Собака как вид искусства - Dog Breeding As A Fine

Небольшая преамбула: перед вами литературный перевод нескольких глав книги "Dog Breeding As A Fine Art".
Аmy Fernandez - профессиональный художник: керамика, пастель. Кинолог, владелица питомника  китайской хохлатой собаки Razzmatazz мирового ранга: 30 международных титулов, три титула Чемпиона Мира и 12 званий победителей групповых соревнований и BIS в Европе, Южной Америке, Азии и Африке. Автор многих книг о собаках, лауреат конкурсов.
Разматасики у Шурки в роду.

Ирочка Климова (владелица московского питомника китайчат) в 2005 году забросила книгу, чтобы я просмотрела материал на предмет целесообразности публикации.
У книги неплохие отзывы, в том числе и российских генетиков биофака МГУ. Половина глав посвящена разведению, подводным камням генетики и прочим собачьим проблемам.

Первые главы принялись плавно скользить по клавиатуре в русском исполнении. Я перевела залпом.
Речь о том, каким образом появились породы, кто их создал. Какие эстетические и прагматические задачи ставились.
Как из одного  собачьего "прототипа" появилось немыслимое разнообразие размеров, форм, характеров?
Когда началось? Что было в Древнем Египте? В Древней Греции? Когда начали заниматься собаками в Европе? Огромный раздел про Великобританию, про США ...

Сегодня нашла старый перевод и решила опубликовать здесь.

Публикация - благодарность российским кинологам породы китайская хохлатая: Танечке Романовой, Ире Климовой, Тане Тушевой, Люде Ганапольской.

Выкладываю первоначальный вариант 2005 года практически без редактуры. Пусть пока так.

Итак, главы книги AMY FERNANDEZ "DOG BREEDING AS A FINE ART".

ПРЕДИСЛОВИЕ

Породистая собака «вплывает в нейтральные воды, не отмеченные ни на одной морской карте».

Заводчики сталкиваются с проблемами, которые, еще несколько лет назад казалось совершенно невозможным «измерить в морских саженях». Решая их, мы обязаны пересмотреть мотивации, ценности и даже само наше желание продолжать «развлекаться» собаками.

Изменились наши представления и восприятие. Не просто подверглись изменению: они как бы стремительно улетели далеко вперед и оставили нас в столь сильном изумлении, что в условиях переоценки и ревизии нашего статуса мы не всегда в состоянии осознать, что же мы, собственно, из себя представляем.

Основной катализатор изменения наших представлений – невероятный прогресс науки в девятнадцатом и двадцатом веках.
Прочь все устаревшие положения и необъяснимые ранее тайны разведения собак. Мы теперь не только в состоянии реализовать то, что раньше считалось невозможным, мы теперь можем совершенствовать и дорабатывать внутренние механизмы, которые позволяют «ранее невозможному» стать повседневным.

Всего за несколько десятилетий наука вывела «собачий каприз» из тьмы веков на свет оруэловских возможностей картрирования и клонирования. Технологические изменения происходят быстрее, чем нам удается адаптироваться к ним. Вместо того, чтобы преобразовать поражающие воображения гипотезы в реальные планы, мы тщетно пытаемся пересмотреть планы, подгоняя их под новые технологии...

Разведение собак никогда не будет полностью восприниматься в контексте системы научных или идеологических принципов. Устоит против меняющихся обстоятельств только одно: если любите какую-либо породу, все остальное встанет на свои места.

Необходимо помнить: любовь к собаке - наследство тысячелетий. Мы не одиноки. Мы имеем возможность использовать бесценный клад знаний, накопленных до нас.
Возможно, собачья история, не сталкивалась с невероятными испытаниями человеческой истории, однако и здесь немало бурь побушевало.

Настоящая книга - напоминание о баталиях, в которых люди сражались и побеждали. В большей степени, книга - признание и благодарность искусству создания прекрасной собаки.

ЧТО ТАКОЕ «ЧИСТАЯ» ПОРОДА?

«Верный способ предсказать будущее математики – это изучать её прошлое и настоящее» - Анри Пуанкаре.

ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ УВИДЕТЬ ПЕРСПЕКТИВУ И ДОБИТЬСЯ ЖЕЛАЕМОЙ ЦЕЛИ В ВАШЕЙ ПРОГРАММЕ РАЗВЕДЕНИЯ – анализировать личный опыт с позиции исторического контекста.

Как и все остальное в подлунном мире чистопородная собака – продукт истории.

Ваша порода предстает перед Вашим взором именно в таком виде, в котором она существует сегодня согласно вполне конкретным историческим причинам. Без этой информации невозможно ни понять особенности типа ни внести вклад в будущее породы.
История кинологии - нечто большее, чем сборник анекдотов. Взаимоотношения человека с собаками есть долговременная обоюдная адаптация.

История конкретной собаки = история цивилизации. Порода зависит от совпадения реальности с ожиданиями.

В двенадцатом веке экономический подъем «вытолкнул» чистопородную собаку на вершину социальной лестницы. А экономический подъем девятнадцатого века  «отдал» породистую собаку в руки среднего класса.

При этом разведение собак не обусловлено стремлением к элитарности или прерогативой среднего класса. Поэтому знание, какие именно социальные классы вводили породистую собаку внутрь определенного контекста, никогда не должен затуманивать восприятие породы.

История бульдога - прекрасный пример. Бульдог перестал быть популярным внезапно  и резко, в начале 1880х порода практически исчезла.
Причина оказалась совершенно не связана с какими-либо драматическими проблемами со здоровьем, как пытались изобразить дело некоторые.

Скорее всего, суть дела в назревшем и, честно говоря, запоздалом запрете 1838 года на травлю быков собаками (bulldog = «бычья собака»).

Не попадайтесь в ловушку: не верьте всему, что опубликовано и что появляется в печатном виде. Немало историй пород представляют из себя вольную и щедрую смесь из фактов и сфабрикованных абсурдных нелепостей.

Любое исследование бесполезно, если Вы не способны отделить информационные зерна от шелухи. Тот факт, что некая информация перепечатывалась многократно или приписывается какому-то весьма авторитетному источнику, вовсе не гарантирует точность.
Пусть Вашим гидом станет интуиция и фоновые знания (чем больше - тем надежнее).


ОДОМАШИВАНИЕ СОБАКИ:
НЕКОТОРЫЕ ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ

Можно только гадать, что за события сопутствовали ранним стадиям одомашивания собаки. Исследования, проведенные  Мечом/Mech (1970), Фоксом/Fox (1971)и Лопесом/Lopez (1978)  предлагают заглянуть внутрь процесса. Они прослеживают интересные переплетения путей человека и собаки.

Итак, на правах гипотезы:

Как все плотоядные, волки зависят от дичи как основного источника пищи. Ранние homo sapiens также , по большей части, кормились охотой, убивая и/или отнимая добычу у другого.
Оба вида практиковали похожий стиль охоты, где основной навык – набор различных приемов техник с целью повалить добычу наземь. Оба вида предпочитали охотиться на знакомых территориях, что позволяло применять заранее  намеченные стратегии (типа коротких перебежек на перехват спасающейся бегством добычи).
Подобно человеку волки способны изменить тактику охоты на ту, что наилучшим образом соответствует особенностям территории или погодных условий.

Представители обоих видов способны длительно наблюдать за добычей, выбирая, какое именно животное стоит преследовать.
Кроме того, оба вида обладают схожими формами социального поведения типа проживания небольшими социальными группами с ясно обозначенным лидером, охотой на крупную дичь не в одиночку, а группой, делятся едой после охоты, совместно ухаживают за молодняком.

Подобные социальные, пищевые и охотничьи модели поведения возникли в обоих видах самостоятельно, независимо друг от друга.
Однако, они могли зародить некоторые признаки сопереживания и любопытства. Раннему человеку было абсолютно не свойственно современное чувство превосходства над животными. Скорее, он мог бы рассматривать волка как интересного партнера или противника, равного себе.
.....

