Раньше не было мафии и коррупции

Вспомнилось тут…(Самолет за 2 литра водки).
В 78-м году послали меня в славный город Ростов-на-Дону в командировку, на один из заводов -  для освоения нового комплекса по моей специальности.  В принципе – обычная командировка, только вот начиналась и закончилась интересно.
Началось, естественно,  с приезда в Ростов. Поезд прибыл около полуночи, вышел я, и сразу вопрос – куда ехать? Дело в том, что в командировочном у меня только был написан «почтовый ящик», т.е. закрытое название завода, а как он называется, мне никто не сказал. Почесав (по русскому обычаю) затылок, пошел я в вокзальную милицию, где мне сказали, что они тоже не знают, а надо утром идти в КГБ, где знают всё. Вышел я на привокзальную площадь, смотрю – стоят такси, и тут меня осенило, подошел к ПЕРВОМУ таксисту, спрашиваю, знает ли он, где этот почтовый ящик. Таксист посмотрел, сказал, что знает, но это далеко (какой-то Чкаловский поселок) и будет по ночному тарифу стоить 5 рублей.  В общем договорились-поехали. Долго ли, коротко ли, ехали, приезжаем к проходной завода, на которой большими неоновыми буквами написано - «Завод «ПРИБОР» и такой же, неоновый, магнитофон нарисован (потом оказалось, что на этом заводе для народного хозяйства делали магнитофон «Ростов-102-стерео».)  Я попросил водителя не уезжать, пошел на проходную, показал даме, там сидящей, свое командировочное предписание и она подтвердила, что это их «ящик». Расплатился с таксистом и подумал, что никакого КГБ не понадобилось.
Ну, ближе к теме, то есть - самолету. Обучение у нас должно было закончиться 10-го ноября, но в то время еще существовал такой праздник, как 7 ноября (напоминаю тем, кто подзабыл). Поэтому мы решили закончить это мероприятие 4 ноября и 5-го разлететься-разъехаться по своим флотам и флотилиям. Заводское начальство было не против, так как мы для них вообще были лишней обузой и поехали мы за билетами. Все благополучно взяли на нужные им поезда-самолеты, кроме меня и еще одного капитан-лейтенанта с Северного флота, потому что мы решили лететь через  Питер, чтобы со своими женами побыть несколько дней. Оказалось, что жители столицы Донского казачества любили перед праздниками летать в другие столицы, чтобы закупить там дефицитные продукты на свои праздничные столы. Билетов поэтому на все пред и праздничные дни не было. На заводе выдали нам справку о том, что мы командированные по спец-какому-то заданию и по постановлению Совета Министров СССР № такой-то нам полагаются билеты выдавать на самолет без очереди и из бронированного резерва. Нас с этой справкой послали, вежливо объяснив, что и бронь вся кончилась тоже. Вернулись мы на завод, подошли к главному инженеру, объяснили ситуацию. Тот сказал, что уж если с этой справкой не дают билеты, то всё – трындец полный, но есть у них в механическом цеху мужичок, который может всё, и послал нас к нему. Нашли мы этого мужика (вида очень похмельного), объяснили наше положение и спрашиваем, правда ли, что он все может? Тот ответил, что да, нет проблем, только надо, чтобы его отпустил начальник цеха с работы.
В общем, его, по нашей просьбе, отпустили, выходим из завода и он, первым делом к пивному ларьку. Стоит, пьет пиво, (а мы аж подпрыгиваем, время поджимает - надо что-то делать!). Потом этот Вася, заходит за пивной ларек, подходит к стоящей там «Волге» - такси и жмет на клаксон. Надо сказать, машина стояла незапертая и с опущенными стеклами даже. Со второго этажа соседнего дома высовывается мужик и, увидев Васю, закричал, что сейчас бежит. И, правда, через 20 секунд он уже стоял перед нами как Сивка-бурка перед Иваном-царевичем.
