О диалоге с классиками
"Известно, что великий филолог Гаспаров... занимал в этом вопросе крайнюю позицию: никаких таких диалогов нет и быть не может — ни с Чеховым, ни с Пушкиным, ни с Шекспиром. Мы делаем вид, что обращаемся со своими вопросами к людям, которые писали не для нас и не на нашем языке, а потом придумываем за них удобные и актуальные ответы на наши вопросы".
Мне кажется, напротив, задача литературоведения во многом и состоит в том, чтобы диалог с классиками (которые потому и классики, что затронули наиболее общие темы, значимые и всегда актуальные вопросы) стал возможен. Сам Гаспаров много сделал для этого.
Другое дело, что воскрешать дух писателя для спора с ним можно более или менее талантливо, а иногда и бездарно. Так что здесь речь идет о мастерстве или исскусстве того, кто погружает нас в этот диалог.
Даже Булгаков не отважился в явном виде вывести поэта на сцену в своей пушкинской пьесе, и это убивает в моих глазах всякую ценность такой пьесы, делает ее фальшивой и жеманной (кстати, именно такое мнение сложилось у меня по поводу цитированной статьи).
Только с классиками и стоит говорить и полемизировать всерьез в наше время, в котором по большому счету нет читателей или слушателей, только к ним или к их героям стоит обращаться. Наша эпоха не породила пока ни классиков, ни героев. Наверное, потому и не породила, что бытует столь жалкое мнение, как то, что автор статьи прикрывает авторитетом Гаспарова, который просто не хотел всуе говорить о сокровенном диалоге, из которого не выходил.
У меня была пара телефонных разговоров с Гаспаровым по поводу его популярной статьи о стихотворном мастерстве А. Белого, поддержанной грантом РФФИ. Помню лишь то, что Гаспаров несколько заикался - как и Моисей, который был погружен в совсем иные диалоги, и тогда был и внятен, и красноречив, где нет места обывателю, которым я тогда предстал. Именно в этом ключе я понимаю мнение Гаспарова о диалоге с классиками.
Свидетельство о публикации №209092300514
Что касается непосредственно литературоведения с его задачами, то есть, например, печальный (на мой взгляд) опыт Бенедикта Сарнова - такие диалоги лучше б и оставались внутренними.
Ну и, наконец, есть ещё теории Херольда Блума о "страхе влияния" и "карте перечитывания", одно из, скажем, положений которых как раз о диалоге литератора (у него конкретно - поэта) с предшественниками. Т.е., утрируя, без такого диалога, полемики, и самоутверждения в нём творчество невозможно даже...
Е.Репейников 30.09.2009 18:38 Заявить о нарушении
Петр Лебедев 30.09.2009 20:44 Заявить о нарушении