Некоторые теории предлагают вариант, согласно которому ранний человек сообразив, что более совершенные качества (скорость, выносливость и острый нюх) усиливают охотничьи способности волка, решил эксплуатировать таланты в своих целях. Сразу же как только произошло одомашивание, арсенал навыков более совершенной охоты стал использоваться на полную мощность.

Факт: самая ранняя цель селективного разведения состояла в совершенствовании типа собак, предназначенных для охоты и погони за дичью.

В 1950 году Скотт/Scott предложил теорию, согласно которой волков естественным образом привлекали места проживания человека из-за доступности пищи и возможностей поживиться грабежом.
По этому сценарию, человек мог воспользоваться такими преимуществами волков, как более чуткий слухе и защитный инстинкт и ... использовать их против самих непрошеных гостей (т.е. приручив "волка-друга" - собаку).
.....

Как бы там дело ни происходило на самом деле, вполне разумно предположить, что все ранние контакты оказались взаимовыгодны (если и тогда, когда человек и волк находили общие цели).
Сотрудничество обеспечило обоим видам ценное преимущество по части выживания. Люди и новый вид (будущие собаки) стремительно эволюционировали в плане выживаемости видов, в то время, как волку как виду едва удалось избежать участи полного исчезновения.

Сам факт, что человек предпочел сохранить и защитить данные виды, подразумевает, что для него эти виды были нечто большим, чем угрозой или соперником.

Судите сами: типичная реакция на другие виды, рассматриваемые в данном контексте, состояла в стремлении полностью устранить их из своего окружения.

Секрет успеха эволюции состоял в естественной способности волка изменять паттерны поведения. Не всякий вид дикого животного способен подавлять свои поведенческие инстинкты, приводя их в соответствие с социальными патернами человека. Ранний человек предпринимал попытки одомашнить многие виды помимо волка, и большинство из этих экспериментов провалились.

Немного позднее египтяне также не добились существенного успеха в попытке одомашнить виды местных животных, таких как гиены, газели и лисы, койота, шакала и некоторых видов крупных диких кошек. Попытки прошлых лет и настоящего времени одомашнить cape hunting dog также не привели к успеху.
(мой комментарий: я не знаю, что это за собака. Дословно «охотничья собака с капюшоном». В биологическом словаре такого животного нет).
 
Одомашнивание - сложный процесс и требует экстенсивных умственных, физических и метаболических адаптаций.

Модель одомашнивания Silver fox (Vulpes vulpes) описана в материалах, посвященных 40-летнему эксперименту, который проводился в Сибири. Это 1930е годы (масса материалов).

САМЫЕ ПЕРВЫЕ ЧИСТОПОРОДНЫЕ СОБАКИ

Многие теории и гипотезы так и "повисли" теориями и гипотезами.

Однако, все доказательства указывают на то, что селективное разведение на самом деле начало серьезно развиваться с момента перехода человека на аграрный образ жизни.

ПОРОДИСТАЯ СОБАКА ПОЯВИЛАСЬ НЕ ОДНОМОМЕНТНО, ОНА РОЖДАЛАСЬ параллельно с изменениями в социальной и культурной жизни.

Не все так логично, стройно и последовательно: во многих случаях, частенько - счастливый случай.

Вполне узнаваемы породы в произведениях искусства многих древних культур, включая Ассирию, Вавилон, Персию и Египет.

Первый тип с четко обозначенными признаками породы - длинноногая гончая собака.

Самые древние документы (и Библия не исключение) дают описания грейхаунда как четко обозначенную конкретную породу.

А сторожевые собаки упоминаются в книге Исайи (56:10). Йов (30:10)подробно описывает, какие именно собаки охраняют овечьи отары.
В Библии можно отыскать даже принципы селективного разведение домашних видов животных.

Многие прочно укоренившиеся суеверия, связанные с разведением животных, уходят корнями в библейские сюжеты. Например, первый способ наследуемых материнских отметин приводится в Книге Бытия, где Иаков "спровоцировал" появление на своих овцах белых отметин, показав им белые полосы, вырезанные в прутьях тополя.

ЕГИПЕТ

Ко времени Нового Царства (1570-1085 до н.э.) - самая богатая, благополучная и влиятельная страна мира.

Аристократия установила стандарт привязанности к породистым собакам, мода эта сохранялась на протяжении столетий.
Древние египтяне – признанные авторитеты во многих науках, включая племенное животноводство, в этой области они предпринимали попытки одомашнить практически всех известных животных. Им удалось отлично понять принципы и системы бридинга.

В противовес популярным верованиям, династические линии Египта не столь уж сильно пострадали и не погибли из-за последствий инбридинга(браки близких кровных родственников).

Последние исследования ДНК показали, что несмотря на инбридинг внутри царской фамилии, процесс был сбалансирован линейным бридингом (браки представителей одной фамилии, но не кровные родственники)  и аут-кроссингом (браки представителей разных семей), поэтому инбридинг не имел каких-либо фатальных последствий.

Самые первые домашние собаки Египта, вероятно, принадлежали к родовому типу динго.
На конечном этапе из одного родового типа выведено по меньшей мере пять типов с четко обозначенными признаками: маленькая терьеро-подобная домашняя собачка, тип бассенджи, тип мастиффа, тип грейхаунда, а также комбинация мастифф/грейхаунд.

ЕГИПТЯНЕ ПОЛУЧАЛИ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПАРТНЕРСТВА С КОМПАНЬОНАМИ.

Давали имена, инкорпорировали их в систему искусства, религиозных церемоний и погребальных традиций. В произведениях искусства Египта есть изображения охотничьих, сторожевых и пастушечьих собак.
Существуют крайне любопытные изображения породы с длинным телом и короткими лапами, напоминающую таксу огромного размера. В местах археологических раскопок Египта обнаружены останки тысяч мумифицированных собак.

«На самом раннем этапе своей истории египтяне породили идею сакрального, священного животного ..., и священные животные стали сюжетами первых скульптур, тех скульптур, которые вполне можно назвать искусством в самом высоком смысле этого слова ...

Степень обожествления и количество атрибутов полусакрального животного, которое существовало  в древнем Египте, свидетельствует о присутствии  в сознании человека компонента, всегда сопровождающего религиозное чувство, а именно – любви.

Египтяне любили животных. Антрополог отверг бы  данное утверждение и счел бы его сентиментальной чепухой, однако, совершенно очевидно: чувство, которое испытывал египтянин по отношению к животным, намного ближе к тому, что характерно для нас с вами сегодня, и намного дальше от чувства, которое испытывали к животным представители любой другой древней цивилизации» (Животные и Люди).

Как и любой другой аристократический клан, фараоны любили охоту.
Это мотивировало создание пород определенного дизайна, особенно это сказалось на выведении sighthound (мой комм.: досл. «зоркая гончая», собака, не выпускающая добычу из вида - предшественница современных борзых. Варианта, понятное дело, два: либо фараонова собака - согласно справочникам, выведена раньше, либо салюки  - выведена позже, но специфично под быстрых копытных).

Тип сохранился относительно низменным на протяжении тысячелетий - блестящая селекционная работа.

Египетские селекционеры целенаправленно выводили из гончих, с одной стороны, sighthounds (для максимально успешной охоты за быстрой добычей, типа антилоп или газелей), а с другой стороны, проводился бридинг на создание более тяжелого типа (для охоты на бизона, медведя и самую любимую  добычу египетской царской фамилии – льва).

Тогда же египтяне вывели более медленного scent hound (гончая по запаху), который вероятно, использовался, чтобы подкрасться к пернатой дичи.

Многие и многие века акцент - совершенствование охотничьего мастерства.

Когда в Египет вошли персы и греки, египетские собаки стали источником племенного поголовья этих народов. 

Начиная примерно с 2000 года до н.э. надо говорить и о цивилизациях кельтов и финикийцев.

Примерно с 500 года до н.э., судьбы их переплетались с греками и римлянами.
И греки, и римляне, и кельты, и финикийцы внесли свой вклад в специализированные породы, которых становилось больше год от года.

