Петербург. Бремя столичности

ПЕТЕРБУРГ: БРЕМЯ СТОЛИЧНОСТИ

Истинная история этого города началась только при большевиках, в советское время.
При Петре город был всего лишь замыслом этого беспокойного человека; не более, чем декорация – дома было велено ставить вдоль Невы «плечом к плечу», чтобы вплывающие в город иноземные корабли на пути в порт (на Стрелке Васильевского острова) наблюдали эту «витрину» и оценили вхождение России в круг европейской культуры. За парадными фасадами скрывались жалкие лачуги, огороды и непролазная грязь проулков.
А после Петра – о! Что с ним сделали, и что с ним сделалось! Да, его усердно украшали: череда правителей и их вельмож почти два столетия соревновались друг с другом в демонстрации плодов грабежа всей остальной страны. Дворцы, парки, монументы, набережные. Но что сделалось с духом города! Свежий ветер петровских перемен, нетерпеливый и деятельный (как радостно ломать затхлое, прогнившее, надоевшее!), угас. Исчезла романтика созидания нового, невиданного. Всё вошло в обыденную колею. Город оставался «окном» на Запад, но через это окно входило нечто другое: суть исчезала, осталась поверхностная мишура. Город становился модной игрушкой страны, средоточием и выражением её тщеславия и потуг занять место среди «лучших стран». В нём выражались её имперские амбиции, и сколько проклятий обрушилось на этот город от лучших умов и сердец страны! За холодный бюрократизм, чопорность, бездушие (!) и уж конечно, за его сырой промозглый туман – как поносили этот город Гоголь, Лермонтов, Мицкевич, Писемский, Достоевский! «Казёнщина» стала лицом города. Однако, как ни проклинали этот город честолюбивые и горячие провинциалы, тянулись они сюда изо всех богом забытых мест России. И город собирал по всей стране не только деньги, но умы и души; копил их, сплавлял в нечто своё, неповторимое, своеобразное, соединяя в себе – для всей России – Запад и Восток. Уже в середине 19-го столетия рождаются понятия «петербургская культура», «петербургская деликатность», «петербургская вежливость» –  без хамоватой московской «простоты», в основании которой как не разглядеть пренебрежения к человеческой личности, к человеческому достоинству,  – но и без западной холодной расчётливости.
Но вот грянул «конец империи», и – возрадуйся, властолюбивая и жадная Москва! – большевистское правительство, захватившее власть, сбежало с этой властью в «первопрестольную». Виват, город Петра! «Час освобожденья прОбил!» Столичность взрастила Петербург; в «золотой век» русской культуры сделала его драгоценным камнем в короне Империи, но она же и закабаляла благородный дух этого города. Долой казёнщину, прочь тяжкие узы власти над кем-то! Город стал свободен! Властители отбыли, а дворцы его, дух его, люди его остались здесь. «Петербургская культура» стала «ленинградской интеллигентностью». И уже через десять лет новая власть железным перстом ткнула из своей Москвы в этот город: вот где крамола, вот где «контрреволюционное» инакомыслие, вот где не хотят пригнуть голову, одеться в серое и смириться. Москва жестоко мстила за два столетия своего пребывания «на вторых ролях». Со времён Ивана III, со времён разорения Твери, Рязани, Пскова, Новгорода – не монгольскими ордами, а своими соплеменниками, на том же языке говорящими – Москвой! – «белокаменная» умела быть беспощадной и «слезам не верила». Какой там ещё «город на Неве»? У России один город – «дорогая моя столица, золотая моя Москва», «лучший город Земли» (вот так, не меньше!) Все остальные – это «прочие», на колени у трона!, в общий ряд – всякие там Псков, Калуга, Воронеж, Тамбов, Самара … И ты, «город на Неве», – туда же! Один из многих. Такой ли была Москва, когда Петербург был «блистательным Петербургом»? Торговая, благодушная, патриархальная, златоглавая. Московское хлебосольство, московское радушие были у всех на устах. Говорят, что власть портит людей. Не портит ли она и города?
Избави бог Петербург от бремени столичной власти. Дай бог этому городу сохранить своё лицо. Не «культурной столицей» быть, а «столицей культуры».

2004г.


Рецензии
Господи! За что Вы, "питерцы" так агрессивно не любите Москву; а "киевляне" - "москалей"?! Какая-то буйная фантазия! Зачем их сравнивать с такой настойчивостью? Ежели интеллигентность, то она во всём. И, конечно, в уважении! Москва - моя Родина! Я не хамка, не карьеристка... Я выросла здесь также, как и Вы в Питере! Но я никогда не стала бы сравнивать то, что вызывает неловкость и дурную моду ...
К моей печали, сегодня и тот и другой город - это точки между Сапсанами...
Мне жаль...

Мила-Марина Максимова   15.04.2025 00:05     Заявить о нарушении
Мила, мне кажется, Вы не совсем внимательно восприняли этот мой очень-очень уже давний запальчивый текст. Это была реакция, с основным посылом «столичность портит города», — на замыслы разместить в Питере некоторые органы власти.
У меня к Москве никакого негатива нет, рано как и к другим городам и в России, и в мире — я их просто не знаю. В Москве была за всю жизнь коротко, проездом, три раза по полдня. Один москвич, с которым пересеклась по работе, был этим просто изумлён: «Как! Вы не были в Москве? Почему?!» Что вызвало и у меня не меньшее изумление: у меня в Москве ни родных, ни друзей, ни интересов — зачем мне в Москву?
А вот когда прочитала у Набокова в «Других берегах» при рассуждениях о собирании грибов, что в этом-де ничего не смыслят «москвичи и ДРУГИЕ ПРОВИНЦИАЛЫ» — стало смешно и неловко за глупый устарелый набоковский снобизм, ведь писано было уже в 1950-х, а за Москву — обидно.
Спасибо за отклик! Всего Вам доброго, Мила.

Анна Лист   15.04.2025 01:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.