Осенние мистерии

        Отпылало жаром лето, отзвенело птичьими гимнами утренней заре, отдарилось солнечными днями и щедрыми урожаями… Нет, не кануло оно ещё  в прошлое, прихватив последнее тепло, не бросило нас в объятья холоду и хмари – просто ушло за окоём. И ещё виден нам его образ в нарядном уборе, ещё пахнут летом яблоки и груши в наших закромах, ещё витает над нами сень его пёстрых покровов и ощущается его тёплое дыхание.
        Но уже вступил во владение обиталищем человечьим один из трёх сыновей Осени – Сентябрь. Весел он, дружелюбен и разнолик: то солнечной улыбкой засветится, то тучкой лукаво нахмурится, то сухим листом на ветру зашелестит, то зарёй алой замаковеет.  И имён у него соответственно его переменчивому характеру множество – вот только несколько из них, славянские: Велесень, Ревун, Листопадник, Зоревик,  Златоцвет…
        А сама Осень зрит за сыном из чертогов бога своего – бога осени и урожая по имени Овсень. А может быть, Авсень? А ещё зовут его Усень, Баусень и Таусень и он брат-близнец Коляды. Говорят, что тот назначил ему до скончания века перекидывать зоревой мост-радугу из старого года в новый, который когда-то наступал в сентябре…
       
        ***
       
        Давно это было, уж сотни лет прошло с той поры, как все праздники сентября считались новогодними, поскольку приходился новый год на 1 сентября (по старому стилю), а в эпоху царя Петра потянулась Россия за Европой и перекроила календарь… А и тот уже был изменён, противу  самим Колядой введённого, издревле предписавшим начинать год с марта. Ну да ладно – чего об этом сказывать, когда всё уже случилось. И похлеще над Родиной изголялись: и свои правители и чужие…
        Да только  крепок народ памятью, не отринул традиции предков, приспособился. И сразу после петровской реформы придумал, что мост свой Овсень поведёт не из года в год, а из лета в зиму, в аккурат к святкам, –  и как свершится это действо, станут ему ряженые славу петь в колядках своих. А колядки-то до сих пор живы! Плавно эдак влились в православный праздник – да и не они одни! Многие традиции прокрались в Канон православный.
        Но не об этом сейчас речь, вернёмся к осени, полюбуемся её красой и тем, как творит златокудрый русич Велесень свои осенние мистерии, пока не передал он бразды правления братцу Октябрю, именуемому ещё и Позимником, и Жёлтнем, и Зерничем, а тот – Ноябрю, тоже не одно имя имеющему: он и Грудень, и Полузимник, и Овсенич.
        Некоторые имена осенних месяцев преходящи от одного к другому, так как по древнему календарю месяц начинался и заканчивался 21 числа, поскольку все народы жили по солнцу и даты и праздники их были связаны с солнцестоянием.
        А осенью, когда полнились закрома славян-огнищан дарами Матери-земли, жизнь их превращалась в праздник – и никому из наших предков и в голову не приходило называть осень унылой порой!
       
       
        Много, ой как много было по осени праздников у наших предков – настоящие мистерии, связанные с плодородием и продлением рода, с культом женских божеств и Любви, с почитанием знаменательных дат славянской мифологии.
        Первым в ряду был день Рода и Роженицы, посвящался он семейному благополучию и  после традиционных обрядов заканчивался «рожаничным пиром», хороводами и  игрищами с непременным атрибутом – караваем из нового урожая.
        Затем, 14 сентября (по нашему календарю), начинались «Осенины» и один из шести «долгоиграющих» праздников богини Лады – покровительницы любви, свадеб и семьи. Именно она и дочь её Леля способствовали, чтобы пары не только обрели друг друга, для чего между сёлами устраивались игрища, но и провели обряд «умыкания» невесты. Этот обряд свершался, когда жених был не в состоянии заплатить вено за будущую жену.
       
        Осенины, они же «оспожинки» и день Святогора-летопроводца, ставший впоследствии Семёновым днём, знаменовали окончание страды. По первозданной сути своей эти празднества посвящались угасающему лету и воспоминаниям о том, как в глубокой древности в связи с Великим Потопом закончились золотой век и цивилизация атлантов и Святогор обратился в столп, подпирающий небо. Перед тем как свершил он этот подвиг во имя спасения остальных людей передал он свою силу дочери Майе Златогорке и с тех пор начинается в этот день «бабье лето»… Так гласит легенда. Кстати, не она ли стала причиной того, что после принятия христианства место Святогора занял Симеон-Столпник – он же Семён-летопроводец, именем которого стали называть этот день?
        Немало пищи для размышлений даёт этот факт, да и другие совпадения в датах и персоналиях осенних мистерий, о коих будет упомянуто ниже.
       
