Рецензии и Замечания коллег Антихрист. Протоиерей
С чем сегодня только не связывают конец мира! И с техногенными катастрофами, и с ядерными войнами, да и просто с глобальной усталостью мира. Но в христианской эсхатологии, учении о конечных судьбах мира и человека, есть нечто, сразу привлекающее к себе особое внимание. Это фигура Антихриста
Вместо неба — броня,
Двери Рая закрыты на ржавый засов.
Все ушли без меня,
Я зову, но не слышу родных голосов
Вижу, словно в бреду,
Как над миром восходит Последний Рассвет
Сердце, мертвою птицей во льду,
Все твердит о грядущем,
Которого нет.
Христианство говорит об антихристе вещи парадоксальные. Прежде всего, антихрист не приходит как враг Христа: напротив, он приходит вместо Христа, стараясь быть зеркальным отражением Христа, таким же, как Христос, — только «из зазеркалья», холодного и безжизненного. Более того: христианство говорит о том, что ко времени пришествия антихриста образ Христа будет весьма популярен — правда, этот образ будет иметь мало общего с Тем, историческим Иисусом — это будет некий сборный образ «общечеловеческих» ценностей, чуждый церковного консерватизма и узко религиозной категоричности. И вот, однажды, общество с удивлением обратит внимание на юного, но уже прославившегося, благодаря своей гениальности мыслителя и общественного деятеля. Будучи одаренным множеством талантов, он увидит в них особые знаки благоволения свыше и признает себя тем, чем в действительности был Христос. «Христос пришел раньше меня: я являюсь вторым. Я прихожу последним, в конце истории, именно потому, что я совершенный, окончательный спаситель. Тот Христос — мой предтеча. Его призвание было — предварить и подготовить мое явление. Христос был исправителем человечества, я же призван быть благодетелем человечества. Я дам всем людям все, что нужно. Христос разделял людей добром и злом, я соединю их земными благами. Христос принес меч, я принесу мир. Он грозил земле страшным последним судом. Но ведь последним судьёю буду я! Я просто каждому дам то, что ему нужно». И вот ждет он призыва Божия, ждет высшей санкции, чтобы начать свое спасение человечества, — и не дождется. И вот мелькает в его уме мысль: «А если?.. А вдруг не я, а тот... галилеянин?.. Вдруг Он не предтеча мой, а настоящий, первый и последний? Вдруг Он придет ко мне... сейчас, сюда?.. Что я скажу Ему? Ведь я должен буду склониться перед Ним? Я, светлый гений, сверхчеловек! Нет, никогда!».
И тут на место прежнего холодного уважения к Богу зарождается и растет в его сердце жгучая, захватывающая дух ненависть: «Я, я, а не Он! Нет Его в живых, нет, и не будет. Не воскрес, не воскрес, не воскрес!» В порыве гнева он выскакивает из дома в глухую черную ночь и бежит по скалистой тропинке... Ярость утихла и сменилась отчаянием. Он остановился у отвесного обрыва. Тоска сдавила сердце. «Позвать Его?» И среди темноты ему представился кроткий и грустный образ. «Он меня жалеет... Нет, никогда!» И он бросился с обрыва. Но тут какая-то сила удержала его в воздухе, и отбросила назад. Перед ним предстала светящаяся туманным сиянием фигура, и из нее два глаза острым блеском пронизывали его душу... «Я бог и отец твой. А тот нищий, распятый - мне и тебе чужой. Ты так прекрасен, велик, могуч. Делай твое дело во имя твое, не мое. Я ничего от тебя не требую, и я помогу тебе». И с этими словами он почувствовал, как острая ледяная струя вошла в него. И вместе с тем он ощутил небывалую силу и восторг. На другой день он уже писал свое знаменитое сочинение под заглавием: «Путь к вселенскому миру и благоденствию». Ведь для того, чтобы быть принятым, надо быть приятным. Обаятельность его личности с легкостью делает его популярнейшим политиком, остановившим войны. «Народы земли! Я обещал вам мир, и я дал вам его. Придите же ко мне теперь все голодные и холодные, чтобы я насытил и согрел вас».