Вася говорит, что надо отвезти нашу «компанию» в центр города и потом вернуть нас на место. Сели-поехали. По дороге наш «спаситель» сказал, что надо купить шоколадку или конфет шоколадных. А, надо сказать, что в то время во всей стране (и в Ростове тоже) в дефиците было все, но в Ростове, ко всему прочему, в дефиците была водка и шоколадные конфеты. Мы заикнулись об этом Васе, на что он ответил: «Не боись». Возле первого же магазина он остановил таксиста и послал его за презентом. Буквально через 5 минут тот вернулся с кульком конфет «Грильяж в шоколаде» нашей Питерской фабрики имени жены Ленина. Когда мы попытались узнать цену (чтобы заплатить), Вася сказал, что он угощает, при этом указал на водителя. Таксист утвердительным кивком головы показал, что да, для него это обычное дело – угощать своих пассажиров сверхдефицитным товаром. 
Долго ли, коротко ли, но приехали к большому, старинному зданию, на котором висела бронзовая табличка с надписью: «Северо-Кавказское управление Гражданской авиации» (или что-то в этом роде – за давностью лет могу запамятовать точное наименование столь почтенной организации). Спросив у охраны, на месте ли Иван Петрович и, получив утвердительный ответ, Вася уверенно привел нас к двери кабинета, на которой было написано, что за ней трудится такой-то и  является он начальником пассажирских перевозок всего Северо-Кавказского управления нашего славного гражданского авиафлота. В приемной он расцеловался с секретаршей, вручил ей конфеты и мы зашли в кабинет к Ивану Петровичу.
Тот, как только увидел нас (вернее Васю), выскочил из своего огромного кресла и, обогнув стол (размером с волейбольную площадку), побежал ему навстречу. Расспросив Васю о его драгоценном здоровье, самочувствии дражайшей супруги и прелестных деток, Иван Петрович, наконец, обратил свое внимание на нас. Вася объяснил, что мы его лучшие друзья, приезжали к нему по делам, а вообще ребята флотские – из последних сил денно и нощно защищают рубежи нашей Родины и спокойный сон Ростова-на-Дону целиком, и сон Васи, в частности. А вот теперь они с горечью покидают гостеприимный город и им нужны два билета на самолет на 5 ноября.
Слушая эту речь (если привести ее полностью, то через слово надо будет «запикивать» три слова), я, во-первых, ощутил гордость за то, что у меня в друзьях (давнишних и закадычных) такой человек, как Вася, во-вторых, поразился тому, что он знает, что мы флотские (нам было строго-настрого скрывать свою принадлежность к ВМФ, чтобы не разгласить тайну о том, что производит завод). На все это хозяин сказал, что это ему - как два пальца об асфальт. Тут же позвонил по одному из десятка разноцветных   телефонов стоящих  на отдельном столе возле его кресла, начальственным голосом приказал обеспечить ему два билета в город трех революций, потом долго слушал, поддакивал, хмыкал, кивал головой молча (как будто собеседник на том конце мог его видеть) и, положив трубку, развел руками и объяснил, что, увы… Все самолеты раскуплены до 10 ноября включительно и нас даже в багаж не запихнуть.
Вася снял кепку, почесал в районе маковки и спросил: «А самолет?».
Иван Петрович  подпрыгнул. «И., правда! Как же я старый дурак, сам до этого не додумался?!». Он тут же схватил трубку другого телефона (я еще подумал: «Как он их не путает?»), и спросил: «Марьванна, а мы можем на 5 ноября организовать дополнительный рейс в Ленинград? Мне надо друзей отправить». (Я уже стал другом). В трубке после недолгого молчания что-то побормотали и, положив ее, он сказал, что все в порядке, и мы можем ехать в центральное агентство за билетами к старшему кассиру. Вася вышел с нами к такси, сказал водителю, чтобы тот свозил нас, куда надо и вернулся к своему другу. Приехали в кассы. Сразу направились к амбразуре с надписью, которая информировала пассажиров, что ее закрывает грудью старший кассир. Грудь, кстати, у казачки соответствовала ее должности и размеру амбразуры. Подойдя к ней, мы сразу заявили, что мы друзья Ивана Петровича и нам надо приобрести два билета на дополнительный аэроплан, улетающий 5 ноября в город на Неве. Сначала хозяйка пышного бюста (покопавшись в бумагах) заявила, что никаких дополнительных рейсов на указанное число не существует. Но, после того как мы ей объяснили ситуацию, она стала звонить по разным номерам, шептать в различные микрофоны и, наконец - выдала нам вожделенные билеты. (Места в них были, естественно – 1А и 1Б).
