Жизнь фантастичнее вымысла

(Сергей Яшин)

О спектакле "Отель Ламбада" по пьесе Анатолия Сергеева (Чупринского)
Премьера в театре имени Н.В.Гоголя

     Давно ли вы, уважаемые любители театра, имели счастье побывать  на веселом... Нет!  На хулигански веселом спектакле! На  водевиле, в театральном балагане, на танцплощадке где-то… в Бразилии и на  праздничном фейерверке одновременно! Думаю, что такого удовольствия вы давно не испытывали! А раз так, то  я осмелюсь пригласить вас в московский театр имени Н.В.Гоголя на спектакль  «Отель ЛАМБАДА»! Пьеса Анатолия Сергеева! Постановка Сергея Яшина! Художественное оформление Петра Шмелева! Музыка Юрия Прялкина! Хореография Марины Суворовой! Спешите! Проходите. Садитесь поудобнее. Свет! Занавес! И… грянет веселая заразительная мелодия под которую хочется не просто  танцевать, а лихо отплясывать, словно в каком-то радостном детском сне!

     Вам приходилось видеть знаменитые венецианские карнавалы, эти буйные пышные празднества с бесконечными хороводами, пестревшими разнообразием карнавальных костюмов и масок? А буффонов-шутов, разыгрывавших уморительные  сценки и фарсы? А  будущую королеву Испании, отплясывающую зажигательную джигу прямо на одном из огромных столов-помостов, уставленном всевозможной снедью? Нет? Тогда вам сказочно повезло! Вы побываете на… а, впрочем, судите сами! И понимайте все так, как вам захочется…

     Туман… Туман… Туман… Туман рассеивается… Туман сгущается… Было ли это на самом деле? Не было ль? Фантазия? Сказка?  Миф об актерах, разыгрывающих фарсовою историю о двух королевах, русском царе, о маленькой принцессе, мечтающей царствовать на театральных подмостках, о старом пирате Сильвере, который давным-давно уже не пират, а хозяин своей яхты, ставшей просто гостиницей для проезжающих?   А, может быть, просто «водевиль, который, - как выразился Анри Бергсон, - так же похож на реальную жизнь, как марионетка на шарнирах на идущего человека»?

     Туман… Кругом туман… Кто они, актеры, эти «страшные, - по словам Василия Розанова, -  существа, взявшие на себя принадлежащее одному Богу право – делать  человека, ибо им до ада, до нетерпения нужно в кого-нибудь воплощаться, быть кем-то»… Эти лицедеи, которых хоронили за воротами кладбищ,  которым всю жизнь приходится расплачиваться  за свой величайший Дар –  создавать праздничную иллюзию на сцене, именуемую театром, и дарить возможность  соприкоснуться  с энергией  другого, но узнаваемого мира талантливых, смешных, очаровательных героев…
      
     Французская королева…(Е.Лапина-Порватова) Английская королева… (О.Науменко)  Обе прекрасны, горды и властны. Но их мечта  о счастье хрупка,  неуловима, словно легкокрылая бабочка, и зыбка, как морская гладь…  Они обе жаждут любви и нежности от русского царя -  «медведя», «варвара», обаятельного даже в сильно нетрезвом виде… А громогласный могучий царь Петр (А.Бирюков) мечтает покорить Европу, покорив ее главных, самых красивых женщин… «У вас в России всегда так?» - «У нас в России все не так!..» – вдруг прозвучит  среди всеобщего балаганного веселья минорный аккорд…

     Туман… Опять туман… Прах его задери совсем… Вдруг  действительно все оказывается совсем не так. Королевы – вовсе не королевы, а царь не  царь! Неожиданности, превращения… Театр, одним словом… Уже ничему не веришь, ждешь подвоха, сомневаешься в подлинности появившейся на борту испанской королевы  (А.Гуляренко), которая в финале все-таки «тряхнет стариной, вспомнит молодость» и потрясающе красиво станцует на палубе этой самой стоящей на приколе яхты, которая – всего лишь театральная декорация…

     Туман, наконец, рассеивается, разоблачаются маски, а спектакль  продолжается, рассыпается фейерверком знаменитых цитат, восторгов, поклонов, аплодисментов.  И вы забываете, что находитесь в театре! Может быть, на пиратском судне в открытом море?.. Или на представлении бродячей труппы?.. Или на прослушивании в театральном заведении?!.  Все перепуталось, перемешалось. Бывшая гроза морей Сильвер  (А.Скворцов), почему-то отчаянно вращающий  штурвал, мальчик для услуг, который оказывается наследницей испанского престола очаровательной принцессой (А.Галинова), услужливый, перепуганный, влюбленный  Малюта (С.Муравьев), уговаривающий царя Петра  «делать ноги», чеховская «Чайка», однорукий Сервантес, «Не верю!» – Станиславского, лай собак, мычание коров и «Актер – это звучит гордо!»… Вспоминаются  любимые строчки Леонида Филатова:

                Во тьме кулис, ликуя и скорбя
Узреть простых чудес чередованье!
Прийти в восторг, прийти в негодованье,
Прийти домой, чтобы прийти в себя…

