Дымная могила

Недавно мне удалось побывать в станице Марьянской, которая от моего дома находится всего лишь в каких-то 10-12 км.Впервые в этой станице я побывал с отцом, когда мне было лет пять не больше. Отец поехал в приятелем в эту станицу за вишней и взял меня с собой. Сколько было радости; впервые я уезжал так далеко от дома. Ветер бил тугим полотном в лицо, за окном мелькал берег Кубани, поля, Котлярка - одинокий курган в степи. Запомнился мне огромный луг, вытянувшийся перед станицей. Он напоминал ковер, усеянный яркими цветами,некоторые из которых вдруг оживали и порхали, маня за собой. Мне так хотелось побегать по нему.А было это без малого сорок лет тому.
Я долго собирался в эту поездку. Мне казалось, отыщу "Дымную могилу", пройдусь тем самым лугом, постою на вершине кургана и что-то необычное произойдет, по крайней мере в моей душе. Она, наконец-то, успокоится, а, может быть, воспарит от прикосновения к чуду. А разве не чудо, что на окраине кубанской станицы была найдена статуэтка изобретателя египетских пирамид, первого врача и мага Имхотепа?.. 
На попутке доехал по Темрюкской трассе до канала и пешком прошагал через луг к станице. День стоял солнечный и жаркий. На душе было также светло и радостно. После долгой прогулки по улицам станицы я вышел к кладбищу и спросил у пожилой женщины как найти "Дымную могилу".
-Дымну могылу?..-переспросила она. -А ось зараз повернете за вугол и прямо-прямо, пройдете Солонци и буде Дымна могыла. А там спытаете хто вам нужен.
Она даже представить не могла, что я иду просто наведать курган, раскопанный академиком Н.И. Веселовским и прикоснуться к одной из величайших тайн. Каким образом статуэтка египетского мудреца оказалась в могиле скифского или меотского вождя, похороненного во второй половине 6-го века до н.э.
Все казалось необычным и эта пустошь -"Солонцы", и лесные заросли за ними, хатки словно из детства манили уютной прохладой побеленных стен. Как ни готовил себя - Дымная Могила возникла передо мной неожиданно. Заросшая бузиной она великаном стояла, замыкая собой тихий переулок. Я обошел ее вокруг, поднялся по тропке на вершину, сфотографировал место, где Веселовский нашел костяк с египетскими украшениями и крошечной статуэткой. А прощаясь с ней, вздохнул с облегчением: еще одна моя задумка воплотилась.


Рецензии