Телегипноз, суеверия и религия
И дело не в том, что по ходу передачи многократно звучало слово «сеанс», демонстрировался гипнотический взгляд – и под стать ему подсветка лица ведущего. Все это – как раз ожидаемые милые мелочи, способные удовлетворить ностальгические пожелания поклонников гипнотелесеансов 20-летней давности.
Дело в другом. Меня встревожило то, что основное содержание передачи - «мистическое» в худшем антинаучном "мракобесном" смысле. Тут и гнутие ложек, взрывы лампочек, поиск пропавших людей и разоблачение маньяков... В общем, сплошные «чудеса в решете» и очередная «битва экстрасенсов», в которой проигравшей стороной оказываются телезрители. В последние годы вновь, как и 20 лет назад, наблюдается буквально взрывной рост интереса ко всему «сверхъестественному». Здесь и массовая вера в «сглаз» и «порчу», и обращение за «магической» помощью для решения разнообразных жизненных проблем...
Собственно, подробно я писал об этом в нескольких книгах, посвященных развенчанию распространенных обществе иллюзий, мифов и суеверий ("Ироническая магия", "Магия реальна?", "Естественное сверхъестественное"). Насколько "горячей" оказывается эта тема, можно наглядно убедиться на примере обсуждения моего предыдущего поста о телесеансах Кашпировского на новостном портале Newsland http://www.newsland.ru/news/detail/id/413093/cat/10. Из числа почти 2,5 тыс. человек, принявших участие в голосовании, 51% ответили, что они в Кашпировского "не верят" - и это в интернете, где аудитория в отношении "мистических" вопросов повышенно критична. Что же касается многомиллионной аудитории телезрителей, смотревших воскресную программу о "сверхъестественном" на НТВ, то они-то как раз верят не только "в Кашпировского", но и во все прочие оккультные "чудеса". Так же, как дети верят в сказки...
В чем же истоки описанного регресса культуры и массового сознания? Вкратце можно сказать, что причиной подобной «эпидемии иррациональности» является неуверенность людей в будущем, сложность устройства современного мира, превосходящая познавательные возможности среднего индивида, и отсутствие у многих людей морально-нравственного «стержня». Вот и бросает их в нетрадиционную религию – ибо все вышеперечисленное по сути является проявлением неоязыческих культов. Современный "просвещенный" обыватель как будто бы регрессирует, моментально перескакивает из 21 в. на много столетий назад, к примитивным религиозным верованиям своих далеких предков. Вот и выходит бердяевское "новое средневековье". Поистине, невежество и «сон разума рождают чудовищ». Особенно - когда они поощряются телевидением.
А что думают об этом представители религий традиционных? Насколько важна сегодня религиозная культура? Каково место религии в современном мире растет? Эти вопросы станут предметом обсуждения международной научной интернет-конференции РЕЛИГИЯ И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ http://www.e-religions.net/2009/
По моему мнению, для многих верующих религия становится способом решения экзистенциальных проблем. Возможно, это применимо даже и на уровне социальном. Примерно так же, как должна работать социальная психотерапия, помогая людям в нравственном совершенствовании. Разница в том, что если к "душеспасительным" беседам психотерапевтов люди в массе не прислушиваются (если только терапевты не "пугают", как Кашпировский) - а к словам уважаемых духовных лидеров могут и прислушаться. К примеру, я внимательно слушал воскресную проповедь Верховного муфтия Талгата Таджуддина (с которым познакомился лично еще в 2002 г.). Проповедь, посвященная мусульманскому религиозному празднику, по своей воспитательной направленности напомнила мне психотерапевтическое обращение: много говорилось о необходимости укрепления духовных ценностей, гуманном отношении людей друг к другу. И главное, на что я обратил внимание – слова Таджуддина о необходимости поддерживать единство страны и общность разных конфессий на духовно-нравственной основе. Наводит на размышления...
Свидетельство о публикации №209092200175