Теперь самое важное для него — установление во всем человечестве равенства всеобщей сытости. Добившись всеобщего почитания, антихрист тонко подменяет культ Христа — Богочеловека — культом Человекобога и требует поклонения себе как Богу. Чтобы убедить людей сомневающихся, он начинает совершать явные чудеса, показывая страшные и великолепные зрелища. И многие, бездумно увлекшись эффектностью, с восторгом принимают Антихриста как бога. И тогда он резко меняет свое поведение: вместо показной благожелательности к противникам, он открыто выступит беспощадным гонителем всех, кто не захочет признать его Богом. И вот, когда истребление врагов будет почти завершено, когда человечество будет захлебываться злобой и отчаянием, а воплотившееся зло праздновать победу за победой — тогда поколеблются стихии, погаснет солнце, свернутся небеса словно свиток — и явится Христос, Тот Самый, Распятый и Воскресший — и упадет бездыханным всемирный царь и гений человечества, три с половиной года державший в страхе обезумевшее от сытости и греха человечество. Тогда начнется Великий Суд — окончательное отделение живого от мертвого, праведного от злобного. Это и будет Вторым Пришествием, Торжеством Христа, полной победой над смертью и Диаволом.
Мы не жили — и умираем
Среди тьмы.
Ты вернешься... Но как узнаем
— мы?
Всё дрожим и Тебя стыдимся
Тяжел мрак.
О, дай знак![1]
Написать рецензию. Татьяна Гладкая. 16.08.2009 18:47
Интересно, чертей и Антихриста на иллюстрирующей Ваше эссе картинке богомаз писал с натуры или, в соответствии с христианской догматикой, создал силой своего воображения? Благодаря Вашему эссе об Антихристе я наконец-то поняла, как в голове товарища Сталина возникла абсурдная, ставшая теоретической основой сталинского террора догма, что по мере приближения к социализму классовая борьба обостряется. Похоже, "отец всех народов" реализуя, глубоко усвоенные за пять лет успешной учебы в семинарии библейские догматы, спроецировал догму об Антихристе на сферу политики. Несомненно, Сталин был убежденным Антихристом, в годы правления которого взорвали Храм Христа Спасителя и множество других церквей, расстреливали служителей культа, преследовали верующих всех концессий. Подражал, скорее подсознательно, чем осознанно Сталин Моисею, а не Христу. "И он (Моисей) сказал им: "Так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левины по слову Моисея; и пало в тот день из народа около трех тысяч человек". (Библия, Исход, 32,27-28). Со своими политическими оппонентами и приверженцами старого строя Сталин расправлялся столь же жестоко, как Моисей - с плясавшими вокруг золотого тельца беглецами из Египта. Православная церковь может гордиться (или каяться), что воспитала одного из самых могущественных тиранов, каких только знала История человечества. Татьяна Гладкая.
Написать рецензию. Елена Тюрина. 16.08.2009 22:18
Спаси Вас Господь, батюшка! Всегда читаю Ваши статьи с большим интересом. Елена Тюрина
Написать рецензию. Алексей Корчажкин. 16.08.2009 22:44.
Отче, слушали у арийцев одноимённую песню? Интересную Вы тему затронули! Сначала подумал, что Ваши мысли об Антихристе почти совпадают с моими мыслями. Немного не так оказалось. Да, есть такое: подмена Христа "общечеловеческими ценностями". Да и к тому же всякие богомерзкие сектанты используют символику и терминологию христианства, да и сами православные порой ерундой страдают, да так, что сектанты рядом не валялись! Но есть и альтернатива: ставшее уже модным число 666, часто это популярный бренд, антихристианское мышление, образ Человекобога. Думаю, когда-нибудь меж первым и вторым искажением возникнет и компромисс, антиклерикализм, например. Как Вы уже убедились - это весьма распространённая забава. Во всем остальном же с Вами согласен, разве что не думаю, что "гению из гениев" будет какое-то откровение. Вряд ли оно будет таким. Впрочем, чего гадать! Ясно одно: сначала будет ужаснейшая подмена. Свои мысли об Антихристе (у меня - это Энтони Эпифан) излагал в рассказе "Апокалипсис", наполовину сотканному из сна. Алексей Корчажкин.