В древнем мире собаки были ценнейшей собственностью, предметом торговли между представителями разных государств и обществ.

Греко-римская и кельтские идеи и традиции легли в основу многих пород.


ЗОЛОТОЙ ВЕК ГРЕЦИИ СОЗДАЛ ЕЩЕ ОДНУ ИДЕАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОРОДИСТОЙ СОБАКИ.

Стабильная экономика эллинского общества стимулировала интерес к искусству и науке, не исключая предшественницу современной зоологии. Греческое искусство ориентировано на точность факта.

Совсем не противоречит ни идеализированной красоте, лежащей в основе классической традиции, ни реализму эллинского искусства.
Поразительный мраморный «Больной грейхаунд» (Лувр, Париж), создан примерно около 200 года до н.э. где-то в Magna Graecia.
Не только детальное отображение конкретного типа породы, но и одна из самых первых попыток документально зафиксировать клинические признаки собачьей чумы.

Конечно, фиксация клинического течения болезни. Но ведь не только - искреннее сочувствие. Древние греки любили своих собак.

Такое же сентиментальное чувство - в отрывке из Одиссеи Гомера (850 до н.э.), где Одиссей возвращается с троянской войны, переодетый в нищего попрошайку и не узнанный  никем кроме Аргуса, его верного старого, уже умирающего грейхаунда: «Там лежал Аргус, его гончая, по телу пса ползали паразиты. Но он мгновенно ясно угадал присутствие Одиссея. Уже не было сил подойти ближе к хозяину, завилял хвостом и прижал уши. Краем глаза Одиссей покосился на него и смахнул слезу».


ДРЕВНИЕ ГРЕКИ РАЗРАБОТАЛИ ЧЕТКИЕ ПРИНЦИПЫ БРИДИНГА ПОРОД С ЦЕЛЬЮ БЫСТРОГО РАЗВИТИЯ ЖЕЛАЕМЫХ ПРИЗНАКОВ.

К специфическим породам можно отнести: гончую Спарты, гончих Кастора для охоты на зайцев, гончих Локриана для охоты для медведя и кабана, а также Hyrcanian собаку, импортированную из Индии и знаменитую своей свирепостью.

Результат более позднего сплава греческой и римской культур - гибрид многих из вновь созланных пород. Это те самые плоды греко-римскоцй цивилизации, что веками доминировали в Западной Европе.

У РИМЛЯН было по меньшей мере шесть четких типов собак, классифицируемых в соответствии со спецификой применения: домашние собаки (villatici), пастушечьи собаки  (pastorals), охотничьи собаки (venaciti), бойцовые собаки (pugnaces), гончие по кровавому следу (sagaces)и грейхаунды (celeres).

Именно со времен римлян начался культ породистой собаки.

Особенно это относилось к мастифам - ценному предмету торговли и символу социального статуса.

Римляне по праву гордились своими породами.
Чтобы довести их до совершенства требовалось великое мастерство, умение и навыки, включая применение «кроссов» с тщательно отобранным импортированным поголовьем. Есть документальные свидетельства о высоких ценах на особо выдающиеся особи.

Римляне мастерски находили применение своим собакам, используя их как в качестве личных телохранителей, так и во время многочисленных военных кампаний, иногда собак одевали в военные доспехи.

САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ МЕТОД ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОБАК СОСТОЯЛ В СЛЕДУЮЩЕМ: сотни свирепых гончих спускали на передовой строй противника, следом шла пехота.
Собаки погибали, однако,и противник деморализован.
После победы в 101 году до н.э. над кимврами, Марий сказал, что самыми храбрыми германскими воинами были их женщины и их собаки.

«ТРАКТАТ О ГРЕЙХАУНДЕ" (Cynegeticus), опубликованный в 124 году н.э. – первый из дошедших до нас трактатов, посвященных определенной породе собак.
Трактат также содержит и первое описание стандарта породы.

Автор – Флавий Арриан (Flavius Arrianus. ок.75-185).
Грек по рождению, в 124 г. стал  гражданином Рима. Вероятно, его можно считать первым экспертом по породе (и выдающимся экспертом по псовой охоте).
Трактат много лет считался утраченным, но в 1831 году, наконец, был обнаружен  в библиотеке Ватикана и переведен на английский.
Согласно Арриану, вплоть до нашествия кельтов в 237 году до н.э. греки не располагали хорошими охотничьими собаками.


МАСТИФЫ И ГРЕЙХАУНДЫ ВПЕРВЫЕ ПРИБЫЛИ В БРИТАНИЮ ПО ФИНИКИЙСКИМ ТОРГОВЫМ ПУТЯМ.

Кроссы с местными породами в конце концов привели к становлению пород кельтского стэгхаунда (Celtic Staghound – «рабочая гончая» на оленя); грейхаунда; уэльской гончей (Welsh Hounds) и ирландского волкодава (Irish Wolfhounds).

В Средние Века все эти породы были более чем востребованы. Кроме того, финикийские торговцы познакомили британцев и с популярной на Среднем Востоке охотой с соколами, ястребами и гончими, тем самым, породив на британских островах потребность в сайтхаундах (sighthounds - «зорких гончих», аналог современной борзой).

Естественно, между греками и британцами происходил непрекращающийся обмен собаками. Галлы проявили себя умелыми покупателями, специалистами по греческим бойцовым собаками топ-класса.

Еще один распространенный вид бартера – обмен корнуэлского олова (Cornish tin) на финикийских мастиффов.
Юлий Цезарь был поражен, обнаружив в Британии мастиффов и ирландских волкодавов безупречного качества, и справедливо предположил, что эти собаки являются потомками высоко-породного финикийского поголовья. Римляне быстро присвоили себе ценнейших собак и перевезли в Рим.
Именно эти собаки породили огромный спрос на импортированных мастифов и ирландских волкодавов.

Кельты и пикты славились замечательными местными типами собак.
Основа - земледелие и фермерство, поэтому стада и собаки являлись жизненно-важными. Собаки – популярная тема искусства этих народов.
Традиция ритуального погребения вместе с собаками также имела место быть. К своим собакам они относились крайне серьезно.

Первую документально-оформленную запись об имущественном споре вполне можно считать позорной страницей истории Шотландии.
В ранней истории  Шотландии, а именно в «The Bulk of the Cronicles of Scotland” Стюарта (William Stewart) рассказывается о крупном сражении на территории Шотландии между пиктами и скотами. Бойня спровоцирована кражей: лорды пиктов украли собаку, принадлежавшую шотландскому королю Картинтусу (Carthyntus).
В битве погибло 160 воинов.

КАК СФОРМИРОВАЛАСЬ ПОРОДИСТАЯ СОБАКА

К ДЕСЯТОМУ ВЕКУ ЦЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОРОД НЕ ВЫЗЫВАЛА НИКАКИХ СОМНЕНИЙ,  ПОРОДИСТЫЕ СОБАКИ БЫЛИ РАСПРОСТРАНЕНЫ ПО ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ.

Превратились в ценный товар, что стало сильной мотивацией выведения специфических типов.

Однако, определяющим фактором продолжала оставаться скорее функция, чем родословная.

Многие авторы указывают, что именно Средние Века следует считать самым значительным этапом развития чистопородных типов.

Маршруты набегов варваров и походов крестоносцев, в конце концов превратились в международные торговые пути, подхлестнув контакты между теми нациями, которые в то время занимались разведением собак.

Целый ряд социальных договоров и соглашений, все эти соглашения надо привести к единому стандарту. А это, в свою очередь, оказалось крайне  важным для признания в дальнейшем тех пород, которые были документально описаны и «оформлены в установленном порядке». Все эти факторы в сочетании с усиливающимся политическим и экономическим могуществом Англии создали для породистой собаки ту «сцену», на которой они играют по сей день.

ТОРГОВЛЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

После падения Римской империи в европейской цивилизации больше никогда не возникло  стабильного единого политического пространства.

Люди проживали в изолированных структурах, и породы их собак возникали внутри локальных замкнутых территорий.

