Сказка о мраморных лошадях

Яков Рабинер

Это было в далёкие времена. Очень далёкие. Такие далёкие, что если вы взберётесь на крышу своего дома и посмотрите в самый лучший бинокль, вы не увидите эти времена - такие они далёкие. А было это в древнем городе Риме. Однажды ночью, когда все спали: даже стражники у городских ворот, даже узники, ожидающие казни в тюрьмах, даже сам император и его придворные, даже крысы, всегда особенно беспокойные ночью, даже звездочёты, уставшие водить пальцами по звёздной карте неба, в тишине улиц промелькнула от одного дома к другому тень человека. Сначала было неясно, куда же этот человек направляется в такую ночь, что выгнало его на эти опустевшие улицы? Но вот он остановился на углу улицы, выходившей на самую главную площадь города. В центре её возвышался большой памятник императору. Император стоял на колеснице и держал под уздцы трёх мраморных коней. По всему было видно, что кони так и рвали поводок из рук правителя, и только какая-то волшебная сила приковала их крепко-накрепко к постаменту.
Незнакомец осмотрелся вокруг и быстро пересёк площадь. Ловко, как обезьяна, вскарабкался на памятник, одним ударом кулака сшиб статую императора, наклонился к лошадям и что-то произнёс им на ухо. Затем громко свистнул, и мраморные кони, страшно заржав, рванулись прямо с пъедестала на землю. Человек, стоящий в колеснице, крепко натянул мраморные поводки. Он хлестал мраморных коней железным бичом, высекая из их боков целые снопы искр и мчался во весь опор по улицам города. И громадные животные летели вперёд, разрушая и уничтожая на своём пути всё: дома, людей, храмы, суды и тюрьмы. Паника поднялась в городе. А человек, управлявший мраморными лошадьми, пронёсся и взлетел на высокий холм, с которого весь город был виден, как на ладони. Он увидел ровную и широкую дорогу, разрезавшую город пополам. Такой вид незнакомцу очень понравился. Засмеялся он, довольный тем, что сделал, сел опять на своих мраморных коней и объехал город с другой стороны. И снова, пройдя через него, вылетел на высокий холм.
Долго в городе не стихал плач. Люди хоронили убитых, оплакивали их и призывали богов к отмщению. Они смотрели на руины своих зданий и не могли понять: как такое могло произойти. Одни винили во всём стражников, считая, что те впустили какого-то злого колдуна, другие считали, что во всём виноваты заснувшие звездочёты. Ведь, если бы они не спали, то смогли бы заранее предугадать по звёздам будущие бедствия и предупредить жителей. А между тем, на холме отдыхал тот, кто и был во всём виноват. Он спал под высокой сосной, а мраморные кони, застывшие как и прежде, когда они были памятником, стояли рядом с ним и, казалось, берегли его сон.
Так с того страшного дня не стало никому покоя. То из одного, то из другого города приходили вести о том, что кто-то разрушил их места до основания. Человек с мраморными лошадьми носился по всей стране, сея смерть и разрушения, и не было, казалось, такой силы, которая могла бы его остановить. Императоры разных стран посылали против него свои армии, но он один разбивал их все, а города, из которых они приходили, превращал в развалины. И вот в одном из немногих мест, которое ещё не было разрушено, созвали совет, и самые мудрые люди должны были решить, что же им делать, чтобы не допустить гибели своих граждан. Долго спорили мудрецы, но так ничего и не решили. И тогда было созвано собрание всех людей города и им было предложено найти пути к спасению.
Когда все уже устали пререкаться и махать руками, вперёд шагнул старый скульптор и заявил, что знает как победить разрушителя. Скульптор попросил на это четыре дня. Их ему дали. Высоким забором приказал окружить свой двор скульптор, чтобы никто не смог проникнуть в мастерскую и помешать ему. И на четвёртый день всё действительно было готово. В этот день утром, под звуки труб, открылись ворота во двор скульптора, и все увидели в нём целый табун мраморных коней, таких красивых и сильных, что, казалось, скажи им одно слово, и они рванутся с места. Долго молился скульптор, стоя на коленях перед своим творением. Весь народ упал на колени, и каждый воздел руки к небу, прося помощи у богов. На следующий день, когда человек с тройкой мраморных коней приблизился к городу, распахнулись городские ворота, и навстречу ему вылетел целый табун мраморных коней. Заскрежетал мрамор о мрамор. Долго бился всадник, но сила на этот раз была не на его стороне. Мраморный табун разбил его коней и растоптал его самого.
Так погиб тот, перед кем были бессильны целые города и страны. А табун мраморных коней вернулся во двор скульптора. И с той поры во многих городах появились памятники с мраморными лошадьми и всадниками на них. Но первый такой памятник был всё же в древнем городе Риме. В те далёкие-далёкие времена.


Рецензии