В Самаре

        Не знаю как у кого, а у меня все командировки получаются какие-то бешенные. Почему-то свободного времени никогда не бывает. Знакомых, друзей послушаешь, обзавидуешься, у всех не командировки, а культурное или увеселительное мероприятие. Одни проводят время, посещая музеи, выставки и театры, другие ходят на пляж, в пив-бар или в кафе, а у третьих всё это равномерно перемежается, и все служебные дела проходят незаметно, на фоне одного большого праздника.
        Я о такой программе никогда даже мечтать не мог. Обычно меня встречают на вокзале, везут в гостиницу, где я оставляю вещи, и сразу же сопровождают на предприятие, где пропуск уже заранее выписан, всё и все наготове, и меня давно ждут. Там мы, как проклятые, работаем часов до девяти вечера, а когда я выхожу за проходную, то уже никуда не хочется, а надо ещё забежать в магазин, купить хлеба и чего-нибудь к чаю, а потом уж – в гостиницу, потому что завтра в девять утра мне опять нужно быть на предприятии. И так каждый день. Даже в субботу. Какие тут могут быть музеи?
        Даже в воскресенье иногда приходится работать. Конечно, хорошо, если удаётся в выходной день выбраться в город, но всё равно получается это слишком поздно. Ведь хочется хотя бы раз выспаться. А когда, в конце концов, соберёшься, пока доберёшься до той части города, где в основном расположены культурные заведения, то должно как следует повезти, чтобы попался какой-нибудь музей, который в это время работает.
        Такой режим командировочного существования только по-молодости можно было терпеть, а теперь это быстро надоедает. Хочется размеренной жизни с выходными и праздниками, тянет домой. И как только все вопросы оказываются рассмотренными, я срочно покупаю обратный билет, и мчусь на вокзал. Мне совершенно не хочется задерживаться в городе только для того, чтобы рассматривать какие-то достопримечательности.

