Горюшко. Окончание

Стояли рядом с ней пригожие девушки в богатых платьях, вместе с волосами тина болотная густой косой заплетена. Поклонилась Иришка низким поклоном помощницам повелителя болотного, протянула подарочки, что Любушка передала.

Больше всего красавиц гребешки порадовали, не было в болотном царстве такого богатства, так непричесанные и ходили. А уж как косыночки рассматривали, к лицу прикладывали.
Всё им поведала Иришка, и про участь свою сиротскую, про Любашу, про барина овдовевшего. Рассказала, как она змею на материнской могилке клювом, да крыльями била.Никто никогда не слышал в болоте такого веселого смеха. Знали девушки, кому от сироты досталось.

Привели хозяйки гостью в свои хоромы. Справный дом: из мореного дуба срублен, в загоне всякая живность кудахчет, мычит, блеет, да хрюкает. Самовар на столе песенку поет, а что не петь, когда варенье, пироги, да мед в вощине вокруг наставлены, при такой жизни даже ухват с кочергой в пляс пустятся, коли, хозяин захочет.

Поведали девушки свою грустную прежнюю жизнь.Тоже ходили в воспитанницах у Сабрины, в ее ведьмином гнезде наукам учились, как стала Сабрина морщинами покрываться, перестала из своих покоев выходит, начали её хвори одолевать, отправила за провинность малую сироток в болото за ягодами, что молодость продляют. Ягоды ведьме они не понесли, тут  свою судьбу и встретили. Спас их Леший от верной погибели. Ведьма Сабрина про то не знает.

Так с тех пор тут и живут, не ищут добра от добра. За лесом и болотом досмотр ведут, людям помогают, если те идут в болото не за корыстью, а на кусок хлеба ягоды собирают Ребятишек малых, да родителей старых от хвори ягодами лечат.

Леший, страшный, только с виду, а коли с добром, с нуждой великой, человек в болотные места приходит, обязательно поможет. Видят его люди старцем древним, седобородым, в полушубочке, мехом наружу, при любой погоде. А сколько ему лет - сам не помнит. Не всем он показывается. Коли кто старичка того в лесу встретил, - удачу жди.

Закурлыкали журавли, знак подали.
- Вот и хозяин идет!
- Как же, мне, девушки, хозяина звать-величать?
-  Леша, так мать его назвала, это потом люди Лешим звать стали, да он не обижается.
Вошел в избу высокий могутный дед, а может, и не дед вовсе, борода густая чёрная, да брови широкие совсем лицо скрывают.

По всему видать, силушкой мужика бог не обделил. Снял шубенку, на гвоздок повесил, гостью рассматривает. Слонилась Иришка в поясном поклоне: - Не гневайся, дедушка Леша, что незваная в царство твое зашла, не по своей воле, по злому повелению. Приказала настоятельница принести ей клюкву с высокой кочки - грядки на твоём огороде.

- Стареет Сабрина, злости много, всего на пять лет ей силы Любашиных ягод хватило. Жаль,
хорошую девушку уморила. Нет на ведьму погибели, да видно, совсем конец близко, она и
лютует. Даже в моём царстве разор чинит. А про простых людей и говорить нечего, совсем
народ застращала.

Пил Леша чай, на душистых травах настоянный, утирал пот рушником, расшитым петухами, речь вел неспешную: - Два года прошло, как выпустила она из своего подвала змея огненного, загорелся лес, загорелось болото, еле затушили, спасибо жителям деревенским, подмогли.
 Ты, девонька, отдохни, посиди в спокое, а я посоветуюсь с жителями лесными и болотными, как погибель на ведьму наслать. Может, кто знает, а потом и за ягодами пойдем.
Всю живность болотную и лесную собрал хозяин, никого не забыл, все прибыли, последней ласточка-щебетунья прилетела, жила она над окном спальни в замке Сабрины, все разговоры ведьмины слыхала, да тайны не ведала.

 Нащебетала та ласточка, что держит Сабрина у окна спальни  в большой крепкой клетке певунью заморскую, канарейку, может, она что знает.
Высоко Леша руки поднял, заговор на ветер крикнул: - Раскройтесь, клетки, вылетайте детки!

Прилетела, села Леше на плечо птаха певчая, прощебетала что-то, опять улетела. Ничего не поняла Иришка из птичьего разговора, да Леший понял.
Привел он гостью в огород, росли в том огороде разные диковинные цветы, а уж, сколько фруктов, да ягод зрело, глаз радовало. 
Это Глаша, и Маша расстарались, всего насажали.

