Интернет свобода или наказание

Для начала неплохо бы разобраться, что такое виртуальная реальность. «Виртуальная реальность (от лат. virtus — потенциальный, возможный и лат. realis — действительный, существующий) — создаваемый техническими средствами мир и передаваемый человеку через его привычные для восприятия материального мира ощущения: зрение, слух, обоняние и другие. Обычно имеется реалистичная реакция на действия пользователя. Синонимы: искусственная реальность, электронная реальность, компьютерная модель реальности. Близкие по смыслу термины: потенциальная реальность, возможные миры. Не следует путать виртуальную реальность с дополненной. Их коренное различие в том, что виртуальная конструирует новый искусственный мир, а дополненная лишь вносит отдельные искусственные элементы в восприятие мира реального. Философия абстрагирует идею виртуальной реальности от её технического воплощения; так, виртуальную реальность можно толковать как совокупность моделируемых реальными процессами объектов, содержание и форма которых не совпадает с этими процессами; существование которых подчинено реальности, но рассматривается обособленно от неё. Виртуальные объекты существуют, но не как субстанции реального мира; в тоже время эти объекты актуальны, а не потенциальны. «Виртуальность» (мнимость, ложная кажимость) реальности устанавливается по отношению к обуславливающей её «основной» реальности. Виртуальные реальности могут быть вложены друг в друга. При завершении моделирующих процессов, идущих в «основной» реальности, виртуальная реальность пропадает. В этом свете идеальный внутренний мир человека можно считать виртуальной реальностью, моделируемой электрохимическими процессами взаимодействия нейронов. Психологическими проблемами виртуальной реальности занимается виртуальная психология, предметом которой является система «человек-виртуальная реальность»». (Википедия) Добавить нечего.
Сейчас многие люди задумываются о том, что мир стал искусственным и потребительским. Люди вместо того чтобы что-то продуцировать, сутками проводят в интернете на разнообразных сайтах. Так ли это плохо? Давайте попробуем разобраться.
Наука, в данном случае Википедия, предлагает нам четкое разграничение потенциальной (виртуальной) и дополнительной реальности. Для того чтобы разобраться в чем разница, нужно четко уяснить что такое реальность. Простыми словами это то, что можно: потрогать, увидеть, почувствовать запах … ощутить. В свою очередь реальность делится на объективную и субъективную. Объективная это совокупность субъективных. Упрощенно. Автор не претендует на философичность статьи с точки зрения науки. Откинем риторику и получим интересный факт. Виртуальная (в данном случае компьютерная) насколько она искусственна? Мы ее видим, значит, она существенна хотя бы исходя из одного органа чувств, зрения. Да она не всеобъемлюща как то, что нас окружает. Мы не можем ее потрогать или понюхать, хотя думаю это временное явление. Но, повторюсь, мы ее видим. Значит это все же дополнительная, а не альтернативная субстанция. И насколько плохо, что она искусственна, это тоже сложный вопрос.
Что такое искусство? То, что создано человеком. В какой мере плохое или хорошее это произведение зависит только от автора. И мы как потребители отвечаем на вопрос качественности продукта, исходя из своих потребностей и уровня развития. Покажите неандертальцу картину Рубенса, и он вас засмеет. Покажите среднему современному человеку туже картину, и он скажет, что это не интересно. Но это, же не значит что Рубенс бездарность и его творчество бесполезно. Есть целый культурный пласт людей, которые получают удовольствие от созерцания его картин и выносят из них кроме удовольствия еще и определенные интеллектуальные выводы. То есть качественность продукта определяется количеством и качеством аудитории, которая этот продукт употребляет. 
