Беседы о православии - 5

— Вот какой занимает меня вопрос: может ли существовать Церковь без евхаристии? Как она может существовать так?

— Как может существовать — а как она в Ветхом Завете существовала? А как пустынники жили, св. Мария Египетская? Она, конечно, причастилась перед смертью, но ведь могла бы и умереть, не причастившись, теоретически.
Мне неясен другой вопрос: где граница? или грань. Вот, допустим, раньше некоторые осуждали РПЦ МП за всякую там торговлю и пр., а потом у себя устроили по сути то же самое, разве что еще на крещение или там венчание прейскуранта нет. Получается, еретикам нельзя, а православным можно, потому что надо строить, оплачивать то и это, туда-сюда ездить? А чего тогда было МП осуждать? Им тоже нужны деньги храмы содержать и попов, у них храмов-то и попов на порядки больше.
Или отличие только в том, что тут истинные догматы, а там ложные? Так тоже — копни эти наши истинные догматы, и что? Кхе. А копни их ложные — так тоже окажется, что все это было уже до революции, только не так развито. Почему тогда была благодать, а теперь не стало? Это там как-то объясняют «систематичностью нарушений» (или чем там, я уж плохо помню), но это все же натянутое объяснение. Как ее определять, эту систематичность, неясно. Можно долго говорить о том, что у епископов «мирового православия»* нет веры, но ее и у дореволюционных епископов немного было; просто их держали в замороженном виде, а как весна коммунизма грянула, так все растаяло и сгнило. Так что, выходит, благодать действует исключительно по внешним критериям — т.е. пока вовне все не слишком неприлично, есть благодать, а если слишком, то нет; а что там внутри, как-то и не важно, лишь бы снаружи было шито-крыто? А как же «гробы повапленные» и пр.? В общем, я не понимаю.

— Ну, так я со всем тут согласен, и тоже не понимаю уже ничего. Про Церковь без евхаристии ответ есть — св. Мария все же к Церкви принадлежала, хотя бы потому, что причастилась в начале пути и в конце. А если бы и умерла, все равно бы числила себя в Церкви — ведь оная все же существовала, ее там крестили и причащали хотя бы в отрочестве. И существовала та Церковь все же евхаристически. В ветхозаветные времена были другие принципы, тут все понятно... Или ничего непонятно, но тут и не объяснит никто с определенностью. Это же прошло?
А где грань, я не знаю. Главное дело, если копнуть любую «Истинно-Православную Церковь», там все то же самое. Ну, может без рекламных щитов. А впрочем, и похуже чего найдется.
Ха. Был такой дебильный рассказ в «Технике молодежи» 70-х. «Человек, который сделал Балтийское море» Севера Гансовского. Кстати, знаменитый советский фантаст, можно найти даже, может быть. — Так вот, там чапает древний человек со своей скво по ледяной пустыне, холодно ему. Взбирается на каменную гряду, и тут видит, что перед ним — бескрайняя водная поверхность, переполненная чаша, идти дальше нельзя. Ну, он от нечего делать берет свой каменолом и делает во льду канавку. Получается ручеек, и водичка начинает течь в долину. Но очень быстро промывает себе дорогу, и вот уже бушует целый поток. И тогда возникает вопрос: куда дальше — налево или направо. В общем, люди несколько раз мечутся туда-сюда, и в итоге переплывают на «славянскую» сторону. Это ведь выливается будущее Балтийское море. Направо пойдешь — викингом будешь, налево — соответственно... Но выбор случаен. А потом уже за спиной бушует водопад, назад дороги нет.
И вот что смешно: вроде бы, каждый раз перед тобой ясная альтернатива: туда-сюда. Долго раздумывать не приходится, во всяком случае. Но пройдешь несколько таких «дихотомий», и оказываешься в тупике, и думаешь: блин, как же я здесь очутился? Все было ясно и понятно, и если перебрать все прежние решения, то, вроде бы, жалеть не о чем.
В общем, я на данном этапе готов развивать только одну мысль — о разбрасывании камней. Похоже, Господь, чтобы показать явную ложь, сейчас просто сметает нафиг все церковные организации. Э, только не говори мне что еретики благоденствуют — сами МП-шники понимают, что они под конским хвостом... Правда, верхушка мерзавцев там благоденствует так, что никому не снилось, но со стороны прекрасно видно: гроб повапленный. Ну, не знаю. Наверное, нас скоро тоже сметет. Однако Он обычно показывает альтернативные возможности для движения. Пока таких что-то совсем не видно. Разве что по домам сидеть, как нетовцы, но это и в самом деле слишком безнадежно.

— А, т.е. ты считаешь, что Он еще их не домел, эти церковные организации? «И еще рука Его простерта»? Возможно, только я не понимаю, откуда на этих обломках вдруг возникнет что-то нормальное? Теоретически должна же быть преемственность епископата, все дела. Ну, или покаяние оного епископата хотя бы. Вот говорят, что мол, все смели до подвала, а теперь надо из мусора строить, так что ж вы хотите, сначала все некрасиво, то-се. Не, можно согласиться даже с этим. Только зачем они еще дерьма столько подливают вместо цемента? Чтоб прочнее было? Кхе.

— Не домел, да. По углам много мусора осталось, типа мы. Нужно еще поскрести немножко. А вот откуда и как что-то хорошее может появиться — Его дело. Смели до подвала? Очень хорошо, да. Мне сразу вспоминается рассказ про какой-то храмик в Черногории, который стоит в окружении стен и развалин. Внешний круг — остатки базилики Константиновского времени, потом идет фундамент более поздней постройки, ну и так далее, к центру все сжимается. А тут амбиций на новую базилику, а камней на часовенку. Тут бы хороший раствор замесить, а туда все дерьма, да дерьма... У нас был чокнутый архитектор, был повернут на бережливости. Звоню ему как-то, говорю, что купили цемент. А он мне: Вы добавьте туда глины. — Зачем???!!! — Экономия!
Ну да, мышление госплановское, миллион туда — миллион сюда, а масштабы-то собачьей будки. А я органически не переношу, когда строят так, чтобы завтра развалилось. Гм. Хотя нужно признать, что строить-то в наше время особо не из чего и не из кого... Но все равно.

— Я не вижу еще беды, что планы большие, а материала мало. Это может работать, но это идет, если надеяться на помощь Божию. Но надеяться на нее можно, только если все же ты более или менее разборчив в средствах и бережлив к «человеческому материалу».

— Все-таки нужно по одежке протягивать ножки. И рассчитывать, какую башню можешь построить, какую — нет. Тогда сразу появляется бережное отношение к «материалу». Только чтобы это понимать, нужно не быть инфантильным, вот что.



* О православии т. наз. «мировом» и «альтернативном/истинном», т.е. «официальных» ПЦ и ИПЦ, см.: http://religion.russ.ru/problems/20011019-mitrenina.html



Сентябрь 2008


Рецензии