Веками племена викингов, монгол(ов), мадьяр и турок терзали территорию Европы, что провоцировало  не естественную, а вынужденную, навязанную обстоятельствами модель культурного обмена между европейскими нациями. 
За несколько веков многие из завоевателей приобрели наиболее характерные культурные «метки» завоеванных народов, а во многих случаях оставались жить на завоеванных землях.

Эволюция породного типа полностью зависит от уровня жизни того или иного народа. Только при условиях здорового развития нации (или популяции) возможно добиться генетического многообразия собак, необходимого для бридинга.
Перемещение народов или собак между географическими областями происходило по больше части в связи с войной, голодом или торговлей.

К моменту раннего средневековья (800 г. н.э.) рынок английской шерсти запустил механизм роста сети торговых путей по Северному морю. Снова люди стали путешествовать, были разработаны и установлены торговые шаблоны поведения, хотя деление на народы Европы, к которому мы привыкли сегодня, еще оставалось в достаточной степени неизвестным.

Королевства стремились расширить свои владения, объединяя территории семейными союзами или политическими альянсами.

Совершенно очевидно, что в те времена не существовало никаких книг по собакам.
Однако, вполне реально собрать информацию из исторических  или военных источников и на основании собранных фактических сведений документально установить, на каком уровне находилась торговля породами, перемещение пород на другие территории, и какое влияние всё это оказало на образование новых типов и породных линий.

Со времени династии Плантагенетов (Plantagenets, 1154-1485) и далее на протяжении столетий жизни французов и англичан тесно переплетены. 

Начало правления Плантагенетов - первые походы в Ирландию. Местные ирландские породы эскпортированны во Францию.
Породы Chien Blanc Loi и Chie Gris de St. Loi, предки современных гончих Св.Губерта (St. Hubert) и тальботов (Talbots) прибыли во Францию во времена крестовых походов, а оттуда уже были экспортированы в Англию во время покорения Англии норманнами.

Норманны, потомки викингов, постепенно привозили с собой собственные, выведенные ими, породы.

СТОЛЕТИЯ ВРАЖДЫ МЕЖДУ ВИКИНГАМИ И КЕЛЬТАМИ.

Люди вынуждены перемещаться на новые территории, возрождая свои породы в новых условиях.
Наверное, именно этому обстоятельству мы обязаны созданию некоторых и наиболее популярных пастушечьих пород.

Например, согласно одной из теорий, вельш корги (Welsh – Уэлльский)  происходят от шведского вальхунда, впервые завезенного в Уэлльс викингами.

Тем же путем в Англию могла прибыть исландская собака, возможный предок колли.
Лейтон в «Новой книге о собаке» (Leighton “The New Book of the Dog”) приводит документальное доказательство того, насколько высоко викинги ценили собак, – сказ о Самре (Samr), знаменитой ирландской пастушечьей собаке.
Сам факт, что этот ранний тест на проверку пастушечьих качеств превратился в легенду и вошел в письменные хроники, свидетельствует, что это событие было действительно из ряда вон выходящим.

Согласно Лейтону, король Олаф Трюгвассон Норвежский (King Olaf Trygveson of Norway) (963-ок.1000) приобрел этого замечательного пса, отдав за него золотое кольцо исключительной ценности. Частью сделки был договор, по которому Самру предстояло доказать свои исключительные качества: король .на глазах у группы свидетелей он должен был распознать и вернуть скот, принадлежащий хозяину, отделив своих от чужих в группе, где находились и другие животные, которых король специально собрал в общее стадо для испытания.

(мой комментарий: Олаф - воспитанник нашего новгородского Владимира I Святославовича: мать бежала от убийц с маленьким Олафом в Новгород, где у князя Владимира служил ее брат Сугирд. По дороге на территории современной Эстонии их захватили пираты (все как у нас сегодня?!) СЛУЧАЙНО, собирая налоги, Сигурд увидел маленького племянника - выкупил из рабства. Будущий норвежский король рос в Новгороде, в юности служил в дружине Владимира)

РАЗВЕДЕНИЕ СОБАК – ТРАДИЦИЯ ЭЛИТЫ

В план общественной реформы 871 года Альфред Великий (849-899) включил инструктаж своих подданных по самым узко-профессиональным моментам содержания собак, а также управления питомниками и сворами.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ БАЗА СОВРЕМЕННЫХ ЧИСТЫХ ПОРОД БЫЛА ЗАЛОЖЕНА ПОСЛЕ 1100 ГОДА Н.Э.
МНОГИЕ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИК И ТЕОРИЙ, КАСАЮЩИХСЯ ПОРОДИСТЫХ СОБАК, БЫЛИ РАЗРАБОТАНЫ В ОДИННАДЦАТОМ-ДВЕНАДЦАТОМ ВЕКАХ.

Тогда стали серьезно изучать и эксплуатировать естественные способности собак. Спрос на собак со специфическими качествами стимулировал стремительное появление целого ряда охотничьих, сторожевых, пастушечьих пород, а также декоративных (в качестве предметов роскоши).

Появились разновидности мастифов, грейхаундов, спаниелей и терьеров с экстремальными параметрами размеров тела, типов шерсти, форм головы и длины ног.
К популярным видам той эпохи можно отнести келги (the Covert Hound/гончая по крылатой дичи или Buck Hound/гончая по быстрой дичи), the Mylky/милки (грейхаунд) или the Kolwyn/кольвина (ранняя разновидность спаниеля).

Средневековая аристокартия создала мощный стимул к созданию и внедрению в обиход породистых собак. Любовь аристократии к выведению  породистых собак граничила с фетишизмом.

Только "нечеловеческой" привязанностью к данному виду деятельности можно обосновать  немыслимые бюджетные ассигнования(NB - государственные, т.е. средства общества, а не личные того или иного феодала) на поддержание собачьих питомников и хозяйств невероятных масштабов.

К примеру, согласно отчетам, Робер I (герцог Бургундский, 1011-1076) содержал в своей своре 1,500 собак.

Можно подобрать массу определений для описания разведения собак в средние века, единственно, что совершенно не подходит – хобби. По сути, это ближе к государственному проекту федерального финасирования с бюджетом, сопоставимым с бюджетом космических программ НАСА (мой комментарий: египтян все равно не переплюнули).

По значимости сопоставимо с возведением великого собора (NB: не моя метафора, а Emmy Fernandez).

АРИСТОКРАТИЯ РАССМАТРИВАЛА РАЗВЕДЕНИЕ КОРОЛЕВСКИХ СОБАК, ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ПОВОД НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ.

Годы с 1270 по 1370 для Англии - беспрецедентный период отсутствия войн.
Под защитой династии Плантагенетов установился мир, подарив, наконец, возможность вздохнуть после столетий войн как с внешним противником, так и гражданских войн. Англия Плантагенетов включала в себя всю территорию Англии, половину Ирландии и половину Франции.

Этот период прославился, во-первых, ростом благосостояния, а во-вторых, тем, что доминирующим фактором цивилизации того времени стало стремление к образованию, искусству и культуре (мой комментарий: тут Emmy начинает писать про Возрождение. Эти абзацы давать не смогу физически: 12 век, конечно, еще совсем рано. Но на горизонте уже "розовела ниточка зари" БУДУЩЕГО Возрождения. Хотя сама втайне и молча считаю Фра Анжелико ренессансным).

Жажда аристократии получить и создать различные произведения искусства доходила до состояния близкого к мании, и в этом контексте культ породистой собаки уже стал выходить за пределы разумного. Собаки удачного и грамотного разведения символизировали статус и могущество.

XV ВЕК.