Рассмотрим фактор количества. Что такое «попса»? Это нечто популярное, при всем негативном отношении общества к этому термину, мы делаем это популярным. Тот же Рубенс тоже «попса», но для определенного круга людей. Значит, определяющим фактором в этом случае является массовость. Думаю, ни кто не будет возражать, что большинство людей руководствуется инстинктами. Для того чтобы возвыситься над ними, нужно сначала удовлетворить их или же смочь пренебречь. Первый вариант более простой и наиболее часто в силу свой простоты применяемый. Следовательно, первая ступень к развитию, это побороть свои инстинкты. Казалось бы, ничего сложного, но большинство людей как раз и останавливаются на этой ступени. Потому что удовлетворить их полностью невозможно в силу постоянной необходимости. Есть мы хотим каждый день. Жить нам нужно тоже постоянно где-то. Человек создал себе много якорей. С одной стороны, чем выше уровень жизни, тем комфортнее, но с другой человек сковывает себя этим ощущением комфорта. Чем больше факторов комфорта, тем больше и факторов зависимости от них. Плохо это или хорошо, решает каждый для себя сам. В современном обществе принято, что материальные блага, которые и являются удовлетварителями потребности (инстинктов) и есть критерии благополучия. Вот из этого и проистекает ложное убеждение, что материальные блага это необходимо и достаточно для нормального существования. Поэтому, большинство и останавливается на этой ступени развития. Окружающая среда (современное общество) дает понять человеку что это и есть цель. Круг замкнулся. Следовательно, удовлетворение инстинктов не возможно, а значит и предложенный первый вариант отпадает. Альтернативой служит параллельное развитие материальных и духовных благ. Все было бы просто, если бы удовлетворением инстинктов все и ограничивалось. Но есть и другие ступени развития личности. Так же для комфортного существования, человеку нужно и развитие духовных благ. Но это для большинства слишком тяжелая нагрузка и так много времени уходит на борьбу за существование в материальном мире. Поэтому и возникают люди, которые помогают при минимальном вложении ресурсов, получить результат. Конкретнее, массовая культура. Попса. Культура, которая с одной стороны удовлетворяет потребность духовного развития, а с другой стороны не требует для этого больших усилий. Суррогат мысли. Полуфабрикат интеллекта. В какой мере это негативное или позитивное явление, оставим разбираться моралистам. У этой статьи совсем другая цель. Разбирая истоки становления настоящего (полноценного) культурного пласта людей, можно сказать что для того чтобы достигнуть определенного культурного (интеллектуального) уровня, нужен определенный склад ума и определенные обстоятельства повлиявшие на становление личности, такие как окружающее общество и в частности семья, которая воспитала и дала базис. Среднестатистический индивидуум, который вырос в семье ученых, безусловно, имеет интеллект (не путать с умом) выше своего аналога из рабоче-крестьянской семьи. Следовательно, не стоит осуждать человека в недостатке интеллектуального развития. Есть факторы, которые не всегда зависят от него самого, это только один из них. Тем более что современное общество от него этого и не требует. Конечно же есть и другие ступени, но для того чтобы понять что такое «Попса» и истоки ее возникновения, этого достаточно.
      Еще одним определяющим критерием качественности, кроме аудитории также является временной фактор. Чем качественнее продукт творчества, тем он дольше «живет». Не качественное, чтобы то ни было, быстро исчезает в реку Лету. Ну и, конечно же, качественное творчество, вызывает желание творить, позволяет делать выводы и оставляет приятные эмоциональные ощущения. В отличие от не качественного продукта, который ничего не оставляет. Этот фактор не зависит от количественного и абсолютно самодостаточен. Если учесть что высокое искусство не обязательно прерогатива интеллектуалов. Есть произведения искусства, которые по достоинству оцениваются практически всеми слоями людей не зависимо от уровня развития. То это единственный фактор позволяющий оценить достоинство произведения. Следовательно, популярное не значит плохое.
Возвращаясь к намеченной теме, можно сделать вывод что популярность такого явления как «Виртуальная сеть» еще не говорит о его негативности. Если прировнять Интернет к искусству (творчеству-то что создал человек), то получается, что к нему применимы все вышеперечисленные свойства. Конкретнее, качество предоставляемого продукта зависит от потребителя. А точнее потребитель сам выбирает, какой продукт ему приобрести в зависимости от потребностей. Для кого-то этим продуктом является низкосортный юмор или же виртуальное общение, для других музыка, для третьих информация. Юмор и музыка как желание на некоторое время отдалится от окружающей действительности, виртуальное общение как попытка дополнить и разнообразить действительность, информация как средство расширения интеллекта. Эти факторы исчерпывают возможности всемирной сети, но указывают на наиболее часто используемые. Если обобщить, то можно их подразделить на две категории с точки зрения восприятия: пассивная и активная. Пассивная как восприятие, активная как следующая ступень пассивной – восприятие + действие.