Добавить замечания. Сидор Сидорчук. 17.08.2009 13:01.
999 - много круче. 666 - ерунда! Сидор Сидорчук.
Написать рецензию. Черная Роза Любви Зла. 17.08.2009 06:21.
Протоиерей, ему имя - прагматизм. А чего Вы все это, зная, Эдипову словесность употребляете?
Черная Роза Любви Зла.
Добавить замечания. Алексей Корчажкин. 17.08.2009 17:43.
"Роковой год, можете мне не верить, 1999." "Сектор Газа". Вы это имеете в виду? Бренд 999 не видел, а вот с шестёрками очень любят шутить таксисты. Да и не только они. У нас было даже такси с этим названием - разорилось! Есть ещё группа музыкальная, но я такую дрянь и не хочу слушать, чтобы хотя бы оценить. Интересно, что же с ней будет? Алексей Корчажкин.
Написать рецензию. Анатолий Клепов. 17.08.2009 14:04.
Уважаемый Протоирей Павел Великанов! Несколько раз прочитал Вашу статью, но не нашел точного определения связи Антихриста с Дьяволом. А это изложено в работах Святого Ипполита епископа Римского в его работе: «Изложение на основании Священного писания о Христе и антихристе». Где четко сказано о происхождении антихриста из колена Данова и что он есть воплощение Диавола. А также суда над Диаволом и демонами. Многие сейчас, благодаря средствам массовой информации и художественным фильмам воспринимают Дьявола, чуть ли не как правую руку Бога, который выполняет его поручения на Земле. Эту ересь, насаждаемую, вероятно, самим Дьяволом и его приспешниками необходимо искоренять. А людям, особенно не сведущих в тонкостях теологической науки подробно объяснять пагубность его воздействия на души людей. И особенно причины его появления на Земле. С уважением, Анатолий Клепов.
Добавить замечания. Алексей Корчажкин. 17.08.2009 17:43.
Не - а, не бренд, не года... мелкие наблюдения из жизни. 9-ка много паршивее шестёрки... это я так... А 13 - вообще нейтрально. Алексей Корчажкин.
Добавить замечания. Олег Юрьев. 17.08.2009 18:30
…Сталин боролся с мамоной…и со всеми, кто ей служил, т.е. с лицемерными попами, кулаками и прочими буржуями,…а трудовой народ строил заводы и фабрики, победил фашизм, бесплатно учился, бесплатно лечился в санаториях и на курортах, бесплатно получал жилье, рожал. Ярким свидетельством сказанному служат Результаты всесоюзных переписей населения СССР: 1926 год - 147027915 человек. 1939 год -170557093 человек. 1959 год - 208826650 человек. Сталин, тогда, видел один путь победить этот голод: «Голод в России. Первое летописное известие о Голоде относится к 1024 г., и в течение следующих ХII-XVI вв. исторические источники отмечают не менее семи голодовок в столетие; в XVII и XVIII вв. число это удваивается.…Таковы тяжелые голодовки в Новгороде в XII и в XIII вв. (1128, 1215 и особенно годы 1230 и 1231). В последнюю из этих голодовок, сопровождавшуюся особенно страшной смертностью, население было спасено от окончательной гибели подвозом хлеба из Германии.…В 1601-1602 гг. во время тяжелого московского голода по распоряжению Бориса Годунова в Москву доставлялся хлеб из Малороссии.…Самые крупные голодовки николаевского царствования 1833, 1845-1846, 1851, 1855 гг.