Геноцид, осуществленный Моисеем

Когда человек, с уже выработанным взглядом на проблему отношения мышления к бытию, впервые знакомится даже с кратким изложением Библии, невольно возникает ощущение, что Бог Ветхого Завета, и Бог Нового Завета – это, если и не противоположные сущности, то в значительной степени различные. Если в Новом Завете Бог - сама любовь, то в Ветхом Завете Бог, проявляемый посредством деяний Моисея, являет собой исключительно божественный страх. Если в Новом Завете человек приобщается к Богу на добровольной основе, путем просветительской деятельности Иисуса Христа, то Ветхий Завет буквально пронизан насильственным приобщением к вере, осуществляемой Моисеем. И не случайно на Лаодикийском соборе 363 года, при выработке списка новозаветных сочинений, развернулась довольно острая дискуссия по поводу включения или не включения Ветхого завета в число этого списка. Позитивный взгляд на эту проблему одержал победу. Отвечало ли это решение внутреннему духу христианства? Не было ли это механистическим проявлением, просто закрепляющий факт выхода христианства из одной из иудейских общин?

Опираясь на теорию Гумилева, мы с полной уверенностью можем утверждать, что оно отразило самую глубинную связь между иудаизмом и христианством, точнее, между деяниями Моисея и деяниями Иисуса Христа. Существует глубинная связь между иудейским этносом, созданным Моисеем, и христианским этносом, стремительное формирование которого было обязано жизни и, в особенности, смерти Иисуса Христа. Христос, в отличие от Моисея, не был создателем христианского этноса, он лишь способствовал его стремительному становлению.

Гумилев своей теорией этногенеза значительно расширил понятие «этнос». Он доказал, что этнос – это не условное деление человечества на отдельные группы, созданные самим человеком. Этнос возникает в результате деятельности природных сил, независящих от воли человека. Природное явление, в результате которого возникает этнос, Гумилев назвал пассионарным толчком или взрывом этногенеза. 

Гумилев утверждает, что под влиянием излучения, приходящего, вероятнее всего, от Солнца, биосфера Земли формирует этническое поле. Позднее, под непосредственным воздействием этнического поля на коллектив людей, случайно оказавшийся в зоне действия этнического поля, возникает этнос, создавая совместно с этническим полем этническую систему. Процесс возникновения этнической системы и представляет собой пассионарный толчок.

Гумилев на многочисленном историческом материале показал, что этногенез является природным явлением, но явлением особого рода, отличное от всех ныне известных. Этническое поле, воздействуя на коллектив людей и создавая этническую систему, тем самым, в полном соответствии с диалектикой Гегеля, создает механизм самодвижения этой системы. Этническое поле и этнос, представляя собой в этнической системе противоположности диалектического характера, взаимодействуя, создают условия саморазвития (самодвижения во времени) данной системы. Этническое поле, снабжая этнос энергией (пассионарностью), способствует свершению этносом великих дел. Со своей стороны, этнос, совершая великие дела, тем самым, вырабатывая различного рода информацию, улучшает структуру этнического поля. Не только этническое поле воздействует на этнос, но и этнос оказывает определенное влияние на этническое поле. Это влияние вытекает непосредственно из теории Гумилева, хотя прямо об этом нигде не сказано. Косвенное подтверждение факта влияния коллектива людей на этническое поле преподносит нам Библия. Необходимо лишь отметить, что такие понятия, как «этнос» и «этническое поле» в Библии, хотя, и отсутствуют, их, как будет показано в дальнейшем, вполне можно идентифицировать с библейскими понятиями «народ» и «Бог». Нужно только не упускать из виду, что Ветхозаветный Бог – это сущность, которая строго ограничена рамками иудейского этноса. За круг, очерченный иудейским этносом, Бог Ветхого Завета не выходит.

Взгляд на Бога, как на сверхъестественное существо, владеющее всей информацией, имеющей место во Вселенной, нас, людей XXI века, удовлетворить не может хотя бы уже потому, что в этом случае информация должна была распространяться в мире с бесконечной скоростью. Конечная скорость распространения энергии в пространстве ограничивает и возможности Бога. Но если Бог не всемогущ, то он вполне может оказаться сущностью естественной, т.е. включающей в себя другие сущности, отстоящие рангом ниже. Одна из этих других сущностей может оказаться способной к контакту с человеком, как это и преподносит нам Библия. Поняв причину и цель поступков Моисея, мы сможем осознать и божественную сущность, представленную в Библии, мы сможем познать Бога.

Многим, даже не читавшим Библию, известно о том факте, что сорок лет водил Моисей еврейскую общину по пустыне.
«И созвал Моисей всех (сынов) Израилевых и сказал им: вы видели все, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской с фараоном и всеми рабами его и всею землею его; те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса, (руку крепкую и мышцу простертую); но до сего дня не дал вам Господь (Бог) сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать. Сорок лет водил вас по пустыне, и одежды ваши на вас не обветшали, и обувь твоя не обветшала на ноге твоей; хлеба вы не ели и вина и сикера не пили, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш». (Библия, Втор. 29: 2 – 6).

