Благодатка
Мы прошли Парлю не останавливаясь, и как-то очень быстро лесная тропа вывела нас к круглому озеру под названием Святое. Сколько их в нашей области с таким названием? Не счесть. Как правило, легенда, связанная с ними гласит, что была на месте озера церковь, да ушла под воду и теперь колокольный звон, доносящийся из-под толщи воды можно иногда услышать. Может эти легенды, появляются от тоски русского люда по утраченным святыням? Кто знает.
На берегу озера мы обнаружили кучи досок и штукатурки – все, что осталось от деревни некогда бывшей здесь. Кучи эти густо заросли бурьяном и стали местом обитания новых хозяев этих мест – змей. Решили заночевать недалеко от озера, для чего нашли небольшую полянку, где и разбили свой лагерь. О чем, впрочем, позже пожалели: таких злых комаров и в таком огромном количестве мы не видели за все время своего путешествия. Ночь провели прескверно, рано утром искупались в водах Святого озера, нас это несколько взбодрило и к следующему пункту на маршруте поселку Заречный пришли довольно быстро. Поселок когда-то принадлежал Воронцовым-Дашковым. Здесь у них была водяная мельница и лесопилка. Сам поселок расположился вокруг большого пруда, на южном берегу которого находится источник, где жители набирают воду. Над источником сооружена беседка, в которой можно посидеть и отдохнуть. Местные жители почему-то приняли нас за потомков бывших хозяев села и решили, что мы приехали, чтобы осмотреть свои владения. Разубеждать селян мы не стали, Григорий, показывая на Антона, говорил, что он и есть внук графа. Заречане также оказались не без юмора: уже покидая поселок, мы спросили у какого-то мужика какой дорогой нам лучше пойти и тот, подозрительно ухмыляясь, указал нам ее. Следуя этим путем мы часа два проплутали по лесу и вернулись снова в Заречный, где нам и пришлось ночевать.
Весь следующий день шли. Даже зной не останавливал. Дорога в лесу то была широкой и прямой, то превращалась в узкую тропу, петляющую между деревьев. Наконец, к исходу дня, вышли к селу с удивительным названием – Благодатка. По преданию, первые крестьяне, которые были определены сюда хозяином на жительство, оказавшись на новом месте, и увидев эти необычайно красивые лесные просторы, только и могли воскликнуть: «Благодать!» Так и назвали новое поселение – Благодать, это оно потом, в советское время, стало Благодаткой. Кажется, здесь ничего не изменилось со времени первых поселенцев. Такие же дома с соломенными крышами, колодцы с «журавлями» для подъема воды, бескрайние леса и тишина, нарушаемая только птичьим щебетом и мычанием коров. О церкви, некогда стоявшей на центральной площади села, ныне напоминали лишь тополя, когда-то росшие вокруг храма, а теперь стоящие полукругом над пустым местом.
Жители встретили нас довольно приветливо. Мы для них были в диковинку. Пройдя через все село и получая от добрых крестьян то ломоть домашнего хлеба, то лукошко огурцов, то банку варенья, мы, уже в полной темноте, ставили палатки на опушке леса вблизи грунтовой дороги ведущей в село Альдия. После ужина еще долго не ложились спать, сидели у костра и говорили, говорили….
На следующий день встали поздно и первым делом озаботились приготовлением пищи. В этот момент наш лагерь посетили гости. Пришла старушка, одетая в черное платье в черном же платке, сопровождали ее два здоровенных пожилых мужика. Старушку, как выяснилось, звали теткой Аксиньей, и требовала она, чтобы мы не разжигали костра в лесу, так как селяне боятся пожара. Она рассказала нам о последнем пожаре, который был у них в 1972 году, тогда горел лес, пламя так близко подступило к селу, что пришлось всех людей вывезти в другое место. От нее же мы узнали, что когда-то вокруг Благодатки не было таких массивов леса, а почти сплошные поля. Деревья стали активно сажать в 60-х гг. XX в., и теперь лес надвигается на село, со всех сторон, отвоевывая у крестьян лучшие луга и участки земли. Мы успокоили старушку и все время молчащих мрачных мужиков, что огонь разжигать будем только на дороге, соблюдая все правила пожарной безопасности. Тетя Аксинья узнав о нашем интересе к истории села и церкви, заявила, что обо всем этом лучше может рассказать Анна Степановна Анохина, живущая в доме напротив того места, где была церковь. В полдень отправились к Анне Степановне. Ее маленький, в четыре окна дом, действительно находился почти рядом с бывшей церковью. Мы постучали в окошко, и на наш стук вышла старушка, еще довольно крепкая на вид. Она вытирала руки о передник и приветливо улыбалась нам. Мы присели на лавочку, стоявшую рядом с крыльцом и началась наша беседа:
- Баб Аня, а вы помните, когда и кто построил вашу церковь и как она называлась?
- Называлась Покровской и в Альдии такая же была и в Шарике. А строили ее году в 1910-м. Долго строили, аж до 1919 –го. До этого церкви не было, ходили в Песчанку. А после к нам стали ходить из Михайловки, Богородицкой и Ивановки. В субботу приедут, остаются на ночь, а в воскресенье, после службы назад возвращаются. Закрыли церковь до войны, году в 1936–м. Сперва было зернохранилище, потом, после войны, клуб, ну а потом стали разбирать: колокола еще в войну сняли, купола на школу разобрали, остальное, что получше, сами растащили.
- А что с иконами стало, с утварью?
- Те иконы, что большие были, сожгли или кто себе в свинарник заместо полов взял, они ж толстые. Были еще такие из жести, много. Из них у нас тут один кружки делал.
- Батюшку помните?
- Да он у нас один был, отцом Степаном звали. Как церковь закрыли, его раскулачили и куда-то выслали. Здесь его сын жил, Анатолий.
Она умолкла. Видно невеселые воспоминания ее расстроили. Оживилась только тогда, когда мы стали расспрашивать о ее отце. Выяснилось, что он погиб еще в Первую мировую. Анна Степановна показала нам его фотографию бережно завернутую в целлофан. И опять разговор зашел о сегодняшнем дне. Баб Аня говорила, что раньше поля распахивали, засевали, а теперь все в запустении и заросло лесом. Школу в селе закрыли, медпункта нет, почты тоже. Был некогда в Раевке промкомбинат, но и он давно не работает.
Подошла тетя Аксинья. Она принесла несколько жестяных икон и сказала, что их спасли, когда храм разрушали. Мы усадили старушек на лавочку и сфотографировали. Затем, попрощавшись с ними, пошли к себе в лагерь. Остаток дня провели на кладбище, где осматривали могилки местных «черничек». Так называли в селе тех, кто в отсутствии церквей и пастырей совершал требы и в некотором роде руководил духовной жизнью крестьян. Четыре аккуратненькие могилки располагались в одной ограде. Они были ухожены и убраны цветами. Большие дубовые кресты возвышались над ними, и только на одном была фотография миловидной женщины в беленьком платочке, на табличке под фотографией значилось «Параскева Люлина» и год смерти «1975». Из рассказов благодатцев, раевцев и песчанцев мы уже знали, что она долгое время была среди черничек как бы за главную. Ее очень любили и уважали, говорили, что никогда не видели ее сердитой или раздраженной, хотя жизнь ее нельзя назвать легкой: более двадцати лет она терпеливо ухаживала за своей парализованной теткой, да еще успевала помогать многим другим людям.
Вечером собирали грибы и ягоды, а ночью любовались огромной луной медленно плывшей над полями и лесом, и освящающей серебристым светом соломенные крыши благодатских домов.
Свидетельство о публикации №209092500335