Звезды отраженный свет 1

                1

           -  Смотрите, идет!
           Женщины дружно поворачивали головы  в ту сторону, откуда появлялось розовое облачко, и замолкали. Оно двигалось плавно, росло и распадалось вблизи на розовую кружевную шляпку с девичьими полями, длинный шлейф прозрачного шарфика в тон шляпке и блестящее манто из ткани «космос». На его шоколадном фоне отчетливо выделялись руки в розовых перчатках. Одна рука придерживала концы шарфика, другая сжимала старомодную сумочку из пупырчатой клеенки.
          - Добрый вечер, - любезно говорила новая жиличка, проходя через живой коридор и улыбаясь какой-то милосердной улыбкой, словно она заранее прощала все, что о ней сейчас скажут.
          Эту улыбку на своем узком интеллигентном лице она доносила до самого зеркала в прихожей, перед которым освобождалась от розовой кружевной оболочки, серея лицом и уменьшаясь в размерах.
          Пока она стряпала еду в крошечной кастрюльке, а потом ела, уткнувшись в книгу, женщины усердно заполняли ее анкету:
          - Не иначе – сумасшедшая, - уверенно говорила каждый раз самая мудрая.      
          – Видать, в молодости еще свихнулась, все еще девчоночкой себя считает, бедная!
          - Или, может, актриса какая-нибудь, - вносилось новое предположение. – В  оперетте пела или плясала, а, может, в ресторане каком. Видели по телевизору, какие они там все блестящие, с перьями?
           - Точно! Худая больно. Видно, фигуру бережет. Ручки – в перчатках. А ридикюль… В такой хлеб не запихнешь.
           - Нет, сумасшедшая она, - упорствовала мудрая,  - ей сколько лет на вид будет? Ну, семьдесят! А нацепила что?
           - Поменьше, не семьдесят, морщин малою
           - Морщин мало, а старая. Морщин мало, потому что барыня. Потаскала бы с базара картошку, как я тягаю, по двадцать кило зараз, так и морщины бы появились. Видали, как идет? Плывет прямо! А мы? Пыхтим, как паровозы.
           - Дура Зинка, что с ней поменялась. Та хоть остановится, бывало, сон расскажет, про дочку с зятем, а эта… Квартирка хоть и малая была у Зинки, да отдельная. А сейчас что? Говорит, танцевать можно, зала целая! Так ведь и соседка впридачу! Жди теперь, когда вторую комнату освободит!
           - Старая, Зинка говорила. Долго не протянет.
           - Ого, старухи нынче по скольку живут!
           - Нет, не сумасшедшая она, а просто одинокая, - говорил кто-нибудь, не желая переводить разговор на всем известную тему о Зинке. Куда интересней  - про новую жиличку.  Сколько она живет? Скоро полгода,  а все остается загадкой для всех.
            Вера Львовна не была ни певицей, ни балериной, ни сумасшедшей. Была одинокой и казалась странной, как все одинокие люди в старости.
            Давно когда-то был у нее муж, но ушел к другой – женщине праздничной и яркой. Вера Львовна в те времена в розовое не одевалась, скорей походила на Золушку у печки.
            Были у нее и подруги. Только одни отстали незаметно, разбрелись по своим жизненным тропкам, а других она сама проводила в последний путь.
            До выхода на пенсию были, конечно, сослуживцы, но в рабочее время Вера Львовна общалась только с чертежами (она проектировала электроподстанции), а после работы оставалась в институте одна.
            Начальство изредка отмечало ее старания путевками в местный дом отдыха «Сосновый бор». Там, правда, не было обещанных сосен, зато в изобилье царило успокоительное безлюдье, да слаженное пение лягушек в заболоченной речке напоминало о природе.
            После тишины и безделья Вера Львовна с жадностью набрасывалась на свои подстанции, и когда заканчивала их, то испытывала скорбную радость, как мать, которая расстается со своими любимыми детьми, выпуская их в свет.
            В те времена Вера Львовна еще не проводила вечера дома: ходила в гости к сокурсницам или в театр. На праздники ее непременно звали к себе, и она оживала душой в семейной компании, радуясь чужим удачам, не испытывая мук зависти.
            Однажды в институте появилась самая энергичная из ее сокурсниц – Лиза. Дело было вечером, в корпусе никого, кроме вахтера и Веры Львовны,  не оставалось. Она приклеилась к чертежу в глубине огромной комнаты, заставленной кульманами, и не слышала гулких шагов подруги.
            -  Ой, Лиза, что стряслось? – удивилась и перепугалась Вера Львовна, узрев редкую гостью. – Как ты нашла меня? Да что же случилось?
            - Я, Верочка, индюшка, - ответила Лиза страстно. – Глупая, самодовольная индюшка!
            Вера Львовна схватилась за грудь и опустилась нас стул.
            - Да, стряслось! Но не со мной, а с тобой! Давно! А мы… мы проморгали тебя! И если я не исправлю роковой ошибки, на том свете не будет мне покоя! Значит, так: мы сейчас идем в комиссионку! Осталось полчаса. Там снимем с тебя все это, - Лиза с презрением ткнула рукой в сторону скромного платья подруги, больше похожего на школьную форму, - покупаем костюм-джерси, босоножки, если будут приличные, и паричок. Я видела как раз вчера – с седой прядкой. Ужасно элегантно, прямо к твоему благородному лицу. Тебе срочно нужно выйти замуж.
             - Есть жених? – испугалась Вера Львовна и встала.
             - Пока нет. Чего  вскинулась? Но мы найдем!
             - Мне на пенсию через два года!
             - Живо собирайся! Если ты не можешь найти свое счастье,  это сделаю я! Представь, вчера гуляла на свадьбе у своей соседки. Семьдесят ей! Семь-десят! А выскочила за симпатичного дядечку шестидесяти лет! Учись! И главное, плюнь на свои подстанции и на все это! – Она обвела рукой мертвое царство рулонов и пригвожденных чертежей.
              - Я не  могу плюнуть на подстанцию, - сокрушенно сказала Вера Львовна. – Она горит. Пока я была в командировке, ее  бездарно запороли.
              - Ты горишь, а не подстанция! Ее спасут, тебя – некому! Видишь, даже у меня руки не доходили. Так что давай, пока я свободна: вчера мой благоверный укатил в докторантуру. И учти, не на Эрмитаж время надо тратить, а на курорты. Знаешь, сколько там несчастных, готовых сбежать от своих жен.
              - Как мой, - вздохнула Вера Львовна, но Лиза не устыдилась, сказала твердо:
              - Сама была виновата. Будем менять стиль жизни, все!
              Стиль жизни изменить не удалось – успели только поменять унылый гардероб Веры Львовны на более мажорный: Лиза неожиданно отдала Богу свою энергичную и самоотверженную душу…
              Свежая цветовая гамма в нарядах Веры Львовны не помогла обзавестись спутником жизни, но бросила легкую тень на ее репутацию: ее стали считать способной на поступки весьма экцентричные. Не считать же поступками тихие прогулки по осеннему парку, чтение книг, стряпню и прочие бытовые деяния?
              Скучать она не научилась даже когда обнаружила, что не с кем больше поговорить по душам. Редкие письма далёких родственников согревали иллюзией, что где-то ей будут рады,  если она вздумает приехать, простодушно приняв приглашение. До юбилейной катастрофы – семидесяти  лет – оставалось четыре года, когда она отважилась на последний поступок: обменяла квартиру. А вернее – огромную комнату, в которой прожила всю жизнь, на отдельную, маленькую, но солнечную квартирку с видом на Днепр.
