Шестая Заповедь от протоиерея Павла Великанова, вм

Шестая Заповедь от протоиерея Павла Великанова,  вместе с Рецензиями Коллег.

Чтобы оценить роль, которую сыграли в мировой истории эти два простых слова — «не убий» — нужно увидеть их в контексте всего Откровения Ветхого и Нового Заветов. Ведь именно законодательство, данное Богом через Моисея, произвело решительный переворот в мироощущении одного из множества кочевых народов; именно благодаря этим переменам еврейский народ стал исключительным в ряду остальных.

Разве не было наивным говорить еврейскому народу «не убий?», народу, которому предстояло с оружием в руках отвоевывать обетованную землю? Чтобы оценить роль, которую сыграли в мировой истории эти два простых слова — «не убий» — нужно увидеть их в контексте всего Откровения Ветхого и Нового Заветов. Ведь именно законодательство, данное Богом через Моисея, произвело решительный переворот в мироощущении одного из множества кочевых народов; именно благодаря этим переменам еврейский народ стал исключительным в ряду остальных.

Что же революционного было в этих двух простых словах — «не убий»? Если увидеть, что следовало за ними согласно ветхозаветному закону, их кажущаяся наивность улетучивается. «Не убий» — это вершина; но к ней ведет множество постановлений, которые подробнейшим образом регламентировали отношения между людьми — отношения, впервые ставшие правовыми.

Да, сегодня многие из законов Ветхого Закона кажутся жестокими. За преднамеренное убийство кого бы то ни было — смерть. За супружескую измену — смерть. Ударившему отца или матерь — смерть. Непреднамеренное убийство каралось изгнанием. Причиненный ущерб должен быть компенсирован: око за око — это совсем не литературная аллегория, а руководство к обязательному действию: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24, 19-20). Но как иначе можно было объяснить очерствелым сердцам, что любовь к ближнему начинается с осознания ценности своей собственной жизни? И если не хочешь позорно погибнуть сам, или стать калекой, не смей поднять руку на другого! Да, закон Моисеев был категоричен: любое содеянное тобой зло обязательно к тебе же вернётся; никакой безнаказанности не будет. Только страх неизбежного наказания, соответствующего преступлению, и мог обуздать привычную жестокость и коварство, пробить брешь в толще человеческого эгоизма и своекорыстия. «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых, и не будет взирать на величие Господа» — так говорится в книге Исход (Исход. 26, 10).

Неудивительно, что за время пребывания в египетском рабстве израильский народ почти утратил те основы нравственности, которые были свойственны его праотцам. Только категоричность закона становилась единственным критерием различения добра и зла, когда в сознании давно перемешались заветы праотцев и языческая разнузданность. Только перед мерилом закона оказывались равными нищий и царь, раб и господин. Но всё-таки главная задача закона была не в наказании: жесткие рамки закона были только ограждениями дороги, которая шла по краю пропасти, дороги, которая вела к совершенству.

«Вы знаете, что предкам вашим было сказано: «Не убивай!» Тот же, кто совершит убийство, должен ответить за это перед судом. А Я говорю вам: даже тот, кто гневается на брата, должен ответить за это перед судом; тот, кто скажет брату: «Дурак!» — должен ответить перед Советом; тот, кто скажет: «Отступник» — должен ответить в огне геены» (Матф. 5, 21-22). В этих словах Христа перед нами раскрывается исконная, изначальная перспектива закона, данного Моисею.  Его цель была не мало-мальски сносное жительство, огражденное строгостью закона, а совершенство, безграничное совершенство любви к Богу и ближнему, при котором и речи не могло быть о каком-то нарушении заповедей: разве можно поднять руку на того, кого любишь, как самого себя?

Заповедь «Не убий» поставила перед грехолюбивым человечеством серьезнейшую проблему: человеческая жизнь — это ценность, несоизмеримая с любыми сокровищами, да и со всем миром. Как остро это ощущает Раскольников, когда переступает через грань жизни никчемной процентщицы: «Он был в полном уме, затмений и головокружений уже не было, но руки все еще дрожали. Он вспомнил потом, что был даже очень внимателен, осторожен, старался все не запачкаться. Страх охватывал его все больше и больше. Ему хотелось поскорее убежать отсюда. И если бы в ту минуту он в состоянии был правильнее видеть и рассуждать; если бы только мог сообразить все трудности своего положения, все отчаяние, все безобразие и всю нелепость его. Понять при этом, сколько затруднений, а может быть, и злодейств еще остается ему преодолеть и совершить, чтобы вырваться отсюда и добраться домой.  То очень может быть, что он бросил бы все и тотчас пошел бы сам на себя объявить. И не от страху даже за себя, а от одного только ужаса и отвращения к тому, что он сделал».  Ценность каждого человека столь велика не только потому, что его бессмертная душа переживёт этот тленный и преходящий мир. Единственная цена человеческой жизни — это смерть Самого Бога, смерть Христова, которой и был выкуплен каждый человек из объятий ада и смерти. Поэтому каждое мгновение человеческой жизни принадлежит Ему. Именно поэтому так решительно и непреклонно стоит Церковь против абортов, самоубийств и эвтаназии, видя в этом не только наглое преступление заповеди «не убий», но и хуже звериной жестокости попытку устроить своё мимолётное благополучие на человеческой крови.

