Надежда

        Ее зовут Надежда Кузнецова. И в этот год она действительно Надежда - надежда всей России. На летних Олимпийских играх 2016 года, которые проходят в Мадриде, в финал в беге на 800 метров вышла только одна россиянка - только Надежда Кузнецова,
Невысокого роста, худенькая, с коротко стрижеными светлыми волосами, она необычайно сильна духовно. Ничто не может сломить ее желания победить.
Я влюблен в нее. Она, правда, старше меня на два года, и в связи с этим многие удивляются, почему, во-первых, она заинтересовалась мной, а во-вторых - почему она так поздно - по спортивным меркам - пришла в большой спорт. Ей 24 года - и всего год назад о ней никто не слышал и не знал.
Она отвечает мне взаимностью. Одно только сознание этого делает меня счастливым.
В этот год - год 2016 - 28 августа должен состояться финал забега на 800 метров среди женщин. Я обещал Наде, что обязательно буду на стадионе.
Но сейчас уже 17:52 - то есть остается всего 8 минут до забега - а я все еще никак не пойму, что случилось с моей машиной. Она неожиданно заглохла на одной из окраинных улочек Мадрида, и я вот уже полчаса копаюсь в моторе, но поломку так и не обнаружил.
И, как назло, ни одной машины еще не проехало мимо меня, кроме парня на "Феррари". По тому, как он гонит, я решаю, что и он спешит на Олимпийские игры. Он так быстро проносится по дороге, что я даже не успеваю поднять руку, чтобы остановить его. Похоже, что и автобусы с трамваями не ходят по этой улице. Станций метро тоже не видно. Бог или черт занес меня сюда?
Я смотрю на часы. Осталось семь минут. Я вспоминаю, что видел метрах в пятистах отсюда бар, где собираются люди, чтобы выпить пива и заодно посмотреть по телевизору Олимпийские игры. Понимаю, что должен увидеть забег хотя бы по телевизору, если уж у меня нет возможности попасть на стадион.
Я бегу в бар. Вхожу туда и вижу, что взгляды всех обращены на экран. Тоже смотрю туда и вижу стадион, заполненный до отказа. Вот камера переходит на непосредственных участников соревнования, и на экране появляется ряд девушек, стоящих в трех шагах от линии старта. Почти все смотрят себе под ноги или в камеру, и только одна из них напряженным взглядом скользит по тренерской трибуне, где рядом с российским тренером должен сейчас сидеть и я. Эта девушка - наша Надежда. Моя Надежда.
Я смотрю на эту хрупкую, но геройского характера девушку, и мне становится невыносимо стыдно за мое опоздание. Я решаю, что обязан во что бы то ни стало оказаться рядом с ней. Пусть даже к концу забега.
Пулей вылетаю из бара и мчусь по тротуару. Вдруг слышу сзади шум мотора, оборачиваюсь и вижу догоняющий меня "Фольксваген". Выбегаю на дорогу и преграждаю машине путь. Удивленный водитель тормозит и выходит из машины.
В волнении я никак не могу вспомнить испанские слова, и наконец выжимаю из себя фразу на английском:
- Друг, прошу тебя, подвези меня на стадион! Очень спешу!
Испанец мигом все понимает. Кивком головы предлагает мне сесть в машину, и через пару секунд мы уже летим к стадиону, где в этот момент на старте замерло девять спортсменок, а вместе с ними замерло многомиллионное море зрителей во всем мире.
Парень за рулем выжимает из своей машины максимум. Улицы Мадрида практически пустынны - все следят за финалом. Эти десять минут, в течение которых мы взметаем пыль испанской столицы, кажутся мне десятью часами. Я то и дело смотрю на часы и твержу испанцу:
- Pronto... Pronto... Быстрее...
Наконец перед нами возникает величественное сооружение - храм Спорта. Радостно визжат тормоза "Фольксвагена". Я роюсь в своих карманах, нахожу 50 американских долларов и протягиваю их водителю. Он улыбается и качает головой:
- Нет-нет.
Я в сердцах хлопаю его по плечу и выскакиваю из машины; на ходу вспоминаю, что у испанцев никого нет в этом финале, и кричу ему на своем родном языке:
- Болей за русских!
Он продолжает улыбаться. Я бегу к входу. У дверей меня останавливает здоровенный охранник. Вытаскиваю из кармана пиджака пропуск и показываю ему. Охранник отходит в сторону. Я вбегаю внутрь. Две минуты - и я уже вижу из коридора кусок стадиона и часть трибуны российских тренеров. Меня выносит наружу, и я понимаю, что опоздал.
Лев Михайлович, главный тренер Нади и мой дядя, стоит, согнувшись, перед Надей и что-то тихо говорит ей. Надя сидит на скамейке, держит в руках мобильный телефон и набирает номер. Лицо у нее такое усталое, что я думаю: "Не иначе, как самая последняя".
Я нерешительно подхожу к ним. Лев Михайлович и его помощники поворачиваются ко мне. Надя медленно поднимает голову. Я стою с виноватым видом и не знаю, что сказать.
У Нади на лице появляется обида. Потом, чуть позже, она скажет, что простила меня, но сейчас я не нахожу себе места от досады и стыда. Все молчат.
- Извини меня... - говорю я, хотя понимаю, что этими словами ничего не скажешь, - Прости меня, пожалуйста... Это я во всем виноват...
Надя не произносит ни слова.
- Эй, парень, ты о чем? - удивляется Лев Михайлович, - Что ты там опять натворил?
- Этот забег... Я виноват... - слова путаются у меня между зубами. Я беспомощно смотрю на Надю.
И тут она легонько улыбается. Я застываю и ничего не могу понять. Смотрю на улыбку Нади - на лице у нее не печальная улыбка, а самая настоящая СЧАСТЛИВАЯ - и молчу. В глазах моих такое удивление, что Надя невольно смеется.
- Успокойся, бедняга! - сквозь смех говорит она, - У нас первое место.
Тут и Лев Михайлович все понимает. Я ошарашено поворачиваюсь к нему, и он молча показывает мне на большое табло на стене. Я смотрю в ту сторону. В верхней строчке электронного табло светится: "1 - Надежда Кузнецова (Россия)".
Я восторженно выдыхаю. Надя - эта необыкновенная девушка - победно смотрит на меня. Я подхожу к ней, все еще не решаясь что-либо предпринять. Она сперва опять обиженно надувает губки, но тут же снова широко улыбается и бросается мне на шею.

