Послеобеденная беседа о Чехове

 

  "Послеобеденная беседа писателя и критика об Антоне Павловиче Чехове, состоявшаяся в санатории имени А.В.Луначарского 19 сентября 2009 года.

                **************************   

       -    Зачем Чехов предпринял это свое дурацкое путешествие на Сахалин? Чтобы подхватить там чахотку и помереть в сорок четыре года?..

       –    А вы читали его «Сахалин»?

       –    Начинал... Осилил две страницы. Больше не смог, скукотища смертельная! Знаю одно, Чехову вся эта затея с Сахалином стоила жизни, она ему ничего не принесла... Останься он в России, может, дожил бы до старости и, помимо «Чайки», «Трех сестер» и «Дяди Вани», написал бы еще десяток-другой гениальных пьес.

       –     Ничего бы он не написал. Если бы вы внимательно до конца прочитали его записки, вы бы поняли, что именно там, на Сахалине, Чехов сформировался как великий драматург, великий гуманист и великий человек. Там его чистая душа заболела болью всей России. Без этой боли не было бы того Чехова, которого знает весь мир. Чехов собственными глазами увидел жизнь русского человека. Это не увидишь из окна кондитерской на Невском. Не было бы Сахалина, не было бы и чеховских великих пьес. Хотя в них, кажется, ничего впрямую о Сахалине и не говорится. Его поездка – это глубоко обдуманный, не по годам мудрый, шаг. Вообще, Чехов явление уникальное. Он, в то время уже известный и обласканный славой писатель, не просто отбывал время на Сахалине, он там проделал скрупулезную, тяжелую работу. Читаешь, и кажется, что не писательство, а сбор статистических и иных данных – дело всей его жизни. Я спросил себя, способен ли кто-то в наше время на подобный шаг? Я спрашивал себя, зачем ему было все это нужно? Ответ пришел, когда я перевернул последнюю страницу записок. Я понял: Чехов любил людей. Всяких, всех. Он желал им добра. Страшно страдал от сознания того, что от него мало что зависит. Единственное, что он мог реально для людей сделать, это написать о них правду. Для этого надо было писать не чернилами, а кровью. И Чехов так и делал.

      –     Глупости! Все это не более чем красивые слова! Совершенно необязательно отправляться за тридевять земель, чтобы выковать внутри себя гения. Гении живут по своим законам. Гении рождаются не на Сахалине, а в других, куда более тонких и нежных сферах. Поэтому, поедет потенциальный титан мысли куда-то или не поедет, он все равно останется гением, потому что гений самодостаточен, и путь его предначертан свыше. А поездка Чехова – это трагическая ошибка великого человека, которая привела его к преждевременному концу. И если бы Чехов не поехал, то он в любом случае написал бы и «Чайку», и «Иванова» и «Вишневый сад». Скорее всего, эти пьесы были бы написаны иначе. Тут вы правы. Иначе. Но это совсем не значит, что – хуже.

            Приятели какое-то время с неприязнью смотрят друг на друга. Но потом жизнь в ее обывательском смысле берет свое. Они вспоминают, что скоро ужин. Критик вздыхает,
встает с кресла, помогает подняться своему приятелю, и оба направляются в столовую, где их ждет стол с пуляркой по-генуэзски и бисквиты а-ля доктор Терье".


                (Фрагмент романа «Дважды войти в одну реку»)










-


Рецензии
Чехов не любил людей.

Он начал их нелюбить с детства, наблюдая за ними в мелочных лавках и на улицах, в трактирах и в гимназии...

Он зло кусал их "хамелеонской" собачонкой, "тОлсто" презирал их - "тонких" и обыкновенных; это он толкнул под лошадь пьяненького Митю Кулдарова, это он унижал достоинство "Дочери Альбиона", нарочито демонстрируя перед ней свою наготу, это он, руками девочки Варьки, задушил ребёнка, это он издевался над сиротой Ванькой Жуковым, это он свёл с ума интеллигентного и простоватого Андрея Ефимыча, упрятав его в "Палату номер шесть", он пустил кровь горлом философу Коврину, грезившему "чёрным монахом", застрелил Треплева и Тузенбаха, вырубил под корень толстоевским топором "ВИшневый сад", но даже этого ему было мало:
он всю жизнь мучил свою родную сестру, не пускал даже на порог своего мелеховского дома , больного чахоткой человека, цинично и кощунственно именуя его своим другом, которому только что и нашлось место в холодной, неотапливаемой бане и был им - художник Левитан; он сломал жизнь и, в сущности, погубил Лику Мизинову...