Критики виртуальной реальности указывают на такой негативный фактор как уход от действительности ее пользователей. Вместо того чтобы общаться с живыми людьми, современный человек общается при помощи посредника, в виде электронного текста. К слову, в гроб живого общения еще больший гвоздь загнал мобильный телефон. В современном мире всегда можно позвонить и все обсудить с собеседником, находясь практически в любой точке земного шара. Плюс в том, что всегда можно найти человека в экстренном порядке. Минус, зачем тогда с ним встречаться визуально, а значит, и общение получается неполноценное. Раньше встречая друг друга после долгого расставания, людям было интересно встречаться и слушать накопившиеся новости, сейчас новости не успевают накапливаться. Получается разбавленное удовольствие от встречи. По сути, не о чем говорить и так все известно. Интернет еще больше увеличил этот негативный фактор. В наше время можно многое узнать о человеке даже не общаясь с ним. Но насколько информация правдивая и в какой степени правильно воспринимает ее потребитель, это очень большой вопрос. Для того чтобы понять на сколько человек искренен, нужно как минимум слышать его голос, а еще лучше видеть мимику. Написать можно что угодно, в том числе и о себе. Даже больше, сейчас и  о себе человек пишет шаблонами взятыми из того же интернета. Мысли великих людей, афоризмы и т.д. Человек как бы примеряет на себя одежду богача и делает вид, что он также богат. Но насколько смысл идентичный авторскому в присвоенном тексте, это вопрос интеллектуального развития потребителя. А есть еще и второй потребитель воспринимающий продукт, искаженный через призму развития и мышления человека присвоившего этот продукт и интерпретировавшего и так до бесконечности, чем дольше цепь от источника. Получается испорченный телефон. Это тоже своеобразный креатив, но он скорее пассивный, чем активный.  Вторым, но гораздо более негативным явлением выступает ощущение одиночества связанное с отсутствием необходимости визуального общения. Человек видит своих друзей, изменения которые с ними происходят, но он в них не участвует. К тому же в интернете, как правило, выкладываются только значимые (позитивные, необычные) фрагменты из жизни. А, как известно таких моментов меньше чем незначительных (рутинных, обычных). И сравнивая свою обыденную жизнь с необыденными событиями своих друзей и знакомых, человек продуцирует внутренний конфликт. Также возникает ощущения, что ты находишься в обществе и при этом отгорожен от него экраном монитора. По мнению автора, есть три наиболее значимых внутренних врага человека: Скука, Страх и Лень. Эти факторы заставляют человека совершать самые нелепые и вредные поступки, которые противоречат его сущности и воле. Интернет порождает страх одиночества и ненужности (как вариант не достаточной развитости). Возникает эффект сравнения или перенесения.
Позитивной стороной этого аспекта есть мотивация творческого человека. Для того чтобы выделится из массы, нужно творить, поражать. Негативной, порождением этого эффекта является китчевое творчество. Понимание что поражать можно не только высокими материями как результатом гениальной деятельности ума, а еще и обращаясь к парадоксальности, мы получили как результат много мусора претендующего на звание искусства. Ярким примером этого явления есть порнография, матерные выражения, сленг, юмор делающий ударение на примитивность и насилие. Чем отличается эротика от порнографии? Эротика это искусство, много великих художников и скульпторов изображали обнаженное тело, но назвать это порнографией как минимум глупо. Порнография не имеет идеи, ее цель показать низменные позывы человеческой плоти, процесс без цели. Это не плохо, это не продуктивно. Если применить предложенную автором теорию ступеней, это первая ступень. Качественная эротика, это вторая. Ростки желания поражать берут свое начало в основе человеческой психологии. Каждый человек считает себя уникальным и более того гениальным. Эго и еще раз эго. Крик о помощи личности. Еще одной характерной чертой интернета как раз и является побуждение человека раздувать свое эго.