Cэру Джону Тальботу (ум.1453) , мы обязаны тем, что в пятнадцатом веке он привез из Франции в Англию Chien Blanc Loi (досл. «белая собака Людовика»).
Уже собственно в Англии из этого материала была выведена гончая тальбота (Talbot Hound), тот самый исчезнувший предок многих современных пород. Чтобы продемонстрировать, насколько значимо для чести и гордости фамилии данное достижение, пара гончих тальбота красуется на семейном гербе.
(мой комментарий: ирландская кровь во мне не кипит, поэтому для меня Первый граф Шрусбери - знаменитый полководец и рыцарь в самом что ни на есть средневековом понимании. Британский Ахилл - победа в 47 сражениях Интересующихся отсылаю к истории Жанны Д'Арк)

XVII век. ПОРОДИСТЫЕ СОБАКИ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ В КАЧЕСТВЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ДАРОВ И СТАНОВИЛИСЬ КРАЙНЕ ПОЛЕЗНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ.

В те времена гончии французского разведения были признаны лучшими из тех, что можно было найти.
В 1608 году Карл IV, король Франции, послал Джеймсу I, королю Шотландии, в качестве дара  полную свору стагхаундов (staghounds). Без сомнения, этот щедрый  и благородный жест внес свой вклад как в укрепление международных отношений, так и в улучшение поголовья чистопородных собак Британии.

ОХОТА – СПОРТ КОРОЛЕЙ

Первобытный  человек охотился по необходимости, именно это обстоятельство и сформировало его взаимоотношения с собакой. Социальные изменения нивелировали эту необходимость и постепенно свели её на нет – однако, страсть к охоте никуда не делась.

Охота трансформировалась в тот вид деятельности, который мы имеем сегодня, т.е. ритуализированную демонстрацию храбрости и социального статуса.

Исторически, данный бизнес всегда ассоциировался с великолепием и пышностью, если речь шла о верховных правителях, по мере того, как охота сходила вниз по социальной лестнице, уменьшалась и помпезность. Для НЕ-аристократии охота оставалась способом выжить и/или прокормиться.

Многие  очевидно бессмысленные для стороннего наблюдателя ритуалы выросли из реально существовавших методов средневековой охоты.
К примеру, в современной корриде сохранены технические принципы средневековой охоты на бизона.

Вот вам описание из охотничьего трактата 1577 года: «Один из охотников приближается к бизону и с помощью мощных гончих заставляет бизона снова и снова  крутиться вокруг дерева, охотник  играет с ним и колет зверя до тех пор, пока тот не падает наземь, истерзанный полученными ранами, или просто измучившись от усталости. В том случае, если охотнику ... угрожает опасность, соратники отвлекают внимание бизона, размахивая большими красными полотнищами, так как  красный цвет приводит его в ярость».

Приоритет XV-XVII веков - специализированные охотничьи породы: выведены новые типы гончих по волкам (wоlfhounds), гончих по оленям (deerhounds), гончих по кабанам (boarhounds) и гончих по выдрам (otterhounds).

Для успешной охоты на каждый вид дичи стал требоваться специфический тип собаки. Скоро это привело к выведению целого ряда спортивных пород, некоторые из которых известны и сегодня.

После того, как в начале восемнадцатого века Англии был убит последний волк (проклятье и злой рок фермеров), люди переключились на несчастную лису.

Оскар Уайльд  прокомментировал это "приятное" времяпрепровождение: «the unspeakable in pursuit of the uneatable” (даю мой вариант перевода: «несусветно-омерзительное в погоне за несъедобным». Извините, на русском Уайльда никогда не читала и ни за что не полезу в опубликованные переводы).

ПАРАЛЛЕЛЬНО С УСИЛЕНИЕМ ИНТЕРЕСА К ОХОТЕ ПРОИСХОДИЛО РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА БРИДИНГА СОБАК.

Охота процветала в великолепных охотничьих хозяйствах, а среди низших классов распространялось браконьерство.

В четырнадцатом веке охота всё ещё была неотъемлемой составляющей экономики. Дичь оставалась жизненно необходимым источником пищи, особенно зимой. Для большинства людей того времени отдельные породы собак, селективно выведенные для охоты, браконьерства или пастушечьей работы, продолжали оставаться жизненно необходимым инструментом выживания. 

Традиционную роль охоты удалось подорвать достижениями в аграрной сфере, повышением уровня производительности сельского хозяйства, плюс разработкой эффективного огнестрельного оружия.

Однако, на охоте балом правила не экономика. Несмотря на то, что физическое выживание больше не представляло для них никакой проблемы, люди по-прежнему отчаянно стремились найти способ продемонстрировать собственную храбрость и могущество (мой комментарий: и не дать разориться и исчезнуть колоссальной индустрии, типа производителей охотничьей амуниции, красных пиджаков Masters и черных рядовых охотников, пород лошадей и пони, hunting clubs и т.д. и т.п.).

Охота, без сомнения, оставалась приоритетным видом деятельности королевских домов и расценивалась как определённая форма военной доблести.

ОСОБЕННУЮ СТРАСТЬ К ОХОТЕ ПИТАЛИ НОРМАННСКИЕ КОРОЛИ.

Они тратили немыслимые суммы государственного бюджета на создание породистых собак и значительно расширили границы своих частных охотничьих угодий, приняв федеральные законы о лесном праве (Forest Laws)(мой комментарий: знаменитые королевские леса . В Англии институт процветал с конца XI по начало XIII. Санкции за нарушение - лютые. Стоит припомнить одни только робин-гудские истории).

Согласно одному из пунктов, леса всей территории графства Эссекс предназначаются исключительно для королевской охоты
(мой комментарий: т.е. всем, не приближенным ко двору, предлагается покорно помереть с голоду).

В пределах королевских лесов было абсолютно запрещено появление любых гончих и спаниелей.

Мастифы были разрешены, учитывая, что эти собаки были необходимы для охраны, однако, разрешение давалось только в том случае, если собаки были “expeditated”. Что это такое: резцом или стамеской у собак ампутировались когти передних лап (мой комментарий: иногда ампутация не просто когтей, а кончиков лап c когтями, отсюда второй термин declaw. Сейчас это редко, но практикуется с кошками)
Цель: лишить собаку возможности преследовать королевскую дичь.
(мой комментарий: лютовали на предмет оленей. Привет из далекого далека бедняге Jeremy Irons, дивному актеру и владельцу крошечного островка. На старости лет вынужден тратить бешеные деньги на поддержание поголовья оленей на купленной сдуру территории - отныне личной собственности и сфере ответственности).

Маленьким собакам разрешалось находиться на территории леса, но только при условии, что их размер позволял им пролезть через проволочную петлю ограждения.
Цель та же: гарантировать, что собаки не в состоянии причинить никакого вреда королевской дичи.

Естественно, разведением занималась аристократия.
Нарастающее напряжение в обществе из-за существования некоей демаркационной линии между классами ещё сильнее лимитировало диапазон возможностей создания новых пород и совершенствования существующих.
Вот так разведение собак на столетия стало исключительно  делом аристократии.

"Охотничьи" законы (Forest Laws) становились всё более запутанными с огромным количеством запретов и ограничений, многочисленными правилами.
Вводились налоги и штрафы на владение собаками на правах личной собственности.

Мало того, за следующие пару сотен лет охота превратилась в крайне формализованное действие со строгими правилами. Многие породы собак играли ведущую роль в сложных и изощренных социальных ритуалах, расцветших вокруг охоты как элитного хобби.

Общепризнанно, что самой ранней попыткой документально зафиксировать эти скурпулёзно разработанные ритуалы является “Le Art De Venerie” («Искусство почитания традиций») Уильяма Твиси (William Twici), опубликованная в 1328 году. Произведение написано на старо-французском языке в форме вопросов и ответов.
А нам оно особенно интересно, так как содержит описания всех существовавших на тот момент пород гончих.

НЕ ОХОТА. ТОЧНЕЕ, ПОРОДЫ НЕ АРИСТОКРАТЫ

Дальнейшей специализации подверглись и пастушечьи породы. (мой комментарий: в эту же группу, как ни удивительно (хотя ничего странного) Emmy включает породы терьеров).

Они все еще ассоциировались с видами деятельности, присущими низшим слоям общества, в меньшей степени интересовали аристократию, и сведения о них гораздо реже можно найти в официальных документах.