А на Сахалин он поехал умирать, но Господь распорядился его судьбой несколько иначе...

Григорий Островский   26.10.2009 19:06     Заявить о нарушении
...так, вдогонку за уехавшим поездом.

Пьесы Чехова...
Нет, с моей точки зрения, в мировой литературе аналогов тому, что сотворил в этом жанре Чехов: ведь скукотища смертная, никакого действия - болото стоячее, шутовство да кривлянья сплошные, дешёвая мелодрама, примитивный язык героев, выспренные монологи, ни поэзии, ни истинной "гамлетовской" страсти, образы размыты (и кто тут правит бал - Раневская ли, Епиходов ли, Фирс - кто знает?!); лень, сибаритство, сладкие маниловские грёзы, апатия, позёрство, никчёмность и покорность судьбе - вот главные "герои" его пьес, но...монстры, которыми он населил мизансцены удивительно и необъяснимо трогательны и нежны, и будто лопнувшая струна - так тоскливо, жалобно и затихающе-монотонно звучит в душе, наполняя её мукой, слезами, жалостью к самому себе и состраданием к ближнему.

Его пьесы - это гениальный реквием по каждому из нас.

Григорий Островский   26.10.2009 19:29   Заявить о нарушении
Толстая, как тумба, Лика Мизинова, очень далекая от образа, созданного красавицей Влади, "ищущая" смысла жизни, особа, требовавшая к себе повышенного внимания, не наделенная никакими талантами, кроме таланта болтать без умолку, могла погубить кого угодно своей, так называемой, "любовью". Чехов, свяжи он свою судьбу с Ликой, как писатель бы кончился. Чехов это знал и вовремя уступил дорогу Потапенко. И потом, он не любил ее. И об этом мы почему-то все время забываем. А это главное! Правда, вскоре он попал в лапы другой тумбы, куда более опасной. Но не все так просто. О Книппер немало добрых слов нашлось у Вадима Шверубовича, сына Василия Качалова. Вадим, тогда юноша, в своих мемуарах писал, что когда в комнату вошла уже не молодая к тому времени Ольга Леонардовна, то, казалось, все озарилось теплым, ласковым светом. Она излучала доброту.
Повторяю, все не так просто. Спорить на эту тему мне не хочется. Могу лишь вспомнить, что Довлатов, к которому я отношусь с любовью и величайшим пиететом, сказал, что похожим ему хотелось бы только на Чехова. А он знал о Чехове не меньше, чем мы с Вами. И Довлатов имел в виду не только писательский гений Чехова.
К слову, к Рейфилду, автору известной чеховской биографии, мне кажется, стоит относиться осторожно. Известно, какие цели ставил перед собой этот писака.
По поводу пьес. Полностью с Вами согласен. Добавлю, что именно Чехов изобрел драматический прием(или ход) - "подводное течение". Кстати, чеховские рассказы, написанные до того, как Антон Павлович стал драматургом, очень удачно экранизировали самые разные советские режиссеры. Что говорит о "сценичности" чеховских рассказов. То есть Чехов "просматривался" как драматург уже на своих ранних писательских стадиях. Но ставить его пьесы, это общеизвестно, чудовищно трудно.
Сестра Чехова была мерзейшей бабой. И Чехов с ней еще мягко обходился.
Перечитайте "Сахалин", и Вы убедитесь, что Чехов всегда сочувствовал бедным, несчастным, ущербным. Перечитайте его переписку, она полна любви к обездоленным. Чехов был благородным, глубоко нравственным человеком. И очень несчастным. На нем, как принято говорить, "ездили". Он практически содержал всю семью "чехов".
На Сахалин он ехал не умирать. Он тогда еще не был болен. Он - возможно ошибочно - полагал, что ему непременно надо туда ехать. Правильно он поступил или нет - не нам судить.