                Моисей! Разверзь народу вежды
                Средь Синая огненных стихий:
                Не убий ни тело, ни надежду;
                Ни мечом, ни, словом не убий.

                Не обороти во злобу пыл свой,
                Не внимай словам иных витий,
                Не убий того, кто не родился,
                Возжелавших смерти — не убий.

                Помоги больному и калеке:
                Состраданья чашу пригуби.
                Не убий в себе ты человека,
                Помыслы благие — не убий.

                Не убий свой дар, что Мною даден,
                На пустое, век не расточи,
                Не убий любови благодати,
                Дружбу не убий, не растопчи.

                И в суровый час нелёгких буден,
                Спотыкаясь, падая во тьму,
                Не убий. Да не убитым будешь.
                Передай народу Моему. [Михаил Резницкий].  Протоиерей Павел Великанов, 2009.

Рецензии.   Написать рецензию. Юлия Григорьева 2   22.09.2009 16:00.
Андрей Вознесенский.   ГРЕХ

Я не стремлюсь лидировать, где тараканьи бега.
Пытаюсь реабилитировать вокруг понятье греха.
Душевное отупение отъевшихся кукарек.
Это не преступление – великий грех.

Когда осквернен колодец или Феофан Грек,
Это не уголовный, а смертный грех.
Когда в твоей женщине пленной зарезан будущий смех –
То не преступленье, а смертный грех...

Но было б для Прометея великим грехом – не красть.
И было б грехом смертельным для Аннушки Керн – не пасть.

Ах, как она совершила его на глазах у всех –
Россию завороживший бессмертный грех!
А гениальный грешник пред будущим грешен был.
Не тем, что любил черешни, был грешен, что – не убил.  1977год.Юлия Григорьева 2.

Написать рецензию. Ольга Скворцова   22.09.2009 13:28.
А вот это, разве неправильно: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых, и не будет взирать на величие Господа»? Как же всё-таки совместить Ветхий Завет с Новым Заветом? С уважением,  Ольга Скворцова.

Добавить замечания: Протоиерей Павел Великанов   22.09.2009 15:56.
Так и невозможно их совместить: смысл Ветхого Завета открывается Христом; соответственно христиане согласно решению первого апостольского собора в Иерусалиме освобождаются от выполнения законодательства Ветхого Завета - см. http://www.klikovo.ru/db/book/msg/638. Протоиерей Павел Великанов.

Добавить замечания: Ольга Скворцова   22.09.2009 19:41.
Спасибо, Отец Павел, за разъяснение! Теперь буду знать. Хотя, по Ветхому Завету на земле жить проще, чем по Новому Завету. Ольга Скворцова.

Написать рецензию. Сидор Сидорчук   22.09.2009 10:39.
"Ведь именно законодательство, данное Богом через Моисея, произвело решительный переворот в мироощущении одного из множества кочевых народов; именно благодаря этим переменам еврейский народ стал исключительным в ряду остальных".  - Повторяется дважды. Красиво! Сидор Сидорчук.

Написать рецензию. Натюз   22.09.2009 09:55.
Слава Богу, за напоминание о заповеди "не убий", это настолько актуально сейчас, когда, казалось бы, и войны нет, и вроде бы демократия. Если позволите: Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти" (книга Притчи 1:7,14).

Кто-то по-волчьи в сумраке ночи злится и жаждет крови.
Страшные тени - дрожью по коже, Господи, сохрани!
Кто это предан и оклеветан, в горе сомкнулись уста?
Страхом охвачены мысли и сердце - вакуум, пустота.
Чье это слово страшней приговора, где воцарилась беда?
Боже, укрой от бесчестья, позора в страхе Твоем навсегда!  Натюз.