Спрашивается, зачем Моисей сорок лет водил еврейскую общину по пустыне, когда ходу тем людям со всем их скотом до тех земель, которые Бог обещал им, от силы месяц?
Из Библии мы узнаем: затем, чтобы люди прониклись верой. Прежде, чем сыны Израилевы могли получить обещанные Богом земли, они должны были беззаветно поверить в Его существование, и служить только Ему. И, казалось бы, это подтверждается Библией. Моисей буквально вколачивал в людей веру.
«Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его. И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, (иди) ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек». (Библия, Исх. 32: 25 – 28).

Сравните с заповедью Христа: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

Далее в Библии мы читаем.
«Лишь только он (Моисей. – А. Ч.) сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и дома их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества». (Библия, Числа 16: 31 – 33).

Что это было?
Нет сомнений, что это был взрыв. Все дома Кореевых были предварительно заминированы, и по знаку Моисея взорваны. Обратите внимание на тот факт, что необычная смерть людей Кореевых не очень поразила людей общины. И после этого события нашлось значительное число сынов Израилевых, потребовавших у Моисея отчета за умерщвление людей Кореевых.
 «На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень». (Библия, Числа 16: 41).
Как видим, умерщвление людей Кореевых представляется чудом лишь нам, и только потому, что мы выставляем себя по отношению к нашим предкам этакими полубогами, создавшими промышленную цивилизацию. Скромность не только украшает человека, но и дает возможность непредвзято касаться прошлого.

Итак, в предшествующих событиях община видела прямое убийство, совершенное Моисеем. И тогда Моисею пришлось прибегнуть к кардинальному средству. Вероятно, он применил какое-то отравляющее вещество, секрет изготовления которого, как и секреты в области минирования, он мог позаимствовать в свое время у египетских жрецов. Не нужно забывать, что дочь фараона относилась к Моисею, как к собственному сыну. Думается, что элита египетского общества, к которой в первую очередь принадлежали жрецы, не могла этот факт не учитывать.

 «И сказал Господь Моисею (и Аарону), говоря: отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение. Но они пали на лица свои. И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, (и) началось поражение. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ; стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось. И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву». (Библия, Числа 16: 44 – 49).

Действия Моисея вполне можно охарактеризовать, как геноцид. Мотив, послуживший массовому убийству людей, заключался даже не в том, что люди недостаточно прониклись верой в Бога, а в том, что постоянно, во все время пребывания в пустыне, находились люди, которые сомневались в истинности действий Моисея.

Из Библии мы узнаем, что в начале пути при столкновении с малейшими трудностями, еврейская община, будучи субпассионарным образованием, пыталась повернуть обратно в Египет, но до прямого бунта дело не доходило. Моисей впервые столкнулся, хотя и со стихийными, но целеустремленными действиями всего общества сынов Израилевых. Они требовали от Моисея объяснения по поводу убийства людей Кореевых. Страх за собственную жизнь объединил общину, когда они увидели, что каждому из них может быть вынесен смертный приговор.

И, повторимся, возникает вопрос: зачем Моисею все это было нужно? Зачем ему, вне сомнений, получившему великолепное образование, и способному играть ключевые роли в государстве, необходимо было связывать свою судьбу с жалкой толпой субпассионариев? Ответ Библии на этот вопрос, мол, так Бог повелел, нас, людей XXI века удовлетворить не может. Соавторы Библии в силу естественных причин не могли дать вразумительное объяснение поступкам Моисея, кроме, как под воздействием божьей воли. Мы же, опираясь на теорию Гумилева, можем понять логику поступков Моисея. Поняв логику поступков Моисея, мы можем дать определение той сущности, которая в Библии определяется, как Бог.


Рецензии
Согласен с Вами в том, что с современной точки зрения многие действия Моисея кажутся весьма жестокими, а некоторые из них и впрямь напоминают геноцид. В своих работах (http://www.proza.ru/2016/02/22/398, http://www.proza.ru/2016/02/18/678) я пытаюсь обосновать эти выводы более подробно. Не будем, однако, забывать, что увел Моисей в пустыню пеструю орду, а вывел - народ, сплоченный и организованный. Можно ли было добиться такого результата без какого-либо насилия, для меня пока что вопрос открытый. Тем более, что в те времена это практиковалось повсеместно и люди, наверное, привыкли к жестокости.
К тому же вождь обращал народ в свою веру не только силой, но и многочисленными чудесами. В этой части я не вижу особой разницы между ним и Иисусом Христом.
Я бы вообще не стал так резко противопоставлять эти две фигуры. Иисус, конечно, гораздо миролюбивее, но и у него есть слова "Не мир, но меч", есть избиение торговцев, истребление смоковницы, вооружение апостолов и т.п.
Его ученики легко покидают Учителя и прячутся, когда для этого не было ни малейших оснований...
Наконец, сам Иисус заявлял, что продолжает линию Ветхого Завета (Закона)
С уважением, Томас Твин

Томас Твин   07.06.2016 17:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.