Соседи

С О С Е Д И.

В то утро я позавтракал и выбежал на улицу раньше обыкновения. На голубом небосводе не было ни облачка. Ярко светило солнышко. На улице было тихо и пустынно. Я стал  заглядывать сквозь щели заборов в соседские дворы, надеясь увидеть кого-то из своих друзей. Неожиданно, из соседнего двора вышла на улицу тетя Надя и спросила у меня, дома ли моя мама. Я ответил, что дома, и, хоть не чувствовал за собой никакой вины, но сердце у меня почему-то сжалось от нехорошего предчувствия. У нее был такой озабоченный и печальный  вид, как будто она собиралась пожаловаться моей матери на мою нехорошую проделку. Так уже было однажды, когда мы с друзьями играли в войну, разделившись на две противоборствующие армии и я, бросив «гранату» в кусты, где прятались «солдаты противника», угодил прямо в голову ее старшему сыну Семену. Гранатой мне послужил камень, поэтому Семен с диким воем  выскочил из кустов с огромной шишкой на лбу и помчался домой, а боевые действия наших войск сразу прекратились и мы разбежались в разные стороны. Тогда тетя Надя пожаловалась моим родителям, и я за свой меткий бросок был строго наказан. Что же случилось теперь? От чего она в таком задумчивом и грустном виде пошла к моей матери?   Предчувствие чего-то недоброго заставило меня последовать за  тетей Надей. Я остановился в коридоре у двери и прислушался к разговору старших, происходившему в квартире на кухне. Смысл дошедших до меня слов был неожиданным и страшным. Умер отец моего товарища и наш сосед по улице  - дядя Федя. От услышанного на душе у меня сразу стало как-то тоскливо и тошно. Я выбежал во двор. Небо стало мрачным и серым, а солнце скрылось за облаками. Играть мне - расхотелось и я стоял во дворе, не зная что предпринять и чем заняться. В голове роились мысли: как такое могло случиться, что дядя Федя умер? Ведь еще позавчера мы с Толиком  носили ему в больницу куриный бульон. Он разговаривал с нами в больничном дворике, сидя на лавочке, говорил, что скоро его должны выписать и он возвратится домой, так как язву желудка ему уже удалили. А вот сегодня его не стало, и как теперь будет жить Толик без отца – непонятно. Как он сможет перенести такое горе? Мне сделалось беспокойно и грустно.
 Скоро на улицу, вслед за тетей Надей, вышла моя мама. Она была в черной косынке. Подойдя ко мне, она сказала: «Пошли к соседям, у них – горе, умер дядя Федя». Но я не мог пойти к своему другу, так как вчера вечером мы крепко поссорились, наговорили друг другу много обидных слов и я от него ушел обиженным, с твердым намерением никогда в жизни больше с ним не дружить и не ходить к нему в гости. Услышав мое признание в том, что вчера между нами произошла страшная ссора, мама присела передо мной на корточки и сказала: «Всякое бывает в жизни, сынок! Вчера вы поссорились, завтра – помиритесь. Но в такие минуты, когда на человека навалилось горе, люди должны забывать все обиды, все прощать и приходить на помощь друг другу. Кто же поддержит Толика и его маму в это трудное время, если не мы, их соседи. Родственники у них – далеко, а соседи – всегда рядом, всегда могут оказать помощь и поддержку. Пойдем, сынок!»  И мы с мамой пошли к соседям. Во дворе у них собралось много людей. Женщины были в черных платках, а мужчины – без головных уборов. Все мои товарищи были уже здесь. Они стояли небольшой группой в глубине двора. Среди них я увидел и Толика. От нерешительности я остановился, и в голове у меня мелькнула мысль, что вдруг он не захочет видеть меня после вчерашнего и прогонит прочь. Толик тоже увидел меня и, отделившись от группы ребят, пошел мне навстречу. Лицо его было очень серьезным и задумчивым. Он подошел ко мне вплотную и тихо сказал: «Хорошо, что ты пришел! Давай больше никогда не будем ссориться!» В его грустных глазах я увидел благодарность. В эту минуту я понял, что мы стали взрослыми,  а наша дружба стала надежнее и крепче прежней.
               
Много лет прошло с тех пор, но я, вспоминая этот грустный день, пережитый в детстве, с благодарностью думаю о мудром совете моей мамы, которая научила меня прощать своих друзей и приходить к ним на помощь в трудные минуты, научила по-настоящему дружить и ценить добрые отношения с соседями. А еще я понял, как важно в жизни иметь настоящих, верных  друзей и добрых соседей.   
Вот такой сегодня вечерний дедушкин рассказ.
Спокойной ночи, детишки! 
До новых встреч!
                Ваш дедушка Зробко.               


Рецензии
Уважаемый Спиридон!

Очень хорошее, душевное произведение.
Иногда самые простые слова действуют лучше,чем долгие нравоучения.

С уважением и теплом.

Валерий

Валерий Сорокин 2   12.01.2014 00:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.