Вернувшись в благословенное учреждение, мы поблагодарили наших спасителей и поинтересовались  ценой вопроса. Иван Петрович сказал, что не стоит благодарности, и предложил нам съездить куда-нибудь, пообедать (время было уже около 3 часов пополудни).  Мы естественно, согласились и поехали (все на том же неизменном такси). Проезжая по городу Вася сказал, что неплохо бы прихватить с собой водки, на что никто не возражал. Я, правда, объяснил, что не пью ее проклятую, на что все (включая водителя) посмотрели на меня подозрительно. Пришлось придумать, что, мол, язва открылась, на что народ стал давать бесплатные советы, как ее залечить.
Тем временем, проезжая мимо какого-то магазина, у подвала которого грузчики разгружали машину, Вася сказал, что тут и возьмем. Не вылезая из машины, он крикнул грузчикам, что водка нужна. Один из подбежавших грузчиков спросил: «Сколько и КАКОЙ?!!!» (и это при дефиците водки вообще как таковой!). Коротко посовещавшись, народ решил, что четыре «Столичной» в самый раз. Тут уж мы с другом расплатились за нее (никто и не возражал – ведь должны же мы были магарыч поставить за хлопоты). Переехав тихий и широкий Дон по мосту, мы попали в зону отдыха  трудящихся ростовчан. Время было осеннее-буднее, многочисленные кафе и рестораны пустовали (можно было в любое заведение зайти),  но мы поехали к ресторану стилизованному под казачий курень (название не помню, да и неважно). Только мы успели расположиться за столиком на открытой веранде, откуда-то как черт из ящика выскочил официант и рысью на цыпочках примчался к Васе.  Тот промолвил: «Закусь» и, посмотрев на меня и водителя, добавил: «Минералку». Через какое-то (весьма короткое), время у нас посреди стола возвышалось огромное блюдо с великолепно приготовленным мясом, щедро покрытым разнообразной зеленью (без всякого гарнира)  в окружении четырех бутылок «Столичной» и «Боржоми». Честно, не помню, платил ли кто-нибудь за обед (мне кажется, что официант сам клал Васе деньги в карман за оказанную честь их ресторану – посещение).
Ну, дальше уже неинтересно. Нас привез таксист в гостиницу, где мы жили (не взяв ни копейки), сказав, что Вася убьет, если узнает, и умчался.
P.S. Нас очень интересовал вопрос, кто такой этот Вася, но на все расспросы в заводе нам отвечали уклончиво. (слово «мафия» тогда еще не все знали, я так думаю).
P.P.S. В «ТУ-134», летящем ранним утром в Ленинград, было всего четыре пассажира, включая нас.


Рецензии
Такое могло быть. В августе месяце 1981 года я в течение месяца не мог заказать билет на Магадан. Надо было лететь по распределению. Приехал в Москву, думаю здесь проще, ничего подобного. Билетов невозможно заказать и за 30 дней и даже за 40. Хотя 4 авиарейса в день туда. Как раз сезон, отпускники возвращаются с отпуска на Колыму. Не знал что делать, знакомых никого да и я сам только окончил институт.
Кончилось это тем, что через 2 часа у меня был билет на самолет и не просто билет, а билет на нужную мне дату вылета.

Аркадий Эр 3.


Аркадий Старый   25.02.2013 16:55     Заявить о нарушении
То, что у меня написано - чистая правда. А ваш пример это подтверждает.

Борис Каменев   01.03.2013 10:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.