       
        Итак, продолжим. Пропустим чествование 17 сентября Неопалимой Купальницы, полюбившей на берегу Ра (Волги) Огнебога Семаргла и родившей от него Купалу и Кострому, а также не будем задерживаться на встрече осени 21 числа и перейдём к кульминации Осенин – к рождеству Майи Златогорки – матери богов Коляды и Овсеня.
        Согласно преданиям родилась она в день осеннего равноденствия 2 велесеня (22 сентября) аж в 14-ом тысячелетии до новой эры в той самой легендарной Атлантиде и с её рождением начался Золотой век.  С культом ведической Богоматери Майи и Богини Лады связано много традиционных обрядов славян, суть которых перетекла в христианское Рождество Богоматери, вольно или невольно олицетворяющей вкупе с ведическими женскими божествами Мать-Сыру-Землю. Как-то уж само собой получилось, что слились все они для славянок в один любимый и глубоко почитаемый образ Матери-заступницы, которая ближе к их земным нуждам чем Иисус Христос и которой можно поплакаться о своих бедах…
       
        Уже на следующий день после чествования Богоматери с непременной братчиной – возлиянием пива и сурьи, выбродивших на хмеле, – наступал «Велес-рябинник» и народ с песнями, шутками и представлениями собирал ягоды рябины, которая, кстати, почиталась как мифическое райское древо.

        А 27 сентября начиналась мистерия Хорса и русского кентавра Китовраса, умыкнувшего у бога солнца жену Зарю-Зареницу – прямо из райского сада Ирия. Оттого-то с тех пор и стал день короче ночи – ведь Хорс поблек от грусти, затуманился! А когда Китоврас проник в Ирий, за ним проползли в рай змеи – видимо, с тех пор и бытует мнение, что змеи «сдвигаются» на христианский праздник Воздвижение. Снова совпадение? А то, что крест символ Хорса, тоже совпадение? Интересно, что, по мнению некоторых исследователей, имя Елены, воздвигшей «Честный и Животворящий Крест Господень» есть греческое прочтение имени славянской богини любви Лели…
       
        Кстати, о Леле. Вернёмся к осенним мистериям славян. В начале октября наши предки отмечали «Закрытие Сварги (Вырия)» и «День Огненного Волха» – супруга Лели. В эти дни птицы улетали на тёплую зимовку вслед за летом и богиней Живой и славяне устраивали им проводы с благодарственными песнопениями. А летели птицы не просто в теплые края, а в славянский рай Ирий (Вырий) и  Огненный Волх  – бог войны и охоты – должен был их сторожить. До весны рай запирался, а ключ от него  отдавался на хранение ласточке.
        Волх был весьма почитаемым божеством, поскольку претерпев немало приключений, он стал возлюбленным Лели – славянской богини любви и это из её капелек крови произошли алые розы, ставшие с тех пор символом любви. А ипостасями Волха позже считались и Финист-Ясный Сокол и серый волк из русских сказок. В день Огненного Волха открывался на Руси охотничий сезон, а молодёжь начинала готовиться к свадьбам.
       
        Октябрьский праздник Крышеня-Коляды в цикле осенних мистерий совпадает по времени с православными Покровом. У предков он ассоциировался с первым снегом (или инеем), как невесту фатой, покрывающем землю и на Руси в эту пору справлялись свадьбы. Ещё считалось, что именно в этот день Майя Златогорка зачала Коляду. Традиция справлять свадьбы на Покров жива и поныне…
       
        Конец октября знаменовался у славян Днём Макоши – богини, прядущей нить  судьбы и считающейся покровительницей и защитницей женщин. Она была настолько почитаема на Руси, что позже её праздник преобразился в православный праздник Параскевы Пятницы.
       
        Ночь с 7 на 8 ноября была Родительской, или Дедовой ночью, на следующий день после которой славяне поминали усопших, устраивали тризны, ублажали предков угощением и цветами и просили у них советов. В этом им помогали волхвы.
       
