Экскурсовод

Э К С К У Р С О В  О Д


                Когда я с честью пронесу
                Несчастий бремя,
                Означится, как свет в лесу,
                Иное время.

                Б. Пастернак

       Мы подплываем в маленький городок Чистополь на теплоходе. Чудесный летний день, интересные добрые люди вокруг. Маршрут наш лежит в дом Пастернака, где этот удиви-тельный поэт провел годы в эмиграции. Проходим в комнату, тесную, маленькую, с низким по-толком и погружаемся в то трагическое время. Звучат первые фразы экскурсовода и от беспеч-ности и веселости, которая только что царила среди нас всех не остается и следа. Наступает не-объяснимая тишина. И только слова, проникновенные, глубокие, так не понятные в наше мир-ное время звучат как надрыв, как треск старой печатной машинки, что сиротливо стоит на ста-реньком письменном столе у окна. Я смотрю на лица слушателей и поражаюсь той перемене, что произошла с людьми: в их глазах были слезы, на лицах выражение тоски и сострадания…
     Экскурсовод, средних лет мужчина, видимо филолог по образованию, грамотно и вдохно-венно говорит о жизни Б. Пастернака. Что мы знали об этом поэте?  До этого дня очень мало. Но после сегодняшней экскурсии никто наверное не забудет ни одной детали из его рассказа. Внимание много раз приковывает акцентирующая деталь экспозиции музея- печатная машинка. Она как соучастник в работе экскурсовода. Она помнит те события, она главный свидетель и исполнитель тех строк и рифм, что рождались в то военное время в талантливой голове Пастер-нака,  интеллигентного и порядочного, гонимого и непонятого,  хранимого   судьбой   и   теперь   воскресшего  для  всех  нас.   Истинный  профессионал -экскурсовод великолепно строит пове-ствование, настолько образно и весомо, настолько артистично и эмоционально, что ощущаешь себя действующим лицом тех событий, о которых он говорит. Ни звуки за окном, ни звонки мобильных телефонов не отвлекают ни на секунду наше внимание. Мы, словно утонули в его голосе, фактах, цитатах, стихах. Экскурсовод  так искусно держит внимание аудитории, что ка-жется –его слышала много раз, и хотелось снова вернутся и слушать, слушать, слушать! Ум-ный, эрудированный провинциальный специалист-литератор, научный сотрудник и обаятель-ный человек создавал  у нас на глазах спектакль. Несколько раз хочется поаплодировать, но он вежливо и аккуратно переходит к следующей мысли, искренне даря нам свои знания,  востор-женно рассказывая биографию Пастернака, читая его стихи, говоря о перепитиях жизни поэта.
     Громко тикают на стене довоенные часы, чудом сохранившие в себе жизнь и исправно рабо-тающие. Их стрелки неумолимо совершили оборот и нам осталось совсем мало времени. Мы это чувствуем по затихающему голосу, замедленному темпу речи экскурсовода. Очень субъек-тивный и красочный рассказ, не сухой и академичный, а трогательный и очень личный.  Он будто пропустил все слова через себя, свою душу, и через наши души. Все зачарованы. Сколько человеческих трагедий , которые мы сейчас восприняли как свои собственные. Талант оратора и литератора,  настоящего знатока своего дела соединился в рассказчике с величайшим пронзи-тельным талантом поэта 40-х годов, поэта несчастной, голодной и растерзанной страны, но ве-ликой и непокоренной.

  И я припомню страшную войну                Народу, возвратившую оружие,
 И старое перебирать начну,
  И городок на Каме обнаружу.
                (Б. Пастернак)

      Время экскурсии подошло к концу. Судорожно сглатываю слезы и пытаюсь справиться с комом в горле. Как не хватает нам в повседневности таких удивительных дней и подобных про-фессионалов. Я никогда не задумывалась над сутью такой работы, как простой экскурсовод. И вот я поражена! Как мы признательны ему!  Имя и фамилия не запомнились сразу, теперь жа-лею об этом.
     Наш проводник по жизни и судьбе Б. Пастернака умолкает на полуслове, в глазах вопрос и бесконечное желание продолжить общение с нами. Но в комнате тишина. Тишина восторга и удивления. Какая редкая и необходимая пауза для наших жизней!  Потихоньку люди выходят из дома-музея. Никто еще не в состоянии обсуждать впечатление от экскурсии, потому что это не высказать словами. На лице экскурсовода грустное сожаление. Он снова прощается с теми, кто за час стал ему близкими и родными. Он чувствует нашу благодарность и восторг. А ему так много еще хотелось нам рассказать, я это знаю. Но нам пора к новым впечатлениям . Мы увидим места, связанные с М. Цветаевой, мы спустимся в Кунгурские пещеры, посетим дом-музей И. Шишкина и усадьбу П.И. Чайковского. Но это потом.  А сейчас…  А в эту минуту я ухожу последней из музея, я постоянно оглядываюсь. Чтобы запомнить и сохранить  необычай-ное ощущение.
               
                Когда в своих воспоминаньях
Я к Чистополю подойду,
Я вспомню городок в геранях
 И домик с лодками в саду.
                (Б.Пастернак)

       Я вижу глаза человека, который любит свою профессию. Глаза! Невыносимые, умные, тра-гические, простившие, усталые, невозвратимые, понявшие…
     Мне хочется крикнуть ему: « Я вернусь, я обязательно вернусь…». В голове вертятся строч-ки Е. Евтушенко               

                «  Провинций нет. Рассыпан Бог по лицам.
                Есть личности, подобные столицам»


Рецензии
Спасибо Вам за эмоциональный рассказ с любовью к Поэту!!!Солнечных дней и улыбок!

Максимушка   13.10.2009 20:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.