловске зашли перекусить в кафе. Кормить водителя в пути – обязанность нанимателя. Сергей  заказал на двоих и расположился у телевизора. Саша был за соседним столом. Сергей пообедал и вышел, а Саша остался с какими-то ребятами. У них был общий разговор.
        Саша потом догнал и сказал, что эти люди требуют денег. Эта дорога их. Говорил участливо и с некоторой издевкой. Водитель всегда считает, что у хозяина денег немерено. Так почему не раскошелиться в общих интересах?
        Платить бандитам – обязанность хозяина. Обязанность водителя другая - он платит штрафы гаишникам.
        Сергей шел и думал, как эти люди хорошо устроились. Настоящий бандит мотается по дорогам, не спит ночами, рискует. А эти – с комфортом и среди бела дня. Наверняка тут милиция своя, потому и наглеют. Обратись за помощью – будет долгий базар, кто и на кого напал.
        Тогда был день, светло, часа три.
        Однако почему предложили заплатить и отпустили? Подошел к машине, и все стало ясно. Напротив, прямо в снегу на коленях стоял человек, крестился и просил денег. И назад не отъедешь, позади стоят машины.
        Такого еще не было! А из кафешки вываливали крепкие парни, и направлялись в их сторону.
        - Заводи машину, поедем.
        Саша реагировал странно, он ничего не делал. Сергей стащил сумку на снег и стал в ней копаться. Громко, для нищего, говорил что – то про револьвер и все никак  не мог его отыскать. Старался напугать, показывал, что очень опасен. Ничего другого не приходило в голову. Показывать не хотелось. Оружие заинтересует милицию и надо будет отвечать на вопросы.
        Он хотел, чтобы нищий понял и ушел.
        Но ханыга оказался бывалый и неробкий.
        Очень не хотелось бузы. До Ростова еще далеко, и все проблемы там. Уступать не хотелось тоже.
        Нищий что-то бормотал, крестился и как будто ничего не слышал.
        Сбоку уже подошли люди и не спеша закуривали.
        Надо было что - то делать. Сергей сообразил, что босяк вполне вменяем и успеет откочить.
        Он кинул сумку в кабину и страшными словами потребовал ехать вперед. Машина наконец взревела и дернулась. Нищий отскочил, и они уехали.
        Отсутствие энтузиазма у Саши странным не показалось. По логике дальнобойщика – разойтись по-хорошему – это когда хозяин платит за все. А Саша тут регулярно бывает. Мало - ли.
        Но Саша глубоко не прав.  Водители ценят, когда едет сопровождающий. И не только потому, что кормит в дороге. Когда сопровождают, не надо отвечать за сохранность груза, да и спокойней ехать с земляком за тысячи километров от дома.
        Но есть неписаный закон - водитель выполняет все, что скажет наниматель. За это платят. И Саша его попытался нарушить.
        Сергей размышлял, надо - ли с ним ехать в следующий раз.
        Назавтра в ростовских кабинетах его встречали вздохами. Мол, зря приехали, нет продукции. Мы же говорили вам, что не надо ехать. И на стекольный завод сообщали.
        И был самый главный неожиданный и неприятный сюрприз:
        Предприятие «Пролетарская победа» разделилось на несколько фирм. И расчетных счетов появилось немало: два в Ростове, по одному в Москве и в Назрани и были ещё.
        Сергею стало нехорошо. Легко можно всё потерять. Пойди теперь, разберись, кто тут отвечает по предыдущим обязательствам? А его деньги приходили сюда по частям, от разных магазинов и в разные даты.