Написать рецензию. Родион Рахимов   22.09.2009 00:13.
С огромным интересом читаю ваши разъяснения заповедей, и узнаю, что мы не все знаем о тех постулатах, которые надо чтить и выполнять. Но, к сожалению не все знают... Спасибо вам за вашу страницу, из которой можно почерпнуть много для себя, а потом что-то попытаться передать другим.  Родион Рахимов.

Написать рецензию. Татьяна Чехова   21.09.2009 14:12.
С интересом, как впрочем, и всегда, прочитала. Полезность для меня очевидна. Жду дальнейших Ваших произведений. С уважением, Чехова.

Написать рецензию. Герасим 1.   21.09.2009 12:52.
Заповедь правильная. Но не понятны слова - "смерть Самого Бога, смерть Христова, которой и был выкуплен каждый человек из объятий ада и смерти". Смерть Бога (Абсолюта по определению) невозможна. И второе, если "выкуплен каждый человек из объятий ада и смерти", то значит, никто в ад не попадает? Правда, и утверждение об отсутствие смерти человека тоже сомнительно.  Герасим 1. 

Добавить замечания: Виктор Хохлов   21.09.2009 14:20.
Герасим, если Вы спорите с больным на голову беднягой Фридрихом, утверждавшим, что бог умер, то я полностью на Вашей стороне. Но, если Вы пытаетесь оспорить Благую Весть о Крестной смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа, то мы по разную сторону. И я бы Вам посоветовал кое-что припомнить. Думаю, под защитой заповеди в какой-то мере находятся и братья наши меньшие, коих зазря обижать нельзя, зачем же Вы тогда так с собачкой-то не аккуратно? Виктор Хохлов.

Добавить замечания: Герасим 1   21.09.2009 16:22.
Виктор, мне даже как-то льстит, что Вы думаете, будто обо мне писал классик наш Тургенев. Герасим 1.

Добавить замечания: Виктор Хохлов. 21.09.2009 17:36.
Не нам, не нам, увы, слава, но именам, которыми мы называемся. Они, как дороги, которые мы выбираем или грибы осенней порой - назвался груздем, полезай в кузов. Виктор Хохлов

Добавить замечания: Герасим 1   21.09.2009 20:16.
Да...?! как себя назовем таков и путь?!.. Тогда  "Герасим — мужское имя, в переводе с древнегреческого языка — «уважаемый», "почтенный". "Имя Герасим пришло в Россию из Византии вместе с христианством. Покровитель имени - преподобный Герасим Вологодский. Родился в Киеве. В 1147 году построил церковь во имя Святой Троицы. И монастырь в лесу, в полуверсте от реки Вологды.  Далее, в монастыре Хиландар в начале 15-го века был такой монах Герасим. Далее, "Герасим Курин, предводитель партизанского отряда в Отечественной войне 1812"
В 5-ом веке был такой святой Преподобный Герасим Иорданский.  Еще?...Вот что в имени моём….  смотрите шире, глубже. Герасим 1   21.09.2009 20:16.

Добавить замечания: Виктор Хохлов   21.09.2009 22:23.
Герасим, это Вы Сове расскажите, когда оно будет домогаться, чтобы вы как Гюльчатай открыли ему личико. Какое отношение все эти достойные люди имеют к Вам, и зачем Вы упоминаете их всуе? Не Господь Бог, конечно, но все же люди святой жизни. А Вы еще вдобавок и Герасим1. Если учесть, что в ассоциативном ряду для русского уха, (так уж случилось, школьная программа по литературе, будь она неладна) имя Герасим неизменно связано с Тургеневской Му - му, то Вы лукавите, делая вид, что ни сном, ни духом глухонемого дворника в виду не имели, выбирая себе, ник. Виктор Хохлов.

Добавить замечания: Сова2002   22.09.2009 01:43.
Причем, ещё раз заметьте, О. Павел - не трогал я никого из этих фигляров. Особенно Хохлова. Гнали б вы его в шею с вашей паперти, О. Павел. Мне то что? Но сколько он вам уже испортил, этот кликуша. Сова2002.

Добавить замечания: Герасим 1   22.09.2009 09:24.
Хохлов, вы странный. Одного Герасима мне приписали, а остальных (заслуженных) почему-то умолчали - это уж очень субъективно, односторонне и узко. Если мы говорили об имени, так не только одного Герасима из Му - му можно вспомнить. Кто виноват вам, что вы склонны ассоциировать только с тургеневским?  Герасим 1.

