Письмо Владимирову про Темный лик Двойника

Итак, "Темный лик двойника". Развлекательная  литература, средство скоротать время в поезде. Жанр  обязывает, чтобы  чтиво  было легким. И вроде поначалу  легко:  есть интрига, есть скачущий  сюжет, есть персонажи, все  летит. Умение плести сюжет - талант беллетриста, это все  есть.   

Ваш герой говорит  на литературной  встрече, что книга  держится на  единстве  идеи сюжета, идеи, образов и языка. С этим спорить не буду, хотя  соотношение и  вес каждого элемента все время меняются. Есть же  книги вообще  без сюжета, они  берут другим - языком, манерою.  В "Темном  лике" на первом  плане интрига,  сюжет,  последовательность событий. Сюжетная нить держится на догадке об астральных двойниках. Но эта догадка не получает развития, она  многократно повторяется, обесценивая себя и к  концу вообще сползает в  криминал. Это многое портит и многое обьясняет. Убийств  слишком много,  смерти сыплются ка к из мешка, люди погибают, не успевая  запомниться, и незначительность факта  смерти еще  больше убивает всякое  сочуствие в читателе.

То есть, в  этой книге составляющая одна - сюжет. Идея только названа. НЕ РАСКРЫТА.Что касается образов, здесь вообще все грустно. "Темный  лик"состоит из персонажей, а образов там  нет. Главный  герой Александр, даже он туманен и непонятен.  Кто это: серьезный  автор, мятущаяся  личность или просто жеребец?  Это трудносовместимые стороны.  Потому что  настоящий писатель не ловится ни на что, он никуда не поскачет, если нужно  писать. Настоящие  сюжеты  он берет из себя и ему не надо гоняться за ними. Все, что надо, он уже знает и запомнил... А если поскакал -  значит, просто зевака, убивающий время.Но нк  автор!
Значит, ему  все равно, о чем писать.

В  книге нет  ни одного фрагмента, где  бы он просто  сидел и писал. Его  издательница: она тоже не работает, только ваялется в кровати, распивает бокалы, сорит  деньгами. Издательница с такими привычками не могла бы  существовать вообще. Это просто гламурная дамочка. Ибо в сюжете, из-за которого  она посылает героя на  риск, нет ни грамма  литературной ценности. Только криминал. Она попросту  глупа. Или ей  дали профессию  одного человека, а  внешность другого...

Я наверное, изобретаю  велосипед, но стою на своем. Портреты персонажей складываются из внешних и внутренних характеристик. Герои не только одеты в одежду, или у них белокурые  волосы (надоели они в романе  до тошноты), или ходят быстро или  ездят - они еще думают что-то, любят что-то, прячут руки за  спину или утыкаются в согнутый  локоть. Помилуйте,  персонажи "Темного лика" вообще ничего не  думают никогда, не имеют родинок, застарелых привычек, ничего "своего". Это  какие-то роботы. Сказать о женщине, что она любит блондинок - значит ничего не сказать, таких ведь миллионы. А  эта конкретная? Что в ней  было такого, что герой ей так симпатизирует? Да ничего. Она щурит зеленые глаза, но зеленые глаза есть и у других...  Ежели  вы  хотели описать лесби, так надо было прочесть соответствующие тексты, их море. А не понимаете их психологии - не  беритесь. Ведь лесби как правило, очень высокоорганизованные, сверхтонкие натуры, а у вас  получилось что-то очень грубое, похожее на содержательницу  притона. Меня как-то  просили написать обзор по их литературе, я  изучала  вопрос на Прозе.Ру. Да женщина никогда не простит своей ню союз с мужчиной, даже с другой  женщиной - и то простит... Вы допускаете просчеты непростительные.  Светлана посылает своего приятеля переспать со своей очередной ню. Это низко. И он  идет, имеет ее. И это тоже низко. Чувства не нужны, они два  сапога  пара. Что же  это  за  люди, почему я должна быть свидетелем их низости?

Персонажи лишены  психологических характеристик. Читателю не  дали даже намека на мотивацию их поступков, почему они поступают так или этак! Поэтому  к ним  сразу теряешь интерес! Они ничем не запоминаются! Женщин мелькает  много, и ни одна  из них не отличается от другой. Это какой-то подиум, где  они  пробегают мимо и забываются  в течение минуты. Лик! Да нету  там ни  лика, ни лица  живого.

Язык - это вообще  цель всего текста, это характерная  черта  автора, то, чем отличается от других авторов. А  язык в романе  усредненный, стертый, полный штампов. Где  языковые находки? Где так называемые авторские экзионализмы? именно по ним определяют стиль - вот!  так пишет только он! Но так, как в в Темном лике" - пишут  все!

"Его губы  тронула  усмешка", "посвящу  в детали", Зазеркалье, "омут  загадок",  "вертеп удачи", "плен неизвестности" - все это придумали другие и сто раз применили. "Я  вонзал взор", "жутко до одурения" - это заметный  перебор  с намеком на пафос. Если  женщина "храпит как сто богатырей" - это тоже   перебор, причем оскорбительный.

По отношению  к  женщине судят о культуре в целом. Отношение героя -писателя  Александра  к женщинам - довольно негативно. Он их либо использует в своих целях, либо просто "пользует". То есть и презирает, и  вместе  с тем  идет на поводу. Понятно, что  многие оказываются  "двойниками", но есть же  хотя бы одна неклонированная? Нет такой. Все  поганые. Видимо, это просчет авторский и издательский, ведь основная  читательская  аудитория сегодня -  это женщины, и  если их безжалостно "опускать" - не надо
ждать от них  и  сочувствия.

Портретные  характеристики отсутствуют. Описания природы тоже. Хотя  фантазия есть и преизрядная!

Текстуальные  и  смысловые  ошибки подчеркивают очевидную бедность языка. "Вы мне напишИте" –там, где должно  быть просто "напишЕте" - это попадается на  каждой странице.

И при всем  этом: "Он отличный писатель" - кричат об Александре другие  действующие лица. Да они с ума сошли, это просто смешно... Выходит, все кругом   не  видят, что король-то голый...

И несмотря на  фантазию, описание подземных бункеров я тоже  видела в каком-то среднефантастическом  фильме... 

Ждала финала, ждала, что Александр, выходя  из предряг, задумается сам о себе и решит - на фиг! Буду  писать иначе! Да нет, он  просто  ушел, утонул в очередной  передряге. Потому что заглянуть в себя  ему не под  силу. Потому что понятно - описывать фантазии - конечный  процесс.  Бесконечна только душа  человеческая и только описывая свою внутреннюю  жизнь, никогда не рискуешь повториться.

Но  это уже  моя личная  позиция, никто не обязан ее  разделять.

Астральные  двойники – идея  фикс, спорная вещь. Мне совершенно все равно, есть они на  самом деле или нет, Мне интересно все подлинное, а  здесь изначально подсунули эрзац, заменитель. Стоит ли страдать, что вот этого человека скопировали? Допустим. А что там копировать? Ради чего? Человек-то пустой. Ну  ладно еще Булгаков. Ради красного словца вы (или ваш герой) бросили тень на Писателя с уровнем, намного превышающим ваш (или вашего героя). А что  это  дает? Ничего не  дает. Только роняет.

Но допустим, будет другая  идея фикс. При любой  идее важен ее  носитель, то есть добиться  сочувствия к носителю  идеи – значит поддержать идею. Железный закон драматургии никто не отменял, и «хороший  человек в тяжелой ситуации» все-таки воздействует на  читателя. Так что я лично пошла бы в сторону  художественного образа, он как и раньше придает смысл нашей  игре в  слова...


Рецензии