…Но уже с середины XIX в. центр голодовок как бы перемещается к востоку, захватывая сначала черноземный район, а затем и Поволжье. В 1872 г. разразился первый самарский голод, поразивший именно ту гyбеpнию, которая до того времени считалась богатейшей житницей России. И после голода 1891 г., охватывающего громадный район в 29 губерний, нижнее Поволжье постоянно страдает от голода: в течение XX в. Самарская губерния голодала 8 pаз, Саратовская 9. За последние тридцать лет наиболее кpyпные голодовки относятся к 1880 г. (Нижнее Поволжье, часть пpиозеpных и новороссийских гyбеpний) и к 1885 г. (Hовоpоссия и часть нечерноземных гyбеpний от Калуги до Пскова); затем вслед за голодом 1891 г. наступил голод 1892 г. в центральных и юго-восточных гyбеpниях, голодовки 1897 и 98 гг. приблизительно в том же районе; в XX в. голод 1901 г. в 17 губерниях цента, юга и востока, голодовка 1905 г. (22 губернии, в том числе четыре нечерноземных, Псковская, Hовгоpодская, Витебская, Костромская), открывающая собой целый ряд голодовок: 1906, 1907, 1908 и 1911 гг. по пpеимyществy восточные, Центральные гyбеpнии, Hовоpоссия)…Наряду с низкой урожайностью, одной из экономических предпосылок наших голодовок является недостаточная обеспеченность крестьян землей. По известным расчетам Мареса в черноземной России 68% населения не получают с надельных земель достаточно хлеба для продовольствия даже в урожайные годы и вынуждены добывать продовольственные средства арендой земель и посторонними заработками...». Литература: «Новый энциклопедический словарь». Под общей редакцией академика К.К.Арсеньева. Т.14. СПб.: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон, 1913.
Он, Сталин, знал страдания крестьян: «Мы хотим прав равных с богатыми и знатными. Все мы дети одного Бога и сословных различий никак не должно быть. Место каждого из нас в ряду всех и голос беднейшего из нас должен иметь такое же значение, как голос самого богатого и знатного», - приговор схода крестьян деревни Пертово Владимирской губернии от 5 декабря 1905 г. во Всероссийский крестьянский союз. «Наши дети в самом нежном возрасте 9-10 лет уже обречены на непосильный труд вместе с нами. У них нет времени быть детьми. Вечная каторжная работа из-за насущного хлеба отнимает у них возможность посещать школу даже в продолжении трех зим, а полученные в школе знания о Боге и его мире забываются, благодаря той же нужде», - наказ крестьян деревни Виткулово Горбатовского уезда Нижегородской губернии от 08 января 1906 года в Комитет по землеустроительным делам. «Земля вся нами окуплена потом и кровью в течение нескольких столетий. Ее обрабатывали мы в эпоху крепостного права и за работу получали побои и ссылки и тем обогащали помещиков. Если предъявить теперь им иск по 5 копеек на день за человека за свое крепостное время, то у них не хватит расплатиться с народом всех земель и лесов и всего имущества. Кроме того, в течение сорока лет уплачиваем мы баснословную аренду за землю от 20 до 60 рублей за десятину в лето, благодаря ложному закону 61 года, по которому мы получили свободу с малым наделом земли. Почему все трудовое крестьянство и осталось разоренным, полуголодным народом, а у тунеядцев помещиков образовались колоссальные богатства», - наказ крестьян четырех волостей Волоколамского уезда Московской губернии от мая 1906 г. в Трудовую группу 1 Госдумы. «Мы признаем землю Божьей, которой должен пользоваться тот, кто ее работает. Оградите переход земли в одни руки, ибо будет то же, что и теперь – ловкие люди будут скупать для притеснения трудового крестьянства: по нашему убеждению частной собственности на землю допустить невозможно», - приговор волостного схода Муравьевской волости Ярославской губернии от июня 1906 года в 1 Госдуму.