Добавить замечания: Виктор Хохлов   22.09.2009 15:40.
Герасим, я совсем не странный, наоборот, моя позиция очень даже понятна. Смотрите, О.Павел здесь на Прозе делает нужное дело. Интерес к его работам и личности большой, это невозможно отрицать, судя по количеству читателей и отзывов. Можно возразить, де, он публикуется на главной странице, вот от этого и стремительный рост числа читателей и рецензий. Отчасти так, но ведь одним промоушеном интерес не создашь. Дело в том, что вопросы, которым посвящены эссе О. Павла самые главные в жизни, признает это кто-то или нет. Теперь о реакции. В целом реакция понятная, есть приверженцы, и есть противники, но главное в деталях. Реакция приверженцев проста и довольно сдержана. Благодарят, желают успеха и ждут новых публикаций. Совсем иная реакция противников. Бывает, это злобные нечленораздельные выпады с оскорблениями, ну с этим все ясно, но чаще это пространные опусы с назойливым изложением собственных религиозных доктрин и концепций. Здесь налицо попытка убить двух зайцев. Самому кукарекнуть и, прицепившись к чужому литерному прокатить на халяву. Есть и другая тактика борьбы с "опиумом для народа", это мутные посты, где рецензент как бы с чем-то соглашается, но затем на гвоздь автора полотна вешает свой сюр, полный патологического бреда. Такая тактика, если она сознательна, приводит к заматыванию и замыливанию темы и имеет целью моральное истощение оппонента. Это штучки из арсенала манипулятивных практик. Говорят, что не нужно икать злого умысла там, где можно все объяснить элементарной глупостью. Есть среди рецензентов О. Павла некоторые, с которыми мне не все ясно. Умысел или невежество, помноженное на инициативу. Признавая за собой некоторую излишнюю резкость, все же замечу, что она всегда вынуждена и чаще всего спровоцирована. Я написал всего три рецензии к работам О.Павла, остальное- замечания. Далек от мысли затыкать рты или играть в одни ворота, я за конструктивную умную дискуссию, но видит Бог, не всегда получается. Поражает даже не отсутствие совести или полемической культуры, но просто стыда за собственную глупость и невежество. Некоторых младобогословов хоть дегтем намажь и в перьях вываляй - как с гуся вода. Уж такое посмешище сами из себя сделали, но либо притворяются мертвыми, которые сраму не имут, либо как мартышки кидаются экскрементами. Ну что же такое, видно, место и время - лицом к лицу лица не увидать.
Виктор Хохлов.

Добавить замечания: Протоиерей Павел Великанов   22.09.2009 16:00.
Герасим, в том-то и дело, что Бог становится Человеком с единственной целью - быть убитым на Кресте и тем самым спасти человека. На Кресте Бог умирает воспринятым Им человечеством: поскольку Лицо Христа и есть Лицо Бога Слова, соответственно на Кресте умирает кто? - Бог. Чем Он умирает? - воспринятым человечеством. Протоиерей Павел Великанов.

Добавить замечания: Сова2002   22.09.2009 18:11.
А я б не стал говорить с клоном, О. Павел. Тем более - он опять вырезал отсюда один мой пост. Этот Герасим 1. И советую вам ещё раз - избегайте Хохлова - он не только вас дискредитирует, но и всю РПЦ на сайте Проза ру. Пусть я не серьезный человек, О. Павел, но это позволяет мне лучше видеть человеческую глупость. Так вот большего олуха, чем хохлов я среди вашего окружения не видел. Гоните кликушу, О. Павел. Сова2002.

Написать рецензию. Ольга Кострыкина   21.09.2009 10:39.
" Единственная цена человеческой жизни — это смерть Самого Бога, смерть Христова, которой и был выкуплен каждый человек из объятий ада и смерти. Поэтому каждое мгновение человеческой жизни, принадлежит Ему"- какие сильные слова, какая истина! Благодарю Господа Моего Иисуса Христа, что такой высокой ценой, я Ему досталась. Благодарю О.Павла за это напоминание. Люди, помните, перед Богом мы все равны. Давайте беречь друг друга. Ольга Кострыкина.

Рецензии.   Написать рецензию: Тони Авк.  21.09.2009 09:23.
безграничное совершенство любви к Богу и ближнему - через страх и наказания. И самое примечательное, что за веру крови пролито больше чем за блага земные, им ха!  Тони Авк. 

Написать рецензию. Григорий Баркин.  21.09.2009 07:38.
Очень важно Ваше сочинение сейчас, когда жизнь человеческая не стоит и копейки (отравления суррогатами спиртного, наркотики, аварии на дорогах, бытовые и заказные убийства и др.). Спасибо Вам! Григорий Баркин.