              Прежняя соседка, Варвара Никитична, была доброй женщиной, но уж очень докучала визитами в самое неподходящее время. Услышит музыку – и является.
              - Все крутишь? – скажет сурово, кивая на старенький проигрыватель, словно Вера Львовна занимается чем-то запретным. -  А вот не зайдешь чайку попить. Из самовара. Не то что у тебя – чайник! Ну давай из чайника, ладно! Я тут испекла ватрушки.
              Вера Львовна не смела обидеть соседку – пила чай, слушала и не слышала дворовые сплетни, тоскуя по Баху. Только  что новую пластинку купила…
              Теперь же она испытывала блаженство. Никто не забредал к ней чайку попить. Но это одиночество было новым, лучше одиночества вдвоем – с чужим по духу человеком.
              Сколько звуков и красок вмещала эта солнечная комната! И все здесь подчинялось хозяйке. Стоило ей только открыть  шкаф и вытащить книгу репродукций и альбомов – и вот она уже  замирала от счастья чужой улыбки, чужого письма в тонких руках, чужого объятья. Стоило подойти к приемнику и тихо поднять крышку – и она погружалась в музыку Перголези как в горестно-сладкий сон, от которого плачут прозрачными слезами. Ангельские голоса «Стабат матер» пели о вечной печали любви и  человеческих потерях, и Вера Львовна казалась себе слишком жалкой крохой мирозданья, чтобы роптать на собственную судьбу.
               После таких длительных отлучек в прошлые века не хотелось видеть суетные лица современников. Все куда-то торопились, ссорились в троллейбусах, громко обсуждали чужих детей в сквериках, так что приходи лось покидать уютную скамью.
               Умом она все понимала: и чужую усталость, и спешку, но все это как-то не располагало к новым знакомствам.
               Оставался еще один дом, куда Веру Львовну тянуло неудержимо, но куда она запретила себе являться чаще, чем два раза в году.
               С Ритой она познакомилась однажды в поезде, лет пять назад. Та оказалась  женщиной милой, словоохотливой, вела себя так, точно не было между ними пропасти в тридцать пять лет. Во всяком случае – ни разу в эту пропасть не заглянула с любопытством – мир родился вместе с нею и Рита за сутки успела пересказать своей новой знакомой эту чудную эпоху.
               Вера Львовна слушала и молодела от чужой доверчивости, чаруя Риту своей полной завороженностью. В знак благодарности Рита пригласила ее в гости, снабдив телефоном и адресом.
               Вера Львовна пришла, как на торжество, - нарядная, с дорогими цветами, ореховым тортом и хорошим коньяком. Бутылочка с иностранной этикеткой согрела довольно угрюмую душу Ритиного супруга, Игоря, цветы и торт тронули хозяйку дома, и они провели  славный вечерок за чаем. Так во всяком случае показалось Вере Львовне.
               Разговоры вели светские. Рита  показала замечательные познания в современном кинематографе, Игорь оказался докой в вопросах политики, а Вера Львовна очаровательно поддакивала супругам..
               - А вы любите  живопись? – спросила вдруг Рита, сообразив, что нужно проявить интерес к гостье.
               Она не ведала, что творит! Иначе спросила бы что-нибудь нейтральное, вроде: «Вы любите заварное пирожное или предпочитаете бисквит?»
               - Очень, - сказала Вера Львовна с замиранием сердца. – Особенно Брейгеля. А вы? – и осторожно подняла редкие  ресницы, но они не скрыли подозрительного блеска.
               Рита захотела вернуться  к кино, но было поздно.
               - А вы? -  повторила гостья.
               - Мы предпочитаем  отечественных, -веско ответил Игорь за все свое семейство.
               - Кого же? – упорствовала оживившаяся Вера Львовна.
               - Ну, Шишкина, Айвазовского. Море у него такое живое. Потом еще этот… как его? Что «Незнакомку» нарисовал, а, Рита?
               - Перов.
               - Крамской, - вырвалось  у Веры Львовны.
               Чтобы не обиделись хозяева, она тут же быстренько  спросила:
               - А вы были в Русском музее в Ленинграде?
               Больше она не слышала  молчания – входила усталыми ногами в очередной зал музея, а попадала вместе с ослепительным лучом под темные своды низкой комнаты, где совершалась трагедия предательства,  - и замирала, потрясенная. Впивалась взглядом в обмякшую спину Иуды, в жест, которым тот отгораживался от вопрошающих глаз товарищей… Во всей его фигуре трепетала порочная человеческая слабость. О ней скорбел Христос, подперев голову…
               Вера Львовна не заметила, что говорит о картинах Ге вслух, не просто вспоминает – словно убеждает в чем-то.
               - Христос меня не волнует, я – атеист, - перебил ее Игорь. - Прямо с ума все посходили: иконки какие-то покупают, крестики, библию читают. Ну, еще понятно, когда пожилой человек, как вы…
               - Я тоже атеистка, - не выдержала Вера Львовна. – Я про искусство говорю… При чем тут крестики? Извините…
               - Ты, Игорек, ничего не понимаешь, - вмешалась поскучневшая от вынужденного молчания Рита.- Сейчас это просто модно  ; иконы, подсвечники, самовары.
                Вера Львовна озадаченно молчала. Рита увела разговор от  тем, раздражающих мужа, к безобидным, на которых легче расставаться.
                В тот вечер Веру Львовну проводили даже до остановки троллейбуса, а потом махали ей в окошко рукой, лучезарно улыбаясь.
                - Ничего старушенция, - сказал Игорь. – Немного с приветом, а так – ничего. Только ты, кошечка моя,  не приучай ее к дому. Такие старушки ужасно прилипчивые.
                Вера Львовна оказалась не из  таких: приходила редко и не с пустыми руками.  Подарки ее носили духовный характер, но очень украшали квартиру: альбомы репродукций в яркой глянцевой обложке, эффектная книга «Государственный Русский музей», набор открыток «Эрмитаж».
Прежде чем водворить книгу за стекло полированной импортной стенки, Вера Львовна просила посмотреть ее, и Рита покорно усаживалась рядом, листая толстые страницы и ахая:
                - Ка-кая прелесть! Мадонна, а совсем как  современная! Младенец только толстый, и глаза какие у него взрослые, правда? Ренуар… «Обнаженная». А говорят – француженки худые, ничего себе тётя… Странно ...  Матисс … Великий, говорят, великий, а рисует ,   как ребенок. Наши лучше, да?
                Вера Львовна терпеливо раскрывала секреты живописи, толкуя о мазке, цветовом эффекте, пленере, стилях эпохи, а Риту тянуло к сюжетам, модам и страшным деталям: голова на блюде, череп в руках молодой женщины повергали ее в несвойственную задумчивость.
                Игорь пропаганде искусства не поддавался: вежливо зевнув, он покидав дам, скрывался в спальне, а за чаепитием читал женщинам лекцию о международном положении. Потом уже подключалась Рита – о чем-нибудь попроще и, как она говорила – «повкуснее».