Все эти породы существовали уже с момента появления первого стада домашних животных.
В этом диапазоне, естественно, вряд ли стоит ожидать столь широкого разнообразия, как среди охотничьих.

Если говорить об социальной и политической роли, они никогда не могли похвастаться таким вниманием, которое уделялось блестящим, изысканным гончим и спортивным породам, хотя веками именно эти «незаметные» породы оставались крайне важными для выживания и сохранения торговли и промышленности.

НАСЛЕДИЕ АНГЛИИ

В Англии в большей степени, чем в какой либо другой стране средневековой Европы, сошлись в одну точку все социальные, политические и экономические течения. Результатом укрепления английской монархии стала политическая стабильность и колоссальный рост экономики Северной Европы.

На протяжении многих последующих столетий именно Англия доминировала в развитии и совершенствовании разведения пород собак. По мере того, как породистые собаки становились всё более популярными и стоили всё дороже, все аспекты разведения собак попадали под всё более тяжелый пресс бюрократического регулирования.

К началу пятнадцатого века уход за королевскими собаками существовал в качестве официальной службы. Должность, ранг и зарплата руководителя была сопоставима с рангом и зарплатой государственного министра.

Огромный департамент в структуре службы королевского двора, стандартный штат служащих  предусматривал:
 четырех «трубачей в охотничьи рожки» (не знаю, как точно по-русски называется эта охотничья специальность), 20 сержантов, многочисленных псарей различного профиля, ухаживающих за грейхаундами, смотрителей по надзору над королевской сворой, егерей, так называемых huntsmen  (мой комментарий: не путать с пауками huntsmen. Webster dictionary: the manager of a hunt, in charge of the hounds. Может ошибаюсь, но перевела как егеря), простых охотников, одного главного псаря и одного специалиста по кормлению гончих, охотников – специалистов по натасканной своре, смотрителя за гончими малого размера и смотрителя за гончими по волкам. (Безусловно, это был существенный шаг назад по сравнению с той структурой, которая существовала в Египте, где стандартный штат псарни фараона включал в себя 12,000 человек).

МАЛЕНЬКИЕ ПОРОДЫ-КОМПАНЬОНЫ, ФАВОРИТЫ НАРАВНЕ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ.

Существует целый ряд произведений, например «Tres Riches Heures” («Три часа блаженства»), работа выполнена по заказу герцога Берри (Duc of Berry), на которых изображается банкет для изнеженных собак  разных пород.
Хрупкие lapdogs  бегают вокруг стола и выбирают себе кушанья сами, а в это время слуги нарезают жареное мясо для более крупных собак
(мой комментарий: lapdogs просьба не путать с laptops).

Миниатюрные мальтийские и померанские типы собак существовали уже со времен античности, однако, в те эпохи к той породам относились с неким пренебрежением
Они всегда недооценивались, оставаясь на периферии великой схемы селективного бридинга, их всегда закрывала тень всеобщего восхищения и экономической ценности спортивных и охотничьих пород.

Состоятельная аристократия елизаветинских времен, эры Тюдоров и Стюартов оказались преданными спонсорами. Они патронировали культивирование хрупких крошечных пород – предметов роскоши, именно они вывели той породы на авансцену разведения чистых пород.

Изначально той спаниели или «спаниели для ковров» (Carpet Spaniels) импортировались с континента, именно эти первые собаки запустили механизм одной из самых первых документально зафиксированных «собачьих» причуд британского королевского двора времен правления Стюартов.

После визита в Палату Советов Чарльза II Сэмюэль Пепис (Samuel Pepys, 1633-1703) оставил следующую запись в дневнике: «Все, что я наблюдал, так это глупость короля, безостановочно  забавляющегося с собаками и не обращающего никакого внимания на дела» (Книга о собаке).
Бумага все стерпит: после следующего визита Пепис записывает, что у него самого родилось искушение украсть одну из этих маленьких собачек, которые особенно его позабавили.

В период Стюартов и ганноверской династии породистые собаки стали стоить так дорого, а спрос на рынке был столь огромен, что кража собак превратилась в прибыльный и хорошо организованный бизнес. Сам король не избежал горькой участи. В 1660 году в газете  Mercurius (Меркурий) появилось следующее объявление о пропаже собаки, приписываемое Чарльзу II:
«Мы вынуждены снова дать объявление и просить вашего содействия в поисках Черного Кобеля, метиса грейхаундом и спаниеля, окрас черный с единственной белая полоса на груди, хвост слегка подстрижен (bobbed – может, купирован?).
Собака – личная собственность Его Величества, без сомнения, она была украдена, так как пес не рожден и не был выращен в Англии, поэтому никогда не покинул бы своего хозяина по собственной воле. Тот, кто найдет пса, может сообщить о нём любому человеку из Уайтхола (Whitehall), так как собаку гораздо лучше знают все, кто находится при дворе, чем те, кто её продал.
Неужели никогда не прекратят грабить Его Величество? Он что, не имеет права держать Собаку? Место этого Пса (условия его жизни гораздо лучше, чем кто-либо может себе представить) – это единственное место, где никому не предлагается стоять на задних лапах, выпрашивая милостыню» (Книга о собаке).

(Мой комментарий: 1. Все понятно про короля? Не поднял "армию и флот", не повесил пару-тройку, а объявление дал в газету.  ПОПРОСИЛ подданных, причем, аргументировал просьбу.
Charles II у меня лично вызывает уважение. Отношением к жизни, отношением к людям, преодолением жизненных препятствий, юмором, отношением к женщинам (и выбором женщин), любовью, которую вызывал в женщинах ...
Много поводом для симпатии к королю Англии Чарльзу II.
По праву - один из героев книги. Кое кто биографию короля не знает, зато порода - каждый вечер в рекламе телека. King Charles spaniels. Одна из самых любимых маленьких пород (в России их немного, в Польше - отличные собаки). Полно на парадных портретах XVII - XVIII века не только Англии, но и России (к примеру,чудный портрет Екатерины Карамзиной с белым king-charles.
2. пара слов про Пеписа. Член Парламента, известен своими дневниками, которые вел с 1660 по 1669. Впервые опубликованы в XIX веке, по праву считаются ценным  документом периода Реставрации).

В КАКОЙ-ТО ПЕРИОД СТАЛО ПОПУЛЯРНЫМ ПРИНОСИТЬ СВОИХ ЛЮБИМЫХ СОБАК В ЦЕРКОВЬ.

В живописных жанровых полотнах с интерьерами церквей часто можно увидеть пёстрое разнообразие собак, терпеливо ожидающих своих хозяев.

Хорошо-воспитанные собаки не представляли никакой проблемы, однако, бывали случаи, когда для менее управляемых собак требовалось постороннее вмешательство.

В  Cluniac кодексе 1458 года есть запись о проблемах, которые создают собаки в церкви: «Иногда взрослые собаки или щенки, из числа тех, что разгуливают по территории монастырей, создают проблемы: часто  их лай мешает проведению службы, а иногда они рвут церковные книги». Большинство церквей нанимали специального собачьего инструктора (dog-whipper), чтобы между собаками царил мир, а также чтобы в нужный момент разбудить кого-нибудь из прихожан, задремавшего во время службы".

Истинные причины существования такого  обычая всё ещё не достаточно ясны, возможно, собаки обеспечивали некоторую защиту во время иногда многочасовых и опасных путешествий в экипаже (из дома на службу в cathedral town).
Кроме того, церковь - основной социальный центр. Именно здесь была возможность продемонстрировать своих собак в качестве символа социального статуса.
Но, каковы бы ни были мотивы, традиция  приобрела чрезвычайную популярность.

На протяжении всего периода Средних веков прослеживалась стойкая тенденция как к признанию социальной роли собак,  так и к желанию человека продемонстрировать их всем.