Написать рецензию. Константин Анисимов.  21.09.2009 01:41.
Десять заповедей как Законы Робототехники. Да, они хороши, если смотреть на них поверхностно, в теории. Но примени их на практике, и они становятся противоречивыми. А временами просто опасными. Нельзя забывать, что не каждая женщина захочет вынашивать ребёнка от маньяка её изнасиловавшего. Особенно, если это наркоман и рецидивист. Ситуации разные бывают. Каково человеку смотреть, как страдает другой человек. Представьте себе, что некий человек страдает от боли, и рад бы умереть, а закон запрещает. И медицина бессильна. Не всё так однозначно в жизни, как кажется.  О язычестве. Современная юриспруденция до сих пор руководствуется нормами Римского Права. Уже не одну тысячу лет. Ещё до крещения Руси на Руси уже было Вече, и суд где Верховным Судьёй выступал Князь. Так что язычники практически создали основу современной цивилизации. Включая такие науки, как алгебра, геометрия, основа химии алхимия. Кстати мистическую окраску алхимия стала приобретать уже при Христианстве, веке во втором пятом нашей Эры. В шестнадцатом веке началось постепенное угасание, а точнее перерождение алхимии в химию. Развитие естественных наук. Глупо ругать язычество, которое практически заложило основы современной цивилизации. Насчёт не убий. Как уже было сказано выше, это не всегда возможно. Нельзя читать заповеди Абсолютно. У меня есть повесть "Огненный Молот", так вот там люди полностью разучились воевать, а результат печален, миллиарды погибших при инопланетном вторжении. Пацифизм отрава для мозгов. Так же как и излишняя агрессивность. Константин Анисимов.

Добавить замечания: Виктор Хохлов.   21.09.2009 13:48
Как Вы оригинальны, юноша, со своим молотом и алармистской идеей инопланетного вторжения. Вот помнится, один такой гениально зарифмовал про чудное мгновенье и мимолетное виденье, но потом вспомнил, что гений чистой красоты опередил его лет на сто. Герберт Уэллс Вам, наверное, счета за идею не предъявит, не Вы один такой писатель... Что же касается трактовки десяти заповедей на основе своей же нетленки и собственного авторитета мыслителя, то это какой-то коктейль из глупости и наглости под названием "огненный молот" Ну Прямо без отрыва от соски Гарри Поттера шпарят младобогословы. И ведь такому не скажешь, поучи свою жену щи варить потому, что хоть и женилка не выросла, но умище уже девать некуда.  Виктор Хохлов.

Добавить замечания:  Константин Анисимов.   21.09.2009 19:00 
За веру ни пролито, ни капли крови. Вера служила только прикрытием Кто-то из Великих сказал. Патриотизм последнее прибежище для негодяев. Английский философ XVIII века Самюэль Джонсон. И как мы видим, очень точно замечено. Гитлер и Ко давили именно на патриотизм немецкого народа, чтобы начать истребление евреев, а затем и вторую мировую. Аналогично действовал и Сталин. В Арабских странах мусульманский фашизм до сих пор не изжит.  Константин Анисимов.   21.09.2009 19:00 

Добавить замечания: Тони Авк   21.09.2009 19:21.
Соглашусь, что всегда причина во власти и так далее, но вера, которая является прикрытием для убийства. Буддизм тоже вера, но таким свойством не обладает.  Хотя прошу прощения, не хотел задеть ничьих глубоких чувств! Христианство само по себе несет позитивные установки, ну а, мы люди делаем уже несколько другое.  Тони Авк.

Добавить замечания: Виктор Хохлов   21.09.2009 23:03.
Дураку и верблюд кажется горбатой лошадью! (арабская мудрость). Фразу Сэмьэля Джонсона, вырванную из контекста, подняли на щит именно негодяи. Но не те негодяи, про которых говорил Джонсон, ведь он имел в виду, что для них не все потеряно, если в них сохранилась хоть капля любви к Родине. Нужно читать первоисточники, эссе Джонсона "Патриот" имело целью разоблачение лжепатриотов, использующих святое понятие патриотизм в политической демагогии. Как же мозги загадили племени младому незнакомому, Павлик Морозов ангелом покажется. Виктор Хохлов.

Написать рецензию. Григорий Баркин   21.09.2009 07:38.
Очень важно Ваше сочинение сейчас, когда жизнь человеческая не стоит и копейки (отравления суррогатами спиртного, наркотики, аварии на дорогах, бытовые и заказные убийства и др.)Спасибо Вам!  Григорий Баркин   21.09.2009 07:38.
 


Рецензии