        А через неделю, 14 ноября, начинались  Сварожки – дни Сварога и Семаргла, ведающих небесным огнём и покровительствующих кузнецам. Последние охотно блистали в этот праздник своим искусством в выковывании свадебных колец и венцов для будущих молодожёнов. Те же в эти дни собирались   на посиделки, угощались «сварожьей» кашей и курятиной и приглядывались друг к другу. Длились Сварожки до 21 ноября и заканчивались днём Китовраса – божества мудрого и почитаемого, но чрезмерно увлекающегося вином и хмельными медами.
        Таким образом, вся осень предков была плотно забита обязательными торжествами и скучать им не приходилось…
       
       
        ***
       
        Оглядываясь в далёкое прошлое и заглядывая в грядущие октябрь и ноябрь, я пребываю пока в милостивом сентябре и в Яви. В этом году здесь, на берегах священной реки Ра, бабья осень непривычно прохладна, но всё равно пронзительно прекрасна.
        Я любуюсь тем, как принарядилась накануне светлого праздника умытая недавним дождём Мать-Сыра-Земля, вспоминаю, что Богоматерь считается покровительницей России, и сопоставляю известные мне исторические факты. И удивляюсь: да верно ли это? А с другой стороны: случайно ли, что столь много судьбоносных событий свершилось именно в Рождество Богоматери?..
       
        Именно в день Рождества Богородицы в 862 г. новгородцы призвали на княжение братьев Рюрика, Синеуса и Трувора и с тех пор эта дата долго считалась днем рождения русского государства, а 21 сентября 1380 года произошла знаменитая Куликовская битва, положившая начало не только изгнанию Орды, но и объединению удельных княжеств в единую Русь – и таким образом подтвердилась дата IX века.
       
        В сентябре 1608 года, через два дня после Рождества Богородицы, поляки начали осаду Троицко-Сергиева монастыря, известную в истории как «Троицкое стояние», через год в эти же дни войска Сигизмунда III, возглавляемые Львом Сапегой, пошли на русский Смоленск, а в аккурат на Рождество Богородицы 1610 года вступили в Москву, благодаря предательству правительства «Семибоярщины», которое в ночь на 21 сентября тайно впустило в столицу польские войска и номинально захватило власть в России. И началась Великая смута, позволившая взойти на престол «великому реформатору» Петру Романову.
        Ещё через год, тоже в сентябре, Козьма Минин - Сухорук и князь Дмитрий Пожарский начали собирать народное ополчение и 22 октября 1612 взяли Китай-город, а затем и Кремль.
       
        21 сентября 1792 г. во Франции открылся Национальный Конвент, который принял декрет об упразднении королевской власти, после чего последовало провозглашение Франции республикой, революционный «опыт» которой восторжённо приняли противники монархии в России со всеми вытекающими отсюда последствиями.
       
        А в 1799 году, именно 21 сентября, войска Суворова выступили в Швейцарский поход и начали знаменитый переход через Альпы, закончившийся 8 октября победой, преданной властью и инородцами в русской армии.
       
        В Рождество Богоматери 1922 года американский президент У. Гардинг поддержал идею создания еврейского государства в Палестине, чем вызвал затяжной и, практически, неразрешимый ближневосточный военный конфликт, а в Рождество Богородицы 1925 года в Германии было создано СС,  что приблизило Вторую Мировую войну.
       
        В этот светлый праздник 1949 года Мао Цзе Дун провозгласил создание Китайской Народной Республики, захватив власть в стране, и его правление, тесным образом связанное с политикой СССР, перешло от тесного союза в конфронтацию, «украшенную» маленькой войной на острове Даманском.
       
        И, наконец, именно в Рождество Богородицы 1993 года после  Указа Б.Н.Ельцина о роспуске Верховного Совета Российской Федерации начался государственный переворот, приведший к  трагическим событиям и к смене элиты, что, по сути, можно приравнять к очередной революции…
       
       
        А не принесёт ли и грядущий день Рождества Богородицы нам сюрпризов?
        Посмотрим, ждать совсем недолго. До завтра.
       
        20.09/2009


Рецензии
Благородную и благодарную миссию просвещения о русских корнях Вы ведёте, Лара!
Масса полезного и поучительного. Надо бы в школьные программы включить.

Удачи Вам и вдохновения!

Томас Памиес   21.09.2018 02:35     Заявить о нарушении
Да, Томас, работа над такими опусами нелёгкая, требует внимания и ответственности.
Но мне интересны исследования, не перестаю удивляться, насколько всё связано!
Спасибо за понимание, Томас! И вам удачи и вдохновения!

Лариса Бесчастная   23.09.2018 00:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.