        Надо деньги собрать для начала. Доказать, что они твои. И как можно больше узнать  обстановку.
        Сергей прошел по кабинетам. Народ приятный, общительный. Говорили о политике, о суровой зиме и трудностях в производстве. Но нового узнал мало. Тема о наличии продукции была запретной. Подтверждали, что продукции нет.
        Но по тому, что не вдавались в подробности, было похоже, что всё не так плохо, что эти люди могут выполнять приказ начальства о неразглашении. Если так, то шанс есть.
        Надо собирать свои деньги, а уже потом ставить вопрос. 
        Важно получить документ, хотя бы внутренний, о том, что нужная сумма денег ими получена.
        Ему дали журнал с выписками поступлений по банку, и Сергей его детально изучил. Но что – то у него не сходилось.
        Было бы неплохо посмотреть пятьдесят первый счет их основной фирмы. Это было почти нереально, но ростовчане были снова вежливы и такую информацию предоставили. И у него всё сошлось.
        Деньги действительно были получены. Составили и подписали справку. И это было уже кое-что.
        Можно было передохнуть. Но надо было думать дальше, как получить продукцию.
        Нельзя было требовать и идти напролом. Тогда получишь четкое  «Нет», и все на этом закончится.
        - Не надо было приезжать, ведь Вам же сказали, что нет ничего.
        Не затем он сюда ехал.
        Его охотно пускали в кабинеты, обсуждали проблемы, а он старался не надоедать. Ростовское производство действительно останавливалось по причине отсутствия главного сырья - цинка.    
        Сергей спросил, где берут цинк, хотя и раньше знал, что это в Северной Осетии. Сергей предложил свои услуги и сказал, что сам туда съездит и привезет нужное количество.
        - Одно ваше слово и мы будем там. Машина – зверь, водитель  - супер.
        Он понимал, что говорит глупость, такой малой партией их не спасти и все здесь не так просто. На его предложение не обратили внимания.
        Определенно у них нет денег! Он вспомнил, что на том счете, который светили для него в компьютере, остатка точно не было. И это оптимизма не добавило.
        Похоже, что и на профилактику встали вынужденно из-за отсутствия средств. Хорошо бы пройти в цех и что-то узнать дополнительно. Но нельзя было выходить за рамки приличий. Пропуск на производство надо было просить у высокого начальства. Значит опять надоедать. Спросят
        - Зачем? Что вы хотите узнать? Почему вы не доверяете тому, что вам объясняют?
        Но складе не может быть совсем пусто!
Когда – то бывало так.
        Звонок из райкома.
        - Нужно отгрузить столько – то продукции тому – то!
        - Так ведь нет продукции на складе!
        - А партбилет у вас есть?
        И продукция находилась.
        У Сергея есть недостаток. Нужные мысли в голову приходят, но всегда поздно. Вечером он догадался, что надо сделать. Сергей предложил, что готов оплатить следующую партию товара. И пускай деньги нового платежа становятся в очередь хоть на два месяца. А партию, за которой приехал, хотелось бы получить сейчас.
        Он оплатит завтра же, но деньги в Ростове придется подождать. Это из-за банков. Они все теперь так работают.
        И господа, уважаемые товарищи, войдите в положение, ведь придется останавливать непрерывное производство, печи придется гасить!
        Может быть, он их достал, а может, позарез нужны были деньги, но завтра утром Сэм получил приказ на отгрузку и договор на новую партию.