     Туман… Туман… То ли было… Да нет, конечно же, не было… А, может быть, все-таки,  могло быть?! Ведь все мы куклы, и всех нас кто-то – Карабас-Барабас или добрый Папа Карло – дергает за ниточки, заставляя или помогая делать то, что нужно «в нашей крохотной суете». Нам, простым смертным, дана лишь одна роль. Актеры обречены постоянно играть. Им не позволено даже иногда ощутить себя собой… Отстраниться… Уйти… Изо дня в день снова и снова они надевают маски и отдают себя на суд толпе – нам, зрителям, то добрым и великодушным, то требовательным и надменным. Они  - истинные служители Мельпомены – терпеливо и трепетно несут свой  Крест, сознавая великость своего призвания.   Преодолевая тяжесть этого бремени, подчас изнемогая и падая, вновь  собирают новые силы и  в молитве продолжают свой путь… И в дождь, и  в холод,  и в зной едет, поскрипывая выцветший фургон, запряженный парой гнедых… Усталые лица… Стоптанные башмаки… И мы ждем встречи с ними, словно праздника, чтобы вновь сочувствовать, сопереживать, смеяться, лить слезы, аплодировать и,  может быть, становиться чуть-чуть мягче, чуть-чуть добрее…

     Спектакль закончился… Но… Может ли такое случиться?.. Ведь «жизнь  настолько интересна и разнообразна, настолько непредсказуема, что  ней присутствует и сам театр со всем абсурдом своего существования…» Именно так считает главный создатель  сего праздника режиссер Сергей Иванович Яшин.

         - Сергей Иванович, скажите пожалуйста, какую грань в репертуаре вашего театра  составляет   премьерный спектакль этого сезона  «Отель» Ламбада», поставленный по пьесе А.Сергеева?

С.И.Яшин – Конечно же, спектакль этот - гимн  театральному искусству! Гимн актерству, братству актерскому! Как бы тяжело в театре не было, труд наш радостный! Не зря говорят, что актер – это не профессия, это способ существования. Исследование человеческой природы,  души человеческой… Интереснейшее занятие!   Здесь нельзя дойти до какой-то точки, до дна… А бесконечность всегда притягивает… В театр ходят радоваться, а не просто развлекаться!  И актер призван дарить эту радость зрителям, вопреки своему состоянию, настроению… Да об этом  столько всего сказано… Это счастье - найти свое призвание! Тогда жизнь становится прекрасной…
       
         -  Из каких граней должен состоять  репертуар современного театра, чтобы он был интересен разным зрителям?

С.И.Яшин - Как говорил мой учитель А.Гончаров, а ему, в свою очередь, его учитель А.Лобанов, что театр – это наша с вами жизнь, только на полтора метра выше… Над жизнью… А в жизни   есть все – и комедии, и трагедии, и драмы.  Зритель ждет от театра, прежде всего, правды, то есть разнообразного размышления о жизни. Но о своей жизни, своих горестях, своих радостях. Ждет сочувствия, понимания, доброты…  Несомненно, театр – зрелищное искусство…  И какой бы мир  не создавался на сцене,  все равно это будет исследование жизни в форме зрелища. Поэтому это должно быть решено ярко,  интересно,  в самых неожиданных формах!
         
         - Известно, что вас интересует драматургия А.Чехова, Т.Уильямса, А.Островского, то есть драматургия театра реалистического, психологического. Как вы считаете, сегодня есть драматурги, продолжающие эту линию?

С.И.Яшин – Конечно! Это и Василий Сигарев, и Андрей Яхонтов, и Анатолий Сергеев. Это те драматурги, которые нам, прежде всего, близки.  Конечно, мы стремимся  сохранить  традиции   русского реалистического театра. Но не понимаемого узко просто как жанра. Согласитесь, мистический реализм в театре  имени  Гоголя – это именно тот путь,  по которому нам следует идти. Но что вы имеете в виду под психологическим театром? Форм может быть множество, но суть - она одна… К примеру, театр абсурда – чем не психологический театр?! Существует такое замечательное выражение, что жизнь фантастичнее вымысла! Именно  жизнь и подсказывает иногда такие потрясающие по красоте формы. Надо просто уметь их видеть. Тогда на сцене и создается определенный образ жизни, тогда и получается это «над жизнью»…

         -  Значит, у старого  доброго русского  театра есть будущее?

С.И.Яшин – Этот театр всегда  был и остается для меня идеалом… Я так  чувствую, ощущаю… Я так воспитан…  Пока живем, мы верим и надеемся…                                                
 





 


Рецензии
Оксана, сказочница ты моя ненаглядная! Читала и плакала, как идиотка! И этот твой диалог с Чупринским меня просто добил. Боже, как мне его жаль!!! И как мне жаль, что у тебя, такой талантливой, потрясающе пишущей о театре, нет широкого выхода на читателя, который ТАК, как ты, любит театр и знает его! Господи, читают всякие миниатюрки НИ О ЧЕМ, а оценить такое богатство как твои статьи о театре, твои сказки для детей, да и все остальное - ума не хватает? Или одолела лень- матушка? Или нелюбопытство? Не знаю... Во мне навсегда остались все образы, которые ты оживила. Пишешь ПРЕВОСХОДНО! Чувствуешь - глубоко, боль в тебе за искусство - неимоверная.Я понимаю, почему ты перестала публиковать новое.
Влюбленная в тебя Людмила.

Людмила Волкова   16.09.2012 20:17     Заявить о нарушении
Ну вот, Людмила, расстроила Вас. Я совсем не занимаюсь ни Сергеевым, ни собой. Даже здесь не публикую. Попробую. Давно ничего не пишу. Ленюсь, и Сергеева надо мной нет. Простите меня. Никто мне не писал таких рецензий, как Вы. Только Сергеев.

Оксана Колабская   08.01.2013 11:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.