Могилы во многих средневековых монастырях украшают скульптурные изображения преданных собак, нашедших покой у ног почившего хозяина. Их присутствие может символизировать нерушимые узы привязанности и любви между человеком и собакой.
А, может статься, это – компонент общемировой традиции: в качестве добрых гениев и защитников животные украшают могилы  в любой цивилизации нашей планеты.
(мой комментарий: можете заглянуть на страницу Моих настоящих мужчин)


КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРОД: ФОРМА. ФУНКЦИЯ И ФОЛЬКЛОР

ШИРОКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ТИПОВ ЧИСТОПОРОДНЫХ СОБАК БЫЛО СОЗДАНО ЗА ПЕРИОД МЕЖДУ 1000 И 1850 ГОДАМИ Н.Э.

Однако, концептуальные положения, которыми мы пользуемся сегодня для определения той или иной породы, трактовались гораздо свободнее и обладали гораздо более вольными интерпретациями. 

ПЕРЕД НАТУРАЛИСТАМИ ДАВНО УЖЕ СТОИТ ВОПРОС, СКОЛЬКО ЖЕ ВСЁ-ТАКИ  ПОРОД И РАЗНОВИДНОСТЕЙ ПОРОД СОБАК.

Удивительно, но факт: тот, кому придёт в голову проследить  историю собаки, начиная от дикой Canidae, совершенно потеряется, едва дойдёт до стадии классификации домашних типов.

Кроме того, это еще большой вопрос, что именно является породой (a breed), а что разновидностью той или иной породы (a variety of breed).
Заводчики не в теории, а на практике знают, насколько это разные вещи.

«Например, то, что зоологи называют разновидностью (a variety), представляет из себя подгруппу (a subdivision) определенного биологического вида (a species), а то, что в кинологии называется разновидностью (a variety), представляет из себя явно совсем другое.
Мы трактуем разновидность (a variety) как подгруппу (a subdivision) какой-то определенной породы (a breed). В свою очередь, мы считаем определенную линию (a strain) подгруппой (a subdivision) данной разновидности (a variety).
Имейте в виду, зоолог «не копает так глубоко» (Полный справочник заводчика).

РАННИЕ ВЕРСИИ

В ШЕСТНАДЦАТОМ ВЕКЕ ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ПО ПОРОДИСТЫМ СОБАКАМ –  РАБОТА ДОКТОРА КАИУСА (DR CAIUS).

Dr Caius - врач (мой комментарий: вполне человеческий).
В 1570 году создал  «De Canibus Britannicis» («Собаки Британии»), опубликованный на латыни.
Писалась по заказу шведского натуралиста Конрада Геснера (Conrad Gesner) для включения в геснеровскую «Historiae Animalium» («История животных»). 
В результате родилась книга самодостаточная и крайне ценная сама по себе. “Canibus Britanicis”  вполне можно считать первым справочником по породам (dog-book).

Представлены полные описания всех известных пород того времени (всего 16). Автор попытался сгруппировать их в соответствии с функциональным назначением, например: охотничьи собаки, собаки по птицам; пастушечьи собаки
В отдельные группы выделялись собаки-компаньоны, comfort dogs.
(Мой перевод comfort dogs - утешители. Аргументирую, почему настаиваю на таком вариант перевода: comfort имеет два значения: 1) утешение, поддержка и 2) комфорт, удобство).

В 1756 году шведский натуралист Линнеус (Linnaeus) попытался дать классификацию пород собак в отдельном разделе всеобъемлющего труда под названием  “Systema Naturae”. Основное внимание данной работы  занимали ботаника и зоология, собакам уделялось лишь незначительное место.

Canis domesticus (собака домашняя) распределялась на следующие категории:
• Canis sagas (Wise dogs) – мудрые собаки? (досл., надо пров.латынь)
• Canis graius (Greyhounds) - грейхаунды
• Canis mastinus (Mastin) - мастино
• Canis aquaticus (Water dogs) – водные собаки
• Canis melitaeus (Maltese) - мальтийцы
• Canis aegyptius  (Egyptian dogs) – египетские собаки
• Canis fracatrix (Pug) – мопсы (курносые собаки)
• Canis mustelinius (Weasel-coloured dogs) – собаки окраса ласки

В исправленном издании 1792 года содержался список уже из 35 пород.
Это – самый полный каталог пород из тех, что были известны в то время.
В  последнем перечне Canis domesticus названия пород представлялись  в тех терминах, которые были более знакомы и употреблялись чаще, а именно:
• Canis familiaris (Faithful Dog) – преданная собака
• Canis domesticus (Shepherd’s Dog) – пастушечья собака
• Canis pomeranus (Pomeranian) - померанец
• Canis sibericus (Siberian Dog) – сибирская собака
• Canis islandicus (Iceland Dog) – исландская собака
• Canis aquaticus (Grand Barbet) – большой барбет? (бородатая собака)
• Canis pilosus (Hairy Maltese Dog) – шерстиская бальтийская собака
• Canis leoninus (Lion Dog) – львиная собака
• Canis variegates (Little Danish Dog) – маленькая датская собака
• Canis hybridus (Roquet/Bastard Pug Dog) – помесь рокета? с мопсом
• Canis fricator (Pug) - мопс
• Canis molossus (Bulldog) - бульдог
• Canis anglicus (bellicosus or Mastiff) - мастиф
• Canis sagax (German Hound) – немецкая гончая?/овчарка?
• Canis gallicus (Hound) - гончая
• Canis scoticus (Bloodhound) - бладхаунд
• Canis avicularis (Pointer) - пойнтер
• Canis aquatilis (Barbet) – барбет? (бородатая собака)
• Canis cursorius (Greyhound) - грейхаунд
• Canis aquaticus minor (Lesser Water Dog) – малая водяная собака
• Canis brevipilis pyrame (Pyrame) – пирам?
• Canis parvus melitans (Little Maltese Dog) – маленькая мальтийская собака
• Canis extranius (hyspanicus or Spaniel) - спаниель
• Canis hibernicus (Irish Hound) – ирландска гончая
• Canis turcius (Turkish Dog) – турецкая собака
• Canis graius (Scotch Hunting Dog) – шотланская охотничья собака
• Canis g. birsutus (Rough Scotch Hunting Dog) – лохматая шотландская охотничья собака
• Canis italicus (Italian Greyhound) – итальянский грейхаунд
• Canis orientalis (Persian Greyhound) – персидский грейхаунд
• Canis egyptius (Hairless Greyhound) – бесшерстный грейхаунд
• Canis lanaries (Lurcher) – собака-ищейка (помесь шотланской с борзой) (досл. «собака для жуликов»)
• Canis fiullus (Boarhound) – гончая по кабанам

(Мой комментарий: roquet - какая-то загадка. Что-то вроде бигля, только не охотничий. Описание породы из Canis Hybrides: the roquet resembles the small Danish dog  in his general shape, and, like him, has a round head and large eyes, small ears, partly erect and somewhat pendulous at the tips; his snout is rather large, short, and a little turned up like that of a pug; the tail is elevated and sweeps forward on his back in the same manner; his hair is also like that of the other in colour, although sometimes he is to be found white with brown or liver coloured spots.
За что купила, за то и продаю:
Сейчас rouquet dogs - в основном, герои комиксов).

МЕЖДУ ПУБЛИКАЦИЯМИ ЭТИХ ДВУХ ВЕРСИЙ

В 1778 году в“Sportsman’s Dictionary” («Словарь спорсмена») впервые на суд читателей представлена иная система классификации.

Составлена и шикарно выполнена в цвете Генри Пайем (Henry Pye). Как полагают, львиная доля материала Пая заимствована из более ранней книги, опубликованной в 1725 года и известной как “Country Gentleman’s Companion” («Спутник  сельского жителя») – представленный там материал практически идентичен системе Пая.

Книга в формате словаря и охватывает все темы, связанные со различными видами спорта, охотой, спортивными собаками (включая уход за собаками и управление ими во время охоты). Породы сгруппированы по принципу цветной системы классификации, где белый, черный, серый или желтый цвета соответствовали определенным параметрам ценности или красоты.