        Ему предоставили факс и он набрал номер.
        Через полчаса некая дружественная фирма прислала документ, что деньги перечислены. Прислали также доверенность на его имя.
        Этого он не просил. Перестарались.
        Ему отдали белила, приготовленные для одной ленинградской фирмы и надо срочно грузиться, потому что питерцы выехали и уже вторые сутки в пути.
        Сергей рванул на склад и торопил грузчиков, дав денег бригадиру. Он не верил удаче. Ему казалось, что к воротам подъезжает машина с питерскими номерами, и все могут переиграть не в его пользу.
        И он сделал ошибку. Грузчики, поняв его проблемы, досрочно устроили обед, хорошо выпили и не выходили из будки. Он бы побросал мешки сам, без грузчиков и транспортеров, но это долго и несерьезно. Сергей сходил в магазин за водкой и сказал бригадиру, что эти бутылки будут они получат после погрузки.
        Дело пошло, но ему все казалось, что за воротами сигналит какая-то машина. Это были, конечно, глупости, и он понимал, что всё решено, конфликта здесь не допустят. Наверняка, что-то осталось и для питерцев, однако тревога прошла, только когда они выехали с территории цеха.
        На улице совсем потеплело, и начиналась метель. Это значит, что зимнюю солярку не надо искать и можно без проблем ехать домой.
        Теперь основная работа не его, а водителя. Стемнело. Метель перешла в пургу. Сильный ветер дул с востока в правый борт их фуры Снежные заряды летели горизонтально и их постоянно выносило на встречную полосу. Саша успешно боролся с ветром. Было интересно видеть возникающие из снега огни встречных машин. В кабине было тепло и задача была одна.
        Побыстрее доехать.
        Заночевали в Воронеже возле поста ГАИ.
        Утром прошлись по должникам. У одних взяли эмалированной посудой - тазами и кружками и с ящик неплохого вина «Улыбка».
        Была уже ночь. На выезде из Орла в сторону Брянска машине приказали остановиться. Этот долбаный пост ГАИ сидел в печенках у всех, кто здесь ездил. Из караульного помещения через окно махали руками и палками и что-то кричали сразу несколько человек. Сэм пошел в помещение вместе с Сашей. Гаишники все как один пьяные, человек семь. Часть в гражданской одежде.
        Это не умещалось в сознании. Блюстители порядка устроили грабеж на дороге и никого не стеснялись. Часть ментов пришла в гости, а хозяева поста ГАИ показывали им свой беспредел. Бомбили все все проходящие машины подряд. Посереди комнаты стояло что-то вроде теннисного стола. На нем горой возвышалась дорогая еда и бутылки. Отдельно стояли ящики с пивом в золотой фольге.
        Сергей сказали, чтоб он уходил :
        - Посторонний.
        Сашу долго держали и под общий хохот объявили причину - поставил машину не там, где приказали. Потребовали деньги. Он вначале что – то доказывал, а потом говорил, что денег нет.
        - Тогда неси жратву и водку
Саша отнес все, что было, кроме водки, а Сергей добавил остатки своего:
        - Все равно скоро дома будем.
        Водитель Саша потом долго не мог успокоиться. Его трясло. С ним опасно было ехать. Он кричал, что им еще покажет, что таких козлов надо стрелять. Сергей поддакивал, успокаивал его и получил обещание подтвердить в подробностях этот факт. 
        Странно, но когда через неделю писалось жалоба в Москву, в прокуратуру, Саша наотрез отказался что – то пояснять и подписывать.

        Под утро их остановил белорусский гаишник. Позвал в вагончик и светился внутренней улыбкой. Он был очень вежлив. Смотрел на документы и спрашивал о действительном назначении груза.
        - А всё-таки, что вы везете? Где вы будете торговать?
        Сергей отмечал про себя, что вопросы совсем не гаишные, а скорее на тему ОБЭП - отдела борьбы с экономическими преступлениями. Однако старлей в документах он ничего не смыслил и его вопросы были непрофессиональные.
        - Накладные у вас есть. Их выписать недолго.
        Старлей был полон сомнений. Уж слишком большие объемы товара. Зачем столько крски? Прикрытие какой-то махинации.
        Но главным чувством была обида:
        - До чего же легко люди делают деньги!
        Пришлось встать в позу. Сергей везет сырье на государственное предприятие. Документы в порядке. Там всё написано. Если же станет производство и завод понесет убытки, немедленно будет расследование и крайнего найдут сразу. Уж в этом можно не сомневаться.
        Гаишник пыхтел, злился и не отпускал.
        Подошел начальник с большими звездами на погонах. Тоже вежливый.
        Пришлось рассказывать о роли цинковых белил при получении стекла.
        Сергей кое – что об этом знал, а знания никогда не бывают лишними И он заговорил о процессах в плавильной печи, как меняются реакции в зависимости от температуры. Сергей вспомнил Ломоносова и то, как далеко ушла наука.
        До завода осталось осталось три сотни верст, стоит только позвонить и ему уже точно не дадут пропасть.
        Мысли стали спокойными. И он увлекся. Перешел на философию и всеобщую связь явлений.
        Но на пост позвонили. Майор поднял трубку, потом заспешил и кивнул старшему лейтенанту. Их отпустили.
        Были зимние утренние сумерки и вскоре они свернули с главной дороги налево, ехали по снежной целине. Машина рычала, рычала и встала. Снега было сантиметров в двадцать. Он выпал ночью. Саша разозлился и начал валять дурака – махал лопатой и пытался разгребать снег перед колесами.
        Издержки дешевой машины. Саша – человек экономный. И колеса у него такие-же, как он сам – лысые. Вскоре за ними встала колонна из разных машин. Стояли долго и мертво, и перекусить было бы в самый раз. Но все забрали орловские менты.
        С водителями обсуждали проблему заносов и между делом пустили слух, что у них есть классная российская посуда. Стал подходить заинтересованный народ. Хорошо уходили литровые кружки в обмен на пирожки и домашнюю колбасу.
        Потом по встречной полосе прошел КрАЗ и широкими лаптями протоптал колею. Слева сразу пошли  машины. А они все стояли. Наконец появилось то, что надо. По встречной шел мощный колесный трактор с двумя водителями в кабине и с прицепом. Сергей их остановил и рассказал о достоинствах вина «Улыбка». Люди в ватниках все поняли быстро и правильно. Они зацепили их фуру и тащили до нормальной трассы километров семь. Колонна шла за ними.
        Прощались гудками.
        На заводе их ждали второй день. Верили и не верили и не отпускали грузчиков. Было совсем темно. Прибыли вовремя. Через пару дней было бы поздно. Их  тянули за стол и предлагали заночевать. Привезенного сырья хватало на квартал, но надо отдать долги.
        Потом позвонил кто - то из нового руководства и этот человек потребовал повторить вояж. Начальник лично Сергея не знал и разговоривал не с ним. Сергей хотел объяснить, что быстро не получится, что лучше всего подстраховаться и найти другого производителя. Но трубку повесили.
        Народ разводил руками. Оказывается, на заводе стали действовать новые условия.  Сроки поставок уменьшили и требуют какие-то справки.
        Усталость давала знать и обиды не было:
        - Завод и так на бобах. Кто с ними работать будет?
        Саша гнал машину налегке спешил домой. Сергей задремал, у него что-то выплыло из памяти.
        Однажды он поднял в толчке немалый вес. Но штанга не успокоилась. Она повела его в сторону и назад, а потом потащила вперед. Но он не бросил, и пока успевал переставлять ноги. В какой-то момент показалось, что он со штангой выскочит за помост и обрушится на зрителей.
        Судья, сидевший перед ним, понял опасность и хотел убежать, но запутался в проводах и упал, в зале потом смеялись. Однако Сергей с помоста не сошел и тот вес зафиксировал. Засчитали два к одному. Два белых и один красный. Красную лампу зажег центральный судья.


Рецензии
Не мешало добавить побольше жести.Как было в натуре.

Алик Данилов   13.07.2013 19:09     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание Алик. В натуре так и было.

Владимир Мурашов   13.07.2013 22:03   Заявить о нарушении
Девяностые. Под Одессой Часа два ночи Спрашиваю у остановившего нас на трассе гаишника-А если бы мы не остановились?Что делал бы?
Очередь по тачке- и в кювет!
Забавный такой милиционер.но я не думаю ,что он шутил.

Алик Данилов   13.07.2013 23:02   Заявить о нарушении
На меня накуренный мент наводил автомат. Я вел переговоры вместо водителя.
Вопрос был, сколько градусов люфт. Орловская обл 1995.

Владимир Мурашов   14.07.2013 01:41   Заявить о нарушении
Как говорят в Одессе -У нас таки с Вами есть ,за шо вспомнить.

Алик Данилов   14.07.2013 08:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.