Вионор Меретуков   28.10.2009 18:50   Заявить о нарушении
"Ах, а хорошо бы сейчас кого-нибудь оттараканить на диване!"

Это из записных книжек Чехова.
Это один из его знаменитых "флакончиков", наполненных человечинкой.
Так вот, имя этому - ПОШЛОСТЬ!
Природный талант Чехова "гасился" провинциализмом, размазанностью художественного вкуса, разночинной злостью и ...

Лика безусловно была простушкой, но по крайней мере, из неё могла бы вполне выйти "Душечка", а Ольга Леонардовна была, простите, - аристократическая ****ь, одновременно раздражавшая и вдохновлявшая Антона Павловича, крепко держа его при этом "за яйца"!

Мягкий, умный, добрый, отзывчивый, пристально вглядывавшийся в жизнь, через стёклышки бериево-коровьевского пенсне, Чехов, узнав о том, что Лика (которая , кстати, совершенно потеряв голову от страсти, буквально "приклеилась" к Потапенко) , была им брошена и осталась с крошечным ребёнком на руках без средств - не ударил пальцем о палец!

Мне не интересны мотивы его поездки на Сахалин, как и сам "Остров Сахалин".
Для меня Чехов - это прежде всего автор совершенно таинственных, завораживающе-гениальных пьес (закатных) и двух-трёх десятков талантливейше написанных рассказов ("Чёрный монах", "Злоумышленник", "Дочь Альбиона", "Дама с собачкой", "Ионыч" и др.)

И, в заключение, - ещё раз о чеховском альтруизме.

Название рассказа запамятовал.
Знаменитый столичный трагик, пьяница, приезжает на гастроли в провинцию и там, как назло, у него начинается запой.
Нужно срочно что-то делать, иначе сорвутся все спектакли.
В этом городишке, имеется парикмахер (кажется его фамилия Почечуев), умеющий выводить из запоя и вот к нему в "лапы" попадает наш трагик.
Методы лечения у нашего "эскулапа" что ни на есть варварские - насильное вливание алкоголя в глотку больному и свирепые побои!
Коллеги несчастного трагика, глядя на эти зверства и на муки товарища, прерывают экзекуцию и решают, что пусть уж лучше актёр пьёт, но милосердие к человеку должно превалировать над долгом!

Так вот, эскулап - это Чехов!


Григорий Островский   28.10.2009 19:35   Заявить о нарушении
"Средство от запоя"
Чтец и комик г. Фениксов-Дикобразов 2-й

Денис Плотников   28.10.2009 20:54   Заявить о нарушении
"Интэресно, а шьто по поводу Чэхова думает сам товарисщ Жюков-Плотниыков?

Григорий Островский   28.10.2009 20:58   Заявить о нарушении
Известно, что смешное и жестокое очень часто топают рядом. "Оттараканить"? Великолепно! Ничего пошлого не усматриваю. Очень по-мужски, в меру цинично, грубовато и современно. И потом, не Вам, матерщиннику, об этом говорить. Кстати, Ваш мат многие чистоплюи на дух не выносят. А мне нравится. Даже очень нравится. Потому что Ваш мат не ради мата. И потому что - Ваш мат остроумен и талантлив.
К слову сказать, мат и отдельные жаргонные словечки в устах знающего меру индивидуума могут быть невероятно смешными и остроумными. И за кажущейся грубостью может скрываться тонкая ирония и остроумнейшая игра в звуки, полутона и намеки.
Это как у Ярослава Гашека. У которого многие видят грубый солдатский юмор и не видят подтекста.
К сожалению, у меня под рукой нет писем Чехова. Когда-то я ими зачитывался. "По приезде в Петербург, пока мои молодые друзья теряли время даром, я совратил несколько самых красивых дам полусвета и выпил вина и водки столько, что Россия может по праву мной гордиться". Цитирую по памяти. По нынешним меркам это звучит столь невинно, что может быть предложено вниманию аудитории, состоящей из учеников младших классов. Конечно, в этом письме - и в других - он привирал. Вернее, фантазировал. И потом, не надо забывать, кому он писал. Он писал тем, кто хорошо понимал, что тон его писем шутлив, что письма - это часть его литературного творчества. Чехов был насквозь литературен. Он никогда не бывал пошл. Он интуитивно соблюдал чувство меры. Он пошлость за версту чуял: это свойство его дарования.
Давайте вспомним Пушкина. Господи, чего он только не писал в письмах! А "Царь Никита..."? Побалансировать на краю, над пропастью, на дне которой покоится Пошлость - для гения милейшее и соблазнительнейшее дело!