Победителей финального забега на 800 м в 29-х летних Олимпийских играх вызывают на пьедестал. Я сажусь рядом с Львом Михайловичем и другими тренерами и стараюсь не пропустить ни одного момента этого триумфа - триумфа Надежды Кузнецовой, Льва Михайловича и его помощников - триумфа всей спортивной России.
Надя поднимается на вершину пьедестала. На втором и третьем уровнях становятся еще две спортсменки, но до них мне сейчас нет никакого дела. Я не отрываясь смотрю на одухотворенное лицо Нади. Она на секунду поворачивается ко мне и радостно улыбается.
- И все-таки это ерунда, что главное не победа, а участие, - тихо говорит Лев Михайлович, - Победа - вот что главное, а остальное - так...
Когда начинает звучать гимн - НАШ гимн - в глазах Нади стоят слезы. Она пытается сдержать их, но вот одна слеза все же медленно катится по ее щеке, а за ней и вторая. Надя шепчет слова гимна. На лице у нее столько радости, что, кажется, ее должно хватить на всех присутствующих. Надя поднимает руку, чтобы смахнуть слезы, но в этот момент к ним подходят люди с цветами. Надя бережно принимает букет - ПОБЕДНЫЙ букет - и поднимает его над головой с таким видом, будто он отлит из золота. Меня - да и не только меня, я думаю - переполняет гордость за Надю, за всех наших спортсменов, за НАШУ страну. Сегодня день закрытия Олимпиады, и Надя в своем победном рывке вывела Россию на первое место по общему количеству медалей и по количеству золотых. Россия обошла вечных лидеров - США и Китай - и стала победителем.

Чуть позже - через два дня, уже по возвращении домой - вечером, мы с Надей сидим на диване перед телевизором. Сейчас будут показывать повтор того самого финального забега. Я увижу его в первый раз.
Вот появляется уже знакомая мне картина: ряд девушек перед стартовой полосой. Среди них - фаворитки этого забега: эфиопка с французским именем Эдит Фарож и аравийка Хейди Марим. Обе - словно богини бега. Мышцы, натянутые, как струна. Обе - почти 180 см ростом. Они стоят по краям ряда. Надя - в центре.
Спортсменкам делают знак приблизиться к самой полосе. Они подходят и на доли секунды застывают...
Старт! И вот девять девушек устремляются вперед. Позади еще не осталось и четырех метров, а ряд уже перестроился: впереди всех бежит эфиопка, в полушаге от нее - аравийка, затем - группа из пяти девушек. Надя бежит предпоследней.
400 метров пройдено. Ситуация нисколько не изменилась.
600 метров. Девушки вытянулись в линию. Кажется, победители ясно видны: Фарож и Марим больше чем на пять метров опережают ближайшую к ним бегунью.
Но вот Надя начинает постепенно сокращать отрыв. Она уже - шестая.
700 метров. Надя оставляет позади еще двух соперниц. Эфиопка бежит по первой дорожке. Аравийка выходит с ней на один уровень и занимает вторую дорожку. Наде приходится идти по третьей, но она уверенно настигает лидеров.
750 метров. Надя догнала Фарож и Марим.
790 метров. Надя тремя сильными шагами вырывается вперед. Мгновение - и она пересекает финишную черту. Еще мгновение - и, наклонив голову вперед, черту пересекает эфиопка, и тут же - аравийка.
Надя закрывает лицо руками и опускается на колени. У Фарож и Марим дикие, даже безумные лица. Никто не сомневался - и они сами в первую очередь - в победе одной из них. Но их победы остались в прошлом. Сегодня - день Надежды Кузнецовой, день РОССИИ.
Я поворачиваюсь к Наде. Она довольно смотрит на меня. Глаза ее блестят. В жизни у нее будет еще много побед, будут и поражения, но сегодня она счастлива, и я счастлив вместе с нею.


Рецензии