Выокой оказалась кочка среди огорода, совсем мало клюквы на ней, но вся величиной с вишню. Показал на кочку Леша: - Вот ягоды бессмертия,  иди, собирай. Замри, пропусти девицу, стража моя верная!

Лежали, свернувшись, грелись на солнышке толстые чёрные гадюки, ягоды  охраняли.
Заколотило ознобом от страха Иришку,  молитву шепчет, материнский  оберег к груди прижимает, упала в ноги к хозяину болотному: - Ты прости меня, повелитель болотный, не буду брать ягод с горки, пусть,  даже сгноит ведьма  меня в подвале, огненному змею на съедение отдаст, или колдовством изведёт, не принесу ей ягод волшебных, не станет она молодой. Пусть сама ягоды добывает, коли такая в них нужда. Я по книге древней тоже колдовству обучилась, могу птицей стать, улететь далёко.

-Умница, девочка, всё поняла, да в моём царстве никакие хитрости и волшебство не действуют, Сабрина здесь бессильна, она это знает. Бессильны колдовские е силы перед добром, от добра они и погибнут. Только ты сможешь это сделать. Коли готова встретить Сабрину, забудь про колдовство.

-Я, дедушка Леша, на всё согласная, научи, что делать надобно.
 Всё растолковал Леша девочке:- Полетишь домой не лебёдушкой белой, а галкой серой, незаметной. За болотом коршун злой летает, лебедь белую высматривает, поджидает.

 Подлетишь к дому, хоронись, на улицу до поры не показывайся.  Есть в доме вашем вещь, что твоя матушка в подарок получила, часто в руках держала. Найди её, Ириша! Что это за вещь, мне неведомо, но в ней ведьмина погибель.

- Всё, дедушка Леша,  сделаю, как растолковал, ничего не забуду.
Прилетела Иришка серой галкой к дому родительскому, задела крылом стену, превратилась в девицу, села под окошко родительского дома, к теплой стене прижалась, кулачком в раму оконную стукнула, крестную позвала, всё сделала, как Леший наказывал, ничего не забыла, крёстной рассказала, ничего не утаила.

- Ты, крестная, не горюй, не пропаду я. Только на улицу мне пока нельзя, коршун над деревней летает, меня высматривает. Что-то матушкино нам в доме найти надобно, да не ведаю, что.  Даже лесной хозяин не знает, давай вместе поищем.Сидят за столом, постные щи, да картошку печёную едят. Никак загадку, что Леша загадал, решить не могут.

- Крёстная, за что это ведьма на всех в деревне нашей окрысилась? То зимой снегом завалит
по самые трубы, то летом тучи стороной отведет, то мор нашлет на скотину и людей.
Живёт в достатке и сытости за высокими стенами.
 При такой жизни только радоваться, да людям помогать, а она вся на злобу изошла, сморщилась, словно прошлогодняя картошка летом. Всего в замке ведьмином полно, а простого зеркала нет. Говорят, боится себя в старушечьем обличье увидеть.

Сидит крёстная, давнее время вспоминает.- Давно то было. Жила у нашей Осиновицы, в избушке древняя слепая  бабушка Верушка,  болезни  людские лечила. Особенно детям помогала. Любили её в деревне, всего бабушке нанесут. Матушка твоя, сестра моя, в то время девчонкой была, помогала ей по дому и огороду.

 Бабушка для всех добрая, а раз разгневалась, сказывала, что приехала к ней в богатой карете барыня важная, просила за большие деньги маленькое зеркальце продать.
Верушка, хоть и слепенькая, а барыню распознала: - Сгинь, нечисть, слепа я, да хорошо вижу: ведьма ты, скоро гореть тебе в адовом огне, а не в моё зеркальце на себя любоваться, оно не продаётся.

- Ох, пожалеешь, не раз ещё меня вспомнишь, сама то зеркальце с поклоном принесёшь.
Разозлилась барыня села в карету, пыль взвилась до самой тучи, засверкало небо молниями, два сарая сгорело, с той поры на нас беды и посыпались.

Перед смертью подарила бабушка матери твоей то маленькое зеркальце. Бывало, матушка твоя умоется, на себя в зеркальце глянет, улыбкой светится. Не велик подарок, да слова бабушка памятные сказала, что много бед деревню ждёт. Но в час урочный сослужит зеркальце люду деревенскому службу верную. Отдать его нужно дочери, которая скоро родится, она знает, что с ним делать.