Вионор Меретуков   28.10.2009 21:39   Заявить о нарушении
Вы как-то уж очень глЫбоко "въелись" в "мою" ПОШЛОСТЬ, как голодная собака в мозговую косточку с осьмушкой мяса?!

Наверное это и хорошо и нормально, что мы оба не только "видим" разных Чеховых, но и с завидным аргументированным упорством, отстаиваем наши индивидуальные вИдения!

Я с 15-ти лет вчитывался в его тексты, не пропуская ни примечаний, ни комментариев, ни серьёзных литературоведческих статей того времени, параллельно наслаждаясь и упиваясь его поэтикой, но потом подостыл, увлёкся Достоевским и Набоковым, чуть позднее Платоновым и Трифоновым...

В "Скрипке Ротшильда", есть тонкая, но пульсирующая, как жилка на запястье, мысль о том, что ...

В иудаизме, одним из важнейших краеугольных понятий, является понятие ДУШИ.
Так вот, признавая наличие души как у животного , так и у человека, тем не менее акцентируется приоритет человеческой души, как "отметины" Божьей и творческого начала.

Умирая, Чехов завещал человечеству свою душу-скрипку, чтобы люди учились слышать и слушать ЕГО музыку!

Григорий Островский   28.10.2009 21:57   Заявить о нарушении
люди, слушайте глупость остробского...

Салахитдин Муминов   31.10.2009 21:23   Заявить о нарушении
Мсье Островский! Вы сами ответите миляге Салахитдину?

Вионор Меретуков   01.11.2009 18:12   Заявить о нарушении
Меретуков, вы миляга.

Салахитдин Муминов   01.11.2009 18:16   Заявить о нарушении
Да я ему уже цельный день отвечал (см.отклики на мою рецензию Алексею Котову 2), да видать - "не в коня корм"!
Учёный филолог Муминов несколько высоковатого мнения о собственной персоне и о самовкладе в русскую литературу, блестящим знатоком которой он является (только глубокая проработка писателей Шестова и Ницше, свидетельствует о многом).
И если правда, что он читает молодым людям лекции по литературе, - то мне жаль этих студиозов!

А вот с Вами я готов пикироваться, ибо поиски истины и способы самовыражения, мне интересны!

Григорий Островский   01.11.2009 18:23   Заявить о нарушении
И еще: вы чрезвычайно услужливый человек. Так держать!

Салахитдин Муминов   01.11.2009 18:24   Заявить о нарушении
Салахитдин! Позвольте полюбопытствовать, последние Ваши слова к кому обращены?

Вионор Меретуков   01.11.2009 19:50   Заявить о нарушении
Меретуков, если вы настоящий друг Островского, считайте, что эти слова характеризуют вас. А если вы не друг Островского, тогда считайте, что эти слова обращены к нему.

Салахитдин Муминов   01.11.2009 20:05   Заявить о нарушении
Простите, что вмешиваюсь в беседу столь достойных мужей,
но, господа-товарищи, Чехов был ВРАЧОМ(!) А эта профессия оказывает на человека гораздо бОльшее влияние, чем думается (или НЕ думается "всуе"):)
Отсюда все противоречия и натуры, и творчества.
И отвращение, и жалость.
И цинизм, и самые нежные и возвышенно-болезненная романтика.
Благодарю автора статьи и оппонентов за интересную беседу!

(Насчёт выведения из запоя того "трагика" - хм:) а ведь задумка имеет смысл - "набивка" рефлекса на уровне собаки Павлова - боль-отвращение-пресыщение-алкоголь. Ну..это так... женское...)!

Сидор Сидорчук   04.02.2010 06:54   Заявить о нарушении
В смысле, я согласная! И с Каутским, и с Энгельсом:)

Сидор Сидорчук   04.02.2010 06:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.