Если совместить утверждения о потребителе и материале потребления и относительности эротики к порнографии, можно сделать вывод, что человек сам выбирает какую информацию из интернета ему черпать и как ее использовать. Негативные явления виртуальной реальности ни для кого не секрет, автор не претендует на оригинальность и новость выбранной темы. Но также следует учесть и позитивные стороны. Главное достоинство это доступ к информации. Раньше ученому для того чтобы получить информацию нужно было потратить кучу времени средств. Покупать дорогостоящие книги, посещать библиотеки и читальные залы. При этом не к каждому источнику можно было получить доступ. Особенно первоисточнику. Следовательно, простому человеку, занятому работой и стесненному в материальном достатке не чего было и об этом и думать. Сейчас практически любую информацию можно найти в интернете. Также при наличии серьезного желания можно пообщаться с достойными собеседниками и высказать свое мнение по интересующему вопросу. Некоторые этим правом спекулируют, но оставим это на попечение их совести. Еще одно достоинство это скорость поступления информации. Современный ученый или просто заинтересованный человек всегда может быть в курсе последних изменений в интересующей его области. Исходя из этого, мы снова пришли к тому, что благодаря всемирной сети любой индивидуум может развивать и получать ту информацию, которая свойственна его интеллектуальной конституции. И если эта она носит примитивный или недостойный характер, то виноват не только автор. Спрос порождает предложение.
Ну и немного философии. Возвращаясь к началу наших рассуждений, рассмотрим само явление виртуальности и его достоинство и недостатки. То что вирт это попытка убежать от действительности и иллюзия действительности а не сама действительность, это понятно всем. Человек вместо того чтобы действовать, погружается в восприятие. Причем восприятие того что на самом деле не существует. Но разве не именно это происходит, когда человек читает книгу, смотрит фильм или занимается другим пассивным делом. А работа? Сколько времени и сил человек отдает тому, что позволяет существовать его телу. Вместо того что его интересует, он вынужден заниматься тем что необходимо делать. Счастливое исключение, когда работа приносит удовольствие и сама является увлечением. А сколько есть людей, которые вообще не знают, что их интересует, и занимаются без цели. Плывут по течению.  Но тогда нужно ответить на вопрос, а в чем цель жизни? Автор предлагает идею что цель и есть сам процесс или же цель это и есть цель. Человек сам выбирает себе цель и идет к ней. Качество снова ложится на автора цели. Это только некоторые вопросы. Но большинство людей не могут, в силу склада своего ума, характера и прочих факторов дать ответы на эти вопросы, впрочем, и задать их самому себе. А собственно и зачем? Другие, задавая эти вопросы, не могут найти на них ответ. Вот тогда на сцене и появляется виртуальная реальность. В ней каждый может получить то, что хочет. Ему не обязательно обладать свойствами, которых у него нет, для достижения желаемого результата. В жизни это не так. Вирт это упрощенная идеализированная реальность. Например, мы можем рассматривать фотографии тех мест, где мы пока не были, и делать выводы, а хотим ли там оказаться. Это же касается фильмов и книг. В обоих случаях мы ставим себя на место героя. Конфликт возникает, когда человек перекладывает свойства одной реальности на другую. В сознании должно быть четкое разграничение. Также нельзя пытаться подменить одну другой. Идеальный вариант, когда виртуальная дополняет реальную. О чем и говорит автор статьи в Википедии, называя виртуальную дополнительной. Она как бы является продолжением, а не началом. Следовательно, если заложено неправильное начало, то и продолжение будет соответственное.
Вывод, главным негативным фактором нахождения в виртуальной реальности есть потеря времени. Время это жизнь. Тогда следует задать вопрос. А чем бы занимался человек вместо того чтобы проводить время в интернете? Творил великое и вечное? Практика показывает, что он будет заниматься другим бесполезным делом, убивая время. Тогда в чем вина виртуальной реальности? Она дает человеку то, что он хочет от нее взять. Развивает уже существующее. Цель этого произведения дать понять человеку, что нет ничего страшного в потери времени в интернете. Уже давно пора подавить этот конфликт. Единственное что хочется добавить, проводите больше времени с живыми людьми и на свежем воздухе. Это полезно и приятно. Но если не можете избежать интернета, займитесь в нем чем-то полезным (развивающим), вместо жалости к себе по поводу утраченного времени. Спасибо за внимание.            


Рецензии