        Помню, и в тот раз только на десятый день командировки рабочая ситуация, из-за которой я приехал, начала, наконец, проясняться. Тут случилась суббота, в честь чего мне удалось пораньше уйти с работы, и я решил отправиться в город.
        Вообще-то, оказавшись в незнакомом городе, я люблю прогуляться по улицам, когда за каждым поворотом тебя ждёт неизвестность, когда навстречу шагают люди, которых ты видишь первый раз, и с которыми судьба, возможно, больше никогда не сведёт. Конечно, Самара не такой уж незнакомый мне город. Можно сказать, что я сюда всю жизнь езжу в командировки. В молодости это происходило достаточно часто, иногда – по пять-шесть раз в год, теперь – существенно реже. Но всё равно города я не знаю. Мне, более или менее, знакома только та часть города, по которой я следую от гостиницы до работы и обратно.
        В тот раз, о котором я вспоминаю, дело было летом. Стояла жара. Уходя с работы, я хотел часок побродить по городу, но это моё хотение проявлялось в зале, где соответствующую атмосферу обеспечивал кондиционер. Когда же я оказался на улице, то сразу понял, что жара не способствует прогулкам. И потому во мне тут же зародилось сомнение, а надо ли, вообще, куда-то идти? Может, лучше отправиться в гостиницу и там поваляться на постели под кондиционером, глядя телевизор?
        Но на улицах за каждой проезжающей машиной клубилась пыль. А машины по улице шли вереницей одна за другой, поэтому пыль висела в воздухе, не оседая. Пройдя через проходную и долго ожидая зелёного света у перехода, я настолько надышался этой пыли, что, усилием воли подавив в душе тлеющую лень, твёрдо решил отправиться на Волгу, на пляж. Это же мне советовали и местные сотрудники, живописуя красоты набережной, которую обустроили городские власти.
        Я шагал в сторону Юнгородка, небольшого района с кирпичными домами оригинальной архитектуры. Кирпичные корпуса с массивными треугольными лапами-подпорками придавали домам впечатление какой-то особой устойчивости. Возле этого района находилась конечная остановка трамваев – круг с несколькими параллельными линиями.
        Я миновал газетный киоск и остановился, оглядывая стоящие в четыре ряда трамваи, чтобы выбрать нужный маршрут. В этот момент сбоку на меня налетел молодой человек. Мы почти столкнулись. Высокий блондин с ясным взором почти обнял меня. Он первый улыбнулся и кивнул:
        – Привет.
        – Здорово, – с радостью отозвался я.
        В Самаре я ни разу не встречал знакомых москвичей, если не считать своих же сослуживцев, с которыми мы вместе приезжали. И вообще, встретить знакомого в чужом городе, это большая редкость. Поэтому мы оба заулыбались.
        – Как дела? – поинтересовался он, оглядывая меня.
        – Да ничего, – пожал я плечами.
        – Каким ветром здесь?
        – Вот, в командировку приехал. А ты?
        – Я тоже, на три дня прибыл, – сообщил он. – Сегодня уезжаю. А ты надолго?
        – Тебе хорошо. На три дня… А у меня, вот, командировка на две недели, – пожаловался я. – Уже десять дней отсидел, а конца ещё не видно.
        – Бывает, – кратко посочувствовал он.
        – Ты куда сейчас?
        – У меня сейчас последняя встреча, – вздохнул он. – Надо документы забрать.
        – А я хочу в город съездить, по набережной прогуляться. Говорят, там всё красиво обустроили. Поехали вместе, – предложил я, – пивка попьём.
        – Не могу, – засмеялся он. – Я же говорю, мне надо за документами зайти, а днём у меня поезд. «Жигули».
        – Ну, тогда пока. Будь здоров.
        – Ну, пока. До встречи.
        Говорить, в общем-то, было не о чем. Он махнул рукой и направился в сторону Заводского шоссе. Похоже, он приехал на другое предприятие. Подошёл мой трамвай, и я поехал к центру города, к Волге.
        Мы, по сути, разбежались в разные стороны. Но весь день меня одолевали различные вопросы. Эта встреча была какой-то странной. Я очень долго вспоминал, кто был этот человек, как его зовут, и откуда я его знаю? Облик его почему-то был мне знаком, а имя я припомнить не мог. Ну, не связывалось это лицо ни с одним из имён, которые я напряжённо перебирал. Ни имя, ни фамилия не ассоциировались с этим блондином.
Может, думал я, мы с ним когда-то учились в институте? Но, вспоминая ребят из разных групп нашего потока, я не смог обнаружить среди них даже похожего. Я перебрал сослуживцев из соседних отделов, из конструкторов и технологов, даже припомнил фирму, на которой работал сразу после окончания института, но и среди них не было блондина. С кем же я так долго и по-приятельски разговаривал?
        На следующий день я уже не вспоминал об этой встрече. Мне было не до того. Во время испытаний мы получили замечание, которое хотели списать на мой прибор. Но я чувствовал, что он ни при чём. Мне пришлось срочно изучать алгоритмы чужих программ, чтобы понять, как заставляют работать мой прибор, и в конце концов удалось доказать, что виновата программа. Конечно же, это заняло много времени, мне даже командировку пришлось продлевать на три дня.
        Усталый, но довольный я вернулся в Москву.
        Самарские заботы совершенно выветрили из моей памяти какую-то случайную встречу. И я бы о ней, наверное, навсегда забыл и никогда не вспоминал. Но на следующее утро после своего возвращения, когда я вышел из дома, направляясь на работу, я неожиданно увидел того блондина.
        Вот это да! Оказывается, мы каждый день встречались с ним на улице на встречных курсах. За многие годы его лицо примелькалось. Вот, почему оно показалось мне знакомо.
        Спешим каждый к себе на работу. И никогда прежде мы знакомы не были. Я не знаю ни имени его, ни фамилии…
        Наши взгляды встретились, и мы оба округлили глаза…
        Улыбнулись, кивнули, и прошли мимо…
        Значит, и он сомневался после нашей встречи в Самаре, и тоже, наверное, думал: «с кем это я обнимался?» …


Рецензии
Очень любопытный рассказ. Я коренная москвичка, но в Самаре живут близкие мне люди.Поэтому я с особым интересом прочитала Ваше произведение. Признаюсь, вначале полагала, что рассказ будет о великолепном Самарском художественным музее, который интересен не только подлинными работами Левитана, Репина, Шишкина, но и о истории самого музея.Однако, психологический переход мне тоже понравился. Спасибо!!!

С уважением,
Анфиса

Анфиса Соколова   31.10.2009 21:16     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отклик. Я много раз ездил в Самару в командировку, но, действительно, ни разу не удалось попасть в художественный музей, хотя я и сам увлекаюсь живописью, и мне было бы очень интересно посетить его. Увы, всегда уезжая, я собираюсь "в следующий раз" всё успеть...
Суета...
Заходите ещё.
С уважением, Леопольд.

Леопольд Шафранский   01.11.2009 00:58   Заявить о нарушении
Этот рассказ мне знаком, читала раньше, Лео, а где новое о Самаре? Или - в поэзии?

Варвара Оленина   23.07.2013 21:13   Заявить о нарушении