После уже никогда и никто не возвращался к мнению о статичности жизни; жизнь стала восприниматься как нечто постоянно меняющееся. Ни одна опись, придуманная человеком, не в состоянии дать полный перечень. Появилась концепция непрерывного изменения и вариативности.


ДЕБЮТ СОВРЕМЕННЫХ ПЛЕМЕННЫХ КНИГ, КАТАЛОГОВ РОДОСЛОВНЫХ ЧИСТЫХ ПОРОД, КИНОЛОГИЧЕСКИХ КЛУБОВ И ДОГ ШОУ

КОНЦЕПЦИЯ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ КИНОЛОГИЧЕСКИЕ КЛУБЫ ДОЛЖНЫ ВЕСТИ РОДОСЛОВНЫЕ ПЛЕМЕННЫЕ КНИГИ РОДИЛАСЬ КАК АНАЛОГИЯ БОЛЕЕ РАННИХ ПЛЕМЕННЫХ КНИГ ДОМАШНЕГО СКОТА, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВЕДЕНИЯ ЛОШАДЕЙ И РОГАТОГО СКОТА.

«Всеобщая племенная книга английской чистокровной лошади» (“The General Stud Book for the English Thoroughbred Hourse”) стала первой в этом списке, появившись в 1791 году

За ней в 1822 году последовала «Книга по  типам шкур для шортгорнской породы скота» (Coates Herd Book for Shorthorn Cattle”).

Ещё одна книга по домашнему скоту датской фризской породы (Dutch Friesian) была выпущена в 1875 году. Как и в племенных родословных книгах кинологических клубов уже в более поздние времена, в этих первых документах содержалась лишь информация по линиям.

Записи о производительности, продуктивности и качестве, то есть все те сведения, которые сегодня ассоциируются с документами по племенному животноводству, стали фиксироваться в племенных книгах гораздо позднее.
Практическая ценность письменной фиксации родословных становилась очевидной по мере накопления опыта и совершенствования навыков интерпретации и практики применения всей этой информации при принятии того или иного решения.

Традиционно заводчики при записи родословных полагались на собственную память. Родословные книги, принадлежащие частным лицам, существовали уже не одно столетие, однако стандартизированный подход к разведению собак всё ещё оставался прерогативой аристократии.

Элитарность  в сочетании с отсутствием интереса к этому среди других социальных слоёв не особо подогревал энтузиазм на создание стандартной системы с научно и практически обоснованными нормами. 

Превращение разведения собак в бизнес полностью изменило как саму ситуацию, так и её восприятие.
Вот тогда-то появились четкие стандарты записей о собаках.
В качестве основного критерия оценки чистопородного типа практика записи родословных линий (lineage) постепенно вытеснила прежнюю практику фиксирования физических характеристик внешнего вида.
Запись родословной линии стала обязательным инструментом в процессе развития породы, а документальная фиксация чистоты породы приобрела чисто утилитарную ценность.
Сам по себе процесс лишался какой-либо эксклюзивности, так как существовала определенная плата, некий вступительный взнос, благодаря чему членство в этом сообществе становилось доступно всем.
Так родилось кинологическое движение.

СОБАЧЬИ БИСКВИТЫ И КАПИТАЛИЗМ

Маловероятно, чтобы породистые собаки смогли бы выжить и сохранить свой статус, если бы продолжали находиться в руках угасающей европейской аристократии девятнадцатого века.

Капитализм превратил эксклюзивное хобби в массовую поп культуру.
Будущее породистой собаки предсказала стратегия маркетинга. В любой маркетинговой тактике заложено немедленное удовлетворение от сделки. Тут и наступил конец элитарности.

Исчезли классовые барьеры, отличительные признаки культур начали перетекать через классовые границы, растворяться и перемещиваться друг с другом.
В конце концов, процесс создания породистой собаки трансформировался в создание заказного массового произведения искусства. То есть товара, созданного по законам определенного типа красоты (или эстетики, если хотите).

РАНЬШЕ ПОРОДИСТАЯ СОБАКА БЫЛА БАСТИОНОМ АРИСТОКРАТИИ, А ТУТ ВНЕЗАПНО ВОРОТА ЗАМКА РАСПАХНУЛИСЬ ПЕРЕД ВСЕМИ КЛАССАМИ ОБЩЕСТВА.

Всех приглашали и всех поощряли принять участие. Внезапно миллионы людей загорелись желанием следовать всем обычаям и ритуалам, связанным с причудой.

Помимо нового понимания породистой собаки, именно тогда стали появляться новые концепции в области генетики – всё это вместе взятое и привело к радикальному изменению направления развития породистой собаки.
Узкая сфера, которая была уделом немногих избранных с времен Древнего Мира, внезапно оказалась под влиянием доминирующих интересов и идей поп-культуры, капитализма, массовых коммуникаций и  демократии(прим. переводчика: не удивляйтесь, Emmy так считает ).

Одна из первых громких вытавок была приурочена к празднованию 50-летия независимости Бельгии и стала частью праздничных торжеств.

Проводилась в Plain, что на реке of Namouvers с 21 по 25 июля 1880 года и по современным стандартам представляла из себя довольно экзотическое зрелище. Спорсмены и любители собак решили воспользоваться громкой датой и образовать официальный Бельгийский кинологический клуб, the Societe de Saint-Herbert (Общество Св.Гербера).
Первое официальное дог шоу привлекла внимание беспрецедентного количества участников – 967 собак.

Здравомыслящие рационалисты типа Чарльза Крафта (Charles Craft) в полной мере оценили новые возможности. Шоу год от году становились всё звонче, а организаторы набирали профессионализм.
Выставки викторианской эпохи покинули задники пабов, чтобы занять гораздо более респектабельные пЕредние пАрадные залы Хрустального дворца (Crystal Palace) и Королевского Аквариума (the Royal Aquaruim).

Среди важных событий того времени следует отметить монопородную выставку такс и Большую выставку терьеров.

Мир собак лишился многих индивидуальных любопытных характеристик, когда на смену красочным развлечениям пришли более формализованные выставки, те, которые знакомы нам сегодня.

Ни одному из дог шоу не удалось достичь большего, чем Крафтc-шоу.

Выставка получила название в честь своего основателя, Чарльза Крафта (Charles Cruft, 1852-1938).
Изначальный: хитрый приём маркетинговой стратегии по продаже  собачьих бисквитов (dog cakes - корма для собак в виде плиток).
Только подумать: Крафт изобрел и детально разработал современный тип дог шоу при том, что у самого никогда не было собаки. 

Проницательный торговец и предприниматель Крафтс обладал поразительным талантом продвижения товара, острым чутьем на то, что может заинтересовать покупателя и каким образом можно покорить публику.
Вот вам маркетинговая стратегия: заявка на желание улучшить качество породистых собак, распространить информацию, устроить красочное шоу - повысив тем самым спрос публики на собственную продукцию.

Мое дополнение: В 1886 году - первая выставка под названием "First Great Terrier Show", 57 типов и 600 участников. А уже в 1891 году выставка проходила под "персональным лейблом" как "Cruft's Greatest Dog Show" (2,000 собак и почти  2,500 участников).
К концу XIX века число участников достигло 3,000; покровительство королевских домов Европы (и России).
Юбилейное шоу 1936 года: 10,650 участников и 80 пород.

"Бессобачий" Крафт заложил самые высокие стандарты профессиональных дог шоу, разработал правила. Сегодня - это самая крупная и авторитетная выставка.
Крафт не просто выиграл - стал brand-name и trade mark, вошел в учебники. Не мечта любого бизнесмена? Ловите ссылку на сайт современного "собачьего Уимблдона" (ежегодно в марте - Бирмингем) http://www.crufts.org.uk/)

Пока ограничусь выдержками из этих глав.

В качестве иллюстрации две древнегреческих гончих из коллекции The British Museum (2 век AD. Раскопки в местечке, которое назвали 'Dog Mountain', так как там обнаружили еще несколько скульптурных шавок) Впервые "увидели свет" в 1774 благодаря художнику и арт-дилеру Gavin Hamilton.


Рецензии