Куда то зеркальце делось, никто не знает. Матушка твоя, видно, крепко бабушке поверила, заболела, а зеркальце до часа урочного схоронила в месте, от воров заговорённом, не проговорилась. В нужде великой жила, а зеркальце сберегла.
 
Рассказала тётушка, как однажды пошла за грибами. Вернулась, она, а в доме погром. Хитники, видать, были. Только, что в доме бедняка взять можно, если даже тараканы ушли. Соседи цыган в деревне видели, видно, искали они что-то, всё вверх дном перевернули, даже чугунок с картошкой, только матушкину прялку не тронули, вон, стоит себе с куделей до сих пор в углу.

 Загадала матушка   загадку, никак отгадать вдвоём   не могут. Вот бы силы волшебные на помощь позвать, так сама, неразумная, от них отказалась, но поняла, вдруг, всё без волшебства.
- Крёстная, а ведь это Сабрина цыган к нам прислала, они зеркальце искали. Уж, не про него ли Леша мне говорил? Надо зеркальце найти. Поняла я, пусть ведьма Сабрина в него глянет, себя испугается. Тут, видать, и ждёт её погибель.

Прыгнул на колени Иришке котёнок-игрун, мурлыкает, ластится, гладит его Иришка, за ушками чешет: -Ах, ты, котенька, коток, котик, розовый роток, серенькие ушки, беленькое брюшко, вот тебе клубочек, поиграй, коточек.

Побежал коток за клубочком, тот к прялке закатился, упала прялка, выпало из кудели зеркальце, лучиком солнечным на стенке блеснуло.Вот оно какое, бабушкино подарение. Смотрела из зеркальца пригожая девица с русой косой. Поняла Иришка, кого зеркальце показывает.

Утром рано вышла Иришка на улицу, перед домом встала, на небо смотрит. Летает, кружит над деревней коршун, ищет ведьмин слуга пропавшую девушку. Показала она ладошку с ягодами. Увидал, торопится к хозяйке.

 Скоро снова станет Сабрина молодой и красивой, обещала коршуна отпустить домой, в лес. Только бы опять не обманула, как в прошлый раз.
Собралась за Вишенской горой туча чёрная, так края и крутятся, летит туча прямо на деревню, гневными молниями бьёт, гром непрерывно гремит.

Злится, стращает всех змей огненный. Попрятались звери и птицы от греха подальше в норы и дупла, сидят, трясутся.Опустилась туча к самой земле земле перед Иришкиным домом, показалась из тучи старуха, страшным лицом громыхнула:
-Выходи, Иришка! Отдай мои ягоды!
 
- Вот они, бери! Вышла Иришка, протянула ведьме  в ладошке  ягоды. Только ведьма нагнулась к ягодам, вытянула девушка другую руку с зеркальцем: «Полюбуйся на себя, ведьма!»
Загрохотала туча, пламя охватило старуху. Туча выла и визжала, а пламя металось в разные стороны. Кругом летели горелые перья, вонючий дым заволок всё вокруг. Что-то покатилось к ногам Иришки, это было ведьмино кольцо с огромным чёрным бриллиантом.

Пролилась туча тёплым дождём, для порядка поворчала за лесом. Обогрело, обласкало солнышко землю. Хорошо, когда проходит после засухи такой  благодатный дождь.
Смотрели  Иришка с тётушкой  на ведьмино кольцо. Оно слепило и влекло. Знала Иришка его силу. Хотела тётушка  кольцо поднять, да Иришка оттолкнула.

-Не трогай, крёстная, ведьмой станешь. Надо кольцо дедушке Леше отправить, он его
схоронит так, что никто никогда не найдёт. Сразу зла на земле меньше станет.
Так и поступили.

Про ведьму забыли, а про Иришку ещё долго народ сказки рассказывал. Это она учила сельских ребятишек грамоте, а девочек - дивными узорами расшивать скатерти, да полотенца.
 
Богатые господа хорошие деньги сельским рукодельницам платили. Кое- где ещё живы бабушки, Иришкины ученицы. Показывают они своим внучкам, как правильно подобрать цвета, положить шёлком стежок.
Зло всегда умирает, а добро среди людей веками живёт.


Рецензии
Спасибо, Зоя, за сказку Сюжет новый, никогда ничего подобного не читала

Лариса Ласькова   13.07.2016 18:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, за отклик.
Стараюсь избегать избитых тем,
возвращает память в родную деревню,
Дарю ей мои сказки.
Заходила к Вам погостить,
оставила отклик.

Зоя Кудрявцева   14.07.2016 12:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.