«Если депутаты не истребуют от правительства исполнения народной воли, то народ сам найдет средства и силы завоевать свое счастье, но тогда вина, что родина временно впадет в пучину бедствий, ляжет не на народ, а на само слепое правительство. И на бессильную думу, взявшую на свою совесть и страх действовать от имени народа», - наказ крестьян села Никольского Орловского уезда и губернии от июня 1906 г. в 1 Госдуму. «Все начальники поставлены смотреть, как бы к мужикам не попала хорошая книга или газета, из которой они могут узнать, как избавиться от своих притеснителей и научиться, как лучше устраивать свою жизнь. Такие книги и газеты они отбирают, называют их вредными, и непокорным людям грозят казаками», - приговор схода крестьян села Воскресенского Пензенского уезда и губернии от июля 1906 года в 1 Госдуму. «Требовать отмены закона 9 ноября 1906 г., разрешающего выход из общины и продажу надельной земли, так как закон этот через 10-15 лет может обезземелить большую часть населения. И надельная земля очутится в руках купцов и состоятельных крестьян-кулаков, а вследствие этого кулацкая кабала с нас не свалится никогда», - обобщенный приговор крестьян всей Костромской губернии от марта 1907 года во 2 Госдуму. «Горький опыт жизни убеждал нас, что правительство, века угнетавшее народ, правительство, видевшее и желавшее видеть в нас послушную платежную скотину, ничего для нас сделать не может. Правительство, состоящее из дворян чиновников, не знавшее нужд народа, не может вывести измученную родину на путь права и законности», - приговор крестьян деревни Стопина Владимирской губернии от июня 1907 г. во 2 Госдуму. Литература: «Приговоры и наказы российского крестьянства. 1905-1907» Л.Т. Сенчакова, М.: Институт российской истории РАН, 1994. (Сборник, опубликованных документов из архива Государственной Думы, Совета министров, газетных публикаций).
…Сталин знал, кто служит мамоне: «…Не можете служить Богу и мамоне. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: Ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом…». Евангелие от Луки. И тех, кто служил мамоне, строго наказывал - Авторов отчета об исследовании советской карательной системы много, но широко известны из них историки В.Н. Земсков, А.Н. Дугин, О.В. Клевник. Их работа начала публиковаться в 1990 году, а в 1993 году была опубликована ее значительная часть. Изучались архивы НКВД, ГУЛАГА, ЦК и др. Согласно исследованиям за 23 года, с 1930 г. по 1953 г., к смертной казни приговорено 786 098 человек. Необходимо также принять во внимание, что не все приговоренные к смертной казни были на самом деле расстреляны. Огромная часть смертных приговоров была заменена сроками в трудовых лагерях. В части, касающейся кулаков, в ссылку было отправлено 381 тысяча семейств, то есть приблизительно 1,8 млн. человек. Небольшое число из них было приговорено к срокам наказания в трудовых лагерях или колониях. Олег Юрьев.
Написать рецензию. Анатолий Аргунов. 16.08.2009 16.
Павел, ведь на сайте давно вывешивает свои "творения" автор с псевдонимом Антихрист. Они не только антирелигиозные, но антигуманные, по сути, и содержанию. Вот вам конкретный пример для полемики или борьбы. Чего обходите стороной, ссылаясь на Зину Гиппиус, нашли авторитет! Привет Сулаевым! Анатолий Аргунов. 16.08.2009 16.
Написать рецензию. Саша Милый. 16.08.2009 03:55.
Приход Антихриста вполне возможен. Для меня Дьявол – это воплощение деструктивных сил. В то же время я не причисляю к деструктивным вещам множество явлений, которые религии считают таковыми. Дьявол – это воплощение духовного рабства, махрового материализма. В этом контексте деятельность религиозных организаций также может быть сатанинской, если деятельность эта ведет к подчинению душ верующих некой догматической системе, или мирским вопросам. Антихрист – это обычный человек, который придет к мировой власти через отождествление себя с Христом и христианством. Тут я согласен с Вами, Павел. Он скажет: « Я Христос сегодня!». Это будет иносказательное заявление. Будет иметься в виду что: «Я спас вас сегодня». Антихрист не сможет придти к власти над всем миром, если будет открыто провозглашать человеконенавистнические лозунги. Он будет выдавать себя за филантропа. Предложит людям, уставшим от разрухи и войн, мир и объединение. Антихрист будет восприниматься как благодетель, ибо он будет говорить о добре и делать добро. Добро для тел, но не для душ! Антихрист скажет: «Я даю Вам безопасность, достаток. Более ничего и нет. Нет никаких иных ценностей в жизни». Именно в этом суть, а не в том, например, что к власти придут содомиты или язычники. Гомосексуалист, признающий духовные материи для христианина часто более друг, чем иной «христианин» говорящий только об экономике. И потому последний, «христианин» говорящий только об экономике и проводит интересы Антихриста. Обратите внимание на эту мысль. Саша Милый.