                Через год Вера Львовна прекрасно разбиралась в восточном вопросе и внутренних делах ЮАР, а также знала, чем отличается микровельвет от обычного – обычного, кто на ком женат в театре Вахтангова и на Таганке, а Рита все еще путала Верещагина с Васнецовым, Ван Гога с Гогеном и Перова с Серовым. Только сердиться на нее Вера Львовна уже не могла – привязалась. Иногда она даже находила особую прелесть в наивном невежестве своей ученицы и от души смеялась с нею вместе.
                Все чаще Рита отмахивалась от умных бесед, и Вера Львовна утешалась созерцанием ее женственного облика – длинный вязаный халат с распахнутыми полами, спицы в руках… Ну что ж, детей любят всяких, а Рита для нее точно дочка.
                Вера Львовна перестала носить, отрывая от сердца, альбомы репродукций. Отрез японского шелка на блузку, алый мохер на шапочку, французские духи приводили Риту в неописуемый восторг. Она тискала Веру Львовну, целуя в мягкие щечки, и весь вечер дурачилась. Она ни разу не ужаснулась  цене подношения, не подозревая, что стала графой ежемесячных расходов – «на подарки».
Шло время, и к Вере Львовне стали относиться, как к богатой, но слегка надоевшей родственнице: при ней ссорились, подсчитывали долги, чаем поили не всегда, насильственно сокращая  и без того редкие визиты.
                - Ой, голова что-то болит, - жалобно говорила Рита. – Нужно пораньше лечь…
                Или:
                -  Игорек, а ты не забыл, что  тебе завтра рано вставать? Политинформацию проводить?
                И Вера Львовна начинала суетиться, казнясь и сгорая от стыда, - люди-то работают!
                После таких вечеров она не приходила долго,  и встречали ее чуть поласковей, но на прощанье забывали сказать:
                - Приходите, Вера Львовна, не забывайте нас!

Продолжение.http://www.proza.ru/2009/09/19/562


Рецензии
Тема старости и одиночества, Люсенька, - больная и сложная тема. Хорошо, если есть семья и дети, а если нет? А если есть, но далеко? А если ни понимания, ни сочувствия? Вот и остаётся человек НАЕДИНЕ с горькими и тяжкими мыслями, со своей болью, с насмешками окружающих... и всё равно с надеждами. Сейчас, конечно, интернет может выручить. А тогда... Ох, Люся, умеешь ты находить болевые точки жизни и показать их в неприкрытой (или слегка прикрытой) обнажённости, словно безжалостной рукой хирурга вскрываешь застарелые загноившиеся раны... С любовью,

Элла Лякишева   19.09.2019 10:36     Заявить о нарушении
Опять?! То я сатирик, то безжалостная рука хирурга!!!Сомнительный комплимент, Эллочка!

Людмила Волкова   19.09.2019 11:05   Заявить о нарушении
Да, матушка моя, милая Люсенька, сердце у тебя мягкое, сочувствующее. Вот и в этом рассказе чувствую боль твою душевную. Но рука безжалостная, крепкая - пороки людские вскрываешь в своих произведениях, не жалея иронических стрел ни на приспособленчество, ни на лицемерие, ни на трусость, ни на эгоизм. Вспомни хотя бы этих Себялюбивых друзей главной героини, или актёришку отвратительного из рассказа про Наточку, или некоторых учителей из других рассказов... Возможно, насчёт сатиры я и преувеличила слегка)))Но лишь слегка! С любовью и искренним безмерным уважением,

Элла Лякишева   19.09.2019 18:02   Заявить о нарушении
Радость моя!А ты не одуреешь от такого количества моих вещичек?!

Людмила Волкова   19.09.2019 18:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.