Добавить замечания. Нина Изюмова. 16.08.2009 10:29.
Саше Милому. Извините, что вмешиваюсь. Думаю, что "духовные материи", которые признает (т.е. принимает) гомосексуалист. Это совсем не те Духовные явления, которые признает христианин. Ведь главная борьба идет не между плотью и духом, а между Святым Духом и духом преисподней. А плотские (материальные) проекции этой борьбы многообразны, в частности, водораздел проходит и между установленными Богом-Творцом отношениями полов, с одной стороны, и гомосексуальностью - с другой. Иначе говоря, свой духовный выбор (а именно: неподчинение Богу) гомосексуалист уже сделал, а физическая гомосексуальность - естественное следствие этого выбора. Нина Изюмова.
Добавить замечания. Александр Грарк. 16.08.2009 13:10.
Имеют ли какой-нибудь смысл подобные статьи? Больше похоже на подготовку к духовной диссертации. Мы живем в реальном мире и должны о реалиях мыслить. Это, правда, мое личное отношение к публикации. Александр Грарк.
Добавить замечания. Саша Милый. 16.08.2009 17:18.
Нина, основная борьба идет между духовными материями и их отрицанием. Именно материализм и утилитаризм, основные деструктивные силы. Они кажутся невинными, как и все истинно плохое. Концентрация на готических дьявольских фантазиях – это только детская забава. Силы зла всегда белые, добрые, и пушистые. Саша Милый.
Добавить замечания. Нина Изюмова. 16.08.2009 17:57.
Бесы (духовные, а не материальные силы зла) не отрицают существования Бога, т.е., по Вашему выражению, "духовной материи", но остаются бесами. И еще. Считать Дух и материю равнозначными силами, и есть по-существу материализм, над которым Вы, как Вам кажется, возвысились. Бесы (духовные, а не материальные силы зла) не отрицают существования Бога, т.е., по Вашему выражению, "духовной материи", но остаются бесами. И еще. Считать Дух и материю равнозначными силами, и есть по-существу материализм, над которым Вы, как Вам кажется, возвысились. Нина Изюмова.
Добавить замечания. Нина Изюмова. 16.08.2009 18:07
Бесов боитесь?!
Добавить замечания. Саша Милый. 16.08.2009 18:37.
Какие к черту бесы (простите за тафтологию). Люди сейчас верят в экономику, и в Барака Обаму, а не в бесов. Именно это страшно, а Вы о бесах…Саша Милый. 16.08.2009 18:37.
Добавить замечания. Саша Милый. 16.08.2009 18:39.
Конечно же, таВтологию. Ошибся. Саша Милый.
Добавить замечания. Нина Изюмова. 16.08.2009 19:29.
Точно, ошибся! Нина Изюмова.
Добавить замечания. Александр Далманский. 16.08.2009 23:45.
Саша, извините за нескромный вопрос... Но разве гомосексуализм - религия? Странное противопоставление понятий в Вашем последнем тезисе. С уважением, Александр Далманский.
Добавить замечания. Саша Милый. 16.08.2009 23:56.
Тезка, я вообще об этом ничего не говорил. Саша Милый.
Добавить замечания. Сидор Сидорчук. 17.08.2009 13:03.
"Антихрист не сможет придти к власти над всем миром" потому, что далеко не все на свете - христиане. Сидор Сидорчук.
Добавить замечания. Саша Милый. 17.08.2009 14:48.
Антихрист будет управлять не христианами, а грешниками. Саша Милый